Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Процесс обучения основам искусственных нейронных сетей

Работа №146668

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы50
Год сдачи2019
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Анализ литературных и интернет-источников по искусственным
нейронным сетям 6
1.1. Анализ литературных источников 6
1.2. Анализ интернет-источников 15
1.3. Выводы по анализу литературных и интернет-источникам 24
1.4 Обзор рабочей программы 26
2 Описание электронного учебного пособия «Нейронные сети» 30
2.1 Описание продукта 30
2.2 Описание используемых программ 32
2.3 Интерфейс программного продукта 34
2.4 Описание лабораторных работ 36
2.5 Методика использования 38
2.5.1 Краткая характеристика учебного процесса 38
2.5.2 Методика использования озвученных презентаций при организации
теоретических занятий по данной теме 40
2.5.3 Требования к обучающимся до и после изучения курса 41
2.5.4 Общие рекомендации по работе с лабораторными работами 42
2.5.5 Преимущества разработанного электронного учебного пособия ... 44
Заключение 46
Список использованных источников 48

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют.


Искусственный интеллект как научное направление, связанное с попытками формализовать мышление человека, имеет длительную предысторию. Первые шаги кибернетики были направлены на изучение и осмысление в новых понятиях процессов, протекающих в сложных, прежде всего живых, системах, включая и мыслящие. Позднее это направление работ оформилось в самостоятельную область, разрабатывающую проблему искусственного интеллекта.
Искусственные нейронные сети (ИНС) строятся по принципам организации и функционирования их биологических аналогов. Они способны решать широкий круг задач распознавания образов, идентификации, прогнозирования, оптимизации, управления сложными объектами. Дальнейшее повышение производительности компьютеров все в большой мере связывают с ИНС, в частности, с нейрокомпьютерами (НК), основу которых составляет искусственная нейронная сеть.
Актуальность настоящей работы вытекает из противоречия между наличием большого количества нейросетевых пакетов в Интернете и недо-статочной подготовкой выпускников вузов в нейросетевой технологии.
Объектом исследования - процесс обучения основам искусственных нейронных сетей.
Предметом исследования является учебные материалы раздела «Искусственные нейронные сети».
Цель работы - разработать электронное учебное пособие «Искусственные нейронные сети».
В соответствии с поставленной цели в работе определены следующие задачи:
• проанализировать литературные и интернет - источники, посвященные изучению темы «Искусственные нейронные сети» с целью выявления основополагающих понятий;
• проанализировать рабочую программу с целью определения объема и места раздела «Искусственные нейронные сети» при подготовке бакалавров;
• разработать теоретический блок раздела «Искусственные нейронные сети» и реализовать его в виде озвученных презентаций;
• разработать лабораторные работы по рассматриваемому разделу;
• реализовать электронное учебное пособие.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обзор источников информации показал, что по данной тематике имеется достаточное количество источников, как зарубежных авторов (в том числе в переводе), так и отечественных. Однако большинство из них содержат подробный теоретический материал, а примеры программной реализации не рассматриваются. Зарубежные авторы предпочитают только публиковать исходные программные коды, в основном без комментариев. При реализации данных кодов возникают логические ошибки. То есть источника, содержащего обширную теоретическую информацию по искусственным нейронным сетям, сопровождающуюся примерами программной реализации обнаружено не было.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее.
1. Проанализированы литературные и интернет - источники, посвященные изучению темы «Нейронные сети» с целью выявления основополагающих понятий. Выявлено, что качество подготовки студентов во многом определяется качеством учебных пособий, используемых ими при обучении. На сегодняшний день к недостаткам традиционных электронных учебников следует отнести отсутствие средств контроля усвоения знаний в процессе работы с ними, а также ориентации на определенный уровень знаний студентов. В результате студенту выдается для изучения строго определенный учебный материал в строго определенной последовательности.
2. Проанализирована рабочая программа с целью определения объема и места раздела «Нейронные сети» при подготовке бакалавров компьютерных специальностей.
3. Выявлены основные понятия раздела «Нейронные сети», а также модели их обучения.
4. Разработан теоретический блок раздела «Нейронные сети», реализованный озвученными презентационными материалами.
5. Разработаны лабораторные работы, предназначенные для распознавания образов и ориентированные на последующее внедрение их содержания в прикладные программные продукты, снабженные видеороликами, поясняющими принцип работы демонстрационных программ;
6. Разработаны методические рекомендации для преподавателя и обучаемых.
7. Проведена апробация электронного учебного пособия в учебном процессе групп.
Результаты работы прошли апробацию. Таким образом, следует считать, что задачи выпускной квалификационной работы полностью выполнены и цель исследования достигнута.



