Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования потребительских предпочтений китайских и российских студентов на основе социальных и культурных факторов 14
1.1 Понятие о потребительских предпочтениях 15
1.2 Особенности социальных и культурных ценностей в российском обществе 31
1.3 Традиционные китайские социальные и культурные ценности 48
Глава 2. Исследование социальных и культурных факторов, влияющих на потребительское поведение российских и китайских студентов 72
2.1 Программа исследования 72
2.2 Результаты исследования потребительского поведения китайских и российских студентов 91
Заключение 120
Список использованных источников 122
Актуальность темы. В настоящее время исследования потребительского поведения имеет большое значение, поскольку они устанавливают основные мотивы, тенденции и актуальные особенности совершения покупок, что в результате определяет особенности спроса и формирует предложение для различных категорий покупателей[ ][ ]. На потребительское поведение оказывают влияние ряд экономических, социальных, культурных, демографических и других факторов[ ]. Для представителей разных стран отмечаются определённые различия в потребительском поведении.
Именно знание основных тенденций потребительского поведения позволяет определить эффективные методы воздействия на него.
Тема воздействия на поведение потребителей является достаточно изученной. Общим методологическим вопросам поведения потребителей посвящены труды: учебное пособие «Поведение потребителей» Драганчук Л.С., в котором представлены основные положения теории поведения индивидуальных и групповых потребителей (организации), даны определения основных понятий[ ]; учебное пособие «Поведение потребителей» Дубровин И.А., в котором рассмотрены вопросы: факторы внешнего и внутреннего влияния на поведение потребителей, порядок сегментации и моделированием принятия решения о покупке, восприятие потребителем товаров, консюмеризм и этика продаж, а также установление партнерских отношений с потребителями; учебник «Управление поведением потребителей» под редакцией Титовой В.А., Глебовой Д.Л., Титовой Т.В. В учебнике разобраны следующие основы поведения потребителей: концепция ценности, удовлетворения и лояльности покупателей; факторы, оказывающие на поведение потребителей; концепции структуры потребностей; информационные технологии в изучении поведения потребителей и управлении им. Особенность учебника заключается в том, что в нем подробно описан процесс управления поведением потребителей.
Следует отметить, что возрастные особенности во многом отражаются на поведении потребителей, о чём свидетельствуют материалы работ таких авторов, как А.Л. Абаева, В.А. Алексунина, И.В. Алёшина, С.В. Карпова, О.М. Меликян, Н.П. Реброва и др[ ]. При этом работ, в которых отражена взаимосвязь потребительского поведения и теории поколений, недостаточно. Поэтому необходимо проведение новых исследований в данном направлении.
...
Данное исследование, проведенное среди студентов из Китая и России, направлено на исследование влияния социальных и культурных факторов на их предпочтения в потреблении. На основе результатов опроса и теоретического анализа, проведенного в первой главе, мы получили следующие основные выводы:
Частота потребления продуктов питания, одежды и электроники у студентов обеих стран достаточно высока, что соответствует общим тенденциям потребительского поведения среди студентов по всему миру. Это свидетельствует о том, что основные потребности и технологическая зависимость имеют общее значение в студенческой среде. Большинство студентов предпочитают совершать покупки онлайн, что отражает изменение потребительских моделей в цифровую эпоху. При принятии решения о покупке ценность и цена являются основными факторами, что свидетельствует о высокой чувствительности потребителей к соотношению цены и качества. Большинство студентов считают, что их покупательные решения сильно зависят от их культурного контекста. Китайские студенты предпочитают выбирать товары местных брендов, тогда как у российских студентов нет явных предпочтений между отечественными и международными брендами, что, возможно, связано с различной культурной гордостью и открытостью рынка в обеих странах. Большинство студентов из обеих стран готовы платить дополнительную плату за поддержку устойчивых товаров. Это свидетельствует о высокой распространенности экологического сознания среди молодых потребителей и готовности студенческой аудитории поддержать экологические инициативы.
Данное исследование углубляет понимание теорий потребительского поведения, особенно их применение в межкультурной среде. Показав, как социальные и культурные факторы влияют на формирование потребительских предпочтений, данное исследование предоставляет важные инсайты для маркетинговых стратегий. Для компаний понимание предпочтений и поведения потребителей с разными культурными фонами поможет им более эффективно позиционировать свои продукты и разрабатывать маркетинговые стратегии. Кроме того, данное исследование имеет практическое значение для продвижения культуры устойчивого потребления. Высокая поддержка студентов для устойчивых товаров показывает, что высшее образование и законодательство могут использоваться для создания более эффективных программ по экологическому образованию и мотивации, способствующих дальнейшему распространению экологического поведения.