Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понятия целостности в
живописном изображении 7
1.1. Особенности создания целостности в художественных
произведениях живописи зарубежного и отечественного
искусства 7
1.2. Адаптация средств создания целостности к восприятию
учащимися художественной школы 18
Глава 2. Методические аспекты освоения понятия целостности
живописного произведения учащимися на занятиях живописью в художественной школе 29
2.1. Анализ педагогического опыта формирования представлений о целостности живописного произведения
у учащихся художественных школ 29
2.2. Экспериментальная работа по формированию представлений о целостности живописного изображения
у учащихся художественной школы города Белгорода 32
Глава 3. Процесс работы над творческой частью выпускной
квалификационнойработы 43
3.1. Поиск живописных средств передачи образной
характеристики в портрете 43
3.2. Технология разработки эскизов и итогового варианта 51
живописной композиции
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложения 63
Проблема целостности в изобразительном искусстве всегда волновала, как художников, так и теоретиков искусства. Целостность, на наш взгляд, самое важное выразительное качество изображения. Это качество определяет комфортность восприятия картинной плоскости зрителем. Именно поэтому мы решили узнать, какими художественными средствами можно создать целостный художественный образ, а также, какие из этих средств наиболее доступны для обучения. В ходе анализа, художественно-педагогического
словаря, учебников и другой литературы, было выявлено, что понятие
целостности даётся не систематично, невозможно однозначно выделить структуру и функции целостности, а конкретные средства создания целостности немногочисленны и упомянуты по отдельности. Отчасти, это объясняется тем, что любые средства и приёмы, которые использует художник, должны сопутствовать его замыслу и участвовать в создании целостности произведения.
Педагоги художественной школы затрагивают эту тему не часто, по необходимости, не уделяя ей должного внимания. В начале урока не ставится задача анализа постановки на предмет целостности, определения взаимоотношений главного и второстепенного. Как правило, эта проблема на уроках в художественной школе затрагивается на завершающем этапе работы.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью раннего формирования представленийучащихся о художественных качествах изображения и отсутствия методики обучения одному из ключевыхсредств художественной выразительности - целостности.
Проблема исследования - каковы методические условия формирования у учащихся художественных школ представлений о целостности живописного изображения?
Цель исследования - разработкаметодических условий формирования представлений о целостности живописного изображения учащихся художественных школ
Объект исследования:развитие у учащихся художественной школы способности воспринимать и передавать живописные качества натуры в изображении.
Предмет исследования:Освоение художественных средств создания целостности в живописном изображении
Гипотеза исследования.Формирование представлений о целостности живописного изображения как основе способности к восприятию и передаче художественных качеств натуры в изображении будет эффективным если:
• понятие целостности будет дифференцированно на
составляющие компоненты;
• художественные средства создания целостности будут теоретически обоснованы и адаптированы до уровня восприятия учащимися художественных школ;
• будет разработана методика освоения художественных средств создания целостности в системе преподавания живописи в художественной школе.
Задачи исследования:
1. Выяснить и теоретически обосновать понятие целостности живописного произведения.
2. Выявить художественные средства создания целостности в живописном произведении.
3. Разработать систему последовательного освоения художественных средств создания целостности на занятиях живописью в художественной школе.
Методология исследования: в ходе работы над исследованием мы опирались на труды отечественных искусствоведов, художников-педагогов, из них: М.В. Алпатов, В.Д. Соробьянов, Б.Р. Виппер, Ю.Я. Герчук, С.П. Ломов, Ю.В. Коробко, Д.Е. Стариченко. Также, на опыт в области методики обучения в художественной школе А.П. Польниковой, С.И. Васильевой, Л.В. Васечкиной, К.С. Шубиной.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, педагогические наблюдения, анализ педагогического опыта учителей, опросы, анкетирование, педагогический поисковый и формирующий эксперимент.
Теоретическая значимость заключается в выявлении и описании средств создания целостности в изображении, а также определении возможности дифференцированного их освоения подростками, обучающимися в художественных школах на занятиях живописью.
Практическая значимость исследования состоит в том, чторазработанные материалы и наглядные пособия могут быть использованы в практической деятельности педагогов художественных школ на занятиях живописью для освоения учащимися средств создания целостности в этюдах. Кроме того, в работе описаны некоторые, наиболее значимы методы обучения живописи, адаптированные для возраста учащихся художественных школ. Эти материалы могут быть включены в программы по живописи на пленэре. Полагаем, что в дальнейшем можно разработать учебно-методическое пособие для учащихся школ искусств и художественных школ.
Экспериментальная база исследования МБУ ДО «Детская
художественная школа г. Белгорода». Экспериментальная работа проводилась в двух группах 3 класса данной школы.
