Введение 5
1 Теоретические основы разработки электронного учебного пособия 8
1.1 Анализ литературы и интернет-источников по геоинформационным
системам 8
1.2 Обзор программного обеспечения для работы с географической
информацией 10
1.3 Понятие электронного учебного пособия, его отличительные
характеристики 16
1.4 Требования, предъявляемые к электронному учебному пособию 17
1.5 Анализ рабочей программы «Геоинформационные системы» 19
1.6 Понятие электронного учебного контента 22
1.7 Инструментальные средства для создания электронного контента 24
2 Описание электронного учебного пособия 27
2.1 Формирование компонентов для создания электронного учебного пособия «Организация информации в геоинформационных системах» . 27
2.2 Выбор инструментария для создания электронного учебного пособия 29
2.2.1 Язык гипертекстовой разметки HTML 29
2.2.2 Растровый графический редактор GIMP 31
2.2.3 Программа для создания приложений Dr.Explain 37
2.2.4 Программа для создание тестов Mytest X 38
2.3 Педагогический адрес 39
2.4 Проект электронного учебного пособия « Организация информации
в геоинформационных системах» 40
2.4.1 Структура изложения материала 40
2.4.2 Интерфейс электронного учебного пособия «Организация
информации в геоинформационных системах» 41
2.5 Требования к аппаратному и программному обеспечению 58
2.6 Функции и преимущества электронного учебного пособия
«Организация информации в геоинформационных системах» 59
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение
Современное образование подразумевает использование различных форм и методов организации учебного процесса. Одна из главных задач системы образования — это развитие компьютерных технологий, которое открывает новые возможности в сфере образования. В современном мире появилась тенденция, слияние компьютерных и образовательных технологий и формирование новых инструментов обучения. Программным средством учебного назначения будем называть программное средство, в котором отражается некая предметная область, в той или иной степени реализуется технология ее изучения. Применение программных средств в учебном процессе обеспечивает условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства используются в традиционном учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, для развития личности обучаемого и в других целях. Обучение становится интерактивным, усиливается интенсивность учебного процесса, возрастает значение самостоятельной работы.
В настоящее время специалисты, должны владеть современными компьютерными технологиями и уметь применять их в своей работе, что помогает обеспечить улучшение качества жизни, условий труда и эффективность работы.
Одной из интересных областей современной образовательной науки является использования электронных учебных пособий. Электронное учебное пособие — компьютерное, педагогическое программное средство, пред-назначенное, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере проверить полученные знания и умения обучаемого.
Электронное учебное пособие облегчает понимание и усвоение (активное) наиболее главных понятий, утверждений и примеров, используя в процессе обучения не только традиционные методы, а также, разные виды памяти, а в частности компьютерные объяснения.
Геоинформационные системы (далее ГИС) занимают важное место в повседневной жизни, в том числе и в учебно-образовательном процессе. Ис-пользование ГИС позволяет преподавателю и обучающемуся получать, обрабатывать определенную информацию об окружающем мире и способствует восприятию изучаемых природных комплексов. Огромным плюсом в образовательном процессе является компьютерная грамотность не только обучающегося, но и преподавателя. Электронные учебные пособия и компьютер не смогут заменить преподавателя, но станут верным помощником педагога.
Актуальность данной работы — это создание программного средства для обработки и структуризации больших объемов информации в более доступной и удобной форме. Данное пособие позволяет преподавателю увеличить эффективность проведения занятий.
Объект исследования — процесс обучения студентов дисциплине «Геоинформационные системы».
Предмет исследования — учебные материалы по теме «Геоинформационные системы».
Цель данной работы — разработать электронное учебное пособие «Организация информации в геоинформационных системах».
В процессе достижения цели в работе необходимо будет выполнить следующие задачи:
• проанализировать литературу и интернет - источники с целью формирования материала для наполнения отдельных разделов электронного учебного пособия;
• проанализировать современные программы для создания геоинформационных карт;
• проанализировать рабочую программу дисциплины «Геоинформационные системы» по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии»;
• разработать теоретический материал, лабораторные работы, демонстрационные материалы и итоговый контроль;
• создать и реализовать структуру и интерфейс электронного учебного пособия «Организация информации в геоинформационных системах» и наполнить разработанными материалами.
