Использование средств адаптивной физической культуры в развитии координационных способностей у детей с нарушениями слуха (Крымский Федеральный Университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Отделения медицинской реабилитации БУЗ 00 НКМЦ.
Выборка: 20 младших школьников, имеющих различные нарушения слуха (в возрасте 7-10 лет).
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 6
1.1 Характеристика координационных способностей 6
1.2 Особенности развития координационных способностей у детей с нарушением слуха 9
1.3.Современные методики для развития координационных способностей 17
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Организация исследования 24
2.2 Методики реабилитации 25
2.3. Методы исследования 29
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1 Динамика показателей физических способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 33
3.2 Динамика показателей координационных качеств у детей среднего школьного возраста с нарушением слуха 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
База исследования: Отделения медицинской реабилитации БУЗ 00 НКМЦ.
Выборка: 20 младших школьников, имеющих различные нарушения слуха (в возрасте 7-10 лет).
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 6
1.1 Характеристика координационных способностей 6
1.2 Особенности развития координационных способностей у детей с нарушением слуха 9
1.3.Современные методики для развития координационных способностей 17
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Организация исследования 24
2.2 Методики реабилитации 25
2.3. Методы исследования 29
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1 Динамика показателей физических способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 33
3.2 Динамика показателей координационных качеств у детей среднего школьного возраста с нарушением слуха 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Актуальность. На современном этапе происходит переход системы специального образования к новым ступеням развития, детерминируется отношение общества и государства к лицам с особенностями психофизического развития и их прав. Идеи гуманизации образования нашли свое отражение в создании условий для раскрытия потенциала каждого ребенка, в том числе и с отклонениями в состоянии здоровья. Создание необходимых педагогических условий предусматривает разработку и внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий, применение которых способствовало бы сохранению и укреплению здоровья, развитию и формированию физических качеств, раскрытию творческих способностей учащихся и улучшению их социальной интеграции [11].
Демократизация общества, которая происходит сейчас, обусловливает необходимость существенных изменений в образовательном процессе, в том числе и в проблемах специального образования. Решением этой проблемы занималось немало специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, а также адаптивного физического воспитания (И. М. Ляхова, 2005; Н. Г. Байкина,1996, 2012; Л. В. Шапкова, 2007). Однако немало проблем требуют более углубленного изучения, в частности по разработке и использованию различных систем физического воспитания детей с нарушениями слуха, направленных на совершенствование их двигательной сферы и социализацию к условиям современного общества. Опыт изучения координационных способностей и характеристику двигательных действий отразили в своих трудах такие ученые, как В.И. Лях, Н.А. Бернштейн, Л.П. Матвеев, И.П. Ратов, В. Н. Платонов. Но одновременно стоит отметить, что по факту накопленного материала в области развития координационных способностей детей с нарушением слуха ощутимо меньше.
Координационные способности являются важной частью физического развития человека, так как они отвечают за способность сохранять равновесие в статике и динамике, согласованность движений, их направленность и точность. У детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, нарушениями слуха, координационные способности развиваются хуже, чем у здоровых, так как двигательная сфера тесно связана с анализаторами – слуховым и зрительным. Поэтому необходимо целенаправленно развивать координационные способности детей с нарушениями слуха средствами адаптивной физической культуры.
Объект исследования: Процесс развитиякоординационных способностей у детей с нарушениями слуха средствами АФК.
Предмет: Методика адаптивной физической культуры для координационных способностей у детей с нарушениями слуха.
Цель: Сформировать методику АФК для развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха и изучить ее эффективность.
Задачи:
1. Дать теоретическое обоснование использования АФК для развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха
2.В процессе педагогического эксперимента изучить динамику развития координационных способностей испытуемых.
3. Дать оценку эффективности экспериментальной методике.
Гипотеза: использование средств адаптивной физической культуры способно повысить уровень развитие координационных способностей детей с нарушениями слуха.
Методологическая основа исследования – совокупность теоретических и эмпирических методов: анализа научных источников, синтеза, сравнения, обобщения, тестирования, наблюдения, экспериментальной работы, методов математической статистики.
Теоретическая основа научного исследования:
- исследования, посвященные возможностям физического развития детей с нарушения слуха средствами адаптивной физической культуры (И.Ю.Горская, Г.Н.Грец, Л.Д.Хода, Я.А.Смекалов, Н.Г. Байкина и др. ):
- исследования особенностей развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха (В.И. Лях, Н.А. Бернштейн, Л.П. Матвеев, И.П. Ратов, В. Н. Платонов и др.)
Теоретическая значимость заключается в обобщении исследований, посвященных развитию координационных способностей детей с нарушениями слуха.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с различными нарушениями слуха, а также их родителями.
Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, трех глав, включающих обзор литературы, цели, задачи, организацию и методы исследования, результаты и их обсуждения, заключения, список использованной литературы.
Демократизация общества, которая происходит сейчас, обусловливает необходимость существенных изменений в образовательном процессе, в том числе и в проблемах специального образования. Решением этой проблемы занималось немало специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, а также адаптивного физического воспитания (И. М. Ляхова, 2005; Н. Г. Байкина,1996, 2012; Л. В. Шапкова, 2007). Однако немало проблем требуют более углубленного изучения, в частности по разработке и использованию различных систем физического воспитания детей с нарушениями слуха, направленных на совершенствование их двигательной сферы и социализацию к условиям современного общества. Опыт изучения координационных способностей и характеристику двигательных действий отразили в своих трудах такие ученые, как В.И. Лях, Н.А. Бернштейн, Л.П. Матвеев, И.П. Ратов, В. Н. Платонов. Но одновременно стоит отметить, что по факту накопленного материала в области развития координационных способностей детей с нарушением слуха ощутимо меньше.
Координационные способности являются важной частью физического развития человека, так как они отвечают за способность сохранять равновесие в статике и динамике, согласованность движений, их направленность и точность. У детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, нарушениями слуха, координационные способности развиваются хуже, чем у здоровых, так как двигательная сфера тесно связана с анализаторами – слуховым и зрительным. Поэтому необходимо целенаправленно развивать координационные способности детей с нарушениями слуха средствами адаптивной физической культуры.
Объект исследования: Процесс развитиякоординационных способностей у детей с нарушениями слуха средствами АФК.
Предмет: Методика адаптивной физической культуры для координационных способностей у детей с нарушениями слуха.
Цель: Сформировать методику АФК для развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха и изучить ее эффективность.
Задачи:
1. Дать теоретическое обоснование использования АФК для развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха
2.В процессе педагогического эксперимента изучить динамику развития координационных способностей испытуемых.
3. Дать оценку эффективности экспериментальной методике.
Гипотеза: использование средств адаптивной физической культуры способно повысить уровень развитие координационных способностей детей с нарушениями слуха.
Методологическая основа исследования – совокупность теоретических и эмпирических методов: анализа научных источников, синтеза, сравнения, обобщения, тестирования, наблюдения, экспериментальной работы, методов математической статистики.
Теоретическая основа научного исследования:
- исследования, посвященные возможностям физического развития детей с нарушения слуха средствами адаптивной физической культуры (И.Ю.Горская, Г.Н.Грец, Л.Д.Хода, Я.А.Смекалов, Н.Г. Байкина и др. ):
- исследования особенностей развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха (В.И. Лях, Н.А. Бернштейн, Л.П. Матвеев, И.П. Ратов, В. Н. Платонов и др.)
Теоретическая значимость заключается в обобщении исследований, посвященных развитию координационных способностей детей с нарушениями слуха.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с различными нарушениями слуха, а также их родителями.
Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, трех глав, включающих обзор литературы, цели, задачи, организацию и методы исследования, результаты и их обсуждения, заключения, список использованной литературы.
Целью исследования было сформировать методику адаптивной физической культуры для развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха и изучить ее эффективность.
Было определено, что координационные способности – это способности точно и целенаправленно оправлять собственными движения в пространстве в процессе выполнения любой деятельности. Эти способности начинают развиваться с раннего детства.
Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
В онтогенетическом развитии базовые виды координационных способностей у школьников с нарушением слуха формируются согласно единым закономерностям становления, что и у здоровых детей. Однако, патология слуха снижает темп их развития, в результате чего сенситивные периоды наступают позднее на 2-3 года и достигает своего максимума в младшем и среднем школьном возрасте. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной специальной тренировке, когда происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также -приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.
Результаты анализа литературных источников показывают, что существует больше всего исследований по проблеме совершенствования процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Стоит заметить, что существуют определенные исследования по совершенствованию процесса физического воспитания для детей среднего и старшего школьного возраста с нарушениями слуха. Однако такие исследования обычно фрагментарны и не полностью освещают эту проблему среди детей среднего школьного возраста. В частности, требует исследования процесс совершенствования координационных способностей детей с нарушениями слуха посредством разработки и внедрения различных вариативных модулей.
Исследование проводилось в три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный в двух группах младших школьников с нарушениями слуха – контрольной и экспериментальной, по 10 человек.
Были подобраны двигательные пробы для диагностики физических и координационных способностей детей с нарушениями слуха на констатирующем и контрольном этапах, было выбрано 6 проб:
1. Челночный бег
2. Попадание мячом в цель
3. Приседание «Пистолетик». Оборудование: секундомер
4. Проба Ромберга
5. Баланс на гимнастической скамье
6. Прыжки через скакалку.
