Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников

Работа №146756

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2024
Стоимость850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы формирования самостоятельности у младших школьников 7
1.1 Самостоятельность как свойство личности школьника 7
1.2 Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста 15
Выводы по 1 главе 24
2 Экспериментальная работа по формированию самостоятельности младших школьников 26
2.1 Методы изучения уровня развития самостоятельности детей младшего школьного возраста 26
2.2 Психолого-педагогические условия для развития самостоятельности младших школьников 38
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 46
Выводы по 2 главе 60
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение А 70



В Федеральном государственном образовательном стандарте указано, что учебный процесс необходимо строить таким образом, чтобы он был в полной мере ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Педагог в первую очередь должен организовывать учебный процесс так, чтобы он проходил эффективно и результативно. Самостоятельность, как раз то качество, которое помогает в достижении целей и задач образовательного процесса, ее формирование необходимо начинать еще с начальной школы.
Под самостоятельностью школьника понимают его умения ставить перед собой определенные учебные задачи, а также, решать их без внешнего побуждения и не опираясь на помощь взрослых. Самостоятельность находится в тесной взаимосвязи с существующими потребностями личности выполнять действия, руководствуясь собственным осознанным побуждением. Самостоятельность ребенка подразумевает наличие у него таких качеств как инициатива, познавательная активность, творческая направленность личности, способность ставить перед собой цели, первоначально планировать деятельность.
Системообразующий компонент личности ребенка является сложной целостной системой, непосредственно влияющий на механизмы ее развития. Одним из таких механизмов является самостоятельность, которая дает ребенку возможность относительно легко ориентироваться в ситуации нестандартных, изменяющихся условий окружающей действительности к которым он может легко приспособиться, благодаря наличию у него навыков самостоятельности. В современных условиях реформирования системы образования речь идет о потребности в определенной организации учебно-воспитательного процесса, подразумевающей наличие у ученика возможности проявить творчество, активность, самостоятельность в процессе обучения, а также, развить индивидуальный стиль учебной деятельности. Руководствуясь вышесказанным, можно сказать о ведущей в процессе организации образовательной деятельности задаче развития у младшего школьника способностей избирательно усваивать знания и умения, адекватно применять полученные знания на практике. Ученые указывают на необходимость развития у младшего школьника таких качеств, как желание приобретать новые знания, умение самостоятельно раскрывать суть изучаемых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для решения проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях. Проблему развития самостоятельности младших школьников в процессе обучения изучали многие ученые.
Самостоятельность как определяющее свойство личности рассматривали в своих трудах многие русские ученые, являющиеся яркими представителями передовой педагогической мысли, а именно А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, Н. А. Добролюбов. Теоретические и практические советы Л. Н. Толстого по вопросам воспитания детей в аспекте исследуемого вопроса сегодня достаточно актуальны. Стремясь усовершенствовать процесс обучения в Яснополянской школе, он ввел много новшеств, которые и сегодня являются актуальными и применяются на практике педагогами начальной школы и воспитателями. Главными новшествами были: воспитание в ребенке самостоятельности, удовлетворение его потребности в знаниях, развитие у ребенка стойкого интереса к занятиям посредством «духа сознательной дисциплины».
Значительный вклад в изучение процесса развития самостоятельности был внесен К. Д. Ушинским. Понятие самостоятельности он определял как «самодеятельность» ребенка и ставил данный процесс в качестве основного дидактического принципа, непосредственно влияющего на процесс формирования личности.
Самостоятельность школьника, являясь важнейшим качеством личности, должна способствовать его успешной учебной деятельности. Однако в школьной практике формированию самостоятельности уделяется недостаточное внимание. Анализ психолого-педагогических исследований и образовательной практики показал, что уровень самостоятельности школьников в учебной деятельности наблюдается достаточно низкий.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной теоретической изученностью вопроса и его реализацией в практике образования. Это обусловило выбор темы исследования.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: самостоятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование самостоятельности у детей младшего школьного возраста будет проходить наиболее успешно, если будут созданы следующие психолого-педагогические условия:
 будут учтены особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста,
 будет осуществлена диагностика уровня развития самостоятельности у младших школьников,
 будет разработана и реализована программа, направленная на развитие самостоятельности учащихся.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную литературу и изучить сущность понятия «самостоятельность»;
2) изучить психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста;
3) выбрать методы изучения уровня развития самостоятельности детей младшего школьного возраста;
4) выделить и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия для развития самостоятельности младших школьников;
5) провести анализ результатов экспериментального исследования.
