В Федеральном государственном образовательном стандарте указано, что учебный процесс необходимо строить таким образом, чтобы он был в полной мере ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Педагог в первую очередь должен организовывать учебный процесс так, чтобы он проходил эффективно и результативно. Самостоятельность, как раз то качество, которое помогает в достижении целей и задач образовательного процесса, ее формирование необходимо начинать еще с начальной школы.
Под самостоятельностью школьника понимают его умения ставить перед собой определенные учебные задачи, а также, решать их без внешнего побуждения и не опираясь на помощь взрослых. Самостоятельность находится в тесной взаимосвязи с существующими потребностями личности выполнять действия, руководствуясь собственным осознанным побуждением. Самостоятельность ребенка подразумевает наличие у него таких качеств как инициатива, познавательная активность, творческая направленность личности, способность ставить перед собой цели, первоначально планировать деятельность.
Системообразующий компонент личности ребенка является сложной целостной системой, непосредственно влияющий на механизмы ее развития. Одним из таких механизмов является самостоятельность, которая дает ребенку возможность относительно легко ориентироваться в ситуации нестандартных, изменяющихся условий окружающей действительности к которым он может легко приспособиться, благодаря наличию у него навыков самостоятельности. В современных условиях реформирования системы образования речь идет о потребности в определенной организации учебно-воспитательного процесса, подразумевающей наличие у ученика возможности проявить творчество, активность, самостоятельность в процессе обучения, а также, развить индивидуальный стиль учебной деятельности. Руководствуясь вышесказанным, можно сказать о ведущей в процессе организации образовательной деятельности задаче развития у младшего школьника способностей избирательно усваивать знания и умения, адекватно применять полученные знания на практике. Ученые указывают на необходимость развития у младшего школьника таких качеств, как желание приобретать новые знания, умение самостоятельно раскрывать суть изучаемых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для решения проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях. Проблему развития самостоятельности младших школьников в процессе обучения изучали многие ученые.
Самостоятельность как определяющее свойство личности рассматривали в своих трудах многие русские ученые, являющиеся яркими представителями передовой педагогической мысли, а именно А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, Н. А. Добролюбов. Теоретические и практические советы Л. Н. Толстого по вопросам воспитания детей в аспекте исследуемого вопроса сегодня достаточно актуальны. Стремясь усовершенствовать процесс обучения в Яснополянской школе, он ввел много новшеств, которые и сегодня являются актуальными и применяются на практике педагогами начальной школы и воспитателями. Главными новшествами были: воспитание в ребенке самостоятельности, удовлетворение его потребности в знаниях, развитие у ребенка стойкого интереса к занятиям посредством «духа сознательной дисциплины».
Значительный вклад в изучение процесса развития самостоятельности был внесен К. Д. Ушинским. Понятие самостоятельности он определял как «самодеятельность» ребенка и ставил данный процесс в качестве основного дидактического принципа, непосредственно влияющего на процесс формирования личности.
Самостоятельность школьника, являясь важнейшим качеством личности, должна способствовать его успешной учебной деятельности. Однако в школьной практике формированию самостоятельности уделяется недостаточное внимание. Анализ психолого-педагогических исследований и образовательной практики показал, что уровень самостоятельности школьников в учебной деятельности наблюдается достаточно низкий.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной теоретической изученностью вопроса и его реализацией в практике образования. Это обусловило выбор темы исследования.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: самостоятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование самостоятельности у детей младшего школьного возраста будет проходить наиболее успешно, если будут созданы следующие психолого-педагогические условия:
будут учтены особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста,
будет осуществлена диагностика уровня развития самостоятельности у младших школьников,
будет разработана и реализована программа, направленная на развитие самостоятельности учащихся.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную литературу и изучить сущность понятия «самостоятельность»;
2) изучить психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста;
3) выбрать методы изучения уровня развития самостоятельности детей младшего школьного возраста;
4) выделить и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия для развития самостоятельности младших школьников;
5) провести анализ результатов экспериментального исследования.
Методологическую основу исследования составляют: теории, исследующие проблему самостоятельности Л. В. Жаровой, Н. В. Амелиной, Т. И. Шамовой, а также особенности формирования самостоятельности в младшем школьном возрасте Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Г. А. Цукермана, Н. В. Калининой, и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что основные положения и выводы, изложенные в выпускной квалификационной (бакалаврской) работе, могут быть использованы учителями начальных классов, педагогами-психологами для проведения работы по формированию самостоятельности младших школьников.
