Введение 3
Глава 1. Профессиональная деформация личности: понятие, причины и признаки 7
1.1. Профессиональная деформация личности как объект социального
исследования 7
1.2. Причины и признаки проявления профессиональной деформации
личности 14
Глава 2. Профессиональная деформация работников авиапредприятия
«Уральские авиалинии» 26
2.1. Особенности профессиональных деформаций работников
авиапредприятия 26
2.2. Профилактика и преодоление профессиональных деформаций
работников авиапредприятия 35
Заключение 44
Список источников и литературы 46
Приложения 49
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что, в современное время профессия непременно оказывает влияние на становление характера человека. То, чем мы занимаемся на протяжении длительного времени, бесспорно, влияет на наши психологические особенности. На одних людей — профессия оказывает положительное влияние, она может оттачивать и совершенствовать те качества характера, которые заложены и имеются у человека. Делает человека шире, лучше, мудрее, гармоничнее, то есть происходит своеобразное развитие человеческой личности, человек становится на одну ступень выше в своем развитии. C другой стороны, профессия может оказать деформирующее воздействие на личность работника.
Большую часть жизни человека занимает профессиональная деятельность, в ней он развивается как специалист, обретает квалификацию, обрастает знаниями в своей области. В современном мире профессии задают определенный ритм жизни, с которым не каждому под силу справиться.
Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психологическую
напряженность, нередко сопровождаются отрицательными эмоциями и в этих случаях защитные механизмы ограждают психику от деструктивного опыта. Основная роль психологической защиты — это примирение человека с существующей реальностью в острых ситуациях фрустрации или при столкновении антагонистических потребностей. Наиболее частыми видами защитных механизмов являются отрицание, рационализация, вытеснение, проективная идентификация, проявления, которых могут привести к развитию профессиональной деформации.
В данном исследовании мы акцентируем внимание на работниках авиапредприятий. Работа на авиапредприятиях обладает своими особенностями, иногда положительно, а иногда и отрицательно влияющих на здоровье работника. Пассажирские перевозки в воздухе - это всегда большая ответственность. Задачей специалиста является обеспечение комфортного и безопасного времяпровождения пассажиров во время полёта. Ему необходимо знать правила авиаперевозки пассажиров, багажа и грузов, эксплуатации аварийно-спасательного и бортового оборудования.
Актуальными проблемами в данной профессиональной сфере являются: частый стресс, смена часовых поясов, каждый перелет это новые коллеги, новые воздушные судна - все вышеперечисленное сказывается на психологическом состоянии сотрудников авиакомпаний, а именно летного персонала. Стресс является одним из ведущих факторов развития профессиональных деформаций.
Стрессы для работников авиапредприятий - губительны для работы всей команды, которая обеспечивает авиаперевозку пассажира. Подвержены стрессам на работе не только сотрудники летного подразделения авиакомпании, а также работники штаб-квартиры компании, обеспечивающие своевременное решение проблем, возникающих в аэропортах. Сотрудники авиапредприятий, а именно люди, работающие на борту воздушного судна, должны оставлять личные переживания за пределами самолета, потому как безопасная авиаперевозка пассажира напрямую зависит от внутреннего и психологического состояния экипажа самолета.
Современное время - время микро и макро-стрессов. Оно заставляет человека активно адаптироваться к скоротечности процессов, к новым реалиям и ценностям. Для быстрой адаптации к переменам необходимо обладать способностью эффективной саморегуляции организма и приспособиться к новому, здоровому образу жизни . Он наделяет человека способностью адекватно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды, а также извлекать из любой ситуации максимальную пользу.
Если человек не сможет быстро адаптироваться к переменам, результатом его медлительности станет стресс, что в последствии приведет к перенапряжению и истощению организма. Тот, кто не может приспособиться к переменам, теряет здоровье, хорошее настроение, успех. У данной личности неминуемо произойдет профессиональная деформация.
Проблема профессиональной деформации личности была проанализирована в трудах таких исследователей как: Ю.Н. Лапыгин, О.С. Виханский, Е.П. Третьякова, А.П. Балашов, Т.С. Бойко и др.
Проблема влияния стресса на профессиональную деформацию была исследована в трудах: П. Безручко, В.А. Бодров, В.А. Винокур, В.М. Девишвили, В. Николаенко, О.Б. Михайлова и др.
Объектом исследования является феномен профессиональной деформации.
Предметом - профилактика и преодоление профессиональных
деформаций работников авиапредприятия «Уральские авиалинии».
Целью данного исследования является изучение профилактики и преодоления профессиональных деформаций работников авиапредприятия.
При этом можно выделить следующие основные задачи:
1. Рассмотреть профессиональную деформацию личности как объект социального исследования.
2. Проанализировать причины и признаки проявления профессиональной деформации личности.
3. Проанализировать особенности профессиональных деформаций у работников авиапредприятия «Уральские авиалинии».
4. Изучить способы профилактики и преодоления профессиональных деформаций у работников авиапредприятия.
Для выполнения поставленных задач и целей работы, использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, синтез, сравнение, структурно-функциональный метод, эмпирическое исследование, а также теоретический и метод обработки данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Подводя итоги работы, необходимо выделить следующие аспекты. Стресс - это универсальная реакция организма, которая при необходимости служит своего рода переключателем необходимых защитных способностей человеческого тела. Однако стимул должен обладать большой властью, поэтому организм, помимо основных защитных механизмов, решил связать несколько реакций, которые объединены общим названием «стресс».