В рамках выпускной квалификационной работы было разработано электронное учебное пособие «Организация информации в геоинформационных системах», которое состоит из двух основных тем, включающих в себя лекции, лабораторные работы и контрольное тестирование.
Прежде чем выбрать средства реализации электронного учебного пособия и его элементов, проанализированы технологии по созданию электронных учебных пособий, тестирования и растровой графики. Для создания электронного учебного пособия была выбрана программа Dr.Explain, для со-здания тестов была выбрана программа «Mytest X», для графического оформления пособия был использован растровый графический редактор GIMP.
Перед созданием проекта были проанализированы уже существующие учебно-методические разработки по данной предметной области, сделаны выводы, учтены особенности создания электронного учебного пособия и рас-смотрены варианты размещения продуктов на различных площадках (web- сайты и социальные сети).
Выбранный для реализации программного обеспечения подход позволяет упростить процесс внесения изменения в теоретический материал. В силу того, что текстовая информация по теоретическим разделам хранится в одном файле и его легко изменить.
Также достаточно просто выполняется изменение состава вопросов, входящих в тест. Для изменения перечня вопросов достаточно воспользоваться программой «Mytest».
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
• проанализированы литературу и интернет-источники с целью формирования материала для наполнения отдельных разделов электронного учебного пособия;
• проанализированы современные программы для создания геоинформационных карт;
• проанализирована рабочая программа дисциплины «Геоинформационные системы» по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии»;
• разработан теоретический материал, лабораторные работы, демонстрационные материалы и итоговый контроль;
• созданы и реализованы структура и интерфейс электронного учебного пособия «Организация информации в геоинформационных системах» и наполнить разработанными материалами.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы было разработано электронное учебное пособие и детально проработан порядок его реализации.
Таким образом, из выше сказанного, можно сделать вывод, что в выпускной квалификационной работе поставленные задачи выполнены, а цель достигнута.
1. Аксиома.ГИС [Электронный ресурс]. — Режим па: http://www.axioma-gis.ru(дата обращения: 22.02.2019).
2. Боброва И.И. Информационные технологии в образовании. Практический курс [Текст]/ Боброва И.И. — Москва: ФЛИНТА, 2014. — 196 с.
3. Васильев В. Н. Обзор существующих ГИС [Текст] / В. Н. Васильев// Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 62—66.
4. Введение в геоинформационные системы [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://do.uriit.ru/mod/resource/view.php?id=470 (дата обращения 19.02.2019).
5. Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zna4enie.ru/slova/chto-oznachaet-slovo-vikipedija.html(дата обращения: 08.03.2019).
6. Возможности веб-сервиса Learningapps.orgв преподавании [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://infourok.ru/vozmozhnosti-vebservisa-learningappsorg-v-prepodavanii-445422.html (дата обращения: 08.03.2019).
7. Географическая информационная система "TERRA"[Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.geo.su/html/gis.html (дата обращения 22.02.2019).
8. Геоинформационная система [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/22609 (дата обращения 26.02.2019).
9. Геоинформационные системы и «облачные» технологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.intuit.ru/studies /1255/lecture/23975 (дата обращения: 05.03.2019).
10. ГИС-технологии (рассказывает Сергей Пьянков) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=KqqWC7NcN84(дата обращения: 09.03.2019).
11. Дженнифер Нидерст Роббинс «HTML5, CSS3 и JavaScript. Исчерпывающее руководство» 4-ое издание. [Текст]/ Дженнифер Нидерст Роббинс — Москва : Эксмо, 2014. — 528 с.
12. Жуковский О.И. Геоинформационные системы [Текст]: учебное пособие / Жуковский О.И. — Томск: Эль Кониент, 2014. — 130 с.
13. Исаев Г. Н. Проектирование информационных систем. [Текст]/ Исаев Г. Н. — Москва: Омега-Л, 2012. — 432 с.
14. Использование мультимедийных технологий в процессе обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p 1ai/%D1 %81 %D1%82%D0%B0%D1%82%D1 %8C%D0%B8/605580/ (дата обращения: 09.03.2019).
15. Корнеев И.К. Информационные технологии в работе с документами. Учебник [Текст]/ Корнеев И.К. — Москва: Проспект, 2015. — 298 с.
16. Лурье И. К. Основы геоинформатики // Информатика с основами геоинформатики. Часть 2: Основы геоинформатики. [Текст] учебное пособие/ И. К. Лурье, Т. Е. Самсонов. — под общ. ред. Лурье И. К. — Москва: Гео-графический факультет МГУ, 2016. — 200 с.
