Введение 1
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме инклюзивного образования в реабилитации детей с расстройством аутистического спектра 9
1.1. Особенности развития детей с расстройством аутистического спектра .... 9
1.2. Инклюзивное образование как направление реабилитации детей
с расстройством аутистического спектра 21
Глава 2. Анализ опыта реализации инклюзивного образования в реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 47» г. Екатеринбурга 29
2.1. Особенности организации инклюзивного образования детей младшего школьного возраста, имеющих расстройства аутистического спектра в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 47» г. Екатеринбурга 29
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования по выявлению роли
инклюзивного образования в реабилитации детей с расстройством
аутистического спектра 41
Заключение 56
Список источников и литературы 59
Приложения 58
Образование детей - один из наиболее важных вопросов, стоящих перед каждой семьей и перед государством. Образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья - огромная проблема для семьи, даже несмотря на то, что российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам без какой-либо дискриминации .
Благодаря реформам в настоящее время стратегия образования детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на инклюзивное образование, что подразумевает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с возрастной нормой развития . Однако инклюзивное образование это сложный и многогранный процесс, не лишенный проблем и трудностей. Помимо нехватки квалифицированных кадров в инклюзивном образовании и затруднений в создании безбарьерной среды проблема заключается также и в постоянном росте количества детей с ограниченными возможностями.
На сегодняшний день по данным Росстата количество детей с ограниченными возможностями в нашей стране приблизительно 600 тыс. человек. Однако эксперты считают, что цифры занижены. На самом деле их около трех миллионов человек. Многие родители не желают ставить ребенка на группу и официально оформлять его как больного, даже если сын или дочь страдают тяжелым недугом .
В частности, одним из самых распространенных нарушений здоровья у детей являются расстройства аутистического спектра (далее - РАС). Аутизм получил название «синдром века», и этому есть причины.
По статистике аутизмом в мире страдает более 10 млн. человек. Несколько десятков лет назад на 10 000 жителей приходился один аутист. Каждый год их становится на 11-17% больше. Так, в 2010 году аутизмом страдал каждый сто десятый, в 2012 г. - каждый восемьдесят восьмой, в 2014 г. - шестьдесят восьмой, а в 2017 г. - каждый пятидесятый .
В России статистика аутизма не ведется. Поэтому достоверных данных о том, сколько людей страдает этим заболеванием - нет. Предположительно, в России аутизмом болен один человек из тысячи. Но, поскольку официальные подсчеты отсутствуют, эта цифра может отличаться от реальной картины.
Статистика детей с аутизмом также не ведется, поэтому можно сделать вывод, что процент таких малышей гораздо больше, чем по примерным подсчетам некоторых специалистов. По мнению детского невролога Минздравсоцразвития РФ, профессора А. Петрухина, аутизм входит в число наиболее встречающихся болезней на территории России . Таким образом, согласно статистике, скоро детей с аутизмом станет очень много, а такое количество детей нельзя оставить без образования, ведь они - часть общества, причем часть значительная. Необходимо задуматься не только об инклюзивном образовании в целом, но и том, с помощью каких средств будет получать образование каждая категория детей с ограниченными возможностями. Особую актуальность обретает этот вопрос, когда дело касается детей с аутизмом...
Расстройство аутистического спектра (сокращенно РАС) — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов .
Дети с данным заболеванием имеют следующие особенности развития:
- нарушение социальных контактов и взаимодействий;
- ограниченные интересы и особенности игры;
- склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям);
- нарушения вербального общения;
- расстройства интеллектуальной сферы;
- особенности моторики.
Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребенка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач.
Данные особенности развития подлежат коррекции, необходимой для того, чтобы человек с РАС мог полноценно развиваться и трудиться. Одним из важных путей реабилитации детей с РАС является инклюзивное образование. Как направление реабилитации, инклюзивное образование будет включать в себя реализацию пяти функций:
1) Воспитательная функция - формирование мировоззрения, взглядов, убеждений, системы идеалов;
2) Психо-гигиеническая функция - построение обучения исходя из возможностей и способностей ребенка в данный конкретный момент;
3) Функция самореализации - предоставление ребенку равной с другими детьми возможности проявить себя, а также похвала для стимуляции познавательной активности и стремления к новым достижениям;
4) Социализационная функция - общение со сверстниками и другими взрослыми, кроме родителей, возможность через повторение и подражание сформировать социальные навыки.
5) Функция обучения - построение уникального, строго
индивидуального образовательного маршрута.
Добиться полной реализации всех функций инклюзивного образования как направления реабилитации возможно, если правильно организовать процесс обучения ребенка с расстройством аутистического спектра.
