Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы разработки электронного учебного пособия 8
1.1 Анализ литературы и интернет-ресурсов 8
1.1.1 Анализ рабочей программы 8
1.1.2 Анализ литературы и интернет-ресурсов 12
1.2 Информационные технологии в экономике 16
1.3 Электронные учебные пособия и требования, предъявляемые к ним ... 25
1.4 Анализ аналогичных пособий 33
1.5 Обоснование выбора средств разработки учебного пособия 36
1.6 Вывод по главе 36
2 Описание электронного учебного пособия 38
2.1 Педагогический адрес 38
2.2 Структура электронного учебного пособия 38
2.3 Интерфейс электронного учебного пособия 40
2.4 Описание разделов электронного учебного пособия 45
2.5 Инструкция по работе с электронным учебным пособием 51
2.6 Апробация электронного учебного пособия 53
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение 60
Научно-технический прогресс характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы человеческой жизни, что приводит к изменению в производственных и управленческих процессах.
Информационные технологии (ИТ) в экономике представляют собой совокупность методов переработки исходных данных в оперативную и надежную информацию, служащих для принятия решений с помощью аппаратных программных средств с оценкой обоснованности, анализом и целесообразностью их внедрения в конкретную сферу деятельности рыночных субъектов, практику менеджмента, управления персоналом, производством, хранением, реализацией и сбытом продукции .
Стремительное развитие информационных технологий обусловлено снижением стоимости и повышением мощности аппаратного обеспечения, а также разработкой разнообразного программного обеспечения, внедрением информационных технологий в обработку данных и широким распространением Интернета. Все это не только экономически обосновывает, но также и делает целесообразным использование в экономике и управлении государственными и коммерческими организациями использование информационных систем (ИС) и технологий.
Развитие и внедрение информационных технологий ведет к построению общества, в котором основная часть работоспособного населения занята в области обработки информации.
В большинстве современных организаций внедрены автоматизированные системы бухгалтерского учета и финансового планирования, а также активно используется Интернет для обмена информацией, рекламы и продвижения своей продукции.
В настоящее время актуально изучение того, как информационные технологии влияют на экономику. Так как без использования информационных технологий экономика любого отдельно взятого предприятия и всей страны в целом сегодня просто немыслима, а также того, что постоянное совершенствование техники, условий и организации труда приводит к усложнению трудовых функций работников и росту экономической значимости результатов их деятельности, от которых зависит качество работы, то существует потребность подготовки в ВУЗах специалистов, умеющих применять данные технологии в экономической сфере.
В учебный план подготовки бакалавров направления подготовки 38.03.01 Экономика профиля «Экономика предприятий и организаций» включена дисциплина «Информационные технологии в экономике». Данная дисциплина призвана сформировать у студентов профессиональные знания и умения, связанные с использованием информационных технологий и информационных систем различного класса на предприятиях; развитие личных познавательных интересов и приобретение актуальных знаний и умений, позволяющих проявить себя в будущей профессиональной деятельности.
Студентов, которые в своей будущей деятельности обязательно столкнутся с неизбежностью использования большого спектра ИТ и ИС, необходимо обучать с помощью современных средств обучения, к каким и относятся электронные учебные пособия (далее ЭУП).
В процессе обучения ЭУП применяются как для дистанционного образования, так и для самостоятельного изучения материала.
Построение ЭУП происходит по модульному принципу и включает в себя следующие элементы [17]:
• текстовая и/или аудио информация;
• графическая (схемы, чертежи, различные рисунки, анимированные объекты);
• интерактивный блок (различные управляющие элементы: кнопки переходов, гиперссылки и т.д.);
• дополнительный материал (видеозаписи, презентации).
Ниже представлены возможности применения ЭУП для самостоятельной работы обучающихся:
1. Изучение теоретического материала. Используя ЭУП, студент может самостоятельно усваивать знания и формировать необходимые умения в соответствии с рабочей программой. Анимация, видеоматериалы, изображения и презентации дают возможность обеспечить визуализацию различных процессов и явлений, а также сделать учебный процесс более интересным и познавательным.
