ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ДЕФОРМАЦИЙ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ 7
1.1 Понятие, сущность, особенности профессиональной деформации работников сферы обслуживания 7
1.2. Причины развития профессиональной деформации работников сферы обслуживания 14
2. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У РАБОТНИКОВ
МАГАЗИНА «КРАСНОЕ И БЕЛОЕ» Г.ЕКАТЕРИНБУРГА 19
2.1. Диагностика уровня профессиональной деформации у сотрудников
магазина «Красное и Белое» г. Екатеринбурга 19
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования профессиональной
деформации сотрудников магазина «Красное и Белое», и предложенные рекомендации по профилактике приобретения профессиональной деформации сотрудников 27
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ У СОТРУДНИКОВ МАГАЗИНОВ «КРАСНОЕ И БЕЛОЕ» Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 32
3.1. Разработка лекции для сотрудников сети «Красное и Белое» 32
3.2. Разработка оценочного теста по проведенной лекции для сотрудников
магазинов «Красное и Белое» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Выбор профессиональной принадлежности в жизни каждого человека имеет немаловажное значение. Выбор профессии имеет громадное значение для самого человека и важен для общества.
Работа - это главная составляющая человеческой жизни, так как на рабочем месте человек проводит большую часть своей жизни. Работа дает нам не только финансовую стабильность, но и самоудовлетворение, определенное место в нашем обществе, а так же придает значимость нашей жизни.
Но не достаточно просто выбрать профессию. Главное, чтобы человек выбрал именно то, что ему нравится, чтобы он действительно получал самоудовлетворение и удовольствие от жизни. Если же выбрать профессию не по душе, а вынуждено из-за определенных жизненных обстоятельств, то профессия будет вызывать не удовлетворение, а наоборот будет нагнетать человека. Следствием такой ситуации может стать негативное восприятие окружающих (коллег по работе, близких), и немало важно - самого себя.
Удачный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Итак, правильный выбор профессии - один из краеугольных камней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастья общего.
Проблема исследования состоит в определении особенностей профессиональных деформаций у сотрудников сферы обслуживания.
Важность и проблема исследования позволили сформулировать тему данной работы следующим образом: «Особенности профессиональной деформации у сотрудников сферы обслуживания».
Цель - изучить особенности профессиональной деформации сотрудников сферы обслуживания.
Объект - процесс формирования профессиональных деформаций сотрудников сферы обслуживания.
Предмет - специфика профессиональной деформации у работников сферы обслуживания.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия профессиональных деформаций сотрудников сферы обслуживания;
2. Выявить причины развития профессиональных деформаций сотрудников сферы обслуживания;
3. Определить особенности профессиональных деформаций у сотрудников сферы обслуживания;
4. Проанализировать причины и факторы профессиональных деформаций у сотрудников сферы обслуживания и определить возможность их профилактики;
5. Разработать лекцию по профилактике профессиональных
деформаций у сотрудников сферы обслуживания;
6. Разработать оценочный тест по проведенной лекции по профилактике профессиональных деформаций у сотрудников сферы обслуживания.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ и синтез, обобщение
2. Эмпирические методы: анкетирование, анализ документов.
База исследования: исследования проводились на базе магазина «Красное и Белое», г. Екатеринбурга
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Профессиональные деформации предполагают собою перемену свойств личности (стандартов восприятия, ценностных ориентаций, нрава, методов общения и манеру поведения), возникающие при продолжительном исполнении трудовой деятельности.
Наибольшее влияние профессиональные деформации оказывают на личностные особенности представителей тех специальностей, труд которых связан с другими людьми. Крайняя форма профессиональных деформаций индивида у данных сотрудников, выражается в формальном, предвзятом, агрессивном отношении к людям. Профессиональные деформации личности могут носить повторяющийся характер или устоявшийся, поверхностный или глобальный, позитивный или негативный характер. Они проявляются в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом обличии. Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального выгорания.
Непосредственно, сущность профессиональных деформаций заключается в том, что под влиянием исполнения своей работы у человека изменяются большинство качеств личности, возникает профессиональная роль, проявляющаяся и вне профессиональной среды.
Это главное изменение человеческих качеств под влиянием профессии, которые можно наблюдать в различных специальностях. Но особенно сильно оно проявляется у представителей тех профессий, которые имеют дело с людьми - в это число специальностей входят и сотрудники сферы обслуживания. Предприниматель, руководитель должен иметь дело одновременно с представителями нескольких профессий, чтобы эффективно организовать трудовой процесс и выполнить свои поставленные планы. А профессиональное мышление у данных представителей ограничено только интересами своей профессии. Профессиональное мировоззрение всегда более ограничено, чем философское, гуманистическое и другие формы мышления, не связанные с узкими рамками профессиональной специализации.
Что касается профессиональных деформаций сотрудника сферы обслуживания, то для него, как правило, характерен частный случай профессиональной деформации - эмоциональное выгорание — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.
Работники сферы обслуживания выполняют преимущественно функции, связанные с оказанием индивидуальных услуг в сфере бытового обслуживания населению. Сфера обслуживания - это особый сектор экономики, и требования к работникам здесь тоже отличаются некоторыми нюансами. Работники сферы обслуживания должны обладать определенными свойствами и качественными характеристиками, для дальнейшей успешной трудовой деятельности.
Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, — это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение работающий специалист, а также специфика его труда. Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.
Мероприятия по профилактике профессиональных деформаций - это комплекс предупреждающих действий, которые ориентированы на уменьшение вероятности развития и профессиональных деформаций. Непосредственно, нужно использовать методы управления сознанием, уметь переключаться между видами производимой деятельности.
Характеризуется синдром эмоционального выгорания такими качествами как, отстраненностью, экономией своей энергии, во вред клиентам, игнорирование индивидуальных особенностей клиентов, а самое главное сильно влияет на характер общения сотрудника, с клиентами и коллегами.
Исходя из данных, полученных, в процессе проведенного мною исследования, можно отметить, что синдром эмоционального выгорания у разных сотрудников, выявляется по разному: 4 сотрудника из 16 испытывали данный синдром, 8 сотрудников ответили, что никогда не испытывали, и, 4 сотрудника ни разу не слышали и не ощущали проявления данного явления.
Предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания непосредственно будет легче, чем бороться с его последствиями. Эмоциональное выгорание - это продолжительный процесс, при котором личность принимает активное участие. Необходимо стараться предотвратить деформацию. Для этого необходимо исследовать мотивы выбора данной профессии, а затем контролировать различные проявления стресса, создавать здоровую систему поддержки и за пределами рабочей атмосферы стремиться жить радостной и физически активной жизнью.
1. Ахиезер А. С. Культурно-психологические проблемы осмысления и «решения» переходных процессов // Мир психологии. — 2000. - 322с.
2. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания». - М.: Педагогика, 2005. - 527с.
3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 272с.
4. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. Москва. 2006. - 40с.
5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов - М.. ПЕР СЭ, 2001 - 511с.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 2003. - 154с.
7. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ. пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 343с.
8. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации.- М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2007. - 333с.
9. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика : — М., 1998. — 308с.
10. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 2005. 632с.
11. Гордин В. Э. Менеджмент в сфере услуг / В.Э. Гордин, М.Д. Сущинская. - М.: Бизнес-пресса, 2017. - 272c.
12. Гринберг Д. Управление стрессом. 7-е изд. - СПб.: Питер.- 2002.
13. Гуревич П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 559c.
14. Дружилов С. А. Профессиональные деформации и деструкции: феноменология и подходы к изучению / С. А. Дружилов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2013. — № 12. - 247с.
15. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп - М.: Академический Проект;Екатеринбург: Деловая книга, 2003, - 336с.
16. Ипатов А. В. Профессиональные деформации и их профилактика: монография / А. В. Ипатов. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 154с.
17. Каменская В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. — СПб.,1999. — 144с.
18. Карпов А.В. Психология труда: учебник для студентов вузов / А.В. Карпов. - М.: Владос - Пресс, 2005. - 352с.
19. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 160с.
20. Константинов В. В. Профессиональная деформация личности : учеб, пособие для академического бакалавриата / В. В. Константинов. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 158с.
21. Кузнецова Е. В. Психология стресса и эмоционального выгорания : учеб, пособие для студ. факультета психологии / Е. В. Кузнецова, В. Г. Петровская, С. А. Рязанцева. — Куйбышев, 2012.— 96с.
22. Липский И. А. Социальная педагогика: Методологический анализ. М.: ТЦ Сфера, 2004. 320с.
23. Липский И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ. М.: ТЦ Сфера, 2004. 320с.
24. Малярчук Н. Н. Профилактика профдеформаций : учеб, пособие / Н. Н. Малярчук. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. — 292с.
25. Никифоров Г.С. и др. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Г.С. Никифоров и др. - СПб.: Питер, 2001. 240с.
26. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб: Речь, 2002. - 256с.
27. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 221с.
28. Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление. - СПб: Речь, 2008. - 144с.
29. Пряжникова Е. Ю. Психология труда: теория и практика : учебник для бакалавров / Е. Ю. Пряжникова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 520с.
30. Пуховский Н.Н. Терапия ментальных расстройств или другая психиатрия: учеб.пособие/ Н.Н. Пуховский. - М.: Акад. Проект, 2003. - 233с.
31. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», 2015. - 234с.
32. Рябченко И. В. Психология совладающего поведения сотрудников милиции. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007
33. Самаль Е.В. Методика преподавания психологии: курс лекций / Е В. Самаль.- Мн.: МГЭИ, 2005.- 212с.
34. Скрынникова И. А. Маркетинг в сфере услуг / И.А. Скрынникова. - Москва: СИНТЕГ, 2012. - 208c.
35. Толочек В.А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2005. 479с.
36. Фромм Э. Бегство от свободы. — М. : «Прогресс», 1990. — 272с.
37. Шейнов В. П. Искусство торговли. Эффективная продажа товаров и услуг / В.П. Шейнов. - М.: Харвест, 2016. - 416c.
38. Панкратова Л.,Заглодина Т., Курчина Е., Фалалеева Е. Копинг стратегии в профилактике профессиональной деформации у специалистов по социальной работе./Eurasian Journal of Analytical Chemistry.2018.№ 13(1b).P.1-9.