Структура исследования: выпускная квалификационная (бакалаврская) работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников
|
Введение 3
1 Теоретические основы формирования самостоятельности у младших школьников 7
1.1 Самостоятельность как свойство личности школьника 7
1.2 Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста 15
Выводы по 1 главе 24
2 Экспериментальная работа по формированию самостоятельности младших школьников 26
2.1 Методы изучения уровня развития самостоятельности детей младшего школьного возраста 26
2.2 Психолого-педагогические условия для развития самостоятельности младших школьников 38
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 46
Выводы по 2 главе 60
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение А 70
1 Теоретические основы формирования самостоятельности у младших школьников 7
1.1 Самостоятельность как свойство личности школьника 7
1.2 Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста 15
Выводы по 1 главе 24
2 Экспериментальная работа по формированию самостоятельности младших школьников 26
2.1 Методы изучения уровня развития самостоятельности детей младшего школьного возраста 26
2.2 Психолого-педагогические условия для развития самостоятельности младших школьников 38
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 46
Выводы по 2 главе 60
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение А 70
В Федеральном государственном образовательном стандарте указано, что учебный процесс необходимо строить таким образом, чтобы он был в полной мере ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Педагог в первую очередь должен организовывать учебный процесс так, чтобы он проходил эффективно и результативно. Самостоятельность, как раз то качество, которое помогает в достижении целей и задач образовательного процесса, ее формирование необходимо начинать еще с начальной школы.
Под самостоятельностью школьника понимают его умения ставить перед собой определенные учебные задачи, а также, решать их без внешнего побуждения и не опираясь на помощь взрослых. Самостоятельность находится в тесной взаимосвязи с существующими потребностями личности выполнять действия, руководствуясь собственным осознанным побуждением. Самостоятельность ребенка подразумевает наличие у него таких качеств как инициатива, познавательная активность, творческая направленность личности, способность ставить перед собой цели, первоначально планировать деятельность.
Системообразующий компонент личности ребенка является сложной целостной системой, непосредственно влияющий на механизмы ее развития. Одним из таких механизмов является самостоятельность, которая дает ребенку возможность относительно легко ориентироваться в ситуации нестандартных, изменяющихся условий окружающей действительности к которым он может легко приспособиться, благодаря наличию у него навыков самостоятельности. В современных условиях реформирования системы образования речь идет о потребности в определенной организации учебно-воспитательного процесса, подразумевающей наличие у ученика возможности проявить творчество, активность, самостоятельность в процессе обучения, а также, развить индивидуальный стиль учебной деятельности. Руководствуясь вышесказанным, можно сказать о ведущей в процессе организации образовательной деятельности задаче развития у младшего школьника способностей избирательно усваивать знания и умения, адекватно применять полученные знания на практике. Ученые указывают на необходимость развития у младшего школьника таких качеств, как желание приобретать новые знания, умение самостоятельно раскрывать суть изучаемых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для решения проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях. Проблему развития самостоятельности младших школьников в процессе обучения изучали многие ученые.
Самостоятельность как определяющее свойство личности рассматривали в своих трудах многие русские ученые, являющиеся яркими представителями передовой педагогической мысли, а именно А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, Н. А. Добролюбов. Теоретические и практические советы Л. Н. Толстого по вопросам воспитания детей в аспекте исследуемого вопроса сегодня достаточно актуальны. Стремясь усовершенствовать процесс обучения в Яснополянской школе, он ввел много новшеств, которые и сегодня являются актуальными и применяются на практике педагогами начальной школы и воспитателями. Главными новшествами были: воспитание в ребенке самостоятельности, удовлетворение его потребности в знаниях, развитие у ребенка стойкого интереса к занятиям посредством «духа сознательной дисциплины».
Значительный вклад в изучение процесса развития самостоятельности был внесен К. Д. Ушинским. Понятие самостоятельности он определял как «самодеятельность» ребенка и ставил данный процесс в качестве основного дидактического принципа, непосредственно влияющего на процесс формирования личности.
