Аннотация 3
Введение 5
1 Теоретические основы разработки электронного учебного пособия 7
1.1 Характеристики рассматриваемой предметной области 7
1.1.1 Общая характеристика дисциплины «Анатомия центральной
нервной системы» 7
1.1.2 Анализ литературных и интернет-источников по предметной
области 8
1.1.3 Анализ существующих учебно-методических разработок по
дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» 12
1.2 Анализ учебно-методической документации 13
1.3 Сущность и задачи электронного учебного пособия 14
1.4 Требования и рекомендации к разработке электронных учебных
пособий 15
1.5 Психофизиологические и психологические особенности студентов и их
учет при разработке и использовании электронных учебных пособий 19
1.6 Обзор аналогов 21
1.7 Анализ и выбор средств разработки электронного учебного пособия по
дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» 25
1.8 Анализ литературы и интернет-источников по средствам разработки
электронного учебного пособия 26
1.8.1 Анализ литературы 26
1.8.2 Анализ интернет-источников 27
1.9 Средства создания электронного учебного пособия 29
2 Описание электронного учебного пособия 36
2.1 Педагогический адрес 36
2.2 Характеристика электронного учебного пособия 36
2.3 Навигация 38
2.4 Структура электронного учебного пособия 42
2.5 Описание разделов электронного учебного пособия 43
2.5.1 Описание блока «Главная» 43
2.5.2 Описание блока «Теория» 44
2.5.3 Описание блока «Медиаматериалы» 46
2.5.4 Описание блока «Контроль» 50
2.5.5 Описание блока «Дополнительно» 51
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение 58
В России много сил вложено для нового подхода к развитию образовательной системы, в частности, созданы целевые программы по развитию образования. Одним из перспективных направлений развития современной образовательной системы является использования электронных учебных пособий.
Современные условия требуют подготовки высококвалифицированных специалистов-психологов, обладающих глубокими профессиональными знаниями как в области нормальной физиологии, так и ориентирующимися в различных смежных областях деятельности.
Анатомия относится к числу фундаментальных дисциплин, в русле которых формируются представления о человеке как части природы, о его связях с окружающей средой, о целостности организма, многообразии проявлений его жизнедеятельности, о развитии структурно-функциональных особенностей в онтогенезе. В общей структуре психологических знаний дисциплина «Анатомия центральной нервной системы» выступает как практическая, междисциплинарная область науки, обеспечивающая совершенствование умений и навыков профессионального анализа психических состояний и психической деятельности человека.
Студенты психологических и медицинских факультетов университетов, педагогических вузов, а также специалисты, интересующихся анатомией нервной системы заинтересованы в электронном обучении. Электронное учебное пособие может быть предназначено для самостоятельного изучения учебного материала или для поддержки лекционного курса с целью его углубленного изучения.
С учетом нынешних требований практики необходимо разработать электронное пособие по изучению дисциплины «Анатомия центральной нервной системы». Данная дисциплина является обязательным предметом в ряду естественнонаучных дисциплин, обеспечивающих базовую систему знаний, необходимую для овладения высшим профессиональным образованием.
В результате его освоения будущие психологи должны четко уяснить неразрывную взаимосвязь структуры и функции, а также иметь представление о морфологических основах психики человека.
Основная задача электронного учебного пособия по теме «Анатомия центральной нервной системы» — это формирование представлений об общих принципах и особенностях структурной организации центральной нервной системы человека, функциональным проявлением которой являются все формы его психической деятельности.
Объектом исследования является процесс обучения студентов направления подготовки 37.03.01 Психология по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы».
Предметом исследования являются учебные материалы по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы».
Целью работы является разработка электронного пособия по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы».
В соответствии с целью в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу и интернет-источники с целью выделения требований, предъявляемых к структуре и содержанию электронных пособий.
2. Проанализировать литературу и интернет-источники по технологиям разработки электронных пособий.
3. Спроектировать структуру и интерфейс электронного пособия по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы».
4. Реализовать учебное пособие в электронном виде.
В современной системе образования возрастает роль информационных технологий, которые охватывают дополнительные возможности как для повышения качества и эффективности процесса обучения, так и для расширения сфер его применения.
В связи с этими тенденциями все более актуальной становиться проблема создания качественных электронных учебников, пособий, лабораторных практикумов, справочников на базе современных компьютерных технологий. Средства гипертекста и мультимедиа (графика, анимация, видео, аудио) позволяет представить учебный материал в интерактивной и наглядной форме, обеспечить быстрое нахождение необходимой информации. Компьютерный тренинг и контроль активизируют процесс познания и дают оперативную оценку уровню усвоения учебного материала учащимися.
Таким образом, становится актуальна разработка электронного учебного пособия.
В рамках выпускной квалификационной работы создано электронное учебное пособие по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы»,
Анализ методической литературы по созданию электронных учебных пособий, а также требования, предъявляемые к ним, показал, что в настоящее время электронные учебники стали пользоваться большим спросом и популярностью. Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации.
Проанализирована рабочая программа по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» специальности 37.03.01 Психология. Разработано электронное учебное пособие «Анатомия центральной нервной системы», которое включает в себя:
• информацию о дисциплине и курсе;
• теоретические материалы;
• медиаматериалы;
• контроль;
• дополнительные материалы.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
• проанализирована методическая литература и интернет- источники с целью выделения требований, предъявляемых к электронным учебным пособиям;
• проанализированы литературные и интернет-источники по теме исследования с целью составления наиболее полного теоретического материала по дисциплине;
• проанализирована учебно-программная документация с целью определения места рассматриваемой дисциплины в учебном процессе;
• реализовано электронное учебное пособие по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы».
Таким образом, следует считать, что задачи выпускной квалификационной работы полностью выполнены и цель исследования достигнута.