ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ 7
2. ПРОДВИЖЕНИЕ УСЛУГ В СЕТИ ТУРИСТИЧЕСКИХ АГЕНТСТВ
«АКВАМАРИН» 27
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА ТЕМУ
«ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа исследования 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Бланк интервью 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Характеристика информантов 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Образцы рекламных материалов туристического
агентства «Аквамарин» 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 - Протоколы интервью 72
Актуальность темы исследования. Тема продвижения услуг на туристском рынке актуальна в настоящее время, так как туризм приобрел значение массового социального явления. Из разряда элитного продукта туризм перешёл к разряду продукта, доступного потребителю. Можно сказать, что произошли изменения и в отношении людей к туризму, а так же изменения в потребностях. В связи с этим часть средств из бюджета теперь неизменно идет на проведение отпуска, чаще всего связанного именно с туристической сферой.
Растущая экономическая значимость туристской деятельности увеличивает интерес к ней предпринимателей и государства, что оказывает влияние на постоянное появление новых туристских фирм и направлений туристской деятельности. Эта эволюция изменяет конкурентную картину сектора, выдвигая на первый план вопросы конкурентоспособности туристских продуктов.
Сложность и многогранность туризма требуют особого внимания к такому направлению экономики, как маркетинг. В сфере туризма маркетинг сосредоточивается на достижении цели путем определения потребностей, предъявляемых на рынке, обеспечения эффективности и
конкурентоспособности посреднических фирм, поставщиков услуг посредством высокого качества обслуживания.
В условиях высокой насыщенности рынка туристских услуг маркетинг приобретает центральное значение. Особое внимание концентрируется на оценке рыночных возможностей, изучении потребительских предпочтений, обосновании маркетинговой стратегии и разработке соответствующих мероприятий, в число которых входят мероприятия по продвижению услуг.
В настоящее время использование маркетинга в туристической сфере является необходимостью. Маркетинговую деятельность в туризме нельзя рассматривать как отдельную функцию. Она представляет собой весь бизнес с точки зрения клиента. Таким образом, важность и ответственность за маркетинг должны распространяться на все сферы деятельности туристского предприятия.
Продвижение услуг на туристском рынке является одним из видов маркетинговых коммуникаций. Для успешного существования на рынке туристским фирмам нужно использовать различные подходы, направленные на деятельность активного стимулирования сбыта продукции. Именно политика продвижения способствует формированию туристского спроса и желаемого объёма продаж.
Таким образом, выявление проблем продвижения на туристском рынке является одной из наиболее актуальных проблем в условиях высокой насыщенности рынка и высокой конкуренции.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы показал, что вопросы маркетинга отражены в трудах Ф. Котлера, Джеффри Дж. Фокса, а так же в работах отечественных авторов, таких как И. Л Акулич, М. Э Сейфуллаева, И. И. Пичурин. Особенностями маркетинга туристских услуг занимались Ю. В. Безрутченко, Н. А. Восколович, А. В. Лисевич, Е. В. Лунтова. Над вопросами становления и развития индустрии туризма трудились Е. О. Валеева, Д. К. Исмаев, Н. Е. Покровский, А. В. Трухачев. Проблемы продвижения услуг на туристском рынке раскрыты в работах Т. С. Ждановой, Г. В. Сулеймановой, А. А. Симавонян.
Объектом исследования выступает продвижение услуг как элемент комплекса маркетинга.
Предметом исследования являются проблемы продвижения услуг на туристском рынке.
Цель исследования: анализ проблем продвижения услуг на туристском рынке.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты изучения маркетинговой деятельности в туризме;
2) Изучить особенности продвижения услуг в сети туристических агентств «Аквамарин»
3) Разработать тестовый метод педагогического контроля на тему «Продвижение туристских услуг»
Эмпирической базой исследования послужили материалы полуформализованного интервью с руководителями и менеджерами туристских фирм «Аквамарин» в городе Екатеринбурге и Краснотурьинске. В работе был использован анализ документов, регламентирующих деятельность агентств, а так же анализ данных официального сайта туристической компании и сообщества в социальной сети «Вконтакте».
Практическая значимость работы. Результаты и материалы данного исследования могут быть использованы сотрудниками сферы туристской индустрии, в том числе сотрудниками туристического агентства «Аквамарин» для совершенствования политики продвижения. Так же результаты исследования могут применяться в практике преподавания таких дисциплин, как «Маркетинг в туризме» и «Продвижение туристских услуг».
Тема дипломной работы заключается в изучении особенностей и выявлении проблем продвижения услуг в туристическом агентстве г. Екатеринбурга «Аквамарин», а также его филиале в г. Краснотурьинске Свердловской области.
В данной квалификационной работе были рассмотрены теоретические аспекты маркетинговой политики в туризме. Проанализирована специальная литература по проблеме маркетинга в сфере услуг и туризма, а так же особенностей продвижения услуг на туристском рынке.