Самостоятельность школьника, являясь важнейшим качеством личности, должна способствовать его успешной учебной деятельности. Однако в школьной практике формированию самостоятельности уделяется недостаточное внимание. Анализ психолого-педагогических исследований и образовательной практики показал, что уровень самостоятельности школьников в учебной деятельности наблюдается достаточно низкий.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной теоретической изученностью вопроса и его реализацией в практике образования. Это обусловило выбор темы исследования.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: самостоятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование самостоятельности у детей младшего школьного возраста будет проходить наиболее успешно, если будут созданы следующие психолого-педагогические условия:
будут учтены особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста,
будет осуществлена диагностика уровня развития самостоятельности у младших школьников,
будет разработана и реализована программа, направленная на развитие самостоятельности учащихся.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную литературу и изучить сущность понятия «самостоятельность»;
2) изучить психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста;
3) выбрать методы изучения уровня развития самостоятельности детей младшего школьного возраста;
4) выделить и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия для развития самостоятельности младших школьников;
5) провести анализ результатов экспериментального исследования.
Методологическую основу исследования составляют: теории, исследующие проблему самостоятельности Л. В. Жаровой, Н. В. Амелиной, Т. И. Шамовой, а также особенности формирования самостоятельности в младшем школьном возрасте Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Г. А. Цукермана, Н. В. Калининой, и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что основные положения и выводы, изложенные в выпускной квалификационной (бакалаврской) работе, могут быть использованы учителями начальных классов, педагогами-психологами для проведения работы по формированию самостоятельности младших школьников.
Структура исследования: выпускная квалификационная (бакалаврская) работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Данная работа была посвящена актуальной и все еще мало изученной теме формирования самостоятельности младших школьников.
Самостоятельность является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. По результатам проведенного исследования, а также анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что одной из главных задач для формирования самостоятельности младших школьников является возможность создать детям такие условия, в которых они смогут спокойно и планомерно развиваться, учиться самостоятельно добывать знания, овладевать все более сложными интеллектуальными способностями и проявлять инициативу и творческие способности в учебной деятельности. В таких условиях качество образования будет повышаться. В результате исследования было отмечено, что ученики проявляют и интерес к учебе, стараются доводить начатое дело до конца, могут делать ошибки, но готовы их исправить. Ученики продемонстрировали самоанализ и самоконтроль, показали, что могут ставить цель и достигать ее, используя различные способы. Все вышеперечисленное говорит о том, что у детей развивается и самостоятельность, и эмоционально-волевые качества. Связь между ними была доказана в ходе работы. Задача педагога-психолога связана с созданием благоприятной психологической обстановки, в которой у детей будет проявляться потребность и желание в самообразовании, стремление к активности и общей самостоятельности.
В эмпирической части нашего исследования нами были протестированы 25 детей младшего школьного возраста по следующим методикам: диагностика параметров учебной самостоятельности младших школьников (по методике Н.В.Калининой и М.И. Лукьяновой); тест-диагностика самостоятельности; экспертная оценка умений самостоятельной деятельности учащихся(на основе опросника Ч.Д.Спилберга); тест на готовность к самостоятельной поисковой деятельности М.И. Лисиной; методика «Нерешаемая задача» (Н.Н. Александровой, Т.И. Шульги).
По диагностике параметров учебной самостоятельности младших школьников (по методике Н.В.Калининой и М.И. Лукьяновой) низкий уровень самостоятельности у 24% учеников (6 детей), средний уровень у 48% учащихся (12 детей), а высокий уровень у 28% (7 детей). Мы можем сказать, что программа положительно повлияла на учеников начальной школы, процент низкого уровня самостоятельности снизился.
По результатам тест-диагностики самостоятельности, который был проведен на контрольном этапе, низкий уровень самостоятельности у 8 обучающихся (32%), средний уровень имеют 11 учеников (44%), а высокий уровень – опрошенных (24%). Следует отметить, что, соблюдая условия, при которых повышается уровень самостоятельности 3 «В» класса, нам удалось достичь положительных результатов нашего исследования.
Проведение экспертной оценки умений самостоятельной деятельности учащихся (на основе опросника Ч.Д. Спилберга) показал следующие результаты: низкий уровень имеют 24% учеников 3 «В» класса (6 респондентов), средний уровень у 60% (15 опрошенных), высокий уровень показали 16% (4 испытуемых). По результатам видно положительное влияние занятий по повышению уровня самостоятельности младших школьников.
По тесту на готовность к самостоятельной поисковой деятельности М.И. Лисиной результаты были таковы: низкий уровень имеют 9 детей (36%), средний уровень у 13 детей (52%), а высокий уровень достиг 13% (3 детей).
