Использование игровой деятельности для развития речевой активности старших дошкольников с ОНР (Московский финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБУ детского сада № 138 «Дубравушка».
Выборка: 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, посещающие группу компенсирующей направленности для детей с нарушением речи № 10 «Ивушка» .
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 8
1.1 Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста 8
1.2 Характеристика речевой активности детей с ОНР 14
1.3 Игровая деятельность в развитии речевой активности дошкольников с ОНР 21
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 28
2.1 Процедура изучения речевой активности дошкольников с ОНР 28
2.2 Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими ОНР 39
2.3 Анализ и обобщение результатов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
База исследования: МБУ детского сада № 138 «Дубравушка».
Выборка: 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, посещающие группу компенсирующей направленности для детей с нарушением речи № 10 «Ивушка» .
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 8
1.1 Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста 8
1.2 Характеристика речевой активности детей с ОНР 14
1.3 Игровая деятельность в развитии речевой активности дошкольников с ОНР 21
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 28
2.1 Процедура изучения речевой активности дошкольников с ОНР 28
2.2 Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими ОНР 39
2.3 Анализ и обобщение результатов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
На современном этапе развития педагогики и логопедии особое значение приобретает работа по развитию монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием вербальных навыков. Дошкольные учреждения, особенно те, где функционируют специализированные группы для детей с речевыми расстройствами, играют важнейшую роль в формировании и коррекции речевых недостатков, которые могут повлиять на дальнейший успех детей как в учебе, так и в жизни.
Одним из ключевых аспектов логопедической работы с такими детьми является развитие фразовой речи. Достижение успеха в этом процессе возможно через обширный спектр деятельности, включая логопедические занятия, разнообразные игры, активности на свежем воздухе, коллективное общение с педагогами и сверстниками.
В исследованиях, посвященных развитию речи детей с особенностями в области вербализации, прослеживается целый ряд замечательных научных трудов в области логопедии (К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и другие ученые). В работах этих и других ученых выделяется значимость развития речи в коррекционной работе с детьми, страдающими общим недоразвитием в речи. Процесс улучшения коммуникативных навыков становится важнейшей задачей, которая требует не только усилий логопеда, педагогов и родителей, но и самого ребенка. Это сложная цель, достижение которой требует длительной и насыщенной работы.
Уже доказано, что игры с элементами театра способствуют развитию связной речи, обогащению лексического запаса, расширению круга общения малыша с игрушками, сверстниками и взрослыми. Такие игры способствуют эмоциональному развитию ребенка, обогащению его чувств и переживаний, а также являются мощным инструментом формирования его личности. Театрализованные занятия представляют собой уникальный метод совместной деятельности учителя и детей, благодаря которой происходит развитие речи детей дошкольного возраста.
Многие исследователи рассматривают театральные игры как эффективное средство развития речи у детей с нормальным развитием. Однако вопрос организации коррекционной работы с использованием театрализованных методов остается мало изученным для детей с общим недоразвитием речи. Исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста с такими проблемами через театрализованные игры проводили А.В. Ястребова, Н.Ю. Морозова, В.А. Куршев и другие исследователи.
Проблема развития речи у детей с общим недоразвитием речи - это очень важная и актуальная тема, которая требует дополнительного изучения и работы специалистов в сфере образования. Использование театрализованой игры в качестве средства развития речи у детей может быть очень эффективным методом, поскольку она способствует развитию многих аспектов речи, включая лексику, грамматику, произношение и коммуникативные навыки.
Понимание необходимости развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи среди воспитателей - это уже половина успеха. Важно обучать педагогов и специалистов новым методикам и подходам, чтобы они могли полноценно применять их в своей работе с детьми. Обмен опытом и организация семинаров, направленных на обучение техникам театрализованной игры в развитии речи, могут помочь преодолеть это противоречие и повысить эффективность образовательного процесса.
Необходимо активно исследовать данную проблему, проводить педагогические исследования, разрабатывать специальные курсы обучения для педагогов и создавать методические рекомендации по использованию театрализованной игры в развитии речи у детей с общим недоразвитием. Только таким образом можно сделать значимый вклад в улучшение коммуникативных навыков и общего развития детей с такими особенностями.
Проблема исследования: каковы потенциальные возможности театрализованной игры при развитии речи у детей с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования театрализованной игры как средства развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи повысится если:
- разработана тематика театрализованных игр в соответствии с рекомендуемой художественной литературой;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы атрибутами и материалами для проведения театрализованных игр;
- организованы театрализованные игры в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи.
