Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование средств адаптивной физической культуры в развитии координационных способностей у детей с нарушениями слуха (Крымский Федеральный Университет)

Работа №146662

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы60
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Отделения медицинской реабилитации БУЗ 00 НКМЦ.
Выборка: 20 младших школьников, имеющих различные нарушения слуха (в возрасте 7-10 лет).
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 6
1.1 Характеристика координационных способностей 6
1.2 Особенности развития координационных способностей у детей с нарушением слуха 9
1.3.Современные методики для развития координационных способностей 17
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Организация исследования 24
2.2 Методики реабилитации 25
2.3. Методы исследования 29
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1 Динамика показателей физических способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 33
3.2 Динамика показателей координационных качеств у детей среднего школьного возраста с нарушением слуха 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 54

Актуальность. На современном этапе происходит переход системы специального образования к новым ступеням развития, детерминируется отношение общества и государства к лицам с особенностями психофизического развития и их прав. Идеи гуманизации образования нашли свое отражение в создании условий для раскрытия потенциала каждого ребенка, в том числе и с отклонениями в состоянии здоровья. Создание необходимых педагогических условий предусматривает разработку и внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий, применение которых способствовало бы сохранению и укреплению здоровья, развитию и формированию физических качеств, раскрытию творческих способностей учащихся и улучшению их социальной интеграции [11].
Демократизация общества, которая происходит сейчас, обусловливает необходимость существенных изменений в образовательном процессе, в том числе и в проблемах специального образования. Решением этой проблемы занималось немало специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, а также адаптивного физического воспитания (И. М. Ляхова, 2005; Н. Г. Байкина,1996, 2012; Л. В. Шапкова, 2007). Однако немало проблем требуют более углубленного изучения, в частности по разработке и использованию различных систем физического воспитания детей с нарушениями слуха, направленных на совершенствование их двигательной сферы и социализацию к условиям современного общества. Опыт изучения координационных способностей и характеристику двигательных действий отразили в своих трудах такие ученые, как В.И. Лях, Н.А. Бернштейн, Л.П. Матвеев, И.П. Ратов, В. Н. Платонов. Но одновременно стоит отметить, что по факту накопленного материала в области развития координационных способностей детей с нарушением слуха ощутимо меньше.
Координационные способности являются важной частью физического развития человека, так как они отвечают за способность сохранять равновесие в статике и динамике, согласованность движений, их направленность и точность. У детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, нарушениями слуха, координационные способности развиваются хуже, чем у здоровых, так как двигательная сфера тесно связана с анализаторами – слуховым и зрительным. Поэтому необходимо целенаправленно развивать координационные способности детей с нарушениями слуха средствами адаптивной физической культуры.
Объект исследования: Процесс развитиякоординационных способностей у детей с нарушениями слуха средствами АФК.
Предмет: Методика адаптивной физической культуры для координационных способностей у детей с нарушениями слуха.
Цель: Сформировать методику АФК для развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха и изучить ее эффективность.
Задачи:
1. Дать теоретическое обоснование использования АФК для развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха
2.В процессе педагогического эксперимента изучить динамику развития координационных способностей испытуемых.
3. Дать оценку эффективности экспериментальной методике.
Гипотеза: использование средств адаптивной физической культуры способно повысить уровень развитие координационных способностей детей с нарушениями слуха.
Методологическая основа исследования – совокупность теоретических и эмпирических методов: анализа научных источников, синтеза, сравнения, обобщения, тестирования, наблюдения, экспериментальной работы, методов математической статистики.
Теоретическая основа научного исследования:
- исследования, посвященные возможностям физического развития детей с нарушения слуха средствами адаптивной физической культуры (И.Ю.Горская, Г.Н.Грец, Л.Д.Хода, Я.А.Смекалов, Н.Г. Байкина и др. ):
- исследования особенностей развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха (В.И. Лях, Н.А. Бернштейн, Л.П. Матвеев, И.П. Ратов, В. Н. Платонов и др.)
Теоретическая значимость заключается в обобщении исследований, посвященных развитию координационных способностей детей с нарушениями слуха.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с различными нарушениями слуха, а также их родителями.
Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, трех глав, включающих обзор литературы, цели, задачи, организацию и методы исследования, результаты и их обсуждения, заключения, список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью исследования было сформировать методику адаптивной физической культуры для развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха и изучить ее эффективность.
Было определено, что координационные способности – это способности точно и целенаправленно оправлять собственными движения в пространстве в процессе выполнения любой деятельности. Эти способности начинают развиваться с раннего детства.
Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
В онтогенетическом развитии базовые виды координационных способностей у школьников с нарушением слуха формируются согласно единым закономерностям становления, что и у здоровых детей. Однако, патология слуха снижает темп их развития, в результате чего сенситивные периоды наступают позднее на 2-3 года и достигает своего максимума в младшем и среднем школьном возрасте. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной специальной тренировке, когда происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также -приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.
