Введение 5
1 Теоретические основы подходов к интеграции и обмену данными 8
1.1 Подходы к интеграции и обмену данными 8
1.2 Актуальность изучения технологии 10
1.3 Анализ источников 12
1.3.1 Анализ литературы 12
1.3.2 Анализ интернет-источников 13
2 Описание электронного учебного пособия 15
2.1 Педагогический адрес 15
2.2 Анализ учебных планов основных образовательных программ и
рабочих программ дисциплин 15
2.2.1 Анализ учебных планов основных образовательных программ 15
2.2.2 Дисциплина «Платформы корпоративных информационных
систем» 17
2.2.3 Дисциплина «Программная инженерия» 21
2.2.4 Дисциплина «Проектирование информационных систем» 27
2.3 Требуемое программное и аппаратное обеспечение 35
2.4 Методические указания 36
2.4.1 Методические указания для преподавателя 36
2.4.2 Методические указания для обучаемого 38
2.5 Структура электронного учебного пособия 38
2.6 Средства и технологии разработки электронного учебного 44
пособия 44
2.7 Интерфейс и навигация 45
2.8 Содержание практических занятий 47
2.8.1 Создание файла схемы 47
2.8.2 Элементы 48
2.8.3 Ограничения 49
2.8.4 Сложные типы данных 51
2.8.5 Параметры встречаемости 52
2.8.6 Уникальность значений элементов 53
2.8.7 Генерация и валидация документов по схеме 54
2.9 Апробация электронного учебного пособия 55
Заключение 57
Список использованных источников 58
Приложение 62
Одной из современных технологий для интеграции и обмена данными является протокол обмена структурированными сообщениями в распределённой вычислительной среде SOAP. Обмен данными происходит в формате xml-документов.
Расширяемый язык разметки (extensible Markup Language, XML) [28]благодаря своей вариативности использования стал инструментом определения данных в многочисленных областях использования приложений. XML универсален и подходит для использована при создании зависящих от целевого назначения решений для обмена данными, публикаций и разработки программного обеспечения вне зависимости от платформы и языка разработки платформы. Кроме того, технология является фундаментом для совместного использования информации и обмена ею внутри целых областей вместо использования закрытых индивидуальных решений и форматов хранения данных.
XML использует теги, также называемые элементами. Элементы вы-строены в иерархическом порядке и связаны логически в рамках предметной области. В свою очередь эта иерархия предоставляет контекст и инкапсуляцию. В результате возникает возможность повторного использования этих данных вне приложения и вне источников данных, в которых данные впервые использовались.
При обмене данными в формате XML важно, чтобы обе стороны обмена структурировали документы по одному шаблону. Данная согласованность необходима для поддержания консистентности данных в базах. Решением является использование языка XML Schema.
XML Schema — это язык описания структуры XML-документа. Также имеет наименование xsd от XML Schema definition [28].
Спецификация XML схем достаточно четко определяет структуры данных и вводит собственную типизацию данных, формальное описание стандарта можно разделить на две части.
1. Основная часть, определяющая структуру данных и описывающая средства, используемые для определения сложных (комплексных) типов данных. Стандарт достаточно широк, такое описание фактически предписывает лишь реализовывать алгоритмы и структуры данных, уже описанные в спецификации.
Отличительной чертой спецификации является то, что это не просто текстовое описание, а строгая формальная процедура, которая описывает алгоритмы проверки xml-документов на соответствие схеме: последовательность элементов, иерархия, свойства и ограничения.
2. Часть спецификации, описывающая все доступные простые типы данных, а также описываются допустимые операции над ними, их свойства и атрибуты.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что XML Schema активно применяется в сфере информационных технологий, но на данный момент отсутствуют учебные материалы, которые можно использовать для проведения лабораторных работ.
Объект исследования — процесс обучения студентов направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика, профилю подготовки «Прикладная информатика в экономике» по дисциплинам «Платформы корпоративных информационных систем», «Проектирование информационных систем», «Программная инженерия», а также процесс обучения студентов направления подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии, профилю подготовки «Информационные технологии в медиаиндустрии» по дисциплинам «Программная инженерия», «Проектирование информационных систем».
Предмет исследования выпускной квалификационной работы — учебные материалы по теме «Язык описания структуры XML-документа XML Schema».
Цель выпускной квалификационной работы — разработать электронное учебное пособие по теме «Язык описания структуры XML-документа XML Schema».
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Проанализировать учебные планы 09.03.03 Прикладная информатика, профилю подготовки «Прикладная информатика в экономике», 09.03.02 Информационные системы и технологии, профилю подготовки «Информационные технологии в медиаиндустрии»;
2. Проанализировать рабочие программы дисциплин «Платформы корпоративных информационных систем», «Проектирование информационных систем», «Программная инженерия».
3. Сформулировать возможности и актуальность изучения языка описания структуры XML-документа XML Schema.
4. Проанализировать литературу и Интернет-источники по теме «Язык описания структуры XML-документа XML Schema».
5. Разработать практические занятия для электронного учебного пособия «Язык описания структуры XML-документа XML Schema» и методические указания для преподавателя и обучаемого.
6. Провести апробацию продукта.
В рамках выпускной квалификационной работы выполнен сбор необходимых материалов и документации для разработки электронного учебного пособия и разработано ЭУП «Язык описания структуры XML-документа XML Schema».
В результате проделанной работы были решены следующие задачи:
1. Проанализированы учебные планы 09.03.03 Прикладная информатика, профилю подготовки «Прикладная информатика в экономике», 09.03.02 Информационные системы и технологии, профилю подготовки «Информационные технологии в медиаиндустрии».
