ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ……………………………6
1.1. Понятие об учебной самооценке школьников. Основные подходы к изучению………………………………………………………………………6
1.2. Специфика формирования учебной самооценки в младшем школьном возрасте ………………………………………………………….....................13
1.3. Условия, способствующие формирования учебной самооценки младших школьников ………………………………………………………..22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………33
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики учебной самооценки детей младшего школьного возраста………………..33
2.2. Результаты диагностики учебной самооценки младших школьников.39
2.3. Условия формировании учебной самооценки младших школьников..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………..62
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1: МЕТОДИКА «ТРИ ОЦЕНКИ»……………………..68
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2: МЕТОДИКА «ДРЕВО ТВОРЧЕСТВА»…………...70
ПРИЛОЖЕНИЕ № № 3: УПРАЖНЕНИЕ НА ВЫПЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВЕРНУТОЙ ИНСТРУКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНО УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ ………………………………………………...71
ПРИЛОЖЕНИЕ № № 4: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….72
Актуальность исследования. Проблема формирования учебной самооценки особенно актуальна в наши дни, ведь учебная самооценка - важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося.
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы – подготовка учащихся к самостоятельному усовершенствованию своих знаний – делает особенно значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебном процессе.
Вопросам изучения учебной самооценки младших школьников посвящено много научных работ зарубежных и отечественных исследователей, в частности исследования Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Б. Ларина, А.И. Липкина, К. Роджерс, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксон и др.
Однако вопрос изучения процесса формирования учебной самооценки у младших школьников остается неизученным до конца, особенно с психолого-педагогических позиций, хотя является одной из самых острых проблем, стоящих перед современной школой, и должен быть решен для обеспечения достижения учеником успехов в учебе.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для формирования у детей младшего школьного возраста учебной самооценки и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение обучающимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у младших школьников учебную самооценку и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень учебной самооценки младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Условия формирования учебной самооценки младших школьников».
Объект исследования – процесс формирования учебной самооценки младших школьников.
Предмет исследования – условия, способствующие формированию учебной самооценки в младшем школьном возрасте.
Цель данной работы изучение особенностей формирования учебной самооценки в младшем школьном возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему учебной самооценки в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики учебной самооценки младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику учебной самооценки младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий для формирования учебной самооценки детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (тестирование, наблюдение).
Структура курсовой (выпускной квалификационной работы) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 56 источников и 3 приложений.
В ходе исследования по теме «Условия формирования учебной самооценки младших школьников» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему учебной самооценки в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики учебной самооценки младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику учебной самооценки младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий для формирования учебной самооценки детей младшего школьного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «1.1. Понятие об учебной самооценке школьников. Основные подходы к изучению» дано понятие «учебная самооценка» разных авторов – Р.С. Немова, Л.В. Бороздиной, А.И. Липкиной. Мы понимаем учебную самооценку как основной структурный компонент самосознания, который выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. А ее формирование - как сложный и динамичный процесс на который влияют как внешние, так и внутренние факторы, которые являются движущей силой в деятельности и поведении личности.
В параграфе «2» показано, период для становления учебной самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной учебной самооценки именно в этом возрасте.
В параграфе «Описание диагностических методик и показателей диагностики учебной самооценки детей младшего школьного возраста» Выделены показатели становления учебной самооценки. В образовательном процессе формируется адекватная или неадекватная учебная самооценка, которая зависит от оценок окружающих. Главную роль в формировании учебной самооценки детей младшего школьного возраста играет оценка учителя. Поэтому, для того чтобы сформировать у младших школьников адекватную учебную самооценку, педагогу нужно учить их умению учиться, то есть умению видеть реальные учебные задачи и выбирать оптимальные способы для их решения. Это важно, как в процессе обучения, так и в любой другой деятельности. На основании выделенных показателей выбраны диагностические методики.
Для диагностики уровня развития учебной самооценки младших школьников нами использовались следующие методики:
«Три оценки» (А. И. Липкина)
«Древо творчества» (В. С. Юркевич)
«Оцени себя» (Т.Д. Марцинковская)
«Волшебная линеечка» (автор Г.А. Цукерман)
Диагностическое исследование уровня развития учебной самооценки младших школьников показало, что у 6 детей (43%) была выявлен адекватная учебная самооценка, у 4 детей (28%) – завышенная и у 4 детей (29%) - заниженная.
В практической части нашей работы были подобраны упражнения на развитие учебной самооценки младших школьников, которые мы применяли на разных предметах на этапе рефлексии, либо при постановке учебной задачи и самостоятельной работы.
Описаны основные условия реализации были ориентированы на осознанное восприятие обучающимися учебного материала, понимание границ своих знаний, повышение уровня ответственности за свою учебную деятельность. В ходе развивающих занятий, которые были реализованы на практике.
Цель и задачи достигнуты.
1. Ананьев Б. Г. Проблемы возрастной психологии. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008, 454 стр.
2. Андрианова, О. П. Самооценка на уроках в начальной школе / О. П. Андрианова, Г. Н. Васильчикова, Е. А. Плетникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 642-645. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36418/ (дата обращения: 26.03.2022).
3. Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. канд. дис. / Л.1984. – 17с.
4. Акрушенко А. В., Ларина О. А., Катарьян Т. В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие. / А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Катарьян, Т. В. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.
5. Алентьева Е.И. Формирование адекватной самооценки у младших школьников/Е.А. Алентьева, Ю.Ю. Курбангалиева, Н.О. Дубченкова //Гуманитарные исследования. 2014. № 4. С. 113-118.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / М.: Просвещение,1982. – 192с.
7. Байдин, Д. В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков [Текст] / Д. В. Байдин // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 11–15
8. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях // Педагогика и психология. – 2008. – № 10. – С. 36-38.
