Введение...3
Глава 1. Институт президентства в России.6
1.1 История учреждения института президентства...6
1.2 Выбор оптимальной модели института президентства в России...16
1.3 Политический кризис 1993 года и полномочия президента РФ в Конституции 1993 года...20
1.4 Изменения полномочий президента после 2000 года...25
Глава 2. Реализация полномочий президентом Российской Федерации и пути его
совершенствования...28
2.1 Полномочия Президента Российской Федерации по защите прав и свобод граждан...28
2.2 Взаимодействие Президента Российской Федерации с законодательной
и исполнительной властью...32
2.3 Роль Президента Российской Федерации в определении стратегического курса развития Российской Федерации...37
2.4 Анализ законотворческих новшеств правового положения Президента Российской Федерации и тенденции развития президентства...41
Заключение...56
Библиографический список...58
Актуальность темы. Институт президентства в России, безусловно, является одним из наиважнейших в государственно - правовых и политических исследованиях нашей страны. По сей день точного и единственного восприятия и осмысления института президентства в системе государственной власти России не сложилось.
В настоящее время президент Российской Федерации тратит на себя больше внимания, в связи непростой международной ситуацией и антироссийскими экономическими санкциями. Поэтому растет народный подъём и социальное сплочение вокруг президента. Действия президента в нашей стране показывают, что выбор тактики в определённых ситуациях и влияние на население России, показывает уровень доверия к президенту, который предвидит укрепление стабильности и дальнейший рост благосостояния нашей страны и преодоление препятствий на пути к достижению внутриэкономических и политических целей.
Президент Российской Федерации одновременно выступает в нескольких ролях:
Во-первых, однозначно как глава государства
Во-вторых как конституционно отделённый от всех ветвей власти,но интересно, то что из каждой из них обладает существенной частью полномочий, а также эффективными способами воздействия на них.
Исходя из актуальности обозначенной темы, в настоящей работе ставится цель проведения изучения и анализа института президентства в Российской Федерации на основе нормативно - правовых актов, учебной и научной литературы, монографий, диссертаций. В соответствии с указанной целью в исследовании поставлены следующие задачи:
- Проанализировать эволюцию становления и развития института президентства;
- Провести исторический анализ появления и становления института президентства в России;
- Проанализировать генезис становления и развития института президента в Российской Федерации;
- Выявить Причины введения поста Президента в СССР;
- Рассмотреть полномочия Президента Российской Федерации;
- Рассмотреть проблемы, существующие на практике в отношении реализации института президентства в Российской Федерации в настоящее время.
Объектом настоящей выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования и расширения правового статуса президента Российской Федерации, а также в ходе практической деятельности главы государства.
Предметом исследования является изучение и анализ структуры института президентства, анализ причин появления президентской власти в России и тенденции его развития.
Теоретическую базу исследования, с помощью которых выполнена данная работа составляют научные работы, таких учёных как:
Козлова Е.И., Ушаков С.Н., Кутафин О.Е., Цапыгин А.В., Назаров М.Х., Галиянова Э.Р., Гришаева О.Н., Сырых В.М., Лучин В.О., Осетров С.А., Авакьян С.А., Павлова А.А., Зуйков А.В., Сергеев К.И., Папюченко Е.А., Каллагов Т.Э., Медущевский А.Н., Исаев Б.А. и другие.
Теоретическая и эмпирическая основа исследования. Источниками исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных учёных, учебные пособия, статьи, монографии, диссертации и периодическая литература, а также данные средств массовой информации и анализ Интернет-реcурcов, в которых освящается понятие «института президентства» его историческое развитие, место, роль, проблемы ,тенденции развития , назначение в государственной структуре.
Нормативной базой иccледования послужили: Конституция Роccийской Федерации, отраслевые федеральные законы, указы президента, а также фактический материал. нашедший отражение в средствах массовой информации, которые так или иначе затрагивают вопросы института главы государства в Российской Федерации.
Методологической основой проведенного исследования стали общенаучные и специальные методы такие, как: диалектический, логический, историко-правовой, описательный, анализа и синтеза, формально - юридический, системный, и другие методы научных исследований.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения и библиографического списка.
