Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие церковно-певческих традиций Русской Православной Церкви

Работа №146665

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы78
Год сдачи2024
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы история возникновения и развития церковно-певческого искусства в России …8
1.1 Понятие церковно-певческой традиции …8
1.2 Периоды становления церковно-певческого искусства ………………….17
1.3 Русское церковно-певческое искусство, как неотъемлемая часть историко-культурного достояния ……25
Выводы по 1 главе ………31
Глава 2. Разработка концепции издания по истории возникновения и развития церковно-певческого искусства в России ……32
2.1Обоснование концепции печатного издания по истории возникновения и развития церковно-певческого искусства в России…32
2.2 Исследование читательского спроса на издание………………………….33
2.3 Разработка художественного оформления печатного издания по истории возникновения и развития церковно-певческого искусства в России ……….36
2.4 Содержательный аспект …………47
2.3Общие требования к оформлению и содержанию церковных печатных изданий ….52
Выводы по 2 главе ………………………………60
Глава 3. Экономическое обоснование выпуска книги ………………………..62
3.1 Анализ рынка изданий конкурентов …62
3.1 Расчет себестоимости издания ……66
3.4 Рекламная кампания и сбыт тиража издания ……………………………..67
Выводы по главе 3 ……………………………………………68
Заключение ………69
Список литературы ……………71
Приложения ……………………………………………………………………...75

Русское православное пение - часть музыкальной культуры России, но также это и совершенно особый мир, имеющий своей целью обращение к Богу и служение Ему. Поэтому, Церковь, с одной стороны, должна сохранить предания прежних времен, а с другой - не порывать с настоящим, но и не уклоняться в сторону от главной своей сущности – богослужения.
Актуальность настоящего исследования обусловлена повсеместным массовым интересом к вопросам духовности, и в частности, к вопросу о церковно-певческих традициях Русской Православной Церкви.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года было положено начало активного возрождения забытых в советские годы духовных традиций: «Самосознание, исподволь развившееся в России - в литературе, философии, богословии, искусстве, - с особой силой возродилось, оживляя историческую память и объясняя нам нас самих, в конце XX века во всех направлениях культурной жизни» [12]. Поэтому начало 90-х годов XX века ознаменовалось огромным интересом к возрождающейся церковной музыке.
В связи с открытием в России большого количества новых церковных приходов и воссозданием духовных школ, перед дирижёрами церковных хоров, деятелями духовно-музыкальной педагогики и богослужебного пения встали многочисленные проблемы и задачи, связанные с восстановлением репертуарно-исполнительских и уставных традиций, а также решением учебно-методических вопросов.
За последние два десятилетия накоплен серьёзный опыт, как в учебно-педагогической, так и в исполнительской областях церковного пения. В процессе возрождения богослужебно-певческих традиций участвуют ученые медиевисты, историки церковного пения, музыковеды-палеографы, композиторы, регенты и певчие хоров. Издаются книги по теории и истории богослужебного пения, выходит большое количество нотной литературы, создаются и выпускаются учебники по певческим и музыкально-теоретическим дисциплинам для духовных школ и регентских классов.
Отличительной особенностью нашего времени является то, что развитие отечественной церковно-певческой культуры на современном этапе происходит через возрождение церковно-певческого наследия. А это значит обращение к опыту предыдущих поколений церковных песнописцев, композиторов, дирижёров, регентов и их сочинениям. Поэтому возрождаются и практикуются множество жанров духовной музыки, а также одновременно используется несколько стилевых направлений. В связи с этим, употребление правильных традиций пения, т.е. канонически и литургически соответствующих Духу Церкви, является насущной проблемой. Современный искусствовед Н. Гуляницкая справедливо замечает: «Проблемы церковного пения достаточно многообразны. Существует несколько традиций в отношении даже самой манеры пения в храме. Музыкальная стилистика звучащих за богослужением произведений, весьма различна, и не всегда подчиняется каким-то ясным и понятным принципам. В отличие от дореволюционной ситуации, нет никакого центрального церковного органа, который служил бы цензором вновь сочиняемых церковно-певческих композиций. Идет острая полемика вокруг знаменного пения» [7].
