Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья 11
1.1 Понятие и общая характеристика инклюзивного образования в детском
дошкольном образовании 11
1.2 Проблемы и перспективы инклюзивного образования детей
с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения 21
Глава 2. Особенности организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих дошкольное образовательное учреждение №70 г. Полевского 29
2.1. Специфика дошкольного образовательного учреждения №70 г.Полевского в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .. 29
2.2 Результаты исследования и общие выводы по анкетированию родителей,педагогов дошкольного образовательного учреждения №70 г. Полевского .. 40
Заключение 50
Список источников и литературы 55
Приложения 60
XXI век - это век высоких технологий, век в котором была реализована доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги как люди, которые принимают непосредственное участие в создании нашего будущего, как никто другой могут и должны понимать проблему данных детей, уважать и признать их права на дошкольное образование и гармоничное развитие, хотеть и быть готовыми включить их в детское сообщество, и не позволять спрятать этих детей за стенами специального учреждения или оставлять дома, стоящими у окна и наблюдающими за сверстниками.
Актуальность и значимость темы заключается в том, что система отечественного образования на протяжении многих лет делила детей на обычных и инвалидов, которые имели мало возможностей получить полноценное образование и реализовать свой потенциал наравне со здоровыми детьми их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ОВЗ, как правило, страдают от дискриминации и изоляции в том числе и в образовании. Значительное количество таких детей обучаются в специальном (коррекционном) учебном заведении, в котором созданы все необходимые условия не только для их образования и воспитания, а также лечение, исправление имеющегося дефекта у детей, реабилитация и социальной адаптации.
Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Инклюзия (калька с англ. inclusion) - включение, добавление, прибавление, присоединение, то есть:
-вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая должна соответствовать его способностям;
-удовлетворение всех индивидуальных образовательных потребностей воспитанника, обеспечение специальных условий обучения.
В 2000 году на Всемирном форуме по вопросам образования в Дакаре многие страны, присоединившиеся к положениям Саламанской декларации, согласились с необходимостью создания инклюзивного образования или школы для всех учащихся, где участие, равенство в сообществах является ключевым показателем качества образования и воспитания .
Дакарская рамочная концепция действий (Dakar Framework for Action) и последующих за ней целей развития тысячелетия в образовании (Millennium Development Goals on Education) предлагают нам наиболее полный и актуальный подход, к обеспечению образования для всех к 2015 г. В этом документе говорится о том, что инклюзивно-ориентированные образовательные учреждения - это «наиболее эффективный способ борьбы с дискриминацией в образовании, инструмент построения по-настоящему инклюзивного общества и предоставления образования для всех детей...» учреждения «.могут эффективно предоставлять образовательные услуги большинству детей, а также увеличить, в частности, эффективность затрат на образование в рамках всей системы.».
В современных условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является необходимым естественным шагом, связанных с переосмыслением нашего общества и государства своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, признание их прав на равные возможности с другими в различных сферах жизни и деятельности, включая образование1.'
Конвенция о правах инвалидов 2006 года является первым законом о правах человека в этом тысячелетии и первым имеющим обязательную силу международно-правовым документом всеобъемлющего характера, касающимся прав инвалидов. Ратификация Конвенции Российской Федерацией также будет способствовать изменению законодательства в отношении инвалидов. Статья 24 Конвенции гласит: "Государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно быть сделано путем обеспечения инклюзивного образования».
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" статья 79 гласит: "воспитание учащихся инвалиды могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, занимающихся образовательной деятельностью».
Для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями важно не только получить помощь квалифицированных специалистов (дефектологов, психологов и т. д.), а также получить бесценный опыт общения со сверстниками, их первый опыт социальной интеграции.
Комплексный подход приносит пользу всем детям, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех участников образовательного процесса. Инклюзивность означает полное вовлечение ребенка - инвалида (ОВЗ) в жизнь группы или класса. Цель - интеграции-это организация пространства группы (класса) для наиболее успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка ОВЗ.
В настоящее время инклюзивное образование в РФ регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании", Федеральный закон " О социальной защите инвалидов в России", а также Конвенции о правах ребенка и протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос) (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155), в котором четко определена необходимость выравнивания стартовых возможностей детей дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями. Федеральный государственный стандарт образования предусматривает реализацию программы коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание помощи детям в освоении основной образовательной программы.
