Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗНАКОМСТВО В ХХI ВЕКЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №146654

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы97
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАКОМСТВА КАК
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 7
1.1. Социальная коммуникация: понятие, модели, типология 7
2.2. Знакомство как преодоление дистанции в пространстве социальной
коммуникации 20
2.ЗНАКОМСТВО В ОЦЕНКАХ МОЛОДЕЖИ: ЭМПИРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 31
2.1. Цели и площадки знакомств 31
2.2. Коммуникативно-личностные аспекты знакомства 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа исследования 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Инструмент исследования 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Таблицы одномерного распределения 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Таблицы парного распределения 84

Актуальность темы исследования. Для нормального существования в обществе индивиду необходимо вступать в контакт и взаимодействовать с людьми с разными целями. Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. Процесс усвоения человеком социального опыта, приобретения им коммуникативных навыков, позволяет ему быть членом общества.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучить проблему знакомств в современном обществе, чтобы определить наиболее популярные места для знакомств и цель, с которой люди заводят новые знакомства.
Наиболее распространенными способами знакомств были: знакомство на улице, через общих знакомых или друзей, учебе, работе, в театре, кино, на свадьбах, досуге и отдыхе. Сегодня возможности знакомства существенно расширяются. Каждый человек вступает во множество самых разнообразных контактов, поэтому и способы, и места знакомства очень разные. Существенные изменения в этот процесс вносят современные информационные технологии. С развитием компьютерных технологий всё больше людей заменяют живое общение виртуальным, так как интернет на сегодняшний день прочно вошел в жизнь каждого человека. Многочисленные сайты, чаты, социальные сети и даже онлайн игры стали основными площадками, где в современном обществе знакомятся люди. Еще одной современной площадкой знакомства является клуб. Он отличается яркостью, раскованностью - сюда приходят, чтобы расслабиться, отдохнуть от обыденности и, конечно, знакомиться.
Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.
Степень научной разработанности проблемы.
Научные исследования на тему коммуникации ведутся по нескольким направлениям.
Первое направление - это теоретические исследования по общению и коммуникации вообще и социальной коммуникации, в частности. В рамках этого направления выделяются работы по теории общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Ю. Борисов, И.А. Ильяева, М.С. Каган, М.Н. Ночевник, Б.Д. Парыгин, В.В. Сильвестров, Л.Б. Филонов и др.), по психологии общения (А. Кроник, Е. Кроник, Е. Мелибруда, Н.Н. Обозов, А.В. Толстых), по теории коммуникации (Г.Г. Почепцов, Б.А. Родионов, Ф.И. Шарков, Вал. А. Луков, Вл. А. Луков, И.А. Мальковская, Н.Н. Федотова, Г.В. Жданова), по теории социальной коммуникации (Н.С. Данакин, Т.М. Дридзе, И.А. Дьячук, Ю. Подгурецкий, А.В. Соколов, Ф.И. Шарков), по социологии коммуникаций (С.В. Бориснев, В.П. Конецкая, Л.Д. Подгорная и др.).
Исследовательский интерес привлекают функции социальной коммуникации (Т. Емчура, Н.Л. Карпова, С.Ф. Касаткин, Р. Келли), взаимопонимание как основа социальной коммуникации (А.А. Алексеев, Е.И. Головаха, В.В. Знаков, М.И. Станкин), невербальные коммуникации (И.Н. Горелов, А.Т. Зуб, В.П. Морозов, А. Пиз, Д. Фаст).
Неформальное общение в организации исследуется С.Ю. Алашеевым, коммуникативные помехи и барьеры - П. Вацлавиком, Д. Бивиным и Д. Джексоном, Г. Клаудом, Я.А. Лупьяном, невербальные коммуникации в организации - А.Т. Зуб, обратная связь в коммуникационном процессе - С.Ф. Касаткиным.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает знакомство как форма социальной коммуникации.
Предметом выпускной квалификационной работы являются
социологические аспекты знакомства в современном обществе.
Цель работы - осуществить теоретический и эмпирический анализ знакомства как формы социальной коммуникации в современном обществе.
Задачи дипломной бакалаврской работы:
1. Осуществить теоретико-социологический анализ понятия, типов, моделей социальной коммуникации
2. Рассмотреть знакомство как преодоление дистанции в пространстве социальной коммуникации.
3. Проанализировать в рамках эмпирического исследования цели и площадки знакомств.
4. Изучить коммуникативно-личностные аспекты знакомства.
Эмпирическая база исследования. Основу бакалаврской работы составляют результаты эмпирического-социологического исследования, проведенного автором в городе Екатеринбурге в апреле 2018 года. В качестве метода сбора первичной информации использовался анкетный опрос, в ходе которого было опрошено 200 человек в возрасте от 18 до 30 лет.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы в ходе учебных занятий по дисциплинам «Социология коммуникации». Также на основе полученных результатов можно проводить дополнительные исследования, посвященные изучению знакомства как вида социальной коммуникации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа была посвящена анализу знакомства как формы социальной коммуникации в современном обществе.
Социальная коммуникация занимает особое место в жизни современного общества и каждого человека. С ней прямо или опосредованно связаны практически все коммуникативные сферы. Главная цель коммуникации - обмен информацией различного рода. Обмен информацией осуществляется с помощью языка. Хотя очевидно, что обмен информацией и общение происходит не только с помощью языка.
Знакомство - это отношение между людьми, связанными тем или иным образом в быту, лично знающих друг друга, встречающихся друг с другом.
Как показало, данное проведенное эмпирическое исследование основной целью новых знакомств является дружеское общение и поиск людей с общими интересами для общения на различные темы и совместного времяпрепровождения. Женщины с этой целью знакомятся чаще, чем мужчины. Основными площадками для дружеского общения и для обсуждения общих интересов являются интернет и работа. Для романтического общения знакомятся больше трети, а для флирта четверть опрошенных, основными площадками для таких знакомств являются интернет, кафе, рестораны, отдых. Мужчины чаще, чем женщины заводят новое знакомство с целью флирта, потому что как показало исследование, девушки более склонны к серьезным отношениям. Для успешной реализации профессиональных целей знакомится треть респондентов и самым частым местом для такого знакомства у мужчин и у женщин является работа. Последнее место занимает знакомство ради личной выгоды, но мужчины более склонны знакомиться с этой целью, так как у девушек в приоритете знакомство с целью дружеских отношений.
Что касается отношения к интернет-знакомствам, то в ходе исследования выяснилось, что половина молодежи положительно отнеслись к таким знакомствам, так как такой способ в современном обществе доступен для 59
большинства. Но мужчины больше, чем женщины предпочитают знакомиться в интернете. Треть респондентов относятся отрицательно к интернет- знакомствам, так как помимо плюсов такого знакомства имеются и минусы. Наиболее популярной площадкой для знакомства в интернете стал сайт Вконтакте, так как там зарегистрировано наибольшее количество молодежи.
В ходе исследования выяснилось, что треть опрошенных уверены в себе и активно выступают инициаторами знакомств. Половина опрошенных менее активны и лишь иногда готовы проявить инициативу. Десятая часть вовсе не проявляет инициативу. Также исследование показало, что большинство мужчин в отличие от женщин сами проявляют инициативу в знакомстве, женщины чаще просят кого-нибудь их познакомить.
В ходе исследования выяснилось, что возраст при знакомстве не имеет значения, так как, скорее всего они в первую очередь обращают свое внимание на манеру общения, на общие интересы, положительные качества собеседника. Больше половины молодежи обращают внимание на внешний вид собеседника, так как по внешности создается первое впечатление о человеке. Уровень образования для одной половины респондентов важен, для другой нет. Для большинства респондентов материальное положение не важно, как и занимаемая должность.
Чаще всего сложности, с которыми сталкиваются респонденты при знакомстве - это разный культурный уровень. Также у некоторых опрошенных возникли сложности с пониманием собеседника, неумением слушать и дефектами речи. Намного реже встретились такие сложности как разные взгляды на политику и религию, так как при знакомстве на эти два показателя опрошенные обращают меньше всего внимания. Более половины опрошенных ответили, что сталкиваясь с такими сложностями, имеют к ним спокойное отношение. При этом женщины относятся к сложностям более спокойно, чем мужчины, так как по своей природе более терпеливы. Но важно отметить, что мужчины более нейтрально относятся к особенностям общения собеседника.
В ходе исследование было обращено внимание респондентов и на положительные качества собеседника. В основном обращают внимание на честность и доброту собеседников. В меньшей степени обращают внимание на активность, доброту, оптимизм, ответственность, целеустремленность. Но если сравнить мужчин и женщин, то для мужчин в собеседнике более значимы такие качества как дружелюбность и честность, а женщин - активность.
Наиболее раздражающими в собеседнике качествами при знакомстве являются: навязчивость, неграмотность, хамство глупые шутки и неопрятный внешний вид.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что необходимо провести дальнейшие исследования, связанные с разработкой программы о коммуникативно-личностных характеристиках, чтобы изучить их более подробно.