Стресс, в том числе профессиональный стресс, изучается в различных областях, а знание стрессовых механизмов приобретает все большую практическую и научную ценность. Технический прогресс неразрывно связан с ростом экстремальной профессиональной деятельности со значительным изменением условий и содержания труда в различных областях.
Характер рабочей силы и темпы работы коренным образом изменились, возросла профессиональная ответственность за последствия деятельности и ее результатов. Все это привело к развитию характерных психических состояний - профессиональных стрессов.
Профессиональный стресс - это состояние напряжения, которое возникает во время экстремальных влияний факторов, связанных с работой. Профессиональный стресс оказывает сильное положительное или отрицательное влияние на деятельность и профессиональное здоровье.
Доказано, что сильный стресс имеет не только отрицательное, но и положительное значение для организма, нейтрализуя эффекты, вызванные воздействием сильных стимулов. Кстати, реакция стресса присуща не только людям, но и другим живым существам. Но поскольку социальный фактор здесь имеет значение, люди наиболее подвержены стрессу.
Сегодня уже установлено, что профессиональная деформация проявляется не столько под влиянием ситуации и условий труда, сколько в результате отношения к работе. Три типа людей наиболее восприимчивы к этому. Первыми являются те, кто привык делать все тщательно и добиваться желаемого результата. Если что-то пойдет не так, их психологическое состояние начинает терпеть неудачу. Второй - выраженный перфекционист, патологически стремящийся покорить самые высокие вершины, к первенству всех. Такие люди ведут себя к истощению. Третьи - слишком чрезмерно чувствительные личности, мучительно испытывающие малейшую ошибку.
Профессиональный стресс и его появление могут научиться предупреждать и контролировать любого сотрудника, а также учиться регулировать и контролировать свое состояние в стрессовых условиях, их стрессовом сценарии.
Профессиональная деятельность людей, которые овладели техникой личного психического регулирования, становится более успешной и эффективной. Зная свои сильные и слабые стороны, способность сдерживать себя во времени, замедлять ваши внутренние импульсы, позволяет не только сохранить свое собственное психическое и физическое здоровье, но и не испортить отношения с вашей средой.
1. Андреенко, Е.В. Социальная психология: учеб. Пособие для студ. Пед вузов / Е.В. Андреенко; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
2. Балашов А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 156 с.
3. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания в профессиональном общении.: СПб.: 1999. 99-105 с.
4. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник - М.: Изд- во МГУ, 2015. - 215 с.
5. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ
6. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2015. - 198 с.
7. Голов Р.С. Теория организации. Организация производства: Интегрированное учебное пособие / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков; Под ред. А.П. Агарков. - М.: Дашков и К, 2013. - 165 с.
8. Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. Т. 1-2. - М.: ИНИИПУ, 2014. - 166 с.
9. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — 6-е. — СПб.: Речь, 2010. — 580 с.
10. Диссертации России URL:http://www.dslib.net(дата обращения 31.01.19)
11. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования
12. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 155 с.
13. Константинов В.В. «К вопросу о профессиональной деформации личности». URL: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 02.02.19)
14. Коротков, Э. М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. - Москва :Юрайт. 2012. - С. 241.
15. Лапыгин, Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 156 с.
16. Мишкина Е. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 10. С. 96¬
100. URL: http://e-koncept.ru/2015/95063htm(дата обращения: 21.01.2017).
17. Менеджмент: учебник / С. И. Ашмарина и др.; под редакцией С. И. Ашмариной. - Москва. 2011. - 156 с.
18. Менеджмент: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / А. В. Игнатьева и др.; под редакцией М. М. Максимцова, М. А. Комарова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА. 2014. - 215 с.
19. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. № 3. С. 90¬101.
20. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов по
специальности «Менеджмент организации» / Э. М. Коротков и др.. - Москва: Дашков и К. - Ростов-на-Дону: Наука-Пресс. 2013. - 156 с.
21. Пси-фактор - Психология нашей жизни URL: https://psyfactor.org/(Дата обращения 27.01.19)
22. Справочник 24 URL: https://spravochnick.ru/(Дата обращения 25.01.19)
23. Семенов, А. К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - Москва: Дашков и К°. 2011. - 215 с.
24. Сибак URL:https://sibac.info(Дата обращение 31.01.19)
25. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи
разных лет / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994. — 560 с. -
(Социологическое наследие)
26. Третьякова, Е.П. Теория организации: Учебное пособие / Е.П. Третьякова. - М.: КноРус, 2012. - 156 с.
27. Учебые материалы для студентов URL:https://studme.org/(Дата обращения 22.01.19)
28. Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России / Е.И. Холостова. - Москва: Гостехиздат, 2012. - 199 с.
29. Шарин, В. И. История социальной работы / В.И. Шарин. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 368 c.
30. ПсихологосЭнциклопедия практической психологии URL:
https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologos(Дата обращения 25.01.19)
31. Юзефавичус, Т. А. Проблемы социальной работы с молодежью / Т.А. Юзефавичус. - М.: Academia, 2016. - 208 c.