Говоря сегодня о тенденциях развития института президентства, нельзя не заметить динамичный рост роли Президента во всех сферах жизни государства и общества. Фигура «сильного» Президента сегодня, и это факт, с которым нужно считаться, находит поддержку у большинства граждан нашей страны в силу ментальных особенностей, ценностных представлений о справедливости власти и о тех действиях, которые эту справедливость воплощают в жизнь. Однако «сильный» Президент не отменяет и не заменяет остальных институтов в их полноценном виде.
Несмотря на то, что институт президентства в России является сравнительно молодым, он развивается очень динамично. С принятием Конституции развитие института президентства не остановилось, а, напротив, значение его в управлении государством растёт и по сей день. Законодательство, касающееся конституционно-правового статуса Президента РФ расширяется. По мнению некоторых авторов, есть возможность перехода России к президентской республике, ведь многовековая история доказывает, что граждане нашей страны привыкли видеть у «руля» государства сильную личность, способную к проявлению власти в нужную минуту.
Анализируя тему исследования, можно заметить, что история государственности России подчеркивает важную роль главы государства. Деятельность этого института власти определяет как позитивные, так и негативные изменения в стране. Хотя структура президентской власти в Российской Федерации схожа с другими странами, она имеет свои особенности, отражающие отечественные политические условия. В настоящее время институт президентства необходим из-за необходимости преобразований в различных областях. В связи с затянутым процессом принятия законов в России, роль президента как субъекта государственного управления становится высокой. Тем не менее, необходимо ужесточить контроль за деятельностью президента со стороны всех ветвей власти. Рассматривая перспективы развития института президентства в Российской Федерации, можно выделить три основные проблемы.
Во-первых, существует дисбаланс во властном "треугольнике" – президент-правительство - парламент, что может привести к негативным последствиям.
Во-вторых, есть "пропасть» между президентом и обществом, который можно преодолеть за счет усиления ответственности главы государства перед народом.
И, в-третьих, необходимо совершенствование нормативной базы института президентства. В целом, решение этих проблем позволит повысить эффективность института президентства и улучшит работу государственных органов, что является важной задачей для России.
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2.Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"
3.Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"//СПС Консультант Плюс.
4.Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" //СПС Консультант Плюс
5.Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
6.Указ Президента РФ от 22.06.2004 N 792 "О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации"//СПС Консультант Плюс
7.Указ Президента РФ от 02.03.1994 № 442 "О государственных наградах Российской Федерации"//СПС Консультант Плюс
8.Указ Президента РФ от 21.07.1997 № 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища"//СПС Консультант Плюс
9.Указ Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации"//СПС Консультант Плюс
10.Указ Президента Российской Федерации от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ»
11.Закон РСФСР от 24.04.1991 N 1098-1 "О Президенте РСФСР"
12.Закон РСФСР от 24.04.1991 N 1096-1 "О Выборах Президента РСФСР"
13.Закон РСФСР от 27 июня 1991 года № 1494-I «О вступлении в должность Президента РСФСР»
14.Российская газета. – 2008. – 6 ноября.
15.Российская газета. – 2013. – 13 декабря.
16.Российская газета. - 2020. – 16 января.
17.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М., 2003. – С.254.
18.Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее //Сравнительное конституционное обозрение. - 2006. – №4.- С.11
19.Яшкова, Т.А. Определение и содержание термина «институт президентства». / Т.А. Яшкова // Вестник ТГУ. – 2015. - №16. – С.44-48
20.Каллагов, Т. Э. Конституционное право Российской Федерации. / Т.Э. Каллагов. – М. - 2014. – С.27
21.Краснов, М. А. Глава государства: рецепция идеи «отцовства». / М.А. Краснов // Гражданское общество и правовое государства. – 2016. – № 6. – С.33
22.Лазарев Б.М. Президент СССР. / Б.М.Лазарев // Советское государство и право. – 1990. - №7. – С.15
23.Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2020. – 134 с.