1. Адамьянц Т. З. Социальные коммуникации: учебное пособие / Т. З. Адамьянц. Москва: Дрофа, 2009. 204 с.
2. Барышников Н. В. Основы профессиональной межкультурной коммуникации: учебное пособие / Н. В. Барышников. Москва: ИНФРА-М, 2013. 368 с.
3. Батарашев А. В. Диагностика способности к общению / А. В. Батарашев. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 176 с.
4. Белинская Е. П. Психология интернет-коммуникации / Е. П. Белинская. Москва: Московский психолого-социальный университет, 2013 г. 192 с.
5. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения / Н. Н. Богомолова. Москва: МГУ, 1991. 125 с.
6. Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. Санкт- Петербург: Питер, 2001. 170 с.
7. Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. Москва: Модэк, 2002. 320 с.
8. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебное пособие / Г.В. Бороздина. Москва: ИНФРА-М, 2013. 295 c.
9. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения: учебное пособие / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова. Люберцы: Юрайт, 2016. 463 c.
10. Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике / Н. Н. Васильев. Санкт-Петербург: Речь, 2005. 283 с.
11. Гончарова Л. М. Основы теории коммуникации: учебное пособие / Л. М. Гончарова, О. Я. Гойхман, Т. А. Апарина, В. И. Дубинский. Москва: ИНФРА-М, 2013. 352 c.
12. Горшков М. К. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги Москва: Институт социологии РАН, 2011. 404 с.
13. Горянина В. А. Психология общения: учебное пособие / В. А. Горянина. Москва: Академия, 2002. 416 с.
14. Грицанов А. А. Новейший философский словарь / А. А. Грицанов. Минск: Книжный Дом, 1999. 523 с.
15. Дорошок Е. Л. Социальная коммуникация: социально-философский аспект стратегии управления / Е. Л. Дорошок // Вестник Челябинского государственного университета. 2008 № 10 . С. 78 - 84...43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