В МАОУ «Гимназия №47» организация инклюзивного обучения имеет следующие особенности:
1) совместное обучение в классе со сверстниками на протяжении всего учебного дня, на всех занятиях;
2) наличие тьютора для каждого ребенка с РАС;
3) использование учителями различных методик преподавания для каждого предмета;
4) наличие нескольких специалистов разных направлений, активно включенных в работу с детьми с РАС (педагог-психолог, логопед, дефектолог);
5) свободное расписание ребенка, согласно его психологическим и физическим потребностям;
6) индивидуальный учебный график ребенка с РАС;
7) групповые и индивидуальные занятия с психологом в кабинете и в сенсорной комнате;
8) индивидуальные занятия с логопедом и дефектологом согласно индивидуальному расписанию ребенка с РАС.
Благодаря этим особенностям инклюзивное образование выполняет ряд функций, закономерно пересекающихся с функциями процесса реабилитации, а именно воспитательная функция, обучающая, социализационная, самореализационная и психогигиеническая.
1) Реализация воспитательной функции - происходит через проведение занятий, в том числе и коррекционных, общении со сверстниками и взрослыми;
2) Реализация обучающей функции - происходит непосредственно через занятия по разным предметам, со специалистами различного профиля;
3) Реализация социализационной функции - происходит через общение со взрослыми и сверстниками на занятиях и переменах;
4) Реализация самореализационной функции - происходит через предоставление ученику с РАС возможности наравне с другими ребятами участвовать во внеклассных мероприятиях, выступать на сцене и принимать участие в олимпиадах по предметам;
5) Реализация психо-гигиенической функции - происходит через создание для ребенка гибкого расписания, подстроенного под состояние его на текущий момент.
Исходя из положительных результатов исследования, можно сделать вывод о том, что инклюзивное образование выполняет очень большую роль в реабилитации детей с РАС, выполняя самые необходимые функции для успешной коррекции личности ребенка с РАС и помогая ему стать полноценным членом современного общества.
1. Аутизм // Режим доступа: http://psymedcare.ru/autizm, свободный. Загл. с экрана.
2. Богдашина О.В. Аутизм: история проблемы // Режим доступа: https://studfiles.net/preview/399060/page:2/, свободный. Загл. с экрана.
3. Брайан Д. Уделл. История развития научных представлений об аутизме. // Режим доступа: http://www.corhelp.ru/obshhie-voprosy/istoriya- razvitiya-nauchnyh-predstavlenij-ob-autizme/, свободный. Загл. с экрана.
4. ГОСТ Р 54738-2011. Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов (введен 13 декабря 2011 г.) // М.: Стандартинформ, 2013.
5. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций
процесса обучения. // Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/5733989/page:2/, свободный. Загл с экрана.
6. Иванов, О.В. Статистика инвалидов в мире // Режим доступа: http://vawilon.ru/statistika-invalidov-v-mire/, свободный. Загл. с экрана.
7. Медицинская реабилитация: виды и методы. Индивидуальная программа реабилитации. Медицинская реабилитация наркозависимых // Режим доступа: https://www.syl.ru/article/322866/meditsinskaya-reabilitatsiya- vidyi-i-metodyi-individualnaya-programma-reabilitatsii-meditsinskaya- reabilitatsiya-narkozavisimyih, свободный. Загл. с экрана.
8. Образование. Понятие, структура, система и функции образования // Режим доступа: https://www.calc .ru/Obrazovaniye-Ponyatiye- Struktura-Sistema- I-Funktsii-Obrazova.html, свободный. Загл. с экрана.
9. Образовательная функция обучения // Режим доступа: https://studopedia.su/19_67391_obrazovatelnaya-funktsiya-obucheniya.html, свободный. Загл. с экрана.
10. Обучение детей с РАС в инклюзивной образовательной среде // Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/obuchenie-detei-s-rastroistvami-
autisticheskogo-spektra-v-inklyuzivnoi-obrazovatelnoi-srede.html, свободный.
Загл. с экрана.
11. Основная образовательная программа начального общего образования (принята на заседании педагогического совета МАОУ «Гимназия №47» от 31 августа 2017 г.) // Екатеринбург, 2017.
12. Официальный сайт ВОЗ // Режим доступа: http://www.euro.who.int/ru/home, свободный. Загл. с экрана.
13. Официальный сайт МАОУ «Гимназия №47» // Режим доступа: http://гимназия47.екатеринбург.рф, свободный. Загл. с экрана.
14. Официальный сайт МКБ-10 // Режим доступа: http://mkb-
10. com/index.php?pid=4429, свободный. Загл. с экрана.
15. Пархотик И.И. Оовременные аспекты реабилитации. Виды реабилитации // Режим доступа: http://medbe.ru/materials/reabilitatsiya- verkhnikh-konechnostey/covremennye-aspekty-reabilitatsii-vidy-reabilitatsii- sotsialno-trudovaya-reabilitatsiya/, свободный. Загл. с экрана...29