9. Басина Е.З. Становление учебной самооценки и образ «Я» // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. – М.: Педагогика,1988. – С.128.
10. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие учебной самооценки старших дошкольников // Вопросы психолгии. – 2001. – №4. – С.31- 38.
11. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. у,н-та, 1982. — 200 с.
12. Божович Л. И «Личность и её формирование в детском возрасте». М., Просвещение, 2007г.
13. Бойцова Е.Г. Педагогические возможности педагогической технологии формирующего оценивания образовательных результатов учащихся основной школы // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 4. – С. 76-85. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-vozmozhnosti-pedagogicheskoy-tehnologii-formiruyuschego-otsenivaniya-obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsya (дата обращения: 14.11.2022).
14. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? [Текст] / Л. В. Бороздина // Психологический журнал № 2 – 2000 - С. 14-19
15. Витушкина Э. В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника // Начальная школа. 2014. №4 С. 31 – 37.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. – Москва: Просвещение, 1991. – 480 с.
17. Глуханюк Н.С. Дьяченко Е.В., Семенова Л.С. Практикум по общей психологии: учеб. пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. 224 с. (серия «Библиотека психолога»).
18. Грудинин В.А. Особенности самооценки детей на границах младшего школьного возраста//Студент. Аспирант. Исследователь. 2019. № 12 (54). С. 3-7.
19. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
20. Демчук, Н. А. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=2054 (дата обращения: 23.01.2022)
21. Захарова А. В., Боцманова, М. Э. Как формировать самооценку школьника [Текст] / А. В. Захарова, М. Э. Боцманова // Начальная школа. - 2012. – №3. – С. 58–65.
22. Колесова О. В., Зайцева С. А., Захарычева Н. В. Современные подходы к формированию самооценки у детей младшего школьного возраста // Карельский научный журнал – 2021 – С. 24 - 28.
23. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с.
24. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. – 253 с.
25. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Ю. Кулагина. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 291 с.
26. Куперсмит С. Предпосылки самооценки. — М.: 1959.
27. Ларина, А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе [Текст] / А. Б. Ларина: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011. – 118 с.
28. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знания, 1976. – 64 с.
29. Локалов, В. А. Общие закономерности развития психики и когнитивных процессов [Текст] / В. А. Локалов. Учебное пособие. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. — 116 с.
30. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / Р. С. Немов. – Москва: Владос, 1998. – 456 с.
31. Осипова, О.В. Особенности изучения учебной самооценки младшего школьника в процессе учебной деятельности [Текст] / Зверева Ю.В., Линк Н.А. (ред.) Организация учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2014. – С. 33-37.
32. Охлопкова В. С., Данилова М. В. Исследование уровня учебной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации // Молодой ученый. – 2013. – №4. – С. 584-587.
33. Рейчлинд Г., Винклер К. Карманный справочник для родителей. – М.: АСТ, 2007.
34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие. М.: Владос, 2015. 383 с.
35. Савинова Е. Ю. Исследование уровня учебной самооценки младших школьников // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 178-180.
36. Семенчук Л.В. Педагогическая оценка как стимул для учащегося. Эффективность педагогической оценки // Школьная педагогика. – 2017. – № 3. – С. 6-8. – Электронная копия доступна на сайте изд-ва "Молодой учёный". URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2694/ (дата обращения: 27.10.2022).
37. Сергеева Б.В. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Актуальные задачи педагогики6 материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 9-12.
38. Смирнова, Т. Г. Формирование учебной самооценки школьника — один из способов развития ребенка как субъекта обучения [Электронный ресурс] URL: http://открытыйурок.рф/статьи/103461/
39. Спиркин А. Г.Сознание и самосознание [Текст]. - Москва: Политиздат, 1972. - 303 с.; Психология, 2011. - № 1. С. 54-65.
40. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов. – Москва: Эксмо-Пресс, 2003. – 640 с.
41. Столярова, С.С. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС [Текст] / С. С. Столярова. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ. 2013. - 153 с.
42. Суртаева Н. Н. Педагогика. педагогические технологии. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 250 с.
43. Троицкая И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2017. №6. С. 207–209.
44. Троицкая И.Ю., Рогожина Е.Н. К проблеме преемственности в реализации образовательных стандартов на ступенях дошкольного и начального образования // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – 2015. – С. 127–132.
45. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа. 2017. № 10. С. 99.
46. Хохрякова Ю. М. Педагогика раннего возраста. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 262 с.
47. Царева С. В. К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2017. №2. С. 10–13.
48. Цукерман, Г. А., Венгер, А. Л. Развитие учебной самостоятельности [Текст] / Г. А. Цукерман. М., ОИРО, 2010. – 432 с.
49. Чугайнова, О. Г., Хуршудян, Д. С. Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности [Текст] / О. Г. Чугайнова // Проблемы и достижения современной науки. – 2016. – №1(3). – С.57-62.
50. Шакиров, Р. Х., Буркитова, А. А., Дудкина, О. И. Оценивание учебных достижений учащихся [Текст] / Р. Х. Шакиров. Методическое руководство. – Бишкек : Билим, 2012. – 80 с.
51. Ширшов Е.В., Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения, Словарь ключевых понятий и определений, 2017.
52. Шубович М.М. Современные технологии оценивания результатов обучения / М.М. Шубович, Н.Н. Белухина, Л.Н. Белоногова; Ульяновский гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова. – Ульяновск, 2017. – 38 с.
53. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие [Текст] / А. М. Щетинина. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с.
54. Щуркова Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 168 с.
55. Эльконин Д. Б., Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста/ под ред. М., Педагогика, 2000.
56. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 176с.