Учебная самооценка младших школьников
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ……………………………6
1.1. Понятие об учебной самооценке школьников. Основные подходы к изучению………………………………………………………………………6
1.2. Специфика формирования учебной самооценки в младшем школьном возрасте ………………………………………………………….....................13
1.3. Условия, способствующие формирования учебной самооценки младших школьников ………………………………………………………..22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………33
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики учебной самооценки детей младшего школьного возраста………………..33
2.2. Результаты диагностики учебной самооценки младших школьников.39
2.3. Условия формировании учебной самооценки младших школьников..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………..62
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1: МЕТОДИКА «ТРИ ОЦЕНКИ»……………………..68
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2: МЕТОДИКА «ДРЕВО ТВОРЧЕСТВА»…………...70
ПРИЛОЖЕНИЕ № № 3: УПРАЖНЕНИЕ НА ВЫПЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВЕРНУТОЙ ИНСТРУКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНО УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ ………………………………………………...71
ПРИЛОЖЕНИЕ № № 4: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….72
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ……………………………6
1.1. Понятие об учебной самооценке школьников. Основные подходы к изучению………………………………………………………………………6
1.2. Специфика формирования учебной самооценки в младшем школьном возрасте ………………………………………………………….....................13
1.3. Условия, способствующие формирования учебной самооценки младших школьников ………………………………………………………..22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………33
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики учебной самооценки детей младшего школьного возраста………………..33
2.2. Результаты диагностики учебной самооценки младших школьников.39
2.3. Условия формировании учебной самооценки младших школьников..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………..62
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1: МЕТОДИКА «ТРИ ОЦЕНКИ»……………………..68
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2: МЕТОДИКА «ДРЕВО ТВОРЧЕСТВА»…………...70
ПРИЛОЖЕНИЕ № № 3: УПРАЖНЕНИЕ НА ВЫПЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВЕРНУТОЙ ИНСТРУКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНО УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ ………………………………………………...71
ПРИЛОЖЕНИЕ № № 4: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….72
Актуальность исследования. Проблема формирования учебной самооценки особенно актуальна в наши дни, ведь учебная самооценка - важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося.
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы – подготовка учащихся к самостоятельному усовершенствованию своих знаний – делает особенно значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебном процессе.
Вопросам изучения учебной самооценки младших школьников посвящено много научных работ зарубежных и отечественных исследователей, в частности исследования Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Б. Ларина, А.И. Липкина, К. Роджерс, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксон и др.
Однако вопрос изучения процесса формирования учебной самооценки у младших школьников остается неизученным до конца, особенно с психолого-педагогических позиций, хотя является одной из самых острых проблем, стоящих перед современной школой, и должен быть решен для обеспечения достижения учеником успехов в учебе.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для формирования у детей младшего школьного возраста учебной самооценки и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение обучающимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у младших школьников учебную самооценку и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень учебной самооценки младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Условия формирования учебной самооценки младших школьников».
Объект исследования – процесс формирования учебной самооценки младших школьников.
Предмет исследования – условия, способствующие формированию учебной самооценки в младшем школьном возрасте.
Цель данной работы изучение особенностей формирования учебной самооценки в младшем школьном возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему учебной самооценки в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики учебной самооценки младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику учебной самооценки младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий для формирования учебной самооценки детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (тестирование, наблюдение).
Структура курсовой (выпускной квалификационной работы) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 56 источников и 3 приложений.
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы – подготовка учащихся к самостоятельному усовершенствованию своих знаний – делает особенно значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебном процессе.
Вопросам изучения учебной самооценки младших школьников посвящено много научных работ зарубежных и отечественных исследователей, в частности исследования Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Б. Ларина, А.И. Липкина, К. Роджерс, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксон и др.
Однако вопрос изучения процесса формирования учебной самооценки у младших школьников остается неизученным до конца, особенно с психолого-педагогических позиций, хотя является одной из самых острых проблем, стоящих перед современной школой, и должен быть решен для обеспечения достижения учеником успехов в учебе.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для формирования у детей младшего школьного возраста учебной самооценки и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение обучающимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у младших школьников учебную самооценку и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень учебной самооценки младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Условия формирования учебной самооценки младших школьников».
Объект исследования – процесс формирования учебной самооценки младших школьников.
Предмет исследования – условия, способствующие формированию учебной самооценки в младшем школьном возрасте.
Цель данной работы изучение особенностей формирования учебной самооценки в младшем школьном возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему учебной самооценки в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики учебной самооценки младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику учебной самооценки младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий для формирования учебной самооценки детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (тестирование, наблюдение).
Структура курсовой (выпускной квалификационной работы) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 56 источников и 3 приложений.