Результаты анализа литературных источников показывают, что существует больше всего исследований по проблеме совершенствования процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Стоит заметить, что существуют определенные исследования по совершенствованию процесса физического воспитания для детей среднего и старшего школьного возраста с нарушениями слуха. Однако такие исследования обычно фрагментарны и не полностью освещают эту проблему среди детей среднего школьного возраста. В частности, требует исследования процесс совершенствования координационных способностей детей с нарушениями слуха посредством разработки и внедрения различных вариативных модулей.
Исследование проводилось в три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный в двух группах младших школьников с нарушениями слуха – контрольной и экспериментальной, по 10 человек.
Были подобраны двигательные пробы для диагностики физических и координационных способностей детей с нарушениями слуха на констатирующем и контрольном этапах, было выбрано 6 проб:
1. Челночный бег
2. Попадание мячом в цель
3. Приседание «Пистолетик». Оборудование: секундомер
4. Проба Ромберга
5. Баланс на гимнастической скамье
6. Прыжки через скакалку.
На формирующем этапе основной формой организации работы выступило групповое занятие. Занятия проводились 2 раза в неделю по 40 мин в специально оборудованном помещении, которое соответствует всем требованиям СанПин и правилам безопасности. Было использовано следующее оборудование: гимнастические мячи, гимнастические кольца, спортивные мячи, гимнастические коврики, гимнастические палки, напольный теннис, игра бочче. Программа включала в себя следующие разделы: гимнастика с элементами акробатики, подвижные игры, легкоатлетические упражнения. Всего было проведено 16 занятий в экспериментальной группе по экспериментальной методике и 16 занятий в контрольной группе по методике АФК И.Ю. Горской.
Были сравнены показатели контрольной и экспериментальной групп детей до начала формирующего эксперимента и после него. На констатирующем этапе большинство детей контрольной и экспериментальной групп показали средний уровень развития физических и координационных способностей, статистических различий обнаружено не было.
После проведения формирующего этапа между контрольной и экспериментальной группами были выявлены достоверные различия в показателях всех шести двигательных проб, в экспериментальной группе достоверно сократилось время челночного бега, дети смогли присесть большее количество раз за отведенное время, а также смогли совершить больше прыжков со скакалкой, что говорит об увеличении показателей скорости, выносливости, общей физической подготовки.
Также дети экспериментальной группы на контрольном этапе достоверно лучше выполнили все пробы на координацию – увеличилось количество попаданий мячом в цель, время выполнения статической позы, также улучшились показатели способности держать баланс тела. Таким образом, проведенная работа была эффективной, гипотеза исследования подтвердилась.



1. Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта. (Методические рекомендации разработаны в соответствии с техническим заданием к Государственному контракту от 27 августа 2013 года № 299 «Научная концепция развития адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70487836/#ixzz4TSIgEnje. Текст: электронный.
2. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» /Постановление Роспотребнадзора от 28.09.2020 г. №28. URL:https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf. Текст: электронный.
3. Артамонова, Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура : учеб. пособие для вузов / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова ; под общ. ред. О.П. Панфилова. – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. – 389 с. Текст: непосредственный. − ISBN 978-5- 901245-09-8.
1. Астафьева В.М. Социальная адаптация детей с нарушением слуха на основе верботонального метода / В.М. Астафьева. - Москва: АПК и ПРО, 2000. – 100 с. Текст: непосредственный. − ISBN 978-5-9014244-09-5.
4. Байкина Н. Г. Коррекционные основы физической культуры глухих школьников: автореф. дис. ... докт. пед. Наук Н.Г. Байкина. - Москва, 1992. – 23 с. Текст: непосредственный.
2. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков ; под. общ. ред. Г.В. Барчуковой – 5-е изд. – Москва: КНОРУС, 2017. – 366 с. Текст: непосредственный. − ISBN 978-4-901242-09-2.
5. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. – Москва: КНОРУС, 2016. – 346 с. Текст: непосредственный. − ISBN 978-4-901242-09-2.
6. Гимнастика: учеб. для вузов / под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. 6-е изд., стер.; Гриф УМО. - Москва: Академия, 2009. - 445 с. Текст: непосредственный. − ISBN 978-5-9758-1765-5.
7. Голозубец, Т.С. Методика физического воспитания глухих детей младшего школьного возраста с использованием креативных средств физической культуры: Дис.канд. пед. наук / Т.С.Голозубец. - Хабаровск, 2005. - 200с. Текст: непосредственный.
3. Горская И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / И.Ю. Горская, Л.А. Суянгулова. - Омск: СибГАФК. - 2000. - 210 с. Текст: непосредственный. − ISBN 978-5-534-09020-8.
8. Губа, В.П. Теория и методика современных спортивных исследований: монография / В.П. Губа, В.В. Маринич. – Москва: Спорт, 2016. – 232 с. Текст: непосредственный. − ISBN 978-4-901242-09-2.
9. Губа, В.П. Применение упражнений координационной направленности как метод физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющие отклонения в развитии / П.П. Губа // Адаптивная физическая культура. -2003. - № 2. - С.16-18. Текст: непосредственный.
