Использование игровой деятельности для развития речевой активности старших дошкольников с ОНР (Московский финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБУ детского сада № 138 «Дубравушка».
Выборка: 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, посещающие группу компенсирующей направленности для детей с нарушением речи № 10 «Ивушка» .
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 8
1.1 Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста 8
1.2 Характеристика речевой активности детей с ОНР 14
1.3 Игровая деятельность в развитии речевой активности дошкольников с ОНР 21
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 28
2.1 Процедура изучения речевой активности дошкольников с ОНР 28
2.2 Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими ОНР 39
2.3 Анализ и обобщение результатов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
На современном этапе развития педагогики и логопедии особое значение приобретает работа по развитию монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием вербальных навыков. Дошкольные учреждения, особенно те, где функционируют специализированные группы для детей с речевыми расстройствами, играют важнейшую роль в формировании и коррекции речевых недостатков, которые могут повлиять на дальнейший успех детей как в учебе, так и в жизни.
Одним из ключевых аспектов логопедической работы с такими детьми является развитие фразовой речи. Достижение успеха в этом процессе возможно через обширный спектр деятельности, включая логопедические занятия, разнообразные игры, активности на свежем воздухе, коллективное общение с педагогами и сверстниками.
В исследованиях, посвященных развитию речи детей с особенностями в области вербализации, прослеживается целый ряд замечательных научных трудов в области логопедии (К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и другие ученые). В работах этих и других ученых выделяется значимость развития речи в коррекционной работе с детьми, страдающими общим недоразвитием в речи. Процесс улучшения коммуникативных навыков становится важнейшей задачей, которая требует не только усилий логопеда, педагогов и родителей, но и самого ребенка. Это сложная цель, достижение которой требует длительной и насыщенной работы.
Уже доказано, что игры с элементами театра способствуют развитию связной речи, обогащению лексического запаса, расширению круга общения малыша с игрушками, сверстниками и взрослыми. Такие игры способствуют эмоциональному развитию ребенка, обогащению его чувств и переживаний, а также являются мощным инструментом формирования его личности. Театрализованные занятия представляют собой уникальный метод совместной деятельности учителя и детей, благодаря которой происходит развитие речи детей дошкольного возраста.
Многие исследователи рассматривают театральные игры как эффективное средство развития речи у детей с нормальным развитием. Однако вопрос организации коррекционной работы с использованием театрализованных методов остается мало изученным для детей с общим недоразвитием речи. Исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста с такими проблемами через театрализованные игры проводили А.В. Ястребова, Н.Ю. Морозова, В.А. Куршев и другие исследователи.
Проблема развития речи у детей с общим недоразвитием речи - это очень важная и актуальная тема, которая требует дополнительного изучения и работы специалистов в сфере образования. Использование театрализованой игры в качестве средства развития речи у детей может быть очень эффективным методом, поскольку она способствует развитию многих аспектов речи, включая лексику, грамматику, произношение и коммуникативные навыки.
Понимание необходимости развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи среди воспитателей - это уже половина успеха. Важно обучать педагогов и специалистов новым методикам и подходам, чтобы они могли полноценно применять их в своей работе с детьми. Обмен опытом и организация семинаров, направленных на обучение техникам театрализованной игры в развитии речи, могут помочь преодолеть это противоречие и повысить эффективность образовательного процесса.
Необходимо активно исследовать данную проблему, проводить педагогические исследования, разрабатывать специальные курсы обучения для педагогов и создавать методические рекомендации по использованию театрализованной игры в развитии речи у детей с общим недоразвитием. Только таким образом можно сделать значимый вклад в улучшение коммуникативных навыков и общего развития детей с такими особенностями.
Проблема исследования: каковы потенциальные возможности театрализованной игры при развитии речи у детей с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования театрализованной игры как средства развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи повысится если:
- разработана тематика театрализованных игр в соответствии с рекомендуемой художественной литературой;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы атрибутами и материалами для проведения театрализованных игр;
- организованы театрализованные игры в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи.
