Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы история возникновения и развития церковно-певческого искусства в России …8
1.1 Понятие церковно-певческой традиции …8
1.2 Периоды становления церковно-певческого искусства ………………….17
1.3 Русское церковно-певческое искусство, как неотъемлемая часть историко-культурного достояния ……25
Выводы по 1 главе ………31
Глава 2. Разработка концепции издания по истории возникновения и развития церковно-певческого искусства в России ……32
2.1Обоснование концепции печатного издания по истории возникновения и развития церковно-певческого искусства в России…32
2.2 Исследование читательского спроса на издание………………………….33
2.3 Разработка художественного оформления печатного издания по истории возникновения и развития церковно-певческого искусства в России ……….36
2.4 Содержательный аспект …………47
2.3Общие требования к оформлению и содержанию церковных печатных изданий ….52
Выводы по 2 главе ………………………………60
Глава 3. Экономическое обоснование выпуска книги ………………………..62
3.1 Анализ рынка изданий конкурентов …62
3.1 Расчет себестоимости издания ……66
3.4 Рекламная кампания и сбыт тиража издания ……………………………..67
Выводы по главе 3 ……………………………………………68
Заключение ………69
Список литературы ……………71
Приложения ……………………………………………………………………...75
Русское православное пение - часть музыкальной культуры России, но также это и совершенно особый мир, имеющий своей целью обращение к Богу и служение Ему. Поэтому, Церковь, с одной стороны, должна сохранить предания прежних времен, а с другой - не порывать с настоящим, но и не уклоняться в сторону от главной своей сущности – богослужения.
Актуальность настоящего исследования обусловлена повсеместным массовым интересом к вопросам духовности, и в частности, к вопросу о церковно-певческих традициях Русской Православной Церкви.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года было положено начало активного возрождения забытых в советские годы духовных традиций: «Самосознание, исподволь развившееся в России - в литературе, философии, богословии, искусстве, - с особой силой возродилось, оживляя историческую память и объясняя нам нас самих, в конце XX века во всех направлениях культурной жизни» [12]. Поэтому начало 90-х годов XX века ознаменовалось огромным интересом к возрождающейся церковной музыке.
В связи с открытием в России большого количества новых церковных приходов и воссозданием духовных школ, перед дирижёрами церковных хоров, деятелями духовно-музыкальной педагогики и богослужебного пения встали многочисленные проблемы и задачи, связанные с восстановлением репертуарно-исполнительских и уставных традиций, а также решением учебно-методических вопросов.
За последние два десятилетия накоплен серьёзный опыт, как в учебно-педагогической, так и в исполнительской областях церковного пения. В процессе возрождения богослужебно-певческих традиций участвуют ученые медиевисты, историки церковного пения, музыковеды-палеографы, композиторы, регенты и певчие хоров. Издаются книги по теории и истории богослужебного пения, выходит большое количество нотной литературы, создаются и выпускаются учебники по певческим и музыкально-теоретическим дисциплинам для духовных школ и регентских классов.
Отличительной особенностью нашего времени является то, что развитие отечественной церковно-певческой культуры на современном этапе происходит через возрождение церковно-певческого наследия. А это значит обращение к опыту предыдущих поколений церковных песнописцев, композиторов, дирижёров, регентов и их сочинениям. Поэтому возрождаются и практикуются множество жанров духовной музыки, а также одновременно используется несколько стилевых направлений. В связи с этим, употребление правильных традиций пения, т.е. канонически и литургически соответствующих Духу Церкви, является насущной проблемой. Современный искусствовед Н. Гуляницкая справедливо замечает: «Проблемы церковного пения достаточно многообразны. Существует несколько традиций в отношении даже самой манеры пения в храме. Музыкальная стилистика звучащих за богослужением произведений, весьма различна, и не всегда подчиняется каким-то ясным и понятным принципам. В отличие от дореволюционной ситуации, нет никакого центрального церковного органа, который служил бы цензором вновь сочиняемых церковно-певческих композиций. Идет острая полемика вокруг знаменного пения» [7].