...
Электронные образовательные ресурсы позволяют дополнить курс обучения разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для обучаемых.
Высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курсов, комплексность и интерактивность делают электронные учебные пособия полезными как для обучающего, так и для обучаемого.
Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей процесс обучения становится более эффективным и интересным.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. На первом этапе был проведен анализ рабочей программы дисциплины «Информационные технологии в экономике», литературы и интернет- источников по данной теме, который позволил отобрать и структурировать необходимый для создания ЭУП материал.
Был проведен анализ литературы и интернет-источников с целью выделения требований, предъявляемых к электронным учебным пособиям и технологиям их разработки.
2. С учетом выявленных требований была разработана структура электронного учебного пособия.
В состав пособия включены следующие компоненты:
• стартовая страница;
• аннотация;
• рекомендации по использованию;
• теория;
• лабораторный практикум;
• контроль;
• глоссарий;
• дополнительная информация.
Для реализации ЭУП, создания удобного интуитивно понятного интерфейса были использованы следующие средства:
• язык гипертекстовой разметки HTML;
• таблицы каскадных стилей CSS.
3. Отобран и структурирован теоретический материал, который представлен в теоретическом блоке пособия, снабжен иллюстрациями, ссылками перехода в глоссарий.
4. Разработаны лабораторные работы, медиа материалы и средства контроля.
5. Учебное пособие реализовано в электронном виде средствами языка гипертекстовой разметки HTML и таблицами каскадных стилей CSS и может работать в любом современном браузере.
6. Проведена апробация учебного пособия.
1. Арсеньев Ю.Н. Информационные системы и технологии. Экономика. Управление. Бизнес [Текст]: учеб. пособие / Ю.Н. Арсеньев, С.И. Шело- баев, Т.Ю. Давыдова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - 447 с.
2. Балдин К.В. Информационные системы в экономике [Текст]: учебник / К.В Балдин, В.Б. Уткин. - М.: Дашков и К, 2015. - 395 с.
3. Горбенко А.О. Информационные системы в экономике [Текст]: учебник / А.О. Горбенко. - М.: Бином, 2013. - 292 с.
4. Гущин А.Н. Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины
«Информационные технологии в экономике» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/544/71544 (дата обращения:
15.03.2017).
5. Дунаев В.В. Основы Web-дизайна. Самоучитель [Текст] / В.В. Дунаев - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 480 с.
6. Ермолин Н.П. Информационные системы в экономике [Текст]: практикум / Н.П. Ермолин. - М.: КноРус, 2012. - 256 с.
7. Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении [Текст]: учеб. пособие / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко. - М.: КноРус, 2013. - 158 с.
8. ИКТ в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru// (дата обращения: 15.03.2017).
9. Интерактивные онлайн-курсы HTML-Academy [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htmlacademy.ru (дата обращения: 15.03.2017).
10. Информационные технологии в экономике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/3735/977/info (дата обращения: 15.03.2017).
11. Информационные технологии и информационные системы в экономике [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://online.reuivanovo.ru/course/view.php?id=26 (дата обращения: 15.03.2017).
12. Информационные технологии в экономике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://online.reuivanovo.ru/mod/page/view.php?id=490 (дата обращения: 15.03.2017).
13. Киселев Г.М. Информационные технологии в экономике и управлении (эффективная работа в MS Office 2007) [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова, В.И. Сафонов. - М.: Дашков и К, 2013. - 272 с.
14. Косиненко Н.С. Информационные системы и технологии в экономике [Текст]: учеб. пособие для бакалавров / Н.С. Косиненко, И.Г. Фризен. -
М.: Дашков и К, 2013. - 304 с.
15. Лабораторный практикум по дисциплине «информационные техно
логии в экономике» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/452/70452/45781 (дата обращения:
15.03.2017).
... всего 35 источников