1. Изучить игру как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
2. Дать характеристику речевой активности детей с ОНР
3. Описать игровую деятельность в развитии речевой активности дошкольников с ОНР
4. Определить процедуру изучения речевой активности дошкольников с ОНР
5. Реализовать коррекционно-развивающую работу с дошкольниками, имеющими ОНР
6. Провести анализ и обобщение результатов
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения о развитииречи К.Д. Ушинского;
- теоретические положения о структуре дефекта Л.С. Выготского;
- теоретические положения о развитии речи детей раннего и дошкольного возраста и об обучении дошкольников родному языку В.И. Тихеевой, Е.А. Флериной;
- теоретические положения о развитииречи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях педагогического воздействия А.М. Леушиной, В.П. Глухова.
В своем исследовании мы использовали следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и практики, анализ; эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседы с детьми; методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования театрализованных игр в процессе развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; определены показатели и уровни развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования театрализованных игр в процессе развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, в совместной деятельности воспитателя и детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателя и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности при решении задачи развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством театрализованной игры.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное учреждение детский сад № 138 «Дубравушка». В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи группы компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, 4 приложений.
У детей с ОНР самым важнейшим направлением в работе учителя-логопеда является развитие речи. Правильное и грамотное овладение речью ребенком, является его залогом не только к успешному обучению в школе, но и во взрослой жизни в целом. Развитие речи ребенка является одним из главных факторов, обусловливающих становление его личности. Ребенок, владеющий речью, ощущает себя уверенней и успешней в обществе, как сверстников, так и взрослых, что указывает на необходимость организации и проведения работы, направленной именно на развитие речи.
Наше исследование было посвящено развитию речевой активности у детей 5-6 лет с ОНР.
Изучив работы А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской и др., касающиеся развития речевой активности, а также работы Е.А. Флериной, Л.В. Артемовой и др., посвященные организации игровой деятельности детей дошкольного возраста, в частности - театрализованной игре, мы пришли к выводу, что театрализованная игра, на основе которой могут быть реализованы как образовательные, так и развивающие задачи, должна быть использована в качестве средства, способствующего развитию речевой активности детей 5-6 лет с ОНР.
На констатирующем этапе нашего исследования, мы поставили цель: выявить уровень развития речевой активности детей 5-6 лет с ОНР. Результаты показали, что дети в основном имеют средний и низкий уровень развития речевой активности.
Мы предположили, что развитие речи у детей 5-6 лет с ОНР, будет эффективным, если мы организуем поэтапную работу по организации театрализованных игр. Организация данной работы включала в себя: специально разработанные театрализованные игры, которые нужно проводить при организации совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Содержание формирующей работы включало в себя организацию серии театрализованных игр, направленных на расширение и обогащение у детей 5-6 лет с ОНР лексического запаса, на формирование у детей грамматически правильного строя речи, на развитие у них навыков диалога и монолога, и на развитие общения детей со взрослыми и сверстниками. Затем были организованы театрализованные постановки, которые позволили детям применить полученные умения и навыки на практике.
На завершающем этапе нашей работы, мы проверили эффективность разработанного нами содержания работы по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с ОНР. По результатам контрольного эксперимента, мы отметили положительную динамику. Речь детей стала более полной и развернутой, приобрела выразительность. Показатель высокого уровня повысился на 17%; показатель среднего уровня повысился на 33%; показатель низкого уровня снизился до 17%.
Следовательно, в процессе нашего исследования выдвинутая нами гипотеза подтвердилась полностью. Мы доказали, что при целенаправленной организованной работе, театрализованные игры являются эффективным средством развития речевой активности у детей 5-6 лет с ОНР.
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамова - М.: Академия, 2010. - 320 с.
2. Артамонова, О.В. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / О.В. Артамонова. - Тольятти, 1995. - 34 с.
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
4. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду / А. К. Бондаренко - М., Просвещение, 2021. - 160 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2021. - 255 с.