1. Изучить игру как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
2. Дать характеристику речевой активности детей с ОНР
3. Описать игровую деятельность в развитии речевой активности дошкольников с ОНР
4. Определить процедуру изучения речевой активности дошкольников с ОНР
5. Реализовать коррекционно-развивающую работу с дошкольниками, имеющими ОНР
6. Провести анализ и обобщение результатов
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения о развитииречи К.Д. Ушинского;
- теоретические положения о структуре дефекта Л.С. Выготского;
- теоретические положения о развитии речи детей раннего и дошкольного возраста и об обучении дошкольников родному языку В.И. Тихеевой, Е.А. Флериной;
- теоретические положения о развитииречи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях педагогического воздействия А.М. Леушиной, В.П. Глухова.
В своем исследовании мы использовали следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и практики, анализ; эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседы с детьми; методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования театрализованных игр в процессе развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; определены показатели и уровни развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования театрализованных игр в процессе развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, в совместной деятельности воспитателя и детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателя и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности при решении задачи развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством театрализованной игры.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное учреждение детский сад № 138 «Дубравушка». В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи группы компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, 4 приложений.
Одним из ключевых аспектов логопедической работы с такими детьми является развитие фразовой речи. Достижение успеха в этом процессе возможно через обширный спектр деятельности, включая логопедические занятия, разнообразные игры, активности на свежем воздухе, коллективное общение с педагогами и сверстниками.
В исследованиях, посвященных развитию речи детей с особенностями в области вербализации, прослеживается целый ряд замечательных научных трудов в области логопедии (К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и другие ученые). В работах этих и других ученых выделяется значимость развития речи в коррекционной работе с детьми, страдающими общим недоразвитием в речи. Процесс улучшения коммуникативных навыков становится важнейшей задачей, которая требует не только усилий логопеда, педагогов и родителей, но и самого ребенка. Это сложная цель, достижение которой требует длительной и насыщенной работы.
Уже доказано, что игры с элементами театра способствуют развитию связной речи, обогащению лексического запаса, расширению круга общения малыша с игрушками, сверстниками и взрослыми. Такие игры способствуют эмоциональному развитию ребенка, обогащению его чувств и переживаний, а также являются мощным инструментом формирования его личности. Театрализованные занятия представляют собой уникальный метод совместной деятельности учителя и детей, благодаря которой происходит развитие речи детей дошкольного возраста.
Многие исследователи рассматривают театральные игры как эффективное средство развития речи у детей с нормальным развитием. Однако вопрос организации коррекционной работы с использованием театрализованных методов остается мало изученным для детей с общим недоразвитием речи. Исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста с такими проблемами через театрализованные игры проводили А.В. Ястребова, Н.Ю. Морозова, В.А. Куршев и другие исследователи.
Проблема развития речи у детей с общим недоразвитием речи - это очень важная и актуальная тема, которая требует дополнительного изучения и работы специалистов в сфере образования. Использование театрализованой игры в качестве средства развития речи у детей может быть очень эффективным методом, поскольку она способствует развитию многих аспектов речи, включая лексику, грамматику, произношение и коммуникативные навыки.
Понимание необходимости развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи среди воспитателей - это уже половина успеха. Важно обучать педагогов и специалистов новым методикам и подходам, чтобы они могли полноценно применять их в своей работе с детьми. Обмен опытом и организация семинаров, направленных на обучение техникам театрализованной игры в развитии речи, могут помочь преодолеть это противоречие и повысить эффективность образовательного процесса.
Необходимо активно исследовать данную проблему, проводить педагогические исследования, разрабатывать специальные курсы обучения для педагогов и создавать методические рекомендации по использованию театрализованной игры в развитии речи у детей с общим недоразвитием. Только таким образом можно сделать значимый вклад в улучшение коммуникативных навыков и общего развития детей с такими особенностями.
Проблема исследования: каковы потенциальные возможности театрализованной игры при развитии речи у детей с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования театрализованной игры как средства развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи повысится если:
- разработана тематика театрализованных игр в соответствии с рекомендуемой художественной литературой;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы атрибутами и материалами для проведения театрализованных игр;
- организованы театрализованные игры в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи.
1. Изучить игру как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
2. Дать характеристику речевой активности детей с ОНР
3. Описать игровую деятельность в развитии речевой активности дошкольников с ОНР
4. Определить процедуру изучения речевой активности дошкольников с ОНР
5. Реализовать коррекционно-развивающую работу с дошкольниками, имеющими ОНР
6. Провести анализ и обобщение результатов
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения о развитииречи К.Д. Ушинского;
- теоретические положения о структуре дефекта Л.С. Выготского;
- теоретические положения о развитии речи детей раннего и дошкольного возраста и об обучении дошкольников родному языку В.И. Тихеевой, Е.А. Флериной;
- теоретические положения о развитииречи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях педагогического воздействия А.М. Леушиной, В.П. Глухова.