Методологическую основу исследования составляют: теории, исследующие проблему самостоятельности Л. В. Жаровой, Н. В. Амелиной, Т. И. Шамовой, а также особенности формирования самостоятельности в младшем школьном возрасте Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Г. А. Цукермана, Н. В. Калининой, и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что основные положения и выводы, изложенные в выпускной квалификационной (бакалаврской) работе, могут быть использованы учителями начальных классов, педагогами-психологами для проведения работы по формированию самостоятельности младших школьников.
Структура исследования: выпускная квалификационная (бакалаврская) работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа была посвящена актуальной и все еще мало изученной теме формирования самостоятельности младших школьников.
Самостоятельность является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. По результатам проведенного исследования, а также анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что одной из главных задач для формирования самостоятельности младших школьников является возможность создать детям такие условия, в которых они смогут спокойно и планомерно развиваться, учиться самостоятельно добывать знания, овладевать все более сложными интеллектуальными способностями и проявлять инициативу и творческие способности в учебной деятельности. В таких условиях качество образования будет повышаться. В результате исследования было отмечено, что ученики проявляют и интерес к учебе, стараются доводить начатое дело до конца, могут делать ошибки, но готовы их исправить. Ученики продемонстрировали самоанализ и самоконтроль, показали, что могут ставить цель и достигать ее, используя различные способы. Все вышеперечисленное говорит о том, что у детей развивается и самостоятельность, и эмоционально-волевые качества. Связь между ними была доказана в ходе работы. Задача педагога-психолога связана с созданием благоприятной психологической обстановки, в которой у детей будет проявляться потребность и желание в самообразовании, стремление к активности и общей самостоятельности.
В эмпирической части нашего исследования нами были протестированы 25 детей младшего школьного возраста по следующим методикам: диагностика параметров учебной самостоятельности младших школьников (по методике Н.В.Калининой и М.И. Лукьяновой); тест-диагностика самостоятельности; экспертная оценка умений самостоятельной деятельности учащихся(на основе опросника Ч.Д.Спилберга); тест на готовность к самостоятельной поисковой деятельности М.И. Лисиной; методика «Нерешаемая задача» (Н.Н. Александровой, Т.И. Шульги).
По диагностике параметров учебной самостоятельности младших школьников (по методике Н.В.Калининой и М.И. Лукьяновой) низкий уровень самостоятельности у 24% учеников (6 детей), средний уровень у 48% учащихся (12 детей), а высокий уровень у 28% (7 детей). Мы можем сказать, что программа положительно повлияла на учеников начальной школы, процент низкого уровня самостоятельности снизился.
По результатам тест-диагностики самостоятельности, который был проведен на контрольном этапе, низкий уровень самостоятельности у 8 обучающихся (32%), средний уровень имеют 11 учеников (44%), а высокий уровень – опрошенных (24%). Следует отметить, что, соблюдая условия, при которых повышается уровень самостоятельности 3 «В» класса, нам удалось достичь положительных результатов нашего исследования.
Проведение экспертной оценки умений самостоятельной деятельности учащихся (на основе опросника Ч.Д. Спилберга) показал следующие результаты: низкий уровень имеют 24% учеников 3 «В» класса (6 респондентов), средний уровень у 60% (15 опрошенных), высокий уровень показали 16% (4 испытуемых). По результатам видно положительное влияние занятий по повышению уровня самостоятельности младших школьников.
По тесту на готовность к самостоятельной поисковой деятельности М.И. Лисиной результаты были таковы: низкий уровень имеют 9 детей (36%), средний уровень у 13 детей (52%), а высокий уровень достиг 13% (3 детей).
Методика «Нерешаемая задача» (Н.Н. Александровой, Т.И. Шульги) показала 40% обучающихся с низким уровнем (10 учеников), средний уровень имеют 36% детей (9 учеников), а высокий уровень у 24 % младших школьников (6 ребят).

Цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтверждена. В работе представлены рекомендации по развитию самостоятельности младших школьников, сформулированные на основе анализа литературы и результатов проведенного исследования.
В заключение следует отметить, что проведенное нами исследование, направленное на повышение уровня самостоятельности, требует своего дальнейшего теоретического и практического продолжения.



Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

1. Адрианова, А. Е. Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками / А. Е. Адрианова // Начальная школа. – 2021. – №2. – С. 16–20.