6. Букарина, Е.П. Наши талантливые малыши: Сценарии праздников и театрализованных представлений для дошкольников / Е.П. Букарина. - Ярославль: Академия Развития, 2016. - 159 с.
7. Букатов В.М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика. Дисциплина/В.М. Букатов. - СПб: Речь, 2020. - 253 с.
8. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение,1996. - 420 с.
9. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 1983. - 143 с.
10. Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 18-23.
11. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 28-34.
12. Глухов, В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Электронный ресурс] / В.П. Глухов // Дефектология: научно-методический журнал АкадемиипедагогическихнаукСССР /Ред. В.И.Лубовский,
13. Глухов, В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов // Дефектология. - 1990. - № 6. - С. 63.
14. Глухов, В.П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / В.П. Глухов // Дефектология: Научно-методический журнал Академии педагогических наук СССР / Ред. В.И. Лубовский, А.И. Чайкина. - 1986.-№3.- С.61-67// Режимдоступа: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNoti ce:39905/Source:default
15. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу / В.П. Глухов // Дефектология. - 1989. - № 1. - С.69-76.
16. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.:Аркти, 2022. - 144с.
17. Доронова, Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-5 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2022. - 127 с.
18. Ежкова, Н.С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика / Н.С. Ежкова. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2021. - 119 с.
19. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста:Автореф. дис.... канд. пед. наук / Н.В. Елкина. - М., 2021. - 16 с.
20. Запорожец, А.В. Роль игры в воспитании детей / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение,1976. - 96 с.
21. Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / М.Б. Зацепина. - М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2021. - 64 с. - (Библиотека Программы воспитания и обучения в детском саду).
22. Карпинская, Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников / Н.С. Карпинская - М.: Педагогика, 1972. - 152с.
23. Клименко, Ю.Г. Театр как практическая психология / Ю.Г. Клименко // Психология художественного творчества: Хрестоматия: сост. К.В. Сельчонок. - Минск, 2021. - 268 с.
24. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А Козлова, Т.А. Куликова, - М.: Академия, 2022. - 416 с.
25. Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. - СПб.:Каро, 2021. - 238 с.
26. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1975. - 256 с.
27. Леонтьев, А.А. Психофизиологические механизмы речи / А.А. Леонтьев // Общее языкознание: формы существования, функции, история языка. - М.: Наука, 1970. - С. 314-370.
28. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 9. - С. 49-55.
29. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2021. - 128 с.
30. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение – 2020. - С. 23-27.
31. Миняжева Д. Формирование навыков социальной перцепции у детей с ОНР // Дошк. воспитание. – 2023. - № 2. – С. 43-45.
32. Нищева, Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Электронный ресурс] / Н.В. Нищева. - Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 245 с. // Режим доступа:http://www.firo.ru/wp- content/uploads/2014/02/Nischeva_last_new.pdf
33. Петрова, Е.С. Театрализованные игры / Е.С. Петрова // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 4. - С. 32-38
34. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. - М., 2022. - 136 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: издательство «Питер», 2020. - 712 с. - (Серия «Мастера психологии»).
36. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. - М.:Аcademia, 2021. - 144 с.
37. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2021. - 95 с. - (Библиотека воспитателя).
38. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. - М.: Изд-во Москов. психолого¬социального ин-та, Воронеж: НПО «Модекс», 2022. - 224 с.
39. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детских садов / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.:Просвещение:Владос, 1995. - 212 с.
40. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста:учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват.учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2023. - 288 с.
41. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
42. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Изд. 3-е. – М.: Айрис-пресс ; Айрис-дидактика, 2021. – 212 с. – (Библиотека логопеда-практика).
43. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. - М.: Академии пед. наук РСФСР, 1961. - 333 с.
44. Чайкина А.И.. -1986.-№ 6.- С. 73-80// Режимдоступа: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:40164/Source:default
45. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду [Электронный ресурс]: Для занятий с детьми 4-5 лет / А.В. Щеткин. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2007.-128с.//URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212514.
46. Эльконин Д. Б. Детская психология/Д. Б. Эльконин - М., 2010.-280 с.
47. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.