Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Учебная самооценка младших школьников

Работа №146743

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ……………………………6
1.1. Понятие об учебной самооценке школьников. Основные подходы к изучению………………………………………………………………………6
1.2. Специфика формирования учебной самооценки в младшем школьном возрасте ………………………………………………………….....................13
1.3. Условия, способствующие формирования учебной самооценки младших школьников ………………………………………………………..22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………33
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики учебной самооценки детей младшего школьного возраста………………..33
2.2. Результаты диагностики учебной самооценки младших школьников.39
2.3. Условия формировании учебной самооценки младших школьников..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………..62
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1: МЕТОДИКА «ТРИ ОЦЕНКИ»……………………..68
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2: МЕТОДИКА «ДРЕВО ТВОРЧЕСТВА»…………...70
ПРИЛОЖЕНИЕ № № 3: УПРАЖНЕНИЕ НА ВЫПЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВЕРНУТОЙ ИНСТРУКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНО УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ ………………………………………………...71
ПРИЛОЖЕНИЕ № № 4: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….72



Актуальность исследования. Проблема формирования учебной самооценки особенно актуальна в наши дни, ведь учебная самооценка - важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося.
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы – подготовка учащихся к самостоятельному усовершенствованию своих знаний – делает особенно значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебном процессе.
Вопросам изучения учебной самооценки младших школьников посвящено много научных работ зарубежных и отечественных исследователей, в частности исследования Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Б. Ларина, А.И. Липкина, К. Роджерс, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксон и др.
Однако вопрос изучения процесса формирования учебной самооценки у младших школьников остается неизученным до конца, особенно с психолого-педагогических позиций, хотя является одной из самых острых проблем, стоящих перед современной школой, и должен быть решен для обеспечения достижения учеником успехов в учебе.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для формирования у детей младшего школьного возраста учебной самооценки и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение обучающимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у младших школьников учебную самооценку и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень учебной самооценки младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Условия формирования учебной самооценки младших школьников».
Объект исследования – процесс формирования учебной самооценки младших школьников.
Предмет исследования – условия, способствующие формированию учебной самооценки в младшем школьном возрасте.
Цель данной работы изучение особенностей формирования учебной самооценки в младшем школьном возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему учебной самооценки в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики учебной самооценки младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику учебной самооценки младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий для формирования учебной самооценки детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (тестирование, наблюдение).
Структура курсовой (выпускной квалификационной работы) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 56 источников и 3 приложений.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования по теме «Условия формирования учебной самооценки младших школьников» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему учебной самооценки в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики учебной самооценки младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику учебной самооценки младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий для формирования учебной самооценки детей младшего школьного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «1.1. Понятие об учебной самооценке школьников. Основные подходы к изучению» дано понятие «учебная самооценка» разных авторов – Р.С. Немова, Л.В. Бороздиной, А.И. Липкиной. Мы понимаем учебную самооценку как основной структурный компонент самосознания, который выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. А ее формирование - как сложный и динамичный процесс на который влияют как внешние, так и внутренние факторы, которые являются движущей силой в деятельности и поведении личности.
В параграфе «2» показано, период для становления учебной самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной учебной самооценки именно в этом возрасте.
В параграфе «Описание диагностических методик и показателей диагностики учебной самооценки детей младшего школьного возраста» Выделены показатели становления учебной самооценки. В образовательном процессе формируется адекватная или неадекватная учебная самооценка, которая зависит от оценок окружающих. Главную роль в формировании учебной самооценки детей младшего школьного возраста играет оценка учителя. Поэтому, для того чтобы сформировать у младших школьников адекватную учебную самооценку, педагогу нужно учить их умению учиться, то есть умению видеть реальные учебные задачи и выбирать оптимальные способы для их решения. Это важно, как в процессе обучения, так и в любой другой деятельности. На основании выделенных показателей выбраны диагностические методики.
Для диагностики уровня развития учебной самооценки младших школьников нами использовались следующие методики:
 «Три оценки» (А. И. Липкина)
 «Древо творчества» (В. С. Юркевич)
 «Оцени себя» (Т.Д. Марцинковская)
 «Волшебная линеечка» (автор Г.А. Цукерман)
Диагностическое исследование уровня развития учебной самооценки младших школьников показало, что у 6 детей (43%) была выявлен адекватная учебная самооценка, у 4 детей (28%) – завышенная и у 4 детей (29%) - заниженная.
В практической части нашей работы были подобраны упражнения на развитие учебной самооценки младших школьников, которые мы применяли на разных предметах на этапе рефлексии, либо при постановке учебной задачи и самостоятельной работы.
Описаны основные условия реализации были ориентированы на осознанное восприятие обучающимися учебного материала, понимание границ своих знаний, повышение уровня ответственности за свою учебную деятельность. В ходе развивающих занятий, которые были реализованы на практике.
Цель и задачи достигнуты.