Методика «Нерешаемая задача» (Н.Н. Александровой, Т.И. Шульги) показала 40% обучающихся с низким уровнем (10 учеников), средний уровень имеют 36% детей (9 учеников), а высокий уровень у 24 % младших школьников (6 ребят).
Цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтверждена. В работе представлены рекомендации по развитию самостоятельности младших школьников, сформулированные на основе анализа литературы и результатов проведенного исследования.
В заключение следует отметить, что проведенное нами исследование, направленное на повышение уровня самостоятельности, требует своего дальнейшего теоретического и практического продолжения.
Самостоятельность является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. По результатам проведенного исследования, а также анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что одной из главных задач для формирования самостоятельности младших школьников является возможность создать детям такие условия, в которых они смогут спокойно и планомерно развиваться, учиться самостоятельно добывать знания, овладевать все более сложными интеллектуальными способностями и проявлять инициативу и творческие способности в учебной деятельности. В таких условиях качество образования будет повышаться. В результате исследования было отмечено, что ученики проявляют и интерес к учебе, стараются доводить начатое дело до конца, могут делать ошибки, но готовы их исправить. Ученики продемонстрировали самоанализ и самоконтроль, показали, что могут ставить цель и достигать ее, используя различные способы. Все вышеперечисленное говорит о том, что у детей развивается и самостоятельность, и эмоционально-волевые качества. Связь между ними была доказана в ходе работы. Задача педагога-психолога связана с созданием благоприятной психологической обстановки, в которой у детей будет проявляться потребность и желание в самообразовании, стремление к активности и общей самостоятельности.
В эмпирической части нашего исследования нами были протестированы 25 детей младшего школьного возраста по следующим методикам: диагностика параметров учебной самостоятельности младших школьников (по методике Н.В.Калининой и М.И. Лукьяновой); тест-диагностика самостоятельности; экспертная оценка умений самостоятельной деятельности учащихся(на основе опросника Ч.Д.Спилберга); тест на готовность к самостоятельной поисковой деятельности М.И. Лисиной; методика «Нерешаемая задача» (Н.Н. Александровой, Т.И. Шульги).
По диагностике параметров учебной самостоятельности младших школьников (по методике Н.В.Калининой и М.И. Лукьяновой) низкий уровень самостоятельности у 24% учеников (6 детей), средний уровень у 48% учащихся (12 детей), а высокий уровень у 28% (7 детей). Мы можем сказать, что программа положительно повлияла на учеников начальной школы, процент низкого уровня самостоятельности снизился.
По результатам тест-диагностики самостоятельности, который был проведен на контрольном этапе, низкий уровень самостоятельности у 8 обучающихся (32%), средний уровень имеют 11 учеников (44%), а высокий уровень – опрошенных (24%). Следует отметить, что, соблюдая условия, при которых повышается уровень самостоятельности 3 «В» класса, нам удалось достичь положительных результатов нашего исследования.
Проведение экспертной оценки умений самостоятельной деятельности учащихся (на основе опросника Ч.Д. Спилберга) показал следующие результаты: низкий уровень имеют 24% учеников 3 «В» класса (6 респондентов), средний уровень у 60% (15 опрошенных), высокий уровень показали 16% (4 испытуемых). По результатам видно положительное влияние занятий по повышению уровня самостоятельности младших школьников.
По тесту на готовность к самостоятельной поисковой деятельности М.И. Лисиной результаты были таковы: низкий уровень имеют 9 детей (36%), средний уровень у 13 детей (52%), а высокий уровень достиг 13% (3 детей).
Методика «Нерешаемая задача» (Н.Н. Александровой, Т.И. Шульги) показала 40% обучающихся с низким уровнем (10 учеников), средний уровень имеют 36% детей (9 учеников), а высокий уровень у 24 % младших школьников (6 ребят).
Цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтверждена. В работе представлены рекомендации по развитию самостоятельности младших школьников, сформулированные на основе анализа литературы и результатов проведенного исследования.
В заключение следует отметить, что проведенное нами исследование, направленное на повышение уровня самостоятельности, требует своего дальнейшего теоретического и практического продолжения.
Подобные работы
- Формирование у младших школьников уважительного отношения к семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Формирование самостоятельности младших школьников средствами внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Развитие самостоятельности младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Развитие самостоятельности младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Условия формирования у младших школьников проектно-исследовательских умений средствами предмета «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия развития памяти младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017