2. Амелина, Н. В. Формирование самостоятельности младших школьников на основе использования активных методов обучения / Н. В. Амелина // Специфика педагогического образования в регионах России. – 2021.– № 1. – С. 8.
3. Амирова, А. Х. Самостоятельная работа с учебником как способ активизации познавательной деятельности / А. Х. Амирова // Химия в школе. – 2017. – №8. – С. 50–52.
4. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды собр. соч.: в 2 т. Т. 2 / Б. Г. Ананьев. – Москва : Просвещение, 2017. – 546 с.
5. Батыршина, А. Р. Технология организации самостоятельной работы / А.Р. Батыршина // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 9. – С. 84– 89.
6. Безрукова, В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. – 381 с.
7. Белкин, Е. Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике / Е. Л. Белкин. – Москва : Дрофа, 2019. – 279 с.
8. Боричевская, В. И. Развитие самостоятельности мышления учащихся / В. И. Боричевская // Начальная школа. – 2022. – №1. – С. 2–6.
9. Боричевская, В.И. Развитие самостоятельности мышления у учащихся / В. И. Боричевская // Начальная школа. – 2021. – №2. – С. 34–37.
10. Браверман, Э. М. Развитие самостоятельности учащихся / Э. М. Браверман. – Москва : Просвещение, 2016. – 109 с.
11. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В. К. Буряк // Психология обучения. – 2014. – №3. – С. 118–119.
12. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся / В. К. Буряк. – Москва : Просвещение, 2014. – 64 с.
13. Бутко, А. А. Роль смешанного формата обучения в формировании самостоятельности младших школьников / А. А. Бутко // Вестник ГГУ. – 2020. –№ 5. –С. 15–22.
14. Вергунова, Д. А. Психолого-педагогические основы самостоятельности как фактора самореализации младшего школьника / Д. А. Вергунова // Вестник ГГУ. – 2019. – С. 226–229.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: АСТ, 2015. – 671 с.
16. Габдулхаков, В. Ф. Об игре как ведущем типе деятельности ребёнка. Образование и саморазвитие: научный журнал /В.Ф. Габдулхаков. – Казань : Татарское книжное издательство, 2015. – № 3. – С. 254–260.
17. Гаврилычева, Г. Ф. Развитие самостоятельности у детей / Г. Ф. Гаврилычева. – Москва : Начальная школа и Образование, 2015. – 53 с.
18. Галкина, В. М. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников с использованием технологии проблемно-ориентированного обучения / В. М. Галкина // Современные инновации. 2019. – № 4. – С. 43–44.
19. Гамезо, М. В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – Москва : Педагогическое общество России, 2014. – 276 с.
20. Гарькавая, Т. С. Как научить младших школьников учиться самостоятельно: разраб. занятий / Т. С. Гарькавая. – Минск : Дикта, 2017. – 159 с.
21. Голикова, В. В. Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья младшего школьника / В. В. Голикова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015.– №1. – С. 136–137.
22. Губарева, Л. И. Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся / Л. И. Губарева // Образование и общество. – 2020. – №2. – С. 61–62.
23. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва : ИНТОР, 2019. – 327 с.
24. Данилов, М. А. Воспитание у учащихся самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М. А. Данилов. – Москва: Просвещение, 2018. – 82 с.
25. Есипов, Б. П. Проблема улучшения самостоятельной деятельности учащихся на уроке / Б. П. Есипов // Педагогика. – 2021.– №8.– С. 36–42.
26. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности / Л. В. Жарова // Народное образование. – 2017. – №8.– С. 23–25.
27. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности: Книга для учителя / Л. В. Жарова. – Москва : Просвещение, 2019. – 204 с.
28. Заблоцкая, Л. О. Самостоятельность младших школьников: содержание и структура / Л. О Заблоцкая // Образовательная среда сегодня: теория и практика: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Чебоксары. – 2018. – С. 15–20.
29. Зайцев, С. В. Развитие учебной самостоятельности младших школьников: проблемы и решения / С. В. Зайцев // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы : Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой, Москва. – 2018. – С. 206–210.
30. Земцова, Е. А. Воспитательные занятия с младшими школьниками / Е. А. Земцова. – Минск : Красико-Принт, 2015. – 120 с.
31. Зимняя, А. И. Педагогическая психология: учебник для вуза / А. И. Зимняя. – Москва : Логос, 2018. – 384 с.