Теоретическая часть послужила основой для исследования проблем политики продвижения в сети туристических агентств «Аквамарин». Состояние политики продвижения было проанализировано на основе
материалов полуформализованного интервью с руководителями и менеджерами туристских фирм в г. Екатеринбурге и г. Краснотурьинске. В ходе исследования был проведен сбор материала и его последующая обработка.
На основе анализа результатов исследования были определены такие проблемы, как:
• Невовлеченность менеджеров по туризму в разработку политики продвижения данной организации;
• Низкий уровень осведомлённости о сущности политики продвижения среди сотрудников;
• Слабо продуманный логотип организации, а так же её фирменный стиль;
• Слабо разработанная структура официального сайта организации, отсутствие на нём специальных сервисов для поиска информации и подачи заявок;
• Практически не развитое продвижение услуг организации посредством социальных сетей;
• Низкий уровень сотрудничества агентства в г. Екатеринбурге с печатными СМИ.
На основании данного ряда проблем были разработаны рекомендации для улучшения состояния маркетинговой политики сети туристических агентств «Аквамарин» во всех её аспектах.
Принятие к сведению разработанных для туристического агентства рекомендаций будет способствовать повышению политики продвижения в данных туристических агентствах.
Политика продвижения является одним из самых важных направлений деятельности предприятия на рынке туристских услуг. Для удержания лидирующей позиции в условиях острой конкуренции, туристским фирмам нужно использовать различные подходы, направленные на деятельность активного стимулирования сбыта продукции.
Политика продвижения туристкой организации предполагает применение таких способов маркетинговых коммуникаций, как реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, прямой маркетинг, а так же технологии личных продаж. Использование данных компонентов предусмотрено для таких целей, как повышение реализации туристского продукта, повышение имиджа организации, завоевание определённой доли на рынке.
Основной целью компонентов маркетинговых коммуникаций является влияние на потребительский спрос и исполнение желаемого объема продаж туристского продукта.
Анализ исследования помог выявить основные проблемы продвижения в туристических агентствах «Аквамарин», а так же разработать рекомендации для выявленных проблем. Таким образом, цель данного исследования была достигнута.
1. Акулич И. Л. Маркетинг: учебник [Текст] / И. Л. Акулич. Минск: Вышэйшая школа, 2014. 543 с.
2. Антипова Т. Ю. Современный комплекс маркетинга [Текст] / Т. Ю. Антипова // Аллея науки. 2017. №5. С. 6-12.
3. Безрутченко Ю. В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие [Текст] / Ю. В. Безрутченко. Саратов: Диполь, 2013. 199 с.
4. Валеева Е. О. Технология и организация турагентской деятельности: учебное пособие [Текст] / Е. О. Валеева. Саратов: Вузовское образование, 2015. 242 с.
5. Восколович Н. А. Маркетинг туристских услуг: учебник [Текст] / Н. А. Восколович. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 207 с.
6. Гончарова И. В. и др. Маркетинг туризма: учебное пособие [Текст] / И. В. Гончарова и др. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 217 с.
7. Горбачева Д. А. и др. Комплекс маркетинга для турфирмы [Текст] / Д. А. Горбачева и др. // Курорты. Сервис. Туризм. 2015. №2. С. 18-23.
8. Давлетбаева Л. Ф. Комплекс маркетинга: сравнительная характеристика концепций «4Р» и «4С» [Текст] / Л. Ф. Давлетбаева // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. №9. С. 104-109.
9. Ершова М. Е. Развитие и применение маркетинговых технологий в сфере туризма [Текст] / М. Е. Ершова // Технико-технологические проблемы сервиса. 2009. №4. С. 63-69.
10. Жданова Т. С. и др. Технологии продаж и продвижения турпродукта: учебное пособие [Текст] / Т. С. Жданова и др. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016. 97 с.
11. Звонников В. И. и др. Оценка качества результатов обучения при аттестации: учебное пособие [Текст] / В. И. Звонников и др. Москва: Логос, 2012. 280 с.
12. Исмаев Д. К. Основная деятельность туристской фирмы: учебно-практическое пособие [Текст] / Д. К. Исмаев. Москва: Книгодел, 2005. 158 с.
13. Калицкий Э. М. и др. Разработка средств контроля учебной деятельности: методические рекомендации [Текст] / Э. М. Калицкий и др. Минск: Республиканский институт профессионального образования, 2016. 48 с.
14. Киселёва И. А. Анализ факторов, влияющих на эффективность деятельности туристических фирм [Текст] / И. А. Киселёва // Экономический анализ: теория и практика. №7. 2014. С. 46-53.
15. Колосова Т. В. и др. Маркетинг туризма: учебное пособие [Текст] / Т.В. Колосова и др. Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2013. 110 с...41