Аннотация 3
Введение 4
1 Обучение основам робототехники 7
1.1 Изучение основ программирования Arduino 8
1.2 Среда разработки Arduino IDE 12
1.3 Базовые правила синтаксиса языка CC++ 19
1.4 Применение Arduino в обучении прикладному программированию 33
2 Разработка лабораторного практикума «Основы программирования на
платформе Arduino» 36
2.1 Лабораторный практикум в дополнительном образовании 36
2.2 Требования к разработке лабораторного практикума 37
2.3 Способ реализации лабораторного практикума 39
2.4 Структура и содержание лабораторного практикума 41
2.5 Методические рекомендации к проведению лабораторного
практикума 54
Заключение 56
Список использованных источников 57
Приложение 60
Появление первых микропроцессоров ознаменовало начало новой эры в развитии микропроцессорной техники. Наличие в одном корпусе большинства системных устройств, сделало микроконтроллер подобным обычному компьютеру. Раньше они назывались однокристальные микроЭВМ. Чтобы собрать устройство и микроконтроллер, необходимо знать основы схемотехники, устройство и работу конкретного процессора, уметь программировать на ассемблере и изготавливать электронную технику. В настоящее время, все изменилось. Сейчас существует такое устройство, как проект Arduino.
Arduino представляет собой наборы, состоящие из готового электронного блока и программного обеспечения. Электронный блок — это печатная плата с микроконтроллером и элементами, которые необходимы для работы. Вторая часть — это программное обеспечение для создания программ, включающее в себя простую среду разработки и язык программирования C/C++.
Актуальность выбранной темы заключается в обеспечении необходимости доступа к программированию и разработке робототехнических устройств не только профессионалам, но и заинтересованным обучающимся. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», одним из аспектов которого является развитие робототехники. Так же актуальность робототехники в современное время. Широкий набор учебно-методических материалов, готовых модулей и библиотек программ позволит мотивировать начинающих пользователей к созданию различных робототехнических устройств в рамках данной программы.
Особенностью лабораторного практикума является ориентация его на старшеклассников и студентов младших курсов, обучающихся по программе дополнительного профессионального образования.
В данном лабораторном практикуме будут рассмотрены такие лабораторные работы:
1. Знакомство со средой разработки Arduino IDE. Установка и начало работы.
2. Управление светодиодами средствами виртуальной среды Autodesk Circuits с применением условного оператора if.
3. Управление светодиодами с помощью кнопок средствами виртуальной среды Autodesk Circuits» с применением условного оператора выбора case.
4. Управление RGB-светодиодом средствами виртуальной среды Autodesk Circuits» с применением цикла for.
5. Управление жидкокристаллическим дисплеем LCD 16x2 с применением оператора цикла while.
6. Мини-проект «Ультразвуковой дальномер».
По итогам прохождения лабораторного практикума проверкой полученных знаний является самостоятельный проект с использованием представленных электронных компонентов.
Объект исследования — процесс изучения основ программирования на платформе Arduino.
Предмет исследования — лабораторный практикум «Основы программирования на платформе Arduino».
Цель работы — разработать лабораторный практикум «Основы программирования на платформе Arduino».
Педагогический адрес — практикум разработан для системы дополнительного образования школьников старших классов и студентов младших курсов колледжей и техникумов, обучающихся в учебнотехническом центре ООО «Омега-1» г. Екатеринбурга.
...
Выпускная квалификационная работа лабораторный практикум «Основы программирования на платформе Arduino» для дополнительного образования школьников старших классов и студентов младших курсов колледжей и техникумов, обучающихся в учебно-техническом центре ООО «Омега-1» г. Екатеринбурга, включает в себя шесть лабораторных работ, которые в свою очередь включают в себя задания самостоятельной работы и контрольные вопросы. По итогу выполнения лабораторного практикума выполняется контрольное задание.
Результат проделанной работы таков:
1. Проведено сравнение сред разработки Arduino IDE и Turbo Pascal.
2. Проведено сравнение синтаксиса программного кода и представлены примеры написания программ в этих средах, изучены основы программирования на платформе Arduino.
3. Рассмотрены и соблюдены требования к разработке лабораторного практикума.
4. Разработана структура и содержание лабораторного практикума, включающее в себя шесть лабораторных работ и контрольное задание.
По итогу выполнения лабораторного практикума «Основы программирования на платформе Arduino» обучающиеся изучат основы программирования на платформе Arduino в сравнении со знаниями, полученными из лабораторного практикума «Язык программирования Turbo Pascal» от учебно-технического центра ООО «Омега-1» г. Екатеринбурга.
Цель достигнута — практикум разработан, задачи выполнены. Лабораторный практикум «Основы программирования на платформе Arduino» может использоваться в системе дополнительного образования.
1. Аппаратная платформа Агдшпо[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://arduino.ru/Hardware (дата обращения 24.04.17).
2. Белослудцева Л. И., Прончев Г. Б. Курс робототехники для дополнительного образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).
• Пермь: Меркурий, 2012. — С. 102-104.
3. Гайсина И. Р. Развитие робототехники в школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 105-107.
4. Готлиб Б. М. Введение в специальность «Мехатроника и робототехника» [Текст]: курс лекций / Б. М. Готлиб, А. А. Вакалюк. — Екатеринбург: УрГУПС, 2012. — 134 с.
5. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей: история и современность [Текст]: учеб. пособие для СПО / А. В. Золотарева, А. Л. Пикина, Н. А. Мухамедьярова, Н. Г. Тихомирова; отв. ред. А. В. Золотарева. —2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
• 353 с. — (Профессиональное образование).
6. Золотарева А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей [Текст]: учебник и практикум для СПО / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп.
• М.: Издательство Юрайт, 2016. — 399 с. — (Профессиональное образование).
7. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом [Текст]: учеб. пос. для студ. высш. учеб. зав-ий / Г. И. Кругликов.
• 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.
8. Курс «Arduino для начинающих» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edurobots.ru/kurs-arduino-dlya-nachinayushhix (дата обращения 10.05.17).
9. Максимов П. В. Анализ одноплатных компьютеров, потенциально пригодных для использования в обучении [Текст] / П. В. Максимов, Ю. В. Корнилов // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2015 г.). В 2 т. Т. 2 / Редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — №4 (6). — С. 244-246.
10. Момот М. В. Мобильные роботы на базе Arduino [Текст] / М. В. Момот. — СПб.: БХВ-Петербург, 2017. — 288 с.: ил.
11. Морозова Н. А. Дополнительное образование — многоуровневая система в непрерывном образовании России [Текст] / Н. А. Морозова. — М.: МГУП, 2001. — 277 с.
12. Осадчий В. В., Осадчая Е. П. Анализ проблемы профессиональной подготовки программиста и пути ее решения [Текст]: журнал «Образовательные технологии и общество» / В. В. Осадчий, Е. Е. Осадчая. — Республика Татарстан, Казань: ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2014, том 17, выпуск № 3. — С. 362-377.
13. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Текст] / А. В. Осин. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. - 320 с.
14. Переменные, типы переменных, объявление переменных, константы [Электронный ресурс]. — Режим
па: https://myrobot.ru/stepbystep/pr variables.php (дата обращения 19.04.17).
15. Петин В. А. Проекты с использованием контроллера Arduino [Текст] / В. А. Петин. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: БХВ-Петербург, 2016. — 464 с.: ил.
... всего 25 источников