24.Сальников, В.П.Становление института Президентства в Российской Федерации: исторический и конституционно-правовой аспекты / В.П. Сальников, В.И.Кайнов // Мир политик и социологии. – 2013. – 12. – С.38-46
25.Козлова Е.И. К истории становления института Президента в Российской Федерации. / Е.И. Козлова // Российская газета. – 2014. - №3. – С.15-16
26.Назаров М.Х. Социальная сущность института президентства и его основные цели / М.Х. Назаров // Вестник Таджикского национального университета. – 2021. – № 2-7 (213). – С. 309-312.
27.Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб.: Питер, 2008. – 143 с
28.Ушаков С.Н. Исторические аспекты становления института президентства в России / С.Н. Ушаков // Ученые записки. – 2019. –№ 3 (19). – С. 190-196
29.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 204 с.
30.Цапыгин А.В. Историко-правовые аспекты становления института президента в России / А.В. Цапыгин // Проблемы качества российского законодательства. – 2021. – С. 26-31.
31.Дегтев, Г.В. Становление и развитие института президентства в РФ. М.,2005. – 202 с.
32.Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов / В.М. Сырых. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2019. – 158 с.
33.Зуйков А.В. Эволюция института президентства Российской Федерации: автореф. дис. канд. юр. наук. М., 2009. – С. 11-14
34.Лучин В.О. «Указное право» в России. – М.: ХГЦ «Велес», 1996. – С. 12-13
35.Авакьян С.А. Проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации: грядет раунд четвертый? // Конституцион- 40
36.Осетров С.А. Президентская власть в Российской Федерации: Учебное пособие. Самара: Издательство Самарского университета, 2021. – 145-146 с.
37.Сергеев К.И. Место и роль президента Российской Федерации в системе органов государственной власти / К.И. Сергеев // Организация государственной и муниципальной власти в России: вопросы теории и практика реализации. – 2017. – С. 144-149
38.Гришаева О.Н. Институт президентства в современной России: к вопросу о некоторых тенденциях развития / О.Н. Гришаева // Гуманитарные научные исследования. – 2021. – № 10 (62). – С. 202
39.Галиянова Э.Р. Институт президентства: российский и зарубежный опыт / Э.Р. Галиянова // NovaInfo.Ru. – 2021. – Т. 2. – № 41. – С. 204
40.Пацюченко Е.А. История становления института президентства в России / Е.А. Пацюченко // Проблемы и перспективы развития современного общества: экономика, управление, право. – 2021. – С 46
41.Павлова А.А. К вопросу о современном состоянии и перспективах совершенствования института президентства в Российской Федерации / А.А. Павлова // Актуальные проблемы современного конституционализма. – 2017. – С. 123
42.Дорожкин Ю.Н. Актуальные проблемы модернизации политической системы России // Власть. 2012. № 10 – 23 с.
43.Скиперских А.В. Право на сопротивление: политико-философская ретроспектива // Социум и власть. 2015. № 5 – 55 с.
44.Скиперских А.В. Технологии политической легитимации. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. 2005. – С.73
45.Григорьева Е.Б. Политические эффекты авторитарного синдрома в современном политическом процессе России // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. – 61 с.
46.Зудин А.Ю. К «сообществу» элит? Трансформация политического режима в России // ОНС. 2010. № 5. – 22 с.
47.Круглый стол «Институт президентства в России: правовые основы и роль в модернизации общества»
48.Краснов М.А. Персоналистский режим в России: опыт институционального анализа / М. А. Краснов. М.: Фонд «Либеральная миссия». 2006. – С. 44
49.Агафонова, Т.П. Рациональная модель исполнительной власти в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4. - 11с.
50.Мельникова И.В. Российский управленческий менталитет в контексте административно-политических преобразований // Власть. 2012. № 12. – 9 с.
51.Шабров О.Ф. Эффективность государственного управления в условиях постмодерна // Власть. 2010. № 5.– 12 с.
52.Жабров А.В. К вопросу о базовых моделях института президентализма в демократизирующихся политических системах // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. 2013. № 2. – 5 с.