Аннотация 3
Введение 4
1 Теоретические основы разработки электронного учебного пособия 6
1.1 Анализ литературы и интернет-источников по теме исследования 6
1.2 Общие требования по созданию электронных учебных пособий 20
2 Методический раздел 31
2.1 Педагогический адрес 31
2.2 Анализ учебной документации 31
2.3 Общая характеристика программно-методического обеспечения
дисциплины 34
2.4 Методика использования электронного учебного пособия 36
2.4.1 Требования к программному и аппаратному обеспечению 36
2.4.2 Методические рекомендации по использованию пособия для
преподавателя 37
2.4.3 Методические рекомендации по использованию пособия для
обучающегося 44
2.5 Структура электронного учебного пособия 46
2.6 Интерфейс и содержание электронного учебного пособия 47
Заключение 54
Список использованных источников 55
Приложение 58
Геоинформационные системы являются одним из наиболее популярных и полезных инструментов в повседневной жизни, в том числе и в учебном процессе. Они помогают сформировать у людей новый взгляд на мир, обеспечивающий комплексное восприятие информации и лучшее понимание взаимосвязей между составляющими. ГИС — это не очередной посредственный навык, а универсальный инструмент для исследователя, позволяющий взглянуть на объект исследования более обширно. Функции пространственного анализа применяются в большинстве научных и прикладных исследованиях, что позволяет формулировать географические вопросы и получать на них ответы путем предварительного анализа, проведенного на основе выбранных критериев и создания разного рода карт. ГИС также является замечательным средством наглядной демонстрации результатов проведенных исследований.
Ввиду растущей с каждым днем популярности геоинформационных систем, одной из наиболее актуальных задач, является задача по расширению числа, предлагаемых студентам учебных и практических курсов, в том числе специализированных. В последние годы ГИС-технологии играют роль универсального инструмента, облегчающего освоение основных научных дисциплин. ГИС позволяет студентам освоить новые подходы к рассмотрению данных и современные методы их обработки. Кроме того, ГИС приобщает студентов к коллективному труду, так как выполнение учебных проектов очень часто требует достаточно высокого уровня совместной деятельности.
Использование системы Quantum GIS (далее QGIS) для освоения материала учебного пособия обусловлено тем, что на сегодняшний день эта настольная система является одним из лучших свободных кроссплатформен- ных решений, выступающая альтернативой проприетарным продуктам компании ESRI, разработчика настольного программного обеспечения ArcGIS, лидера на рынке геоинформационных систем. Также система QGIS позволяет работать не только в операционных системах семейства windows компании Microsoft, но и в UnixLinux системах и даже Android.
Данное электронное учебное пособие разработано для быстрого «вхождения» в предметную область (Desktop-инструментарий системы QGIS и предмета «Геоинформационные системы» в целом), что может гарантировать его актуальность на протяжении существования дисциплины в том качестве, в которой она пребывает на сегодняшний день.
Объект исследования — процесс обучения студентов дисциплине «Геоинформационные системы».
Предмет исследования — учебные материалы по теме «Геоинформа- ционные системы».
Цель исследования — разработать электронное учебное пособие согласно рабочей программе изучаемой дисциплины для студентов всех форм обучения направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с применением свободного программного обеспечения, а конкретно «свободная географическая информационная система с открытым кодом QGIS».
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи исследования:
• проанализировать учебную литературу и другие источники по теме «Геоинформационные системы»;
• отобрать и систематизировать учебный материал;
• структурировать теоретический;
• систематизировать лабораторные работы;
• спроектировать структуру и интерфейс электронного учебного пособия;
• реализовать электронное учебное пособие.
В рамках выпускной квалификационной работы было разработано электронное учебное пособие на тему «Геоинформационные системы», которое включает в себя теоретический материал, вопросы для самоконтроля, тесты по изученным темам и методические рекомендации.
При разработке электронного учебного пособия были использованы такие технологии, как язык гипертекстовой разметки HTML, каскадные таблицы стилей CSS, язык программирования JavaScript. Для графического оформления пособия был использован свободный фреймворк W3CSS, а также бесплатный редактор кода Adobe Brackets.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
• проанализированы интернет-источники по заданной теме, с целью формирования круга электронных ресурсов, необходимых для создания электронного учебного пособия;
• проанализирована учебно-методическая и техническая документация по теме работы;
• структурирован полезный учебный материал по теме;
• спроектирована структура учебного пособия;
• разработан комплекс лабораторных работ для получения навыков работы с инструментами систем QGIS.
Поставленные задачи решены, цель достигнута.
1. Аксиома.ГИС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.axioma-gis.ru (дата обращения: 12.11.2016)
2. Геоинформационный портал ГИС-Ассоциации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gisa.ru (дата обращения: 26.03.2017)
3. Ермаков Д.С., Шульмин А.С., Шульмина Р.В. Технические и психолого-педагогические требования к разработке электронных учебных пособий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fa- kit.ru/main_dsp.php?top_id=1264 (дата обращения: 28.03.2017)
4. Ильина М.А. Электронные учебные пособия, и их важность в учебном процессе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru/articles/87 (дата обращения: 28.03.2017)
5. Мир лицензий: разбираемся с GNU GPL [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/284390/ (дата обращения: 26.03.2017)
6. Монастырев П., Аленичева Е. Этапы создания электронных учебников [Текст]. / П. Монастырев // Высшее образование в России. -2013. - №5 - 101 с.
7. Операционная система GNU и движение за свободные программы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gnu.org (дата обращения: 26.03.2017)
8. Рабочая программа дисциплины «ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» [Текст]. - А.Г. Окуловская. - Екатеринбург: РГППУ 2014. - 12 с.
9. Уроки и советы по GIS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.qgistutorials.com/ru/ (дата обращения: 26.03.2017)
10. Adam Burentt - YouTube [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCl_GIhcgXrKL5Ldg7Q5JXzQ (дата обращения: 26.03.2017)
11. ArcGIS Desktop [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://desktop.arcgis.com/ru/ (дата обращения: 26.03.2017)
12. Brackets/Readme.md [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://github.com/adobe/brackets/blob/master/README.md (дата обращения: 26.03.2017)
13. CSS — Wikipedia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.com/CSS (дата обращения: 28.03.2017)
14. Differences between ArcGIS and QGIS - The Most Epic GIS Software Battle in GIS History [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gisgeography.com/qgis-arcgis-differences/ (дата обращения: 26.03.2017)
15. Download Ubuntu Desktop [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ubuntu.com/download/desktop (дата обращения: 26.03.2017)
... всего 28 источников