2. Проанализированы рабочие программы дисциплин «Платформы корпоративных информационных систем», «Проектирование информационных систем», «Программная инженерия».
3. Сформулированы возможности и актуальность изучения языка описания структуры XML-документа XML Schema.
4. Проанализирована литература и Интернет-источники по теме «Язык описания структуры XML-документа XML Schema».
5. Разработаны практические занятия для электронного учебного пособия «Язык описания структуры XML-документа XML Schema» и методические указания для преподавателя и обучаемого.
6. Проведена апробация продукта.
Таким образом, задачи решены, цель достигнута.
1. Аннотации рабочих программ дисциплин основной профессиональной образовательной программы. Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Профиль подготовки «Прикладная информатика в экономике». — Екатеринбург: РГ1111У, 2016. — 47с.
2. Апробация электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации [Текст] / Федеральный институт развития образования. — Москва: Федеральный институт развития образования, 2012. — 56 с.
3. Балыкина Е. Н. Сущностные характеристики электронных учебных изданий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.history.krsu.edu.kg(дата обращения: 24.10.2018).
4. Документирование форматов информационного обмена — легко и
просто [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://habr.com/post/418345/(дата обращения: 12.01.2019).
5. Змеев О. А. Программа учебной дисциплины «Корпоративные информационные системы». Направление подготовки «Прикладная информатика» [Текст] / О. А. Змеев. — Томск: Томский государственный университет, 2010. — 8 с.
6. Крутин Ю. В. Рабочая программа дисциплины «Платформы корпоративных информационных систем». Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Профиль подготовки «Прикладная информатика в экономике» [Текст] / Ю. В. Крутин, Н. С. Нарваткина, Е. В. Чубаркова. — Екатеринбург: РГ1111У, 2018. — 13 с.
7. Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие / Е. В. Михеева. — 8-е издание. — Москва: Академия, 2010. — 379 с.
8. Морозова О. А. Интеграция корпоративных информационных систем [Текст]: учебное пособие / О. А. Морозова. — Москва: Финансовый университет, 2014. — 140 с.
9. Нарваткина Н. С. Рабочая программа дисциплины «Проектирование информационных систем». Направление подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии. Профиль подготовки «Информационные техно-логии в медиаиндустрии» [Текст] / Н. С. Нарваткина. — Екатеринбург: РГППУ, 2018. — 15 с.
10. Нарваткина Н. С. Рабочая программа дисциплины «Проектирование информационных систем». Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Профиль подготовки «Прикладная информатика в экономике» [Текст] / Н. С. Нарваткина. — Екатеринбург: РГППУ, 2018. — 14 с.
11. Одиночкина С. В. Основы технологий XML систем [Текст]: учебное пособие / С. В. Одиночкина. — Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2013. — 56 с.
12. Основная образовательная программа высшего профессионального образования для студентов всех форм обучения направления подготовки Прикладная информатика, профиля подготовки «Прикладная информатика в экономике» [Текст]: Утверждено 29.06.2015 протокол № 15 от 27.05.2015. — Екатеринбург, РГППУ, 2015. — 29 с.
13. Реализуемые образовательные программы [Электронный ресурс].
— Режим доступа: http://www.rsvpu.ru/realizuemye-obrazovatelnye-
programmy/?ooop_kod=77 (дата обращения: 12.12.2018).
14. Самоучитель по HTML, CSS, XML [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://msiter.ru(дата обращения: 24.10.2018).
15. Толстова Н. С. Рабочая программа дисциплины «Программная инженерия» Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Про-филь подготовки «Прикладная информатика в экономике» [Текст] / Н. С. Толстова. — Екатеринбург: РГППУ, 2018. — 15 с.
16. Учебный план. Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Профиль подготовки «Прикладная информатика в экономике». — Екатеринбург: РЕППУ, 2016. — 4 с.
17. Фастовский Э. Г. Сервис-ориентированные технологии интеграции
информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://khpi- iip.mipk.kharkiv. edu/library/sotii/lectures/Lecture5.pdf (дата обращения: 12.12.2018).18. Шаблоны проектирования XSD [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habr.com/company/cit/blog/259167(дата обращения 12.01.2019).
19. Bootstrap (фреймворк) [Электронный ресурс] / Википедия — свободная энциклопедия. — Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Bootstrap_(фреймворк) (дата обращения: 12.01.2019).
20. CSS [Электронный ресурс] / Википедия — свободная энциклопедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/CSS(дата обращения: 12.01.2019).
21. HTML [Электронный ресурс] / Википедия — свободная энциклопедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/HTML(дата обращения: 12.01.2019).
22. Internet/Intranet технологии и технологическая эволюция корпоративных информационных систем [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cfin.ru/vernikov/kias/xml.shtml(дата обращения: 12.12.2018).
23. REST [Электронный ресурс] / Википедия — свободная энциклопедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/REST(дата обращения: 11.01.2019).
24. REST vs SOAP [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habr.com/post/158605(дата обращения: 12.01.2019).
25. Walmsley P. Definitive XML Schema. Second Edition [Текст] / P. Walmsley. — Prentice Hall, 2012. — 768 c.
26. Web Online Tutorials [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.w3bai.com(дата обращения: 24.10.2018).
27. World Wide Web Consortium [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.w3.org(дата обращения: 24.10.2018).
28. XML Schema (W3C) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/XML_Schema_(W3C) (дата обращения: 24.10.2018).
29. XSD — умный XML [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habr.com/post/90696(дата обращения: 12.01.2019).
30. XSD: частичная валидация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habr.com/post/112500(дата обращения: 12.01.2019).