ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В СФЕРЕ ЖКХ 6
1.1. Понятие и содержание административной ответственности
юридических лиц в сфере ЖКХ 6
1.2. Юридические лица как субъекты административной ответственности
за правонарушения, совершаемые в сфере ЖКХ 15
2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСИ В СФЕРЕ ЖКХ 25
2.1. Анализ судебной практики по административным правонарушениям
юридических лиц в сфере ЖКХ 25
2.2. Направление совершенствования института административной
ответственности в сфере ЖКХ 33
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
В современном демократическом государстве приоритет уделяется законности и правопорядку, что в первую очередь обусловлено недопущением нарушения норм права как физическими, так и юридическими лицами. Согласно статистике, размещенной на сайте судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации за первое полугодие 2017 года, самыми многочисленными нарушениями со стороны юридических лиц, являются именно административные правонарушения, а большее число правонарушений, рассмотренных федеральными арбитражными судами РФ, составляют правонарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ), чем и обусловлена актуальность выбранной темы исследования.
Сфера ЖКХ находится на стыке различных отраслей права. В качестве объекта административно-правового регулирования жилищно-коммунальная сфера представляет собой крупную, разветвленную и сложную область хозяйствования, включающую в себя не только жилищный фонд, но и коммунальное хозяйство по обеспечению жилищного фонда коммунальными услугами, созданием надлежащих санитарно-гигиенических и эстетических условий для проживания граждан. Таким образом, сфера ЖКХ регулируется нормами различных отраслей права: Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ), в том числе, но не исключительно правовыми нормами, устанавливающими нормативы предоставления коммунальных услуг и оказания услуг по содержанию многоквартирных жилых домов, постановлениями правительства РФ в сфере благоустройства и содержания улично-дорожной сети и иными нормативно-правовыми актами федерального, регионального и местного значения. В связи с чем правонарушения в сфере ЖКХ посягают сразу на несколько сфер общественных отношений, соответственно защита охраняемых законом интересов предусмотрена как нормами Кодекса об административных правонарушения в Российской Федерации (далее КоАП РФ), так и нормами законов субъектов Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию норм административной ответственности юридических лиц в сфере ЖКХ.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:
- раскрыть понятие и содержание административной ответственности для юридических лиц в сфере ЖКХ;
- охарактеризовать юридические лица как субъекты административной ответственности за правонарушения, совершаемые в сфере ЖКХ;
- выявить виды правонарушений, предусматривающих ответственность для юридических лиц в сфере ЖКХ с учетом анализа федерального и регионального законодательства;
- проанализировать судебную практику привлечения к административной ответственности юридических лиц в сфере ЖКХ;
- предложить рекомендации по совершенствованию института административной ответственности в сфере ЖКХ.
Объект исследования: правоотношения, возникающие в области привлечения к административной ответственности юридических лиц сферы ЖКХ.
Предмет исследования: нормы федерального и регионального законодательства Российской Федерации, иных нормативных актов, регулирующие вопросы привлечения к административной ответственности юридических лиц в сфере ЖКХ, правоприменительная практика по привлечению к административной ответственности юридических лиц в сфере ЖКХ.
Нормативной основой выпускной квалификационной работы выступают законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы правового регулирования системы ЖКХ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, закон Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» (ред. от 03.11.2017) (далее Закон №52-ОЗ) , иные нормативные акты, в том числе органов местного самоуправления.
При написании настоящей работы использованы современные труды ученых-административистов, таких как Бахрах Д.Н., Братановский С.Н., Назарова М.М., Плеханов Т.С., Россинский Б.В., Хусяйнова С.Г., Ярков В.В. и др.
Методологическую основу работы составляют как общенаучные (системного подхода, анализа, синтеза и аналогии), так и специальные методы познания (логико-юридический, сравнительно-правовой).
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, методической разработки и заключения.
По результатам выполненной выпускной квалификационной работы следует обозначить краткие выводы:
Актуальность выбранной темы исследования подтверждена рассмотренной судебной и правоприменительной практикой, которая до настоящего времени не имеет единообразного применения. Сложное и противоречивое законодательство в сфере ЖКХ, обуславливает необходимость постоянного развития и совершенствования норм административного законодательства, в том числе в области административной ответственности юридических лиц в сфере ЖКХ.
Цель работы: разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию норм института административной ответственности юридических лиц в сфере ЖКХ.
По своей правовой природе административная ответственность юридических лиц представляет собой вид юридической ответственности, выступающей как институт государственного регулирования, предназначенный для принуждения юридических лиц к исполнению установленных правил в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечению общественной безопасности и общественного порядка, предупреждению, предотвращению и пресечению правонарушений, и наказанию нарушителей.
В работе, с учетом пройденной преддипломной практики в Товариществе собственников недвижимости «Счастливый дом», выявлены коллизии норм права и проанализировано несовершенство административного законодательства на примере административной ответственности сферы жилищно-коммунального хозяйства. Даны конкретные предложения и пути решения выявленных правовых проблем.
Предлагается в нормы КоАП РФ включить понятие «Административная ответственность» с дефиницией: это вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения.
Введение данного понятия обусловлено необходимостью единого, правопонимания нормативно-правового акта, который является материальным носителем правовой информации, и должен трактовать точное и недвусмысленное содержание применяемых правовых понятий, не допуская использования неясных, многозначных, расплывчатых и нечетко сформулированных терминов.
Судебная практика демонстрирует необходимость установления четких критериев для применения ч.2 ст. 2.1 и ст. 2.9 КоАП РФ. Введение четких критериев для практического применения ч.2 ст. 2.1 и ст. 2.9 КоАП РФ обусловлено анализом судебной практики, который показал, что суды не умеют и не желают применять данные нормы, а в редких случаях их применения в судебных актах отсутствует их мотивированное обоснование.
Основными мерами административной ответственности для юридических лиц в сфере ЖКХ являются: штраф и приостановление административной деятельности юридического лица, при этом штраф как санкция за совершенное правонарушение применяется в 99% случаев. Но как показывает судебная практика и статистические данные, указанные меры административной ответственности не являются действенными, юридические лица в сфере ЖКХ в частности управляющие компании, безответственно относятся к применяем в отношении них мерам административной ответственности в виде штрафных санкций...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Кодекс об административных правонарушениях Российской федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256. 31 дек.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1. Ч.1. Ст. 14.
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Российская газета. 2015. № 49. 11 марта.
6. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 14.12.2015 № 379- ФЗ // Российская газета. 2015. №285. 17 дек.
7. Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами: Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 44. Ст.6074.
8. Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами: Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 №731 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 40. Ст. 5064.
9. Об административных правонарушениях: Кодекс г. Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. № 69. С.128
10. Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года № 273-70 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2010. № 21. С.22
11. Об административных правонарушениях на территории Свердловской области: Закон Свердловской области от 14.06.2005 года №52-ОЗ // Областная газета. 2005. № 170-171. 15 июня. С.738
12. Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск: Решение Первоуральской городской Думы от 04.06.2009 №89 // Вечерний Первоуральск. 2009. № 6. 12 июня. С.55
13. Положение об организации деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых отходов на территории городского округа Первоуральск: Решение Первоуральской городской Думы от 30.07.2009 №110 // Вечерний Первоуральск. 2009. № 7. 19 июля. С.145
14. О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 // Вестник ВАС РФ. 2011. № 5. С.148
15. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 // Вестник ВАС РФ. 2004. № 8. С.205...44