Современные социальные условия жизни страны поставили задачу обучения и воспитания детей-инвалидов в дошкольных учреждениях, т. е. к реализации инклюзивного образования детей.
В работах исследователей в области дошкольного образования (С. В. Кузнецова, Л. Н. Прохорова, т. п. Колодяжная и др.) в свое время были предприняты попытки обобщить и рассмотреть такие вопросы, как: роль дизайна в работе дошкольного образовательного учреждения, проектная структура, разработка программ развития, реализация проектов в системе работы с персоналом, проектная деятельность детей и др.
Проблемой инклюзивного образования занимаются многие ученые, такие как: Алехина С.В., Егоров П.Р., Малофеев Н.Н., Семаго Н.Я, Семаго М.М. и многие другие. Инклюзивное образование подразумевает под собой обеспечение доступного образования для всех обучающихся учитывая их особые образовательные потребности, а также индивидуальные возможности1.
Инклюзивное образовательное пространство, по мнению И. Н. Симаевой, В. В. Хитрюка определяется как " интегративная единица социального пространства, представленная системой структурных компонентов и блоков, определяющих специфику его содержания, в которой образовательные программы реализуются в доступном для каждого участника формате и межличностные отношения, обеспечивают возможности для личного и социальное развитие, социализация, саморазвитие и самоизменение».
Исследователи Б.П. Пузанов С. С., Степанов дают трактовку понятия "интегрированное обучение" (аномальные дети) как процесс совместного обучения, воспитания и социализации детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общего образования с нормально развивающимися детьми.
Интеграцию ребенка с проблемами развития, как они считают Л. П. Григорьева, Е. А. Екжанова, И. Э. Леонард, Н. Н. Малофеев, Т. В. Пелым, Л. И. Солнцева, Е. А. Стребулаев, С. Л., благо, н. д. Шматко, Л. М. Шипицына должны начинать с социальной интеграции как можно раньше, желательно в дошкольном возрасте.
В работах вышеназванных авторов проблема интеграции дошкольного образования требует дополнительного, углубленного изучения вопросов, не в малой степени разработанных в современном образовании: о законах восприятия инноваций руководителями, педагогами, технологии профессиональной подготовки, снятии психологических барьеров и др.
В исследованиях таких ученых всесторонне рассматриваются существующие проблемы проектного управления учебными заведениями. Дахон, В. С. Лазарев, О. Е. Лебедев, С. И. Третьяков и многие другие. Авторы пришли к общему мнению, что проектное управление - это вид управления дошкольным образовательным учреждением в режиме развития, в котором через планирование, организацию и управление процессами развития
и развития инноваций повышает образовательный потенциал, повышает уровень его использования и, как следствие, улучшает качество его работы. Эффективность учреждения, по мнению исследователей, в реализации того или иного проекта оказывают положительное влияние не только технологические и экономические составляющие, но и социальные, такие как «человеческий фактор», стили управления, мотивация деятельности, стимулирование и др .
Объект выпускной квалификационной работы: инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет выпускной квалификационной работы: особенности инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении
Цель выпускной квалификационной работы: выявить особенности инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. определить понятие и общую характеристику инклюзивного образования в детском дошкольном образовательном учреждении.
2. описать проблемы и перспективы инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения.
3. рассмотреть специфика дошкольного образовательного учреждения №70 г. Полевского в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
4. обработка исследования и общие выводы по анкетированию родителей, педагогов дошкольного образовательного учреждения №70 г. Полевского.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Центр развития ребенка - Детский сад № 70».
Методы исследования: анкетирование, статистический анализ данных, анализ психолого-педагогической литературы.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и пяти приложений.
Проанализировав печатные отечественные и зарубежные источники литературы, были сделаны следующие выводы:
Инклюзивное образование - (от франц.тс1из1Г - включающий в себя), термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждениях.
Инклюзивное образование-это процесс обучения, обеспечивающий каждому ребенку, несмотря на имеющиеся у него интеллектуальные, физические, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания, его гармоничного развития и социализации, что в дальнейшем позволяет ему повзрослев стать равноправным членом общества. Снизит до минимума риски его изоляции от общества. Принято считать, что инклюзивное образование- это процесс развития общего образования, он подразумевает в себе доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их потребности.