32. Иванникова, С. Ю. Пути формирования личностных УУД у младших школьников / С. Ю. Иванникова // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 86–88.
33. Иванов, В. Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами / В. Д. Иванов. – Москва : Просвещение, 2018. – 72 с.
34. Изотова, Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении: [учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии] 2-е изд., стер. / Е. И. Изотова. – Москва : Академия, 2019. – 286 с.
35. Исаев, Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов/ Д. Н. Исаев. – Санкт-Петербург : СпецЛит, 2018. – 463 с.
36. Калинина, Н. В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. – Москва : АРКТИ, 2018. – 80 с.
37. Карелин, А. А. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. – Москва : ВЛАДОС, 2017. – 172 с.
38. Карсонов, В. А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся / В. А. Карсонов // Школьные технологии. – 2017. – № 5. – С.125–126.
39. Карсонов, В. А. Система мониторинга самостоятельной познавательной деятельности учащихся / В. А. Карсонов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2019. – № 5. – С. 14–16.
40. Кесслер, И. В. Когнитивное развитие ребенка. Воспитание и обучение детей младшего возраста / И. В. Кесслер. – Москва : Просвещение, 2016. – 658 с.
41. Коменский, Я. А. Великая дидактика /Я. А. Коменский. – Москва : Книга по Требованию, 2022. – 349 с.
42. Кон, И.С. Психология и самостоятельность / И. С. Кон // Педагогика здоровья. – 2021. – №7. – С. 96–100.
43. Кричевцова, Е. И. Детская инициативность: сущность и технологии поддержки / Е. И. Кричевцова // Молодой ученый. – 2019. – № 27. – С. 258–260.
44. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – Москва : Юрайт, 2014. – 384 с.
45. Лошкарева, Н. А. Формирование учебных умений учащихся младших классов / Н. А. Лошкарева. – Москва : Просвещение, 2019. – 169 с.
46. Межина, А. В. Повышение успешности младшего школьника в учебной деятельности: монография / А. В. Межина. – Москва : Экон-информ, 2014. – 139 с.
47. Минсабирова, В. Н. Формирование самостоятельности младших школьников посредством игровых технологий / В. Н. Минсабирова // Евразийское Научное Объединение. – 2020.– № 5– с. 453–455; №6. – С. 329–337.
48. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. – Москва : Юрайт, 2014. – 460 с.
49. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – Москва : АСТ : Мир и Образование, 2023. – 1360 с.
50. Оспенникова, Е. В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: в 2 частях / Е. В. Оспенникова. – Пермь : Титул, 2016. – 301 с.
51. Пидкастистый, П. И. Педагогика: учебник и практикум для вузов / П. И. Пидкастистый [и др.] ; под редакцией П. И. Пидкасистого. – Москва : Юрайт, 2023. – 408 с.
52. Саввонова, О. А. Роль дидактической игры в развитии дошкольников. Приоритетные научные направления: от теории к практике / О. А. Саввонова. – 2016. – № 25. – С. 39–43.
53. Сапронов, И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И. А. Сапронов // Проблемы педагогики и психологии. – 2018. – №3. –– С. 185–188.
54. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Академия, 2018. – 576 с.
55. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – Москва : Дрофа, 2018. – 253 с.
56. Теплюк, С. Н. Истоки самостоятельности / С. Н. Теплюк // Начальная школа. – 2015. – №32. – С. 67–70.
57. Ткачук, Н. А. Развитие оценочной самостоятельности младших школьников / Н. А. Ткачук // Альманах мировой науки. – 2021. – № 9. – С. 80–81.
58. Ушакова, Е. Л. Способы развития самостоятельности младшего школьника в психолого-педагогической литературе / Е. Л. Ушакова // Успехи гуманитарных наук. – 2021. – № 6. – С. 14–17.
59. Федосеева, Л. А. Личностные качества «умение четко следовать правилам» и «самостоятельность» на начальном этапе обучения / Л. А. Федосеева // Молодой ученый. – 2018. – № 48. – С. 262–264.
60. Цукерман, Г. А. О детской самостоятельности / Г. А. Цукерман. – Москва : Просвещение, 2019. – 76 с.
61. Шамова, Т. И. Формирование самостоятельной деятельности школьников / Т. И. Шамова. – Москва : Просвещение, 2020. – 109 с.
62. Ямалтдинова, Д. Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся / Д. Г. Ямалтдинова // Начальная школа. – 2021. – №2. – С.7–11.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