Говоря о церковно-певческой традиции сегодня, церковь стоит перед множеством неразрешенных проблем, главными из которых являются:
1. выбор верного направления в богослужебном пении, которое соответствовало постепенному воцерковлению современного человека;
2. подготовка грамотных специалистов-регентов и певцов в духовных и светских музыкальных учебных заведениях;
3. правильное и серьезное отношение к церковному пению при воспитании священнослужителей в Духовных школах;
4. подбор, формирование и систематизация богослужебного репертуара для разного состава хора;
5. отсутствие комиссии на местном Епархиальном уровне, которая бы являлась компетентным органом по вопросам современного церковно-певческого искусства.
Все эти и другие проблемы, и более частные вопросы церковного пения на современном этапе развития, нужно решать только соборно. В первую очередь должна быть заинтересована церковная власть всех рангов и чинов. Сбор информации, конференции, фестивали, концерты духовной музыки будут положительно содействовать этой цели.
Степень изученности вопроса осознается через опыт предыдущих поколений музыкантов и ученых-медиевистов. Наука о церковном пении базируется на трудах, которые условно можно разделить на 3 направления:
1. Вопросам истории церковного пения посвящены труды священника Разумовского Д.В. «Церковное пение в России», Преображенского А.В. «Очерки истории церковного пения в России», священника Металлова В.М. «Очерк истории православного церковного пения», Гарднера И.А. «Богослужебное пение РПЦ» (в 2-х томах) и др.
2. О проблемах истории семиографии и палеографии церковного пения писали следующие авторы: священник Металлов В. М. «Азбука церковного пения», Смоленский С.В. «Азбука знаменного пения», Бражников М.В. «Русские певческие рукописи и русская палеография», Беляев В.М. «Древнерусская музыкальная письменность» и др.
3. Исторические аспекты форм русского церковного пения и проблематику изучали Вознесенский И.И. «Осмогласные распевы трех последних веков Православной Русской Церкви», протоиерей Разумовский Д.В. «Теория и практика церковного пения», священник Металлов В.М. «Осмогласие знаменного роспева», Бражников М.В. «Новые задачи исследования памятников древнерусской музыки», Гарднер И.А. «Забытое богатство (о пении на подобен)» и др.
Здесь изложены фундаментальные работы. Основной список трудов по русскому церковному пению, включающий и современные исследования по различным направлениям, включён в Приложение.
Методологической основой исследования явились труды церковных историков, музыковедов, композиторов:
- основой исторического исследования послужил труд И.А. Гарднера «Богослужебное пение Русской Православной Церкви»;
- богословским осмыслением темы работы, явился труд В.И. Мартынова «История богослужебного пения»;
- стилевая и жанровая сторона церковного пения основывается на трудах И. Кошминой «Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры», Н. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века».
Цель работы – обозначить пути исторического развития церковно-певческих традиций Русской Православной Церкви.
Объектом работы является православное церковно-певческое искусство.
Предметом исследования выступает современные традиции церковно-певческого искусства.
Гипотеза исследования заключается в следующем: попытка ответить на вопрос об истории традиций позволит разобраться в сложившейся ситуации вокруг современного церковно-певческого искусства.
В соответствии с поставленной целью, выявленными объектом, предметом и гипотезой исследования были решены следующие задачи:
1. раскрыто понятие «церковно-певческой традиции»;
2. проведен анализ церковно-певческих традиций в опоре на опыт предыдущих поколений композиторов, дирижёров и регентов Церкви;
3. изучены художественно-стилевые особенности духовной музыки, исполняемой в храме;
4. рассмотрели понятия стиля и жанра в духовной музыке;
5. сформирован библиографический список источников о русском церковно-певческом искусстве.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее можно использовать в качестве дополнительного источника в образовательных учреждениях: духовных академиях и семинариях, регентских школах и отделениях, богословских институтах, академиях культуры и искусства, на занятиях по истории русской музыки, истории художественной культуры, а также в качестве материала для лекций и бесед художественно-просветительского характера.