Само понятие «инклюзивное образование» является более современным, он отражает новый, прогрессивный взгляд на всю систему образования и воспитание, а также на место человека в современном обществе. Инклюзия включает в себя решение проблемы образования, социализации и гармоничного развития детей с ограниченными возможностями здоровья за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого, конкретного ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, включая реформирование образовательного процесса который предполагает перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения, обеспечение необходимыми средствами обучения в соответствии с типом девиации развития ребенка, также необходимой психологической и методической готовности педагогов, и многое другое.
Таким образом, инклюзия предполагает включение детей с особыми образовательными потребностями и дефектами в развитии в массовые учреждения, где считается важным устранить все барьеры для полноценного участия каждого ребенка в образовательном процессе. В его социализации и всесторонним развитии.
Введение инклюзивного образования рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права каждого человека на получение им качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и стремлениями в соответствующей его здоровью среде по месту его проживания. Инклюзивное образование
и воспитание-это достаточно долгосрочная программа, которая рассматривается не как локальный, не выходящий за определенные рамки участок работы, а как целостный, комплексный подход к организации деятельности образовательной системы по всем направлениям. Инклюзивная форма обучения не посредственно касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, нормально развивающихся воспитанников и членов их семей, педагогов, воспитателей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.
Таким образом деятельность образовательных учреждений соответственно должна быть направлена не только на создание и обеспечение особых условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, но и безусловно на обеспечение взаимопонимания и сотрудничества между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), а также между воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, и их здоровыми сверстниками. Следует подчеркнуть тот аспект, что внедрение инклюзивного образования в общую систему образования не каким образом не должно снижать значимость и необходимость специального образования.
Инклюзивное образование, как уже отмечалось выше служит одним из приоритетных направлений образования, вариантом предоставления воспитательных и образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. Все особые дети без исключения нуждаются в обретении и обогащении опыта социального и учебно-воспитательного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, но естественно каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную модель образования с учетом его индивидуальности.
Анализируя состояние инклюзивного образования в настоящий момент, можно и нужно говорить не только как о научном, об инновационном процессе, позволяющем системно осуществлять обучение и воспитание детей с различными стартовыми возможностями на разных уровнях образовательной вертикали. Это направление как не какое другое оказывает мощное влияние на проведение и развитие образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между всеми его участниками. Стратегии, которые разрабатываются для психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и новейшие технологии сопровождения позволяют более качественно выстраивать взаимоотношения всех участников образовательного процесса на основе понимания и уважения их прав и особенностей.
Все это вместе взятое обеспечивает и дальнейшую поворот образования к потребности, и формирование профессионального педагогического сообщества нового, прогрессивного типа. Таким образом, определена наиболее острая потребность в научно - методическом обеспечении и разработке программно- дидактических материалов и пособий для более полной реализации этой важной задачи. Развитие инклюзивного образования на практике не может быть достигнуто без постоянного системного внедрения в инклюзивный процесс методических разработок, программного обеспечения, методических рекомендаций по организации и содержанию деятельности, а также самих образовательных учреждений, включенных в инклюзивную практику, и услуг психолого-педагогического сопровождения этих ОУ, и системы их управления.
Современный этап развития инклюзивного образования и воспитания наполнен множеством противоречий и не решённых проблем и настоятельно требует от нас открытого профессионального диалога, конструктивного спора, с учетом отечественного опыта и согласованности позиций
В практике нашего ДОУ, процесс обучения и воспитания в своей основе ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый ребенок может в полной мере реализовать свой потенциал. Это ставит перед педагогами, психологами, логопедами и другими специалистами нашего детского сада, задачу создать наиболее оптимальные условия для полной реализации потенциала каждого воспитанника. Одним из таких решений в данной ситуации является разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута.
Исследованием было охвачено 16 родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, 60 родителей нормотипичных детей и 30 педагогов.
Были поставлены следующие задачи:
-провести экспертный опрос родителей с целью выявления информированности об инклюзивном образовании,
-владения сотрудниками педагогическими технологиями обучения детей с ОВЗ,
-использования вариативности в процессе обучения детей с ОВЗ, оказание дополнительных образовательных услуг направленных на успешное развитие детей с ОВЗ.
-проанализировать удовлетворенность оказываемыми в ДОУ услугами по обучению и воспитанию детей с ОВЗ с которыми мы справились.