1. Ананьев Б. Г. Проблемы возрастной психологии. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008, 454 стр.
2. Андрианова, О. П. Самооценка на уроках в начальной школе / О. П. Андрианова, Г. Н. Васильчикова, Е. А. Плетникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 642-645. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36418/ (дата обращения: 26.03.2022).
3. Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. канд. дис. / Л.1984. – 17с.
4. Акрушенко А. В., Ларина О. А., Катарьян Т. В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие. / А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Катарьян, Т. В. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.
5. Алентьева Е.И. Формирование адекватной самооценки у младших школьников/Е.А. Алентьева, Ю.Ю. Курбангалиева, Н.О. Дубченкова //Гуманитарные исследования. 2014. № 4. С. 113-118.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / М.: Просвещение,1982. – 192с.
7. Байдин, Д. В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков [Текст] / Д. В. Байдин // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 11–15
8. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях // Педагогика и психология. – 2008. – № 10. – С. 36-38.
9. Басина Е.З. Становление учебной самооценки и образ «Я» // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. – М.: Педагогика,1988. – С.128.
10. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие учебной самооценки старших дошкольников // Вопросы психолгии. – 2001. – №4. – С.31- 38.
11. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. у,н-та, 1982. — 200 с.
12. Божович Л. И «Личность и её формирование в детском возрасте». М., Просвещение, 2007г.
13. Бойцова Е.Г. Педагогические возможности педагогической технологии формирующего оценивания образовательных результатов учащихся основной школы // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 4. – С. 76-85. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-vozmozhnosti-pedagogicheskoy-tehnologii-formiruyuschego-otsenivaniya-obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsya (дата обращения: 14.11.2022).
14. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? [Текст] / Л. В. Бороздина // Психологический журнал № 2 – 2000 - С. 14-19
15. Витушкина Э. В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника // Начальная школа. 2014. №4 С. 31 – 37.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. – Москва: Просвещение, 1991. – 480 с.
17. Глуханюк Н.С. Дьяченко Е.В., Семенова Л.С. Практикум по общей психологии: учеб. пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. 224 с. (серия «Библиотека психолога»).
18. Грудинин В.А. Особенности самооценки детей на границах младшего школьного возраста//Студент. Аспирант. Исследователь. 2019. № 12 (54). С. 3-7.
19. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
20. Демчук, Н. А. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=2054 (дата обращения: 23.01.2022)
21. Захарова А. В., Боцманова, М. Э. Как формировать самооценку школьника [Текст] / А. В. Захарова, М. Э. Боцманова // Начальная школа. - 2012. – №3. – С. 58–65.
22. Колесова О. В., Зайцева С. А., Захарычева Н. В. Современные подходы к формированию самооценки у детей младшего школьного возраста // Карельский научный журнал – 2021 – С. 24 - 28.
23. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с.
24. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. – 253 с.
25. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Ю. Кулагина. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 291 с.
26. Куперсмит С. Предпосылки самооценки. — М.: 1959.
27. Ларина, А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе [Текст] / А. Б. Ларина: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011. – 118 с.
28. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знания, 1976. – 64 с.
29. Локалов, В. А. Общие закономерности развития психики и когнитивных процессов [Текст] / В. А. Локалов. Учебное пособие. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. — 116 с.
30. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / Р. С. Немов. – Москва: Владос, 1998. – 456 с.
31. Осипова, О.В. Особенности изучения учебной самооценки младшего школьника в процессе учебной деятельности [Текст] / Зверева Ю.В., Линк Н.А. (ред.) Организация учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2014. – С. 33-37.
32. Охлопкова В. С., Данилова М. В. Исследование уровня учебной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации // Молодой ученый. – 2013. – №4. – С. 584-587.
33. Рейчлинд Г., Винклер К. Карманный справочник для родителей. – М.: АСТ, 2007.
34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие. М.: Владос, 2015. 383 с.
35. Савинова Е. Ю. Исследование уровня учебной самооценки младших школьников // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 178-180.
36. Семенчук Л.В. Педагогическая оценка как стимул для учащегося. Эффективность педагогической оценки // Школьная педагогика. – 2017. – № 3. – С. 6-8. – Электронная копия доступна на сайте изд-ва "Молодой учёный". URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2694/ (дата обращения: 27.10.2022).
37. Сергеева Б.В. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Актуальные задачи педагогики6 материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 9-12.
38. Смирнова, Т. Г. Формирование учебной самооценки школьника — один из способов развития ребенка как субъекта обучения [Электронный ресурс] URL: http://открытыйурок.рф/статьи/103461/
39. Спиркин А. Г.Сознание и самосознание [Текст]. - Москва: Политиздат, 1972. - 303 с.; Психология, 2011. - № 1. С. 54-65.
40. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов. – Москва: Эксмо-Пресс, 2003. – 640 с.
41. Столярова, С.С. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС [Текст] / С. С. Столярова. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ. 2013. - 153 с.
42. Суртаева Н. Н. Педагогика. педагогические технологии. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 250 с.
43. Троицкая И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2017. №6. С. 207–209.
44. Троицкая И.Ю., Рогожина Е.Н. К проблеме преемственности в реализации образовательных стандартов на ступенях дошкольного и начального образования // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – 2015. – С. 127–132.
45. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа. 2017. № 10. С. 99.
46. Хохрякова Ю. М. Педагогика раннего возраста. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 262 с.
47. Царева С. В. К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2017. №2. С. 10–13.
48. Цукерман, Г. А., Венгер, А. Л. Развитие учебной самостоятельности [Текст] / Г. А. Цукерман. М., ОИРО, 2010. – 432 с.
49. Чугайнова, О. Г., Хуршудян, Д. С. Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности [Текст] / О. Г. Чугайнова // Проблемы и достижения современной науки. – 2016. – №1(3). – С.57-62.
50. Шакиров, Р. Х., Буркитова, А. А., Дудкина, О. И. Оценивание учебных достижений учащихся [Текст] / Р. Х. Шакиров. Методическое руководство. – Бишкек : Билим, 2012. – 80 с.
51. Ширшов Е.В., Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения, Словарь ключевых понятий и определений, 2017.
52. Шубович М.М. Современные технологии оценивания результатов обучения / М.М. Шубович, Н.Н. Белухина, Л.Н. Белоногова; Ульяновский гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова. – Ульяновск, 2017. – 38 с.
53. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие [Текст] / А. М. Щетинина. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с.
54. Щуркова Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 168 с.
55. Эльконин Д. Б., Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста/ под ред. М., Педагогика, 2000.
56. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 176с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