Говоря о церковно-певческой традиции сегодня, церковь стоит перед множеством неразрешенных проблем, главными из которых являются:
1. выбор верного направления в богослужебном пении, которое соответствовало постепенному воцерковлению современного человека;
2. подготовка грамотных специалистов-регентов и певцов в духовных и светских музыкальных учебных заведениях;
3. правильное и серьезное отношение к церковному пению при воспитании священнослужителей в Духовных школах;
4. подбор, формирование и систематизация богослужебного репертуара для разного состава хора;
5. отсутствие комиссии на местном Епархиальном уровне, которая бы являлась компетентным органом по вопросам современного церковно-певческого искусства.
Все эти и другие проблемы, и более частные вопросы церковного пения на современном этапе развития, нужно решать только соборно. В первую очередь должна быть заинтересована церковная власть всех рангов и чинов. Сбор информации, конференции, фестивали, концерты духовной музыки будут положительно содействовать этой цели.
Степень изученности вопроса осознается через опыт предыдущих поколений музыкантов и ученых-медиевистов. Наука о церковном пении базируется на трудах, которые условно можно разделить на 3 направления:
1. Вопросам истории церковного пения посвящены труды священника Разумовского Д.В. «Церковное пение в России», Преображенского А.В. «Очерки истории церковного пения в России», священника Металлова В.М. «Очерк истории православного церковного пения», Гарднера И.А. «Богослужебное пение РПЦ» (в 2-х томах) и др.
2. О проблемах истории семиографии и палеографии церковного пения писали следующие авторы: священник Металлов В. М. «Азбука церковного пения», Смоленский С.В. «Азбука знаменного пения», Бражников М.В. «Русские певческие рукописи и русская палеография», Беляев В.М. «Древнерусская музыкальная письменность» и др.
3. Исторические аспекты форм русского церковного пения и проблематику изучали Вознесенский И.И. «Осмогласные распевы трех последних веков Православной Русской Церкви», протоиерей Разумовский Д.В. «Теория и практика церковного пения», священник Металлов В.М. «Осмогласие знаменного роспева», Бражников М.В. «Новые задачи исследования памятников древнерусской музыки», Гарднер И.А. «Забытое богатство (о пении на подобен)» и др.
Здесь изложены фундаментальные работы. Основной список трудов по русскому церковному пению, включающий и современные исследования по различным направлениям, включён в Приложение.
Методологической основой исследования явились труды церковных историков, музыковедов, композиторов:
- основой исторического исследования послужил труд И.А. Гарднера «Богослужебное пение Русской Православной Церкви»;
- богословским осмыслением темы работы, явился труд В.И. Мартынова «История богослужебного пения»;
- стилевая и жанровая сторона церковного пения основывается на трудах И. Кошминой «Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры», Н. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века».
Цель работы – обозначить пути исторического развития церковно-певческих традиций Русской Православной Церкви.
Объектом работы является православное церковно-певческое искусство.
Предметом исследования выступает современные традиции церковно-певческого искусства.
Гипотеза исследования заключается в следующем: попытка ответить на вопрос об истории традиций позволит разобраться в сложившейся ситуации вокруг современного церковно-певческого искусства.
В соответствии с поставленной целью, выявленными объектом, предметом и гипотезой исследования были решены следующие задачи:
1. раскрыто понятие «церковно-певческой традиции»;
2. проведен анализ церковно-певческих традиций в опоре на опыт предыдущих поколений композиторов, дирижёров и регентов Церкви;
3. изучены художественно-стилевые особенности духовной музыки, исполняемой в храме;
4. рассмотрели понятия стиля и жанра в духовной музыке;
5. сформирован библиографический список источников о русском церковно-певческом искусстве.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее можно использовать в качестве дополнительного источника в образовательных учреждениях: духовных академиях и семинариях, регентских школах и отделениях, богословских институтах, академиях культуры и искусства, на занятиях по истории русской музыки, истории художественной культуры, а также в качестве материала для лекций и бесед художественно-просветительского характера.