В выпускной квалификационной работе мы попытались проанализировать живописные средства создания целостности в картине. Актуальность проблемы создания целостности имеет место и в системе профессионального художественного обучения, и в предпрофессиональной подготовке подростков в художественной школе. На педагогической практике мы столкнулись с необходимостью адаптации профессиональных знаний. В связи с этим мы проделали достаточно большую работу по выявлению живописных средств создания целостности. По результатам этой работы были написаны два раздела первой главы текста. В разделе 1.1. мы рассмотрели особенности создания целостности в художественных произведениях живописи зарубежного и отечественного искусства. Этот материал позволил выявить конкретные живописные средства создания целостности. Во втором разделе первой главы мы рассмотрели выявленные живописные средства с позиции освоения понятия «целостность» учащимися художественной школы. Здесь каждое живописное средство подробно описывается и иллюстрируется живописными работами мастеров. Таким образом, в первой главе мы решили первую и вторую задачи исследования.
Во второй главе мы описали педагогическую часть исследования и решили третью и четвертую задачи исследования. Здесь, в разделе 2.1., приведен анализ педагогического опыта учителей художественной школы по обучению детей средствам создания целостности в изображении. Во втором разделе данной главы мы описали экспериментальную часть исследования. На педагогической практике в художественной школе г. Белгорода мы провели опытную работу по освоению детьми живописных средств создания целостности. Дети дифференцированно осваивали живописные средства создания целостности в этюдах. Эксперимент показал, что подростки не только могут освоить эти средства на теоретическом уровне, но и применять их в практической работе, создавая при этом достаточно выразительные живописные этюды. В целом экспериментальная работа показала необходимость раздельного, освоения живописных средств создания целостности. Методика дифференцированного подхода открывает для детей возможности для активного, глубокого исследования натуры и возможностей ее живописного изображения в этюде. Во второй главе мы описали последовательность доказательства гипотезы исследования.
В творческой части выпускной квалификационной работы, описанной нами в третьей главе текста, мы апробировали каждое живописное средство в собственных этюдах. В разделе 3.1. мы описали процесс самостоятельного изучения живописных средств создания целостности в натюрморте, пейзаже и портрете, а также в ряде кратковременных живописных этюдах голов натурщиков. В результате этой работы появилась достаточно глубокое понимание живописных средств создания целостности в портрете. В качестве итоговой композиции был выбран портрет. Во втором разделе третьей главы приведен ход работы над данной композицией.
В данной выпускной квалификационной работе рассмотрена проблема освоения живописных средств создания целостности. По мере углубления в исследование данной темы мы все более убеждались в актуальности проблемы, в необходимости разрабатывать ее не только на уровне живописи, но и в композиции и в графической пластике. Полагаем, что это может стать темой дальнейшего исследования.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624 с
2. Алексеев, С. О колорите. - М.: Изобразительное искусство, 1974. - 234с
3. Алёхин А.Д. О языке изобразительного искусства. - Знание. Серия искусство. - М.,1973, №6. - 47с.
4. Алиев, Ю.Б. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / Ю.Б Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова и др.; под ред. Н.А. Кушаева. - М.: Просвещение, 1986. - 240 с.
5. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. В.Н. Самохмна. - М.: Наука, 1974. - 256 с.
6. Баммес, Г. Изображение фигуры человека: Пособие для художников, преподавателей и учащихся, перевод В.А. Виталса / Под ред. Л. Робине. - М.: ЗАО «СВАРОГ и К», 1999. - 336 с.
7. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. - М.: Просвещение, 1989. - 190с.
8. Бенуа А.Н., История русской живописи в 19 век. М.: 1993. - 367 с.
9. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-чворческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. - М., 1992. - 214 с.
10. Волков Н.Н. Восприятие картины - М.: Просвещение, 1976. - 321 с.
11. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М: Искусство, 1977. - 267с.
12. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984. - 300 с.
13. Володин С.Уроки изобразительного искусства.Рисование головы человека с 34-36// «Юный художник»,2003г.№9.
14. Выготский Л. С. Психология искусства. - Ростов н./Д: Феникс, 1998. - 357 с.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.
- М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
16. Данилова И. Портрет 20 века [Текст] / И.Данилова.// Юный художник.
- 1999. - № 5-6. - с.38-42.
17. Демосфенова Г.Л. Образ нашего современника в советском портретном искусстве. - М., 1978. - 189 с.
18. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. Т.1. - М.: Искусство, 1990.
- 403с.
19. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. Т.2. - М.: Искусство, 1990.
- 410с.
20. Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. - М.: Издательство МГУ, 1994. - 262 с.
21. Женский портрет в русском искусстве XII - начале XX веков. - М., 1982.- 261 с.