И можно сделать вывод, что большинство родителей знают, что такое инклюзивное образование, понимают проблемы детей с ОВЗ и согласны на совместное обучение и воспитание с такими детьми.
Небольшая часть родителей опасается, что не будет в полном объёме уделяться внимание и обучение нормотипичным детям.
Педагоги нашего детского сада знают о проблеме инклюзивного образования, они готовы заниматься обучением и воспитанием детей с ОВЗ.
1. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2017. С.300-305.
2. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С.В., представленный 7.12.2016 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование - вклад в будущее». С.98-110.
3. Ахметова, Д. З. Инклюзивное образование - путь к инклюзивному обществу // Педагогическое образование и наука. - 2014. № 1. С. 3-10.
4. Банч Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч// Аутизм
и нарушения развития. - 2015. - № 3. С. 46-51.
5. Бурмистрова Н. И. Как вы относитесь к совместному обучению детей с различными стартовыми возможностями? // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» - 2011. -№ 10. С. 3-9.
6. Бонин, О.В. К проблеме подготовки педагогических кадров в сфере инклюзивного образования: специфика профессиональной компетентности [Текст] / О.В. Бонин // СПО. 2014 №1. C. 49 -53.
7. Волосовец Т. В., Е. Н. Кутепова Инклюзивная практика в дошкольном образовании. // Пособие для педагогов дошкольных учреждений 2015 г. С.3-11.
8. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
9. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева - М.: Просвещение, 2015, С.270-275.
10. Кандаурова, А.В. К вопросу о структуре социального взаимодействия // А.В. Кандаурова // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. №4. С. 7-12.
11. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 12.02.2014).
12. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
13. Конвенция о правах инвалидов Принятарезолюцией 61/106Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.
14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
15. Конькина Е.В., Калабкина О.И., Садова Е.М. Проблема безопасности инклюзивного образовательного пространства // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 С 28-35
16. Малофеев Н.Н., Никольская О.С. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие результатам обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 5 С.9-16.
17. Малофеев, Н.Н. Совместное воспитание и обучение - закономерный этап развития системы образования [Текст] /Н.Н. Малофеев. М.М. Маркович, Н.Д.Шматко // Управление ДОУ. 2014. № 6. С. 7-15.
18. МАДОУ ПГО"Центр развития ребенка Детский сад № 70. 70pol.tvoysadik.ru.
19. Михальченко К.А. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения // Михальченко К.А. // Теория и практика образования в современном мире: СПб. Реноме, 2015. С. 200-211.
20. Назарова Н.Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2015. № 1.С. 7-13.
21. Никитин В. А. Начала социальной педагогики: учеб. пособие. -М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2015. С. 50-58
22. Петровский А.В. Общая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов Петровский А.В. - М.: Просвещение, 2016. С. 461-473.
23. Письмо Министерство образования Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 29/1524-6 «О Концепции Интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями).
24. Письмо Минобрнауки России от 10.01.2014 N 08-10 «О необходимости проведения ряда мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования».
25. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 N ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ" (вместе с "Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья И Федерального ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
26. Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 N 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".
27. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
28. Письмо Министерство образования Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 29/1524-6 «О Концепции Интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями).
29. Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 N 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".
30. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
31. Прочухаева М. М, Самсонова Е. В. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду; отв. ред. Т. Н. Гусева; Моск. городской психол.-пед. ун-т [и др.]. - Москва: Центр "Школьная книга", 2014. С. 237-241.
32. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
33. Резникова, Е.В. Коррекционно-педагогическая поддержка учащихся младшего школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции: монография. // Челябинск, Цицеро, 2014г. С. 50-59.
34. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2017.№1. С.54-60.
35. Симаева И. Н., Хитрюк В. В. Инклюзивное образовательное пространство // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. №5. С. 29-36.
36. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения /Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №3, 2010 С.20-31.
37. Староверова М. С. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: [методическое пособие]. - Москва: Владос, 2017. С.158-170.
38. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. С 15¬18.
39. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. - М.: Новая школа, 2015. С.298-309.
40. Утверждено Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271, Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
41. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 25 декабря 2018 г.).
42. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
43. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм.
от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
44. Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в РФ и за рубежом: монография / Шинкарева Е.Ю. 2017 г.- С. 96-97.
45. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 21 сентября 2010 г. - СПб, 2018. С. 189-201.