На формирующем этапе основной формой организации работы выступило групповое занятие. Занятия проводились 2 раза в неделю по 40 мин в специально оборудованном помещении, которое соответствует всем требованиям СанПин и правилам безопасности. Было использовано следующее оборудование: гимнастические мячи, гимнастические кольца, спортивные мячи, гимнастические коврики, гимнастические палки, напольный теннис, игра бочче. Программа включала в себя следующие разделы: гимнастика с элементами акробатики, подвижные игры, легкоатлетические упражнения. Всего было проведено 16 занятий в экспериментальной группе по экспериментальной методике и 16 занятий в контрольной группе по методике АФК И.Ю. Горской.
Были сравнены показатели контрольной и экспериментальной групп детей до начала формирующего эксперимента и после него. На констатирующем этапе большинство детей контрольной и экспериментальной групп показали средний уровень развития физических и координационных способностей, статистических различий обнаружено не было.
После проведения формирующего этапа между контрольной и экспериментальной группами были выявлены достоверные различия в показателях всех шести двигательных проб, в экспериментальной группе достоверно сократилось время челночного бега, дети смогли присесть большее количество раз за отведенное время, а также смогли совершить больше прыжков со скакалкой, что говорит об увеличении показателей скорости, выносливости, общей физической подготовки.
Также дети экспериментальной группы на контрольном этапе достоверно лучше выполнили все пробы на координацию – увеличилось количество попаданий мячом в цель, время выполнения статической позы, также улучшились показатели способности держать баланс тела. Таким образом, проведенная работа была эффективной, гипотеза исследования подтвердилась.
Было определено, что координационные способности – это способности точно и целенаправленно оправлять собственными движения в пространстве в процессе выполнения любой деятельности. Эти способности начинают развиваться с раннего детства.
Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
В онтогенетическом развитии базовые виды координационных способностей у школьников с нарушением слуха формируются согласно единым закономерностям становления, что и у здоровых детей. Однако, патология слуха снижает темп их развития, в результате чего сенситивные периоды наступают позднее на 2-3 года и достигает своего максимума в младшем и среднем школьном возрасте. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной специальной тренировке, когда происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также -приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.
Результаты анализа литературных источников показывают, что существует больше всего исследований по проблеме совершенствования процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Стоит заметить, что существуют определенные исследования по совершенствованию процесса физического воспитания для детей среднего и старшего школьного возраста с нарушениями слуха. Однако такие исследования обычно фрагментарны и не полностью освещают эту проблему среди детей среднего школьного возраста. В частности, требует исследования процесс совершенствования координационных способностей детей с нарушениями слуха посредством разработки и внедрения различных вариативных модулей.
Исследование проводилось в три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный в двух группах младших школьников с нарушениями слуха – контрольной и экспериментальной, по 10 человек.
Были подобраны двигательные пробы для диагностики физических и координационных способностей детей с нарушениями слуха на констатирующем и контрольном этапах, было выбрано 6 проб:
1. Челночный бег
2. Попадание мячом в цель
3. Приседание «Пистолетик». Оборудование: секундомер
4. Проба Ромберга
5. Баланс на гимнастической скамье
6. Прыжки через скакалку.
На формирующем этапе основной формой организации работы выступило групповое занятие. Занятия проводились 2 раза в неделю по 40 мин в специально оборудованном помещении, которое соответствует всем требованиям СанПин и правилам безопасности. Было использовано следующее оборудование: гимнастические мячи, гимнастические кольца, спортивные мячи, гимнастические коврики, гимнастические палки, напольный теннис, игра бочче. Программа включала в себя следующие разделы: гимнастика с элементами акробатики, подвижные игры, легкоатлетические упражнения. Всего было проведено 16 занятий в экспериментальной группе по экспериментальной методике и 16 занятий в контрольной группе по методике АФК И.Ю. Горской.
Были сравнены показатели контрольной и экспериментальной групп детей до начала формирующего эксперимента и после него. На констатирующем этапе большинство детей контрольной и экспериментальной групп показали средний уровень развития физических и координационных способностей, статистических различий обнаружено не было.
После проведения формирующего этапа между контрольной и экспериментальной группами были выявлены достоверные различия в показателях всех шести двигательных проб, в экспериментальной группе достоверно сократилось время челночного бега, дети смогли присесть большее количество раз за отведенное время, а также смогли совершить больше прыжков со скакалкой, что говорит об увеличении показателей скорости, выносливости, общей физической подготовки.
Также дети экспериментальной группы на контрольном этапе достоверно лучше выполнили все пробы на координацию – увеличилось количество попаданий мячом в цель, время выполнения статической позы, также улучшились показатели способности держать баланс тела. Таким образом, проведенная работа была эффективной, гипотеза исследования подтвердилась.