Методы исследования. В процессе исследования по данной тематике применялись сбор, обработка, систематизация и подробное изучение вопросов творческого наследия Русской Православной Церкви по проблеме возрождения церковно-певческих традиций; ознакомление с мнениями авторитетных священнослужителей и современных церковных регентов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Главная цель данной книги – представить читателям всесторонний обзор истории церковно-певческого искусства в России, а также обеспечить удобную и понятную структуру, которая поможет читателям углубиться в эту тему и получить полное представление о ее развитии.
Вводная часть книги будет посвящена общему представлению о церковно-певческом искусстве, его роли и значимости в истории России. Здесь будут охарактеризованы основные понятия, принятые в этой области, а также объяснены термины, которые могут быть незнакомы начинающему читателю.
Первая глава книги будет посвящена историческому обзору развития церковно-певческого искусства в России, начиная с его появления и вплоть до наших дней. Здесь будут описаны основные этапы развития искусства, ключевые события и личности, которые оказали влияние на его формирование. Будут даны характеристики различных школ и стилей церковной музыки, их особенности и вклад в развитие российского искусства в целом.
Следующая глава будет посвящена церковно-певческому репертуару в России. В этой части книги будут рассмотрены основные жанры и формы музыкальных произведений, исполняемых в церковном контексте. Будут детально описаны хоровые сочинения, сольные песнопения, иконостасные распевы и другие произведения, которые входят в репертуар церковных певцов России.
Следующая глава книги будет посвящена жизни и деятельности выдающихся композиторов и певцов России. Здесь будут рассмотрены биографии и творческие достижения таких личностей, как Дмитрий Бортнянский, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов и другие. Будут описаны их вклад в развитие церковно-певческого искусства, а также представлены нотные примеры их произведений.
Заключительная глава книги будет посвящена современному состоянию церковно-певческого искусства в России. Будут рассмотрены современные музыкальные коллективы, исполняющие церковную музыку, а также актуальные тенденции в развитии этой области искусства.
Книга будет сопровождаться нотными иллюстрациями, фотографиями, а также ссылками на дополнительные материалы, что позволит читателям более глубоко погрузиться в мир церковно-певческого искусства в России.
Таким образом, книга «История церковно-певческого искусства в России» предоставляет всеобъемлющий обзор этой темы и является незаменимым ресурсом для поклонников музыки, истории и культуры России.



1. Богомолова М.В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере Ве- ликой Панихиды: Исслед., публ., расшифровка. Вып. 1–2. М.: Композитор, 2005.
2. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки: по рукописным материалам XV – XVIII вв. Л.: Музыка, 1972.
3. Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М.: Знак, 2006. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=73355&sr=1
4. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Ч. I: Сущность, система и история. М.: ПСТГУ, 2004.
5. https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/bogosluzhebnoe-penie-russkoj- pravoslavnoj-tserkvi-tom-1/
6. Заболотная Н.В. Музыкальная культура Древней Руси в певческих рукописях XI – XIV веков: Учеб. пособие. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004.
7. Кондрашкова Л.В. Раннее русское строчное многоголосие. В 2 ч. М.: МАКС-Пресс, 2013.
8. Лингас А. [Византийская империя. Ч. IV] Церковное пение // Православная энцик- лопедия. Т. VIII. М.: «Православная энциклопедия», 2004. С. 350–359. https://www.pravenc.ru/text/387113.html#part_10l
9. Металлов В.М., протоиерей. Осмогласие знаменного роспева. М.: Син. тип., 1899 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236371
10. Панченко Ф.В. Певческие книги старообрядческой поморской традиции (XVIII- XX вв.): Учеб. пособие. СПб.: Скифия-принт, 2017.
11. Парфентьев Н.П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI – XVII веков: государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челя- бинск, 1991.
12. Пожидаева Г.А. Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля. М., 2007.
13. Разумовский Д.В. Церковное пение в России. Вып. 1–3. М: тип. Т. Рис, 1867–1869. https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razumovskij/tserkovnoe-penie-v-rossii/
14. Рамазанова Н.В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI – XVII веков. СПб: Дмитрий Буланин, 2004.

