Введение 4
1 Теоретические основы организации дополнительного профессионального
образования 6
1.1 Анализ литературы и интернет источников 6
1.2 Дополнительное профессиональное образование 11
1.2.1 Сущность и назначение дополнительного профессионального
образования 11
1.2.2 Виды дополнительного профессионального образования 17
1.3 Проверка и оценка результатов обучения как педагогическая
проблема 19
1.3.1 Понятие, функции и место в учебном процессе проверки и оценки
результатов обучения 19
1.3.2 Анализ проблем, возникающих в ходе проверки и оценки
результатов обучения 23
1.3.3 Сущность и назначение комплекта оценочных средств 27
1.3.4 Структура фонда оценочных средств 30
1.4 Характеристика профессиональной деятельности педагога
профессионального обучения 32
2 Характеристика методического обеспечения 35
2.1 Электронный учебный курс как вид методического обеспечения в
дополнительном профессиональном образовании 35
2.2 Обзор средств реализации 36
2.2 Структура электронного учебного курса 38
2.3 Интерфейс программного продукта 45
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение 55
Процесс обучения, являясь целостной системой, характеризуется целенаправленностью, динамичностью, управляемостью, взаимодействием учителя и ученика.
Проверка и оценка знаний — обязательная составная часть процесса обучения, осуществляемая методом периодического контроля за учебной деятельностью обучающихся. Она присутствует на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раз-дела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по программе, предмету.
Проверка знаний присутствует везде. Она есть в любой организации, учреждении, ей подчиняются все. В общем смысле, проверка, а именно контроль — одна из основных функций системы управления.
Педагогический контроль, имеет более узкую направленность. Педагогический контроль — это контроль знаний и умений учеников, который осуществляется педагогом. Контроль ориентирован на получение информации, анализируя которую, преподаватель вносит необходимые коррективы в воплощение процесса обучения. Это может быть возможность изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и способов обучения или же перестройки всей системы учебной работы.
Таким образом, важность проверки и оценки результатов обучения неоспорима. Однако, эта составляющая процесса обучения вызывает трудности у многих учителей, независимо от их опыта, возраста или стажа педагогической деятельности.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом «Об образовании» в РФ закрепляют обязательность применения работодателями профессиональных стандартов при определении требований к квалификации педагогических работников. В соответствии с профессиональным стандартом для педагогических работников в сфере среднего профессионального образования и нами была выбрана обобщенная трудовая функция «Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации».
Объектом исследования является процесс повышения квалификации педагогических работников среднего профессионального образования (СПО).
Предметом исследования является обучение педагогических работников СПО, трудовой функции «Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и дополни-тельной профессиональной программы (ДПП) в процессе промежуточной и итоговой аттестации».
Таким образом, цель данной работы — разработать электронный учебный курс программы повышения квалификации «Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы»
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
• проанализировать научную и учебную литературу, а также учебно-методическую документацию;
• рассмотреть особенности дополнительного профессионального образования;
• определить сущность форм и методов педагогического контроля;
• разработать содержание программы и реализовать в электронном виде.
Разработанный электронный учебный курс будет использоваться для повышения квалификации педагогических работников СПО.
Дополнительное профессиональное образование — одно из перспективных направлений развития образовательной деятельности, важный компонент системы образования, позволяющий интегрировать разные уровни и формы образования. Его роль заключается в обновлении и обогащении интеллектуального ресурса общества, осуществлении непрерывного образования руководителей и специалистов, обеспечении кадрового потенциала.
В процессе оценки рабочих показателей уточняется потребность работников в обучении для приведения в соответствие уровня их квалификации установленным требованиям и стандартам.
В ходе работы над разработкой электронного учебного курса для дополнительной профессиональной программы повышения квалификации мы изучили и проанализировали теоретические основы организации системы подготовки и повышения квалификации, методическую, техническую, нормативную базу, профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Педагогический контроль является системой проверочной деятельности. Данная взаимосвязанная совместная деятельность педагогов и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов ориентирована на вы-явление результатов учебного процесса и на рост его эффективности. Текущий контроль нужен для диагностирования хода дидактического процесса, сравнения достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными. Проанализировав опыт использования тестирования, можно сделать вывод, что оно во многих случаях считается оптимальной формой педагогического контроля степени сформированности навыков и умений обучающихся, так как представляет собой быстрый и результативный метод диагностики и проверки, соответствует принципу доступности. Приведенные в работе примеры тестовых заданий могут применяться с целью установления уровня усвоения как нового материала, так и ранее изученного, позволяя выявить общие, характерные ошибки учащихся. Регулярное тестирование стимулирует активность и внимание учащихся, увеличивает их ответственность при выполнении заданий.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были выполнены следующие задачи:
1. Проанализирована научная, учебная литература, а также учебно-методическая документация.
2. Рассмотрены особенности дополнительного профессионального образования.
3. Определена сущность форм и методов педагогического контроля.
4. Разработано и реализовано содержание программы в электронном виде.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка электронного учебного курса программы повышения квалификации «Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы».