22. Зингер Л.С. О портрете. Проблема реализма в искусстве портрета. - М.: «Советский художник», 1969. - 254 с.
23. Ильина, Т.А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студ-овпед. ин-ов / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984. - 496с.
24. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М.: АХ СССР, 1959.¬247 с.
25. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению: Суриков, Врубель, Петров-Водкин. - М.: Изобразительное искусство, 1981 - 340 с.
26. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. - М.: Академический Проект, 2005. - 243 с.
27. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись / Ю. М. Кирцер. - Изд. 7-е, стер. - Москва :Высш. шк., 2007. - 270 с.
28. Ковалев С.В. НЛП-консалтинг: введение в человеческое благополучие / С.В. Ковалев.- М.: Профит Стайл, 2010. - 272 с
29. КончаловскийП. П. Мысли о художественном творчестве, М., 1964, с. 27
30. Костерин, Н.П.Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2002 «Дошкол. воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкол. учереждениях». - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 240с.
31. Костин, В.И., Юматов, В.А. Язык изобразительного искусства. - М.: Знание, 1978.- 268 с.
32. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе, пособия для учителей. М., «Просвещение» 1977г.- 273 с.
33. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). — СПб.: Академический проект, 2002.- 67 с.
34. Лушников Б.В. Рисунок. Портрет. - М.: ВЛАДОС, 2004.- 189 с.
35. Мастера портрета. // Под ред. Дятлова Г.В., Ляхова К.А. - М.: Вече, 2002.- 197 с.
36. НеменскаяЛА, Фомина Н.В., Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя. М.: 1991.- 267 с.
37. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1981.- 231 с.
38. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа. - М., 1972.- 183 с.
39. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. - М., 1966.- 273 с.
40. Паранюшкин, Р.В. Композиция / Серия «Изобразительных искусств». - Ростов н /Д.: Изд - во «Феникс», 2001. - 150с.
41. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-ов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин, Н.А. Сорокин и др./ Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. И перераб.- М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
42. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. Учеб. Зав / В.А Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.Н. Мищеко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа - ПРЕСС, 2000. - 512 с.
43. Подласый, И.П. Педагогика новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн./ И.П. Подласый. - М.: Гумат. Издат. Центр ВЛАДОС, 1999. - кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
44. Примерные программы по учебным предметам по дополнительным предпрофессиональным программам Живопись и Декоративно-прикладное творчество // Министерство культуры Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/det ail.php?ID=508038&SECTION_ID=19546&sphrase_id=6785737/ (дата обращения: 19.06.2017).
45. Раушенбах Б.В Пространственное построение в живописи.-М.: Наука,1980.-288с.
46. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995.¬342 с.
47. Ростовцев Н.Н. «История методов обучения рисованию», М.: «Просвещение», 1982.- 251 с.
48. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство / Е.А. Ермолинская, Ю.Н. Протопопов - М.: Вентана-Граф, 2009.- 141 с.
49. Сапожников, А.П. Полный курс рисования / Под ред. М. Ларионова. - М.: «АЛЕВ - В», 2003. - 4-е изд. - 160с.
50. Сапожников, А.П. Полный курс рисования / Под ред. М. Ларионова. - М.: «АЛЕВ - В», 2003. - 4-е изд. - 160с..
51. Смирнов Г. Б. «Живопись», М.: «Просвещение», 1965.- 259 с.
52. Сокольникова Н. М. «Основы рисунка», изобразительное искусство часть 2, Обнинск, издательство «Титул», 1996.- 262 с.
53. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.
54. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 классов: В 4 ч. Ч.2 Основы живописи / Н.М. Сокольникова. - Обнинск: Титул, 1996. -80 с.:
55. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 классов: В 4 ч. Ч.3 Основы композиции / Н.М. Сокольникова. - Обнинск: Титул, 1996. -80 с.
56. Соловьева Б.А. Искусства рисунка. - М., 1965.- 212 с.
57. Стасевич В.Н. Искусство портрета: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1972.- 143 с.
58. Унковский, А.А. Живопись: Вопр. Колорита. Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. фак. пед ин-тов. - М.: Просвещение, 1980. - 128 с.
59. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроке изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1977.- 263 с.
60. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Методическое пособие 6 класс / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Покровская.- М., 2008.- 89 с.
61. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская, Л.В. Неретина. - М., 2008.- 123 с.
62. Юон К.Ф. «Об искусстве» /В 2 т. М.: Советский художник, 1959. - Т. 1.384с.
63. ЯшухинА. П., Живопись: Учеб. для студентов художеств.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов / А. П. Яшухин, С. П. Ломов. - М.: Агар: Рандеву- АМ, 1999. - 227 с.