Методы исследования. В процессе исследования по данной тематике применялись сбор, обработка, систематизация и подробное изучение вопросов творческого наследия Русской Православной Церкви по проблеме возрождения церковно-певческих традиций; ознакомление с мнениями авторитетных священнослужителей и современных церковных регентов.
Главная цель данной книги – представить читателям всесторонний обзор истории церковно-певческого искусства в России, а также обеспечить удобную и понятную структуру, которая поможет читателям углубиться в эту тему и получить полное представление о ее развитии.
Вводная часть книги будет посвящена общему представлению о церковно-певческом искусстве, его роли и значимости в истории России. Здесь будут охарактеризованы основные понятия, принятые в этой области, а также объяснены термины, которые могут быть незнакомы начинающему читателю.
Первая глава книги будет посвящена историческому обзору развития церковно-певческого искусства в России, начиная с его появления и вплоть до наших дней. Здесь будут описаны основные этапы развития искусства, ключевые события и личности, которые оказали влияние на его формирование. Будут даны характеристики различных школ и стилей церковной музыки, их особенности и вклад в развитие российского искусства в целом.
Следующая глава будет посвящена церковно-певческому репертуару в России. В этой части книги будут рассмотрены основные жанры и формы музыкальных произведений, исполняемых в церковном контексте. Будут детально описаны хоровые сочинения, сольные песнопения, иконостасные распевы и другие произведения, которые входят в репертуар церковных певцов России.
Следующая глава книги будет посвящена жизни и деятельности выдающихся композиторов и певцов России. Здесь будут рассмотрены биографии и творческие достижения таких личностей, как Дмитрий Бортнянский, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов и другие. Будут описаны их вклад в развитие церковно-певческого искусства, а также представлены нотные примеры их произведений.
Заключительная глава книги будет посвящена современному состоянию церковно-певческого искусства в России. Будут рассмотрены современные музыкальные коллективы, исполняющие церковную музыку, а также актуальные тенденции в развитии этой области искусства.
Книга будет сопровождаться нотными иллюстрациями, фотографиями, а также ссылками на дополнительные материалы, что позволит читателям более глубоко погрузиться в мир церковно-певческого искусства в России.
Таким образом, книга «История церковно-певческого искусства в России» предоставляет всеобъемлющий обзор этой темы и является незаменимым ресурсом для поклонников музыки, истории и культуры России.
1. Богомолова М.В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере Ве- ликой Панихиды: Исслед., публ., расшифровка. Вып. 1–2. М.: Композитор, 2005.
2. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки: по рукописным материалам XV – XVIII вв. Л.: Музыка, 1972.
3. Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М.: Знак, 2006. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=73355&sr=1
4. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Ч. I: Сущность, система и история. М.: ПСТГУ, 2004.
5. https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/bogosluzhebnoe-penie-russkoj- pravoslavnoj-tserkvi-tom-1/
6. Заболотная Н.В. Музыкальная культура Древней Руси в певческих рукописях XI – XIV веков: Учеб. пособие. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004.
7. Кондрашкова Л.В. Раннее русское строчное многоголосие. В 2 ч. М.: МАКС-Пресс, 2013.
8. Лингас А. [Византийская империя. Ч. IV] Церковное пение // Православная энцик- лопедия. Т. VIII. М.: «Православная энциклопедия», 2004. С. 350–359. https://www.pravenc.ru/text/387113.html#part_10l
9. Металлов В.М., протоиерей. Осмогласие знаменного роспева. М.: Син. тип., 1899 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236371
10. Панченко Ф.В. Певческие книги старообрядческой поморской традиции (XVIII- XX вв.): Учеб. пособие. СПб.: Скифия-принт, 2017.
11. Парфентьев Н.П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI – XVII веков: государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челя- бинск, 1991.
12. Пожидаева Г.А. Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля. М., 2007.
13. Разумовский Д.В. Церковное пение в России. Вып. 1–3. М: тип. Т. Рис, 1867–1869. https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razumovskij/tserkovnoe-penie-v-rossii/
14. Рамазанова Н.В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI – XVII веков. СПб: Дмитрий Буланин, 2004.