В ходе исследования по теме «Условия формирования учебной самооценки младших школьников» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему учебной самооценки в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики учебной самооценки младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику учебной самооценки младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий для формирования учебной самооценки детей младшего школьного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «1.1. Понятие об учебной самооценке школьников. Основные подходы к изучению» дано понятие «учебная самооценка» разных авторов – Р.С. Немова, Л.В. Бороздиной, А.И. Липкиной. Мы понимаем учебную самооценку как основной структурный компонент самосознания, который выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. А ее формирование - как сложный и динамичный процесс на который влияют как внешние, так и внутренние факторы, которые являются движущей силой в деятельности и поведении личности.
В параграфе «2» показано, период для становления учебной самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной учебной самооценки именно в этом возрасте.
В параграфе «Описание диагностических методик и показателей диагностики учебной самооценки детей младшего школьного возраста» Выделены показатели становления учебной самооценки. В образовательном процессе формируется адекватная или неадекватная учебная самооценка, которая зависит от оценок окружающих. Главную роль в формировании учебной самооценки детей младшего школьного возраста играет оценка учителя. Поэтому, для того чтобы сформировать у младших школьников адекватную учебную самооценку, педагогу нужно учить их умению учиться, то есть умению видеть реальные учебные задачи и выбирать оптимальные способы для их решения. Это важно, как в процессе обучения, так и в любой другой деятельности. На основании выделенных показателей выбраны диагностические методики.
Для диагностики уровня развития учебной самооценки младших школьников нами использовались следующие методики:
«Три оценки» (А. И. Липкина)
«Древо творчества» (В. С. Юркевич)
«Оцени себя» (Т.Д. Марцинковская)
«Волшебная линеечка» (автор Г.А. Цукерман)
Диагностическое исследование уровня развития учебной самооценки младших школьников показало, что у 6 детей (43%) была выявлен адекватная учебная самооценка, у 4 детей (28%) – завышенная и у 4 детей (29%) - заниженная.
В практической части нашей работы были подобраны упражнения на развитие учебной самооценки младших школьников, которые мы применяли на разных предметах на этапе рефлексии, либо при постановке учебной задачи и самостоятельной работы.
Описаны основные условия реализации были ориентированы на осознанное восприятие обучающимися учебного материала, понимание границ своих знаний, повышение уровня ответственности за свою учебную деятельность. В ходе развивающих занятий, которые были реализованы на практике.
Цель и задачи достигнуты.
1. Проанализировать проблему учебной самооценки в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики учебной самооценки младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику учебной самооценки младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий для формирования учебной самооценки детей младшего школьного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «1.1. Понятие об учебной самооценке школьников. Основные подходы к изучению» дано понятие «учебная самооценка» разных авторов – Р.С. Немова, Л.В. Бороздиной, А.И. Липкиной. Мы понимаем учебную самооценку как основной структурный компонент самосознания, который выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. А ее формирование - как сложный и динамичный процесс на который влияют как внешние, так и внутренние факторы, которые являются движущей силой в деятельности и поведении личности.
В параграфе «2» показано, период для становления учебной самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной учебной самооценки именно в этом возрасте.
В параграфе «Описание диагностических методик и показателей диагностики учебной самооценки детей младшего школьного возраста» Выделены показатели становления учебной самооценки. В образовательном процессе формируется адекватная или неадекватная учебная самооценка, которая зависит от оценок окружающих. Главную роль в формировании учебной самооценки детей младшего школьного возраста играет оценка учителя. Поэтому, для того чтобы сформировать у младших школьников адекватную учебную самооценку, педагогу нужно учить их умению учиться, то есть умению видеть реальные учебные задачи и выбирать оптимальные способы для их решения. Это важно, как в процессе обучения, так и в любой другой деятельности. На основании выделенных показателей выбраны диагностические методики.
Для диагностики уровня развития учебной самооценки младших школьников нами использовались следующие методики:
«Три оценки» (А. И. Липкина)
«Древо творчества» (В. С. Юркевич)
«Оцени себя» (Т.Д. Марцинковская)
«Волшебная линеечка» (автор Г.А. Цукерман)
Диагностическое исследование уровня развития учебной самооценки младших школьников показало, что у 6 детей (43%) была выявлен адекватная учебная самооценка, у 4 детей (28%) – завышенная и у 4 детей (29%) - заниженная.
В практической части нашей работы были подобраны упражнения на развитие учебной самооценки младших школьников, которые мы применяли на разных предметах на этапе рефлексии, либо при постановке учебной задачи и самостоятельной работы.
Описаны основные условия реализации были ориентированы на осознанное восприятие обучающимися учебного материала, понимание границ своих знаний, повышение уровня ответственности за свою учебную деятельность. В ходе развивающих занятий, которые были реализованы на практике.
Цель и задачи достигнуты.
Подобные работы
- Формирование учебной самооценки у младших школьников
на уроках в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование учебной самооценки у младших школьников на уроках в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3500 р. Год сдачи: 2006 - Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методических рекомендаций по формированию адекватной самооценки младшего школьника посредством оценки педагога
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