б) Дополнительная литература:
15. Арванитис И. Византийская нотация // Православная энциклопедия. Т. VIII. М.: «Пра- вославная энциклопедия», 2004. С. 360–376. https://www.pravenc.ru/text/365723.html
16. Бражников М.В. Русская певческая палеография. СПб.: РИИИ, 2002.
17. Вознесенский И.И., протоиерей. О пении в православных церквах Греческого Востока с древнейших до новых времен. (С приложением образцов византийского церковного осмогласия.) Кострома: Губ. тип., 1895. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesenskij/o- penii-v-pravoslavnyh-tserkvah-grecheskago-vostoka-s-drevnejshih-do-novyh-vremen/
18. Вознесенский И.И., протоиерей. О церковном пении Православной Греко-Российской Церкви. Большой и малый знаменный роспев. Вып. 1. Рига: Тип. Э. Платеса, 1890. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesenskij/o-tserkovnom-penii-pravoslavnoj-greko- rossijskoj-tserkvi/
19. Герцман Е.В. Византийское музыкознание. Л.: Музыка, 1988.
20. Гуляницкая Н.С. Русская музыка: становление тональной системы. XI-XX вв. М.: Про- гресс-Традиция, 2005. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=444237&sr=1
21. Гусейнова З.М. Русские музыкальные азбуки 15–16 веков: Учеб. пособие. СПб., 1999.
22. Денисов Н.Г. Из истории старообрядческого церковного пения // http://www.bogorodsk- noginsk.ru/starover/43_denisov.html
23. Денисов Н.Г. Стрельниковский хор Костромской земли. Традиции старообрядческого церковного пения. М.: «Прогресс-традиция», 2005.
24. Дмитриевский А.А. Чин Пещного действа: Историко-археологический этюд // Визан- тийский Временник. Т. 1. Вып. 3–4. М., 1894. С. 553–600. http://www.vremennik.biz/opus/BB/I3/53614
25. Захарьина Н.Б. История русских певческих книг: курс лекций: Учеб. пособие. СПб.: Лань, 2021.
26. Келдыш Ю.В. История русской музыки. В 10 т. Т. 1: Древняя Русь. X–XVII века. М.: Музыка, 1983.
27. Кондрашкова Л.В. Понятие «прикладных» голосов и проблема стилистической неод- нородности в партесных рукописях конца XVII–нач. XVIII вв. // Музыкальная архео- графия – 2015: сб. ст. М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. С. 134–161.
28. Заболотная Н.В. Устные традиции в певческой культуре Киевской Руси // Музыкове- дение. 2012, № 2. С. 14–17.
29. Лозовая И.Е., Шевчук Е.Ю. Церковное пение // Православная энциклопедия. [Ввод- ный том]: Русская Православная Церковь. М.: «Православная энциклопедия», 2000. С. 599–610.
30. Металлов В.М., протоиерей. Очерк истории православного церковного пения в Рос- сии. М., 1915. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003633597/
31. Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков. http://otechnik.narod.ru/liturgika40.htm
32. Парфентьев Н.П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российско- го государства XVI – XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск: Изд-во Урал. гос. университета, 1991.
33. Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. Усольская (Строгановская) школа в русской му- зыке XVI – XVII веков. Челябинск, 1993.
34. Пасхалидис З. Церковная византийская музыка. Краткая теория и практика. М.: «Свя- тая Гора», 2004.
35. Пещное действо // Официальный сайт научного коллектива Центрального Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: http://rublev- museum.blogspot.com/2016/01/blog-post.html
36. Плотникова Н.Ю. Полифония в русском безлинейном и партесном многоголосии XVII – XVIII веков. Учебно-метод. пособие по курсу «Полифония» для педагогов и студен- тов высших учебных заведений по специальности «Музыковедение». М.: ПСТГУ, 2015.
37. Пожидаева Г.А. Отражение византийского канона церковного пения в культурно- историческом процессе русского средневековья // http://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-vizantiyskogo-kanona-tserkovnogo-peniya-v- kulturno-istoricheskom-protsesse-russkogo-srednevekovya

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