б) Дополнительная литература:
15. Арванитис И. Византийская нотация // Православная энциклопедия. Т. VIII. М.: «Пра- вославная энциклопедия», 2004. С. 360–376. https://www.pravenc.ru/text/365723.html
16. Бражников М.В. Русская певческая палеография. СПб.: РИИИ, 2002.
17. Вознесенский И.И., протоиерей. О пении в православных церквах Греческого Востока с древнейших до новых времен. (С приложением образцов византийского церковного осмогласия.) Кострома: Губ. тип., 1895. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesenskij/o- penii-v-pravoslavnyh-tserkvah-grecheskago-vostoka-s-drevnejshih-do-novyh-vremen/
18. Вознесенский И.И., протоиерей. О церковном пении Православной Греко-Российской Церкви. Большой и малый знаменный роспев. Вып. 1. Рига: Тип. Э. Платеса, 1890. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesenskij/o-tserkovnom-penii-pravoslavnoj-greko- rossijskoj-tserkvi/
19. Герцман Е.В. Византийское музыкознание. Л.: Музыка, 1988.
20. Гуляницкая Н.С. Русская музыка: становление тональной системы. XI-XX вв. М.: Про- гресс-Традиция, 2005. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=444237&sr=1
21. Гусейнова З.М. Русские музыкальные азбуки 15–16 веков: Учеб. пособие. СПб., 1999.
22. Денисов Н.Г. Из истории старообрядческого церковного пения // http://www.bogorodsk- noginsk.ru/starover/43_denisov.html
23. Денисов Н.Г. Стрельниковский хор Костромской земли. Традиции старообрядческого церковного пения. М.: «Прогресс-традиция», 2005.
24. Дмитриевский А.А. Чин Пещного действа: Историко-археологический этюд // Визан- тийский Временник. Т. 1. Вып. 3–4. М., 1894. С. 553–600. http://www.vremennik.biz/opus/BB/I3/53614
25. Захарьина Н.Б. История русских певческих книг: курс лекций: Учеб. пособие. СПб.: Лань, 2021.
26. Келдыш Ю.В. История русской музыки. В 10 т. Т. 1: Древняя Русь. X–XVII века. М.: Музыка, 1983.
27. Кондрашкова Л.В. Понятие «прикладных» голосов и проблема стилистической неод- нородности в партесных рукописях конца XVII–нач. XVIII вв. // Музыкальная архео- графия – 2015: сб. ст. М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. С. 134–161.
28. Заболотная Н.В. Устные традиции в певческой культуре Киевской Руси // Музыкове- дение. 2012, № 2. С. 14–17.
29. Лозовая И.Е., Шевчук Е.Ю. Церковное пение // Православная энциклопедия. [Ввод- ный том]: Русская Православная Церковь. М.: «Православная энциклопедия», 2000. С. 599–610.
30. Металлов В.М., протоиерей. Очерк истории православного церковного пения в Рос- сии. М., 1915. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003633597/
31. Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков. http://otechnik.narod.ru/liturgika40.htm
32. Парфентьев Н.П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российско- го государства XVI – XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск: Изд-во Урал. гос. университета, 1991.
33. Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. Усольская (Строгановская) школа в русской му- зыке XVI – XVII веков. Челябинск, 1993.
34. Пасхалидис З. Церковная византийская музыка. Краткая теория и практика. М.: «Свя- тая Гора», 2004.
35. Пещное действо // Официальный сайт научного коллектива Центрального Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: http://rublev- museum.blogspot.com/2016/01/blog-post.html
36. Плотникова Н.Ю. Полифония в русском безлинейном и партесном многоголосии XVII – XVIII веков. Учебно-метод. пособие по курсу «Полифония» для педагогов и студен- тов высших учебных заведений по специальности «Музыковедение». М.: ПСТГУ, 2015.
37. Пожидаева Г.А. Отражение византийского канона церковного пения в культурно- историческом процессе русского средневековья // http://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-vizantiyskogo-kanona-tserkovnogo-peniya-v- kulturno-istoricheskom-protsesse-russkogo-srednevekovya