17. Мультимедиа презентации как метод обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/38/4465/(дата обращения: 09.03.2019).
18. Обзор QGIS [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.qgis.org/ru/site/about/index.html(дата обращения: 22.02.2019).
19. Обзор программы Dr.Explain [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: https://www.drexplain.ru/help/overview.php (дата обращения: 23.02.2019).
20. Овсянников Р. А. Использование электронного учебного пособия в системе профессионального обучения (на примере обучения работе с гео- информационными системами) [Текст] / Р. А. Овсянников // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. — Ч. 6. — С. 68-70.
21. Особенности организации данных в ГИС [Электронный ресурс].
— Режим доступа:https://studfiles.net/preview/5375751/page:19/ (дата обращения 10.02.2019).
22. Особенности организации данных в ГИС [Электронный ресурс].
— Режим доступа:https://ru-ecology.info/post/100789406860049/ (дата обращения 10.02.2019).
23. Пиньде Фу и Цзюлинь Сунь Веб-ГИС: Принципы и применение [Текст] / Пиньде Фу и Цзюлинь Сунь — Москва: Дата+, 2013. — 160 с.
24. Проектирование тестов в программе Mytest [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gsv.ru/drupal/sites/default/files/test_my_test.pdf/(дата обращения: 28.02.2019).
25. Пространственная локализация данных в ГИС [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://gis-tech.ru/prostrnst.html (дата обращения 10.03.2019).
26. Рабочая программа дисциплины «Геоинформационные системы» [Текст]. — А.Г. Окуловская. — Екатеринбург: РГППУ 2018. — 4 с.
27. Ризаев И. С. Геоинформационные системы: [Текст] учебное пособие / И. С. Ризаев. — Казань: Казан. гос.техн.ун-та, 2013. — 140 с.
28. Рудаков А.В. Технология разработки программных продуктов. Учебник [Текст]/ Рудаков А.В. — Москва: Academia, 2013. — 208 с.
29. Свидзинская Д. В, Бруй А. С. Основы QGIS [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://qgis.org/ru/site/(дата обращения: 10.03.2019).
30. Справочник HTML [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://htmlbook.ru/HTML(дата обращения: 10.03.2019).
31. Сущностные характеристики электронных учебных изданий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://goo.gl/BhdF63(дата обращения: 08.03.2019).
32. Тематическая и графическая информация [Электронный ресурс].
— Режим доступа:https://studfiles.net/preview/5405383/page:5/ (дата обращения 10.0.2019).
33. Фомин В. В. Географические информационные системы: [Текст] учебное пособие / В. В. Фомин, Д. С. Капралов, Д. Ю. Голиков, и др. — Екатеринбург: Уральский государственный лесотехнический университет, 2014.
— 90 с.
34. Электронное учебное пособие [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eos.ibi.spb.ru/umk/11_2/5/5_R0_T2.html(дата обращения: 11.03.2019).
35. Эффективность педагогических тестов и тестовых заданий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://testolog.narod.ru/theory40.html(дата обращения: 08.03.2019).
36. Язык гипертекстовой разметки HTML [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/32039 (дата обращения: 23.02.2019).
37. ArcGIS [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.esri-cis.ru/news/arcreview/detail.php?ID=1790&SECTION_ID=48(дата обращения: 08.03.2019).
38. ArcGIS Desktop [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://desktop.arcgis.com/ru/ (дата обращения: 26.02.2019).
39. Esri Cis [Электронный ресурс]. — Режим
па:https://www.esricis.ru (дата обращения: 22.02.2019).
40. GISGeo [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://gisgeo.org (дата обращения: 26.02.2019).
41. GIS-Lab.info [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/445443(дата обращения: 08.03.2019).
42. GIS-Lab: Документация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gis-lab.info/docs.html(дата обращения: 22.02.2019).
43. GNU Image Manipulation Program или GIMP [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.bmstu.wiki/GIMP(дата обращения: 23.02.2019).
44. Mapinfo.ru[Электронный ресурс]. — Режим
па:http://www.mapinfo.ru (дата обращения: 22.02.2019).
45. MyTest — лучшая бесплатная российская программа создания тестов [Электронный ресурс]. —http://pedsovet.su/load/9-1-0-1032 (дата обращения: 23.02.2019).