В своем исследовании мы использовали следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и практики, анализ; эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседы с детьми; методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования театрализованных игр в процессе развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; определены показатели и уровни развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования театрализованных игр в процессе развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, в совместной деятельности воспитателя и детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателя и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности при решении задачи развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством театрализованной игры.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное учреждение детский сад № 138 «Дубравушка». В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи группы компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, 4 приложений.
У детей с ОНР самым важнейшим направлением в работе учителя-логопеда является развитие речи. Правильное и грамотное овладение речью ребенком, является его залогом не только к успешному обучению в школе, но и во взрослой жизни в целом. Развитие речи ребенка является одним из главных факторов, обусловливающих становление его личности. Ребенок, владеющий речью, ощущает себя уверенней и успешней в обществе, как сверстников, так и взрослых, что указывает на необходимость организации и проведения работы, направленной именно на развитие речи.
Наше исследование было посвящено развитию речевой активности у детей 5-6 лет с ОНР.
Изучив работы А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской и др., касающиеся развития речевой активности, а также работы Е.А. Флериной, Л.В. Артемовой и др., посвященные организации игровой деятельности детей дошкольного возраста, в частности - театрализованной игре, мы пришли к выводу, что театрализованная игра, на основе которой могут быть реализованы как образовательные, так и развивающие задачи, должна быть использована в качестве средства, способствующего развитию речевой активности детей 5-6 лет с ОНР.
На констатирующем этапе нашего исследования, мы поставили цель: выявить уровень развития речевой активности детей 5-6 лет с ОНР. Результаты показали, что дети в основном имеют средний и низкий уровень развития речевой активности.
Мы предположили, что развитие речи у детей 5-6 лет с ОНР, будет эффективным, если мы организуем поэтапную работу по организации театрализованных игр. Организация данной работы включала в себя: специально разработанные театрализованные игры, которые нужно проводить при организации совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Содержание формирующей работы включало в себя организацию серии театрализованных игр, направленных на расширение и обогащение у детей 5-6 лет с ОНР лексического запаса, на формирование у детей грамматически правильного строя речи, на развитие у них навыков диалога и монолога, и на развитие общения детей со взрослыми и сверстниками. Затем были организованы театрализованные постановки, которые позволили детям применить полученные умения и навыки на практике.
На завершающем этапе нашей работы, мы проверили эффективность разработанного нами содержания работы по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с ОНР. По результатам контрольного эксперимента, мы отметили положительную динамику. Речь детей стала более полной и развернутой, приобрела выразительность. Показатель высокого уровня повысился на 17%; показатель среднего уровня повысился на 33%; показатель низкого уровня снизился до 17%.
Следовательно, в процессе нашего исследования выдвинутая нами гипотеза подтвердилась полностью. Мы доказали, что при целенаправленной организованной работе, театрализованные игры являются эффективным средством развития речевой активности у детей 5-6 лет с ОНР.
Наше исследование было посвящено развитию речевой активности у детей 5-6 лет с ОНР.
Изучив работы А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской и др., касающиеся развития речевой активности, а также работы Е.А. Флериной, Л.В. Артемовой и др., посвященные организации игровой деятельности детей дошкольного возраста, в частности - театрализованной игре, мы пришли к выводу, что театрализованная игра, на основе которой могут быть реализованы как образовательные, так и развивающие задачи, должна быть использована в качестве средства, способствующего развитию речевой активности детей 5-6 лет с ОНР.
На констатирующем этапе нашего исследования, мы поставили цель: выявить уровень развития речевой активности детей 5-6 лет с ОНР. Результаты показали, что дети в основном имеют средний и низкий уровень развития речевой активности.
Мы предположили, что развитие речи у детей 5-6 лет с ОНР, будет эффективным, если мы организуем поэтапную работу по организации театрализованных игр. Организация данной работы включала в себя: специально разработанные театрализованные игры, которые нужно проводить при организации совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Содержание формирующей работы включало в себя организацию серии театрализованных игр, направленных на расширение и обогащение у детей 5-6 лет с ОНР лексического запаса, на формирование у детей грамматически правильного строя речи, на развитие у них навыков диалога и монолога, и на развитие общения детей со взрослыми и сверстниками. Затем были организованы театрализованные постановки, которые позволили детям применить полученные умения и навыки на практике.
На завершающем этапе нашей работы, мы проверили эффективность разработанного нами содержания работы по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с ОНР. По результатам контрольного эксперимента, мы отметили положительную динамику. Речь детей стала более полной и развернутой, приобрела выразительность. Показатель высокого уровня повысился на 17%; показатель среднего уровня повысился на 33%; показатель низкого уровня снизился до 17%.
Следовательно, в процессе нашего исследования выдвинутая нами гипотеза подтвердилась полностью. Мы доказали, что при целенаправленной организованной работе, театрализованные игры являются эффективным средством развития речевой активности у детей 5-6 лет с ОНР.



