Аннотация 2
Введение 5
1 Проектирование электронного учебного пособия по дисциплине
«Газопламенная обработка металлов» 8
1.1 Общие сведения по созданию электронных учебных пособий 8
1.1.1 Понятие электронного учебного пособия 8
1.1.2 Требования, предъявляемые к созданию и наполнению
электронного учебного пособия 10
1.1.3 Основные этапы разработки электронного учебного пособия 15
1.1.4 Структура электронного учебного пособия по дисциплине
«Газопламенная обработка металлов» 20
1.2 Педагогический анализ разрабатываемого электронного учебного
пособия 23
1.3 Анализ рабочей программы дисциплины «Газопламенная обработка
металлов» 23
1.4 Анализ существующих электронных учебно-методических пособий по
дисциплине «Газопламенная обработка металлов» 26
1.5 Анализ Internet-источников по созданию электронного учебного
пособия 27
1.6 Обзор средств разработки электронных учебных пособий 28
1.7 Преимущества электронных учебных пособий, имеющих выходной
формат HTML 32
2 Описание электронного учебного пособия по дисциплине «Газопламенная
обработка металлов» 34
2.1 Цель и назначение электронного учебного пособия 34
2.2 Жизненный цикл электронного учебного пособия 35
2.3 Описание структуры и содержания электронного учебного пособия
«Газопламенная обработка металлов» 36
2.4 Методические рекомендации по использованию электронного учебного пособия по дисциплине «Газопламенная обработка металлов» в
образовательном процессе 52
2.4.1 Рекомендации для преподавателя 52
2.4.2 Рекомендации для обучаемого 53
2.5 Апробация электронного учебного пособия 55
Заключение 56
Список использованных источников 58
В настоящее время информационные технологии занимают важную роль во многих сферах деятельности современного общества. Процессы, происходящие в связи с развитием информационных технологий, способствуют ускорению научно-технологического прогресса и интеллектуализации всех видов человеческой деятельности. Так, современное образование немыслимо без использования информационных и коммуникационных технологий. Большое внимание в системе образования уделяется формированию информационной образовательной среды. В качестве ее подсистемы выделяют информационно-обучающую среду, электронные учебные пособия с необходимым методическим, техническим и практическим материалом, предназначенным для расширения возможности обучения и самообучения специалистов различных квалификаций.
Газопламенная обработка металлов применяется при технологических процессах, связанных с обработкой металлов высокотемпературным газовым пламенем. Наиболее широкое применение имеет газовая сварка и резка, которые, продолжают сохранять свое значение при сварке тонколистовой стали, меди, латуни, чугуна. Преимущества газовой сварки и резки особенно проявляются при ремонтных и монтажных работах ввиду простоты процессов и мобильности оборудования высококвалифицированными специалистами, подготовкой которых занимаются педагоги профессионального обучения. Педагоги также должны обладать соответствующей производственнотехнологической подготовкой, для организации которой, актуально использование информационных технологий, достоинствами которых является доступность и удобство использования.
Для системы профессионального образования характерна слабая мотивация студентов на учебу, отсутствие интереса и желания получать знания в связи с отсутствием интерактивности и наглядности процессов. Одним из способов активизации учебной деятельности является внедрение в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов, например, электронных учебных пособий, содержащих анимированные, интерактивные вставки.
В связи с чем было разработано электронное учебное пособея по дисциплине «Газопламенная обработка металлов» для обучения студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка» профилиза- ции «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве».
Объект исследования: процесс обучения студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка» профилизации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве».
Предмет исследования: учебно-методические материалы по дисциплине «Газопламенная обработка металлов».
Цель выпускной квалификационной работы: разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Газопламенная обработка металлов» для обучения студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профилизации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать литературные и интернет-источники по вопросам проектирования и разработки электронных учебных ресурсов.
2. Рассмотреть требования, предъявляемые к электронному учебному пособию.
3. Систематизировать учебный материал по дисциплине «Газопламенная обработка металлов».
4. Выбрать средство для реализации электронного учебного пособия.
5. Разработать структуру и интерфейс электронного учебного пособия «Газопламенная обработка металлов».
6. Наполнить электронное учебное пособие теоретическим, практическим и мультимедийным материалом.