1. Анил К. Джейн, Жиачанг Мао, Моиуддин К.М. Введение в искусственные нейронные сети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.osp.ru/os/1997/04/179189/(дата обращения: 25.12.2018).
2. Базовые знания по нейроподобным сетям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://prof9.narod.ru/library/lib003(дата обращения:
15.12.2018) .
3. Барский А.Б. Нейронные сети: распознавание, управление, принятие решений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aiportal.ru/downloads/books/neural-networks-recognition- management-by-barsky.html(дата обращения: 25.12.2018).
4. Борисов В.В., Круглов В.В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stu.scask.ru/book_ins.php(дата обращения: 25.12.2018).
5. Бураков М. Системы искусственного интеллекта [Текст]: учебное пособие / М. Бураков. - Москва: Проспект, 2017. - 440 с.
6. Гаврилов А.В. Лабораторный практикум по нейронным сетям
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ermak.cs.nstu.ru/site/students/ai2/(дата обращения: 25.01.2019).
7. Галушкин А.И. Нейронные сети: история развития теории [Текст] / А.И. Галушкин, Я.З. Цыпкин. - Москва: Альянс, 2015. - 840 с.
8. Горожанина Е.И. Нейронные сети [Текст]: учебное пособие / Е.И. Горожанина. - Самара: ФГБОУ ВО ПГУТИ, 2017. - 84 с.
9. Джонс М.Т. Программирование искусственного интеллекта в приложениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.litres.ru/tim- dzhons-m/programmirovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-prilozheniyah- 27059022/ (дата обращения: 25.12.2018).
10. Заенцев И.В. Нейронные сети: основные модели [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nncourse.chat.ru(дата обращения: 25.01.2019).
11. Каллан Р. Нейронные сети. Краткий справочник [Текст] / Р. Каллан. - Москва: Вильямс, 2017. - 288 с.
12. Круглов В.В., Борисов В.В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://books.zntu.edu.ua/book_info.pl7idM6203(дата обращения: 25.12.2018).
13. Межгосударственный стандарт ГОСТ 33246 - 2015 (ISO/IEC 12758¬1: 2009) Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Упаковка контента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://allgosts.ru/35/240/gost_33246-2015(дата обращения: 25.12.2018).
14. Межгосударственный стандарт ГОСТ 33249 - 2015 (ISO/IEC 24751¬3: 2008) Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке. Часть 3. Описание электронных ресурсов по системе «доступ для всех» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200127258(дата обращения: 25.12.2018).
15. Миркес Е.М. Нейроинформатика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://softcraft.ru/neuro/ni/p00.shtml(дата обращения: 09.02.2019).
16. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14915 1 2010 Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://allgosts.ru/13/180/gost_r_iso_14915- 1-2016 (дата обращения: 25.12.2018).
17. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТР 55751 2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы: требования и характеристики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://allgosts.ru/35/240/gost_r_55751- 2013 (дата обращения: 25.12.2018).
18. Нейроинформатика/ А.Н. Горбань, В.Л. Дунин-Барковский, А.Н. Кирдин и др. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/84573/(дата обращения: 25.12.2018).
19. НейроПроект [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.neuroproject.ru(дата обращения: 05.12.2018).
20. Николенко С. Глубокое обучение. Погружение в мир нейронных сетей [Текст] / С. Николенко, А. Кадурин, Е. Архангельская. - Москва: Питер, 2018. - 480 с.
21. Осовский С. Нейронные сети для обработки информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirknig.su/knigi/seti/22651- neyronnye-seti-dlya-obrabotki-informacii.html(дата обращения: 25.12.2018).
22. Поспелов Г.С. Искусственный интеллект - основа новой информационной технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.libex.ru/detail/book522583.html(дата обращения: 25.12.2018).
23. Рапопорт Г.Н., Герц А.Г. Искусственный и биологический интеллекты. Общность структуры, эволюция и процессы познания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://urss.ru/cgi-
bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=59135 (дата обращения: 25.12.2018) .
24. Рашид Т. Создаем нейронную сеть [Текст] / Т. Рашид. - Москва: Вильямс, 2017. - 272 с.
25. Редько В.Г. Эволюция. Нейронные сети. Интеллект. Модели и концепции эволюционной кибернетики [Текст] / В.Г. Редько. - Москва: Едито- риал, 2017. - 224 с.
26. Рутковскиая Д., Пилиньский М., Рутковский Л. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/21544/(дата обращения: 25.12.2018).
27. Современные технологии планирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://technobusiness.boom.ru /index21.html (дата обращения:
25.12.2018) .
28. Сотник С.Л. Курс лекций по основам проектирования систем с искусственным интеллектом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scintific.narod.ru/neural.htm(дата обращения: 10.01.2019).
29. Сумский государственный университет Нейронные сети. Вводный курс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://neuronets.chat.ru/(дата обращения: 15.01.2019).
30. Суслова И.А., Садчиков И.А. Рабочая программа дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» [Электронный ресурс]. - Режим до-ступа: http://www.rsvpu.ru/realizuemye-obrazovatelnye-programmy/?ftp=/-
RabProgramm/AnnotAll/5315_2018_%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D 1 %82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%98%D0%A2%D0%BC% 202018.pdf (дата обращения: 25.12.2018).
31. Терехов С.А. Лекции по теории и приложениям искусственных нейронных сетей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://alife.narod.ru/lectures/index.html (дата обращения: 15.01.2019).
32. Уоссермен Ф. Нейрокомпьютерная техника: теория и практика
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.scintific.narod.ru/neural.htm(дата обращения: 05.12.2018).
33. Хайкин С. Нейронные сети. Полный курс [Текст]: учебное пособие / С. Хайкин. - Москва: Вильямс, 2019. - 1104 с.
34. Ясницкий Л.Н. Введение в искусственный интеллект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/717989/(дата обращения: 25.12.2018).
35. NeuroSchool [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://neuroschool.narod.ru(дата обращения: 05.02.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