Разработанный электронный учебный курс позволяет изучить теоретический материал, выполнить практические работы, посмотреть презентации и видеоуроки. Слушатель получает широкую возможность усвоения и закрепления приобретенных знаний, проверки своих результатов.
Таким образом, следует считать, что задачи выпускной квалификационной работы выполнены, поставленная цель достигнута.
1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий [Текст]: учебное пособие / В. С. Аванесов. — Москва: Центр тестирования, 2002. — 95 с.
2. Аванесов В. С. Основы педагогических измерений [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.testolog.narod.ru/EdMeasmt1.html (дата обращения: 23.11.2018).
3. Аванесов В. С. Педагогические измерения [Текст] / В. С. Аванесов, Т. С. Анисимова, А. А. Маслак, О. А. Семенцова, Г. И. Смирнова. — Москва: Академия, 2005. — 35 с.
4. Аванесов В. С. Форма тестовых заданий [Текст]: учебное пособие / В. С. Аванесов. — Москва: Центр тестирования, 2006. — 156 с.
5. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика [Текст] / С. Я. Батышев, А. М. Новиков. — 3-е издание. — Москва: ЭГВЕС, 2010. — 456 с.
6. Безюлева Г. В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога [Текст] / Г. В. Безюлева. — Москва: Академия, 2011. — 232 с.
7. Богданов И. Психология и педагогика. Федеральный фонд учебных курсов [Электронный ресурс] / И. Богданов, С. Лазарев, С. Ануфриенко, Е. Чмыхова, И. Усольцева, Н. Калинина. — Режим доступа — http://www.ido.rudn.ru/ ffec/psych-index.html (дата обращения: 25.11.2018)
8. Бордовская Н. В. Педагогика [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Ре- ан. — Санкт-Петербург: Питер, 2014. — 304 с.
9. Бугайчук Т. В. Теория и методика профессионального образования в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие / Т. В. Бугайчук, Т. Г. Доссэ, О. А. Коряковцева, А. Ю. Куликов, И. Ю. Тарханова. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. — 107 с.
10. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учебное пособие для вузов / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. — 4-е издание. — Москва: Академия, 2011. — 222 с.
11. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. — Москва: Академия, 2007. — 224 с.
12. Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. — Москва: Феникс, 2000. — 384 с.
13. Колясникова Л. В. Контрольно-оценочные средства: теория и методика проектирования [Текст]: учебное пособие / Л. В. Колясникова. — Сургут: ИЦ СурГУ, 2012. — 129 с.
14. Колясникова Л. В. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учебное пособие / Л. В. Колясникова. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. — 152 с.
15. Курзаева Л. В. Управление качеством образования и современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https:ZZe.lanbook.com/book/70446 (дата обращения: 27.11.2018).
16. Кучугурова Н. Д. Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста [Текст] / Н. Д. Кучугурова. — Москва: АБЛ Принт, 2014. — 128 с.
17. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования [Текст] / А. Н. Майоров. — Москва: Интеллект-Центр, 2002. — 352 с.
18. Нурдюжев В. И. Современные системы компьютерного тестирования [Текст] / В. И. Нурдюжев. — Москва: Прометей, 2001. — 75 с.
19. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018). — Режим
доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.30/index.php (дата обращения: 16.11.2018).
20. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/docu- ment/cons_doc_LAW_151143/ (дата обращения: 16.11.2018).
21. Педагогика [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — Москва: Педагогическое общество России, 2006. — 608 с.
22. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. — Москва: Академия, 2002. — 576 с.
23. Подготовка практико-ориентированного педагога: виды оценочных средств [Текст]: практическое пособие / под ред. Е. В. Слизковой — Москва: Юрайт, 2017. — 138 с.
24. Потеев М. И. Статистическая обработка результатов тестирования и выработка рекомендаций по совершенствованию учебного процесса [Текст] / М. И. Потеев, Е. Г. Гой. — Москва: Мастерство, 2002. — 112 с.
25. Профессиональная компетентность преподавателя в системе
СПО [Электронный ресурс]. Режим доступа — https://multiurok.ru/files/ profiessional-naia-kompietientnost-priepodavatieli.html (дата обращения: 23.11.2018).
26. Реан А. А., Психология и педагогика [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — Санкт-Петербург: Питер, 2003. — 433 с.
27. Родионов Б. У. Стандарты и тесты в образовании [Текст] / Б. У. Родионов. — Москва: Педагогика, 2001. — 335 с.
28. Романцев Г. М. Профессионально-педагогические понятия [Текст]: учебное пособие для вузов / Г. М. Романцев, И. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 455 с.
29. Самалкина Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https:ZZe.lanbook.com/book/84125 (дата обращения: 30.11.2018).
30. Хортон У. Электронное обучение: инструменты и технологии [Текст] / У. Хортон, К. Хортон. — пер. с английского Алабина Ю. В. — Москва: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2015. — 640 с.
31. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов [Текст]: учебное пособие / М. Б. Челышкова. — Москва: Логос, 2002. — 432 с.
32. Шаталов А. А. Мониторинг и диагностика качества образования [Текст] / А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева, А. М. Пичугина. — Москва: НИИ школьных технологий, 2008. — 322 с.