Компьютеризация учебного процесса раскрывает его дополнительные возможности. Например, студент может воспринять больший объем учебной информации, чем на традиционном уроке, индивидуализированный подход урока обеспечивает более полное восприятие учебной информации студентами, а сама новизна такого урока вызывает бурный интерес учащихся.
Электронное учебное пособий наряду с другими дидактическими средствами, основанными на современных мультимедийных, сетевых, телекоммуникационных технологиях, относится к числу прорывных достижений дидактики.
В рамках выпускной квалификационной работы было разработано электронное учебное пособие по дисциплине «Газопламенная обработка металлов», которое включает в себя необходимые теоретические сведения и практические навыки по применению современных способов газопламенной обработки металлов, а также эксплуатации современного оборудования и аппаратуры.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы на первом этапе был проведен Internet-источников на наличие других учебнометодических пособий по теме «Газопламенная обработка металлов» и по разработке электронных учебных ресурсов.
На основании сделанного анализа был осуществлен выбор средств для реализации интерфейса электронного учебного пособия, которыми стали редактор Brackets, ориентированный на работу с языком гипертекстовой разметки документов HTML, таблицей каскадных стилей CSS, языком JavaScript и фреймворк Bootstrap 3, который быстро и эффективно позволяет создавать веб-приложения и сайты.
На следующем этапе был разработан интерфейс электронного учебного пособия по дисциплине «Газопламенная обработка металлов» с учетом всех основных требований к его структуре, содержанию и оформлению.
Затем пособие было наполнено теоретическим, практическим и мультимедийным материалами.
На заключительном этапе была проведена апробация электронного учебного пособия в учебном процессе и выполнена корректировка выявленных недостатков, исправлены ошибки, добавлены новые возможности тестирования, а также разработаны методические рекомендации по использованию электронного учебного пособия для преподавателя и обучающихся.
В настоящее время электронное учебное пособие по дисциплине «Газопламенная обработка металлов» внедрено в учебный процесс студентов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профилизации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве».
1. Брауде Д.Э. Технология разработки программного обеспечения [Текст]: учебник / Д.Э. Брауде. - СПб. Питер, 2007. - 655 с.
2. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы [Текст]: учебник / О.Б. Воронкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 164 с.
3. Гоголева С. Проблема методики создания и применения электронных учебных пособий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/II/II-0-30.HTML. (дата обращения: 4.05.2017).
4. Горбушин, А. Создание электронного учебника по информатике
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://pedsovet.org/component/link_id,3214/Itemid,118/.(дата обращения:
14.05.2017).
5. Горбушин, А. Создание электронного учебника по информатике
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://pedsovet.org/component/link_id,3214/Itemid,118/ (дата обращения: 19.05.2017).
6. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.academiaxxi.ru/Reclama/OVZ_monogr1_t.htm (дата обращения: 2.06.2017).
7. Литра ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200082196 (дата обращения: 21.06.2017).
8. Литра ГОСТ Р ИСО 9241-8-2007 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных термина- лов(ВДТ). Часть 8. Требования к отображаемым цветам[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200082196 (дата обращения: 21.06.2017).
9. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст] / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 2008. - 192 с.
10. Пиратинская И.И. Проблемы активизации учебного процесса. Электронные учебные пособия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bytic.ru/cue99M/cc6xr2rdm9.HTML. (дата обращения 14.05.2017).
11. Разработка электронного учебника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://acy-books.ru/?p=88 (дата обращения:2.06.2017).
12. Рудакова, Т.И. Электронный учебник как средство дистанционного
обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://urags-
chel.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=752&Itemid=100126. (дата обращения: 30.05.2017).
13. Федулова К. А. Использование мобильных технологий в обучении [Текст] / К.А. Федулова, А. И. Вагина, // Новые информационные технологии в образовании и науке материалы IX международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2016. — С. 104-109.
14. Федулова К.А., Ширан М.В., Данчук Ю.С. Внедрение информационной системы для мониторинга качества подготовки в высшей школе [Текст] / К. А. Федулова, М.В Ширан, Ю.С Данчук // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия: сборник материалов XI Международной научной конференции. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Социологический факультет. 2017. — С. 731-733.
15. Федулова К. А. Самостоятельная работа в процессе формирования информационных компетенций [Текст] / К. А. Федулова, М. А. Федулова // Аграрное образование и наука. — 2016. — № 5. — С. 81-82.
... всего 31 источников