10. Губарева Н. В. Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха: автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Н.В. Губарев. - Омск, 2009. – 25 с. Текст: непосредственный.
11. Демченко, Е.В. Особенности психофизического развития и уровня физической подготовленности детей с нарушением слуха и перспективы их коррекции средствами реабилитационной верховой езды / Е.В. Демченко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2012 - № 3. - С.165-170. Текст: непосредственный.
12. Демченко, Е.В. Развитие координационных способностей у слабослышащих детей младшего школьного возраста средствами адаптивной верховой езды/ Е.В. Демченко // Адаптивная физическая культура. – 2012. - №4 (52). – С.48-50. Текст: непосредственный.
13. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев – Москва: Спорт, 2016. – 616 с. Текст: непосредственный. − ISBN 978-4-901242-09-2.
4. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов /Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - Москва: Советский спорт, 2007. - 448 с. Текст: непосредственный. − ISBN 978-5-901245-09-8.
5. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. Заведений / Ю.Д. Железняк. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. Текст: непосредственный. − ISBN 5-9268-0300-4.
14. Игнатьев М. А. Бадминтон как одно из средств улучшения двигательных возможностей школьников с нарушением слуха: автореф. дис. ... канд. пед. Наук / М.А. Игнатьев. - Чебоксары, 2002.- 23 с. Текст: непосредственный.
15. Калинчева Я. В. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на показатели статического равновесия и быстроты реакции слабослышащих школьников 12-15 лет / Я.В. Калинчева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011.- № 9 (101). - С. 99-104. Текст: непосредственный.
16. Калмыков, С.А. Приемы и методы, используемые при обучении глухих детей на уроках физической культуры / С. А. Калмыков // Вестник Тамбовского университета Серия Гуманитарные науки. - 2007. - Вып.7(51). - С. 219-222. Текст: непосредственный.
17. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. - Москва: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с. Текст: непосредственный. −
6. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методики развития / В.И. Лях. - Москва: Тера-Спорт, 2000. - 192 с. Текст: непосредственный. − ISBN 5-9268-0300-4.
18. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.В. Мастюкова. - Москва: Владос, 1997. – 304 с. Текст: непосредственный. - ISBN 978-4-901242-09-2.
19. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания в начальной школе / А.П. Матвеев. - Москва: Издательство Владос, 2003. - 254с. Текст: непосредственный. − ISBN 967-5-901678-09-6.
20. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л.П. Матвеев. - Москва: ФиС, 2008. - 544с. Текст: непосредственный. − ISBN 978-5-9014244-09-5.
21. Петкевич Е. Н. Формирование чувства ритма у детей с нарушением слуха посредством физических упражнений: автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Е.Н. Петкевич. – Москва, 1984. – 23 с. Текст: непосредственный.
22. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 кл. / Раздел: Физическое воспитание, авт.-сост. В. Н. Белов, В. С. Кувшинов, В. М. Мозговой) 4-е изд-е. – Москва: Просвещение, 2006. – 192с. Текст: непосредственный. − ISBN 978-4-901242-09-2.
23. Сарсекеев Г.М. Повышение эффективности обучения акробатическим упражнениям детей 6-9 лет на основе целенаправленного развития координационных способностей: дис. на соиск. степени к.п.н. / Г.М. Сарскеев. - Москва, 1994. – 156 с. Текст: непосредственный.
24. Сермеев Б. В. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей: автореф. дис. ... докт. пед. Наук / Б.В. Сермеев. - Москва, 1992. – 27 с. Текст: непосредственный.
7. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом : учебник для студ. / Т.Ю. Торочкова, Н.Ю. Аристова, И.А. Демина и др.; под ред. Т.Ю. Торочковой. – Москва: Издательский центр «Академия», 2016. – 272 с. Текст: непосредственный. − ISBN 978-4-901242-09-2.
25. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / авт.-сост. О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев ; под ред. С.П. Евсеева. – Москва: Спорт, 2016. – 384 с. Текст: непосредственный. − ISBN 978-4-901242-09-2.
26. Филаткин, А. С. Адаптивное карате как средство развития координационных способностей у детей 8-10 лет с нарушением слуха / А.С. Филаткин, Г.И. Дерябина, С.А. Калмыков // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 1 (65). - С. 132-135. Текст: непосредственный.
27. Харитонова Л. Г. Диагностика и оздоровительная коррекция морфофункционального статуса, физической подготовленности школьников с патологией слуха / Л.Г. Харитонова. - Омск, 2003. – 165 с. Текст: непосредственный. − ISBN 978-4-901242-09-2.
28. Хода Л. Д. Методология социальной интеграции неслышащих людей в различных видах физической культуры: автореф. дис. ... докт. пед. Наук / Л.Д. Хода. - Санкт-Петербург, 2008. – 28 с. Текст: непосредственный.
29. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. Пособие / Л.В. Шапкова. - Москва: Советский спорт, 2004. – 464с. Текст: непосредственный. − ISBN 978-4-901242-09-2.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