Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Право на охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь и его реализация (Владимирский государственный университет (Муромский филиал))

Работа №146600

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

юриспруденция

Объем работы28
Год сдачи2024
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ 7
1.1 Правовые основы охраны здоровья и медицинской помощи 7
1.2 Общие положения, полномочия и деятельность органов здравоохранения РФ 13
2 ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В РФ 16
2.1 Проблемы правового обеспечения и реализации права граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи 16
2.2 Обязательное медицинское страхование – гарант соблюдения конституционного права на охрану здоровья 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованных источников 26
Приложение А - Численность инвалидов, проживающих во Владимирской области (по состоянию на 01.02.2022 г.) 29


Актуальность исследования заключается в том, что медицинская помощь является периодической или постоянной нуждой населения Российской Федерации. Особое внимание уделяют вопросу об оказании бесплатной медицинской помощи. Значительная часть граждан не могут финансово позволить себе дорогостоящее лечение, поэтому законодатель пытается урегулировать права на медицинскую помощь.
Медицинское обслуживание, как и любое другое социальное право, может быть доступно гражданину любого уровня. Оказание медицинской помощи населению является одной из социальных функций государства, т.е. своего рода обязательство государства перед гражданами.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого заключается в создании условий для достойной жизни и свободного развития личности. Россия признает и гарантирует основные права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Положения Конституции Российской Федерации направлены на то, чтобы государственная политика обеспечивала создание наиболее благоприятных условий и возможностей на данном этапе развития страны для достойной жизни и свободы человека, в том числе регулирования социально-экономических направлений, а также защита и поддержка малообеспеченных слоев населения.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ государство обязуется обеспечить охрану здоровья людей, государственную поддержку семьи, материнства и детства, инвалидов и престарелых граждан, и иные гарантии социальной защиты. В этом и заключается социальный характер Российской Федерации.
В основу исследования легли нормы права, гарантирующие оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, получивших право на оказание платных медицинских услуг на основании договоров с предприятиями, учреждениями и организациями, работниками, а также с отдельными гражданами, что не соответствует статусу государственных учреждений здравоохранения, финансируемых из государственных бюджетов.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации права на охрану здоровья.
Предметом исследования является право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и его реализация.
Цель исследования заключается в изучении законодательства, регулирующего оказание и организацию здравоохранения, анализ деятельности организаций, оказывающих медицинскую помощь, и анализ проблем реализации конституционного права на охрану здоровья.
Задачи исследования заключаются в следующем:
 определить содержание конституционного права граждан на охрану здоровья;
 выявить особенности реализации права на охрану здоровья с учетом вступления в силу Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
 анализировать нормативно-правовую базу оказания медицинских услуг населению и организационной структуры системы здравоохранения;
 проанализировать содержание и гарантии прав в системе обязательного медицинского страхования
 провести статистический анализ застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования
 охарактеризовать систему реализации права, выявить её проблемы.
Степень научной разработанности темы. В последние годы проблеме реализации права на охрану здоровья и медицинской помощи и изучению отдельных аспектов реализации и механизма защиты конституционного права граждан на охрану здоровья уделяли внимание такие авторы, как: А.А. Баева, Т.Р. Балашова, В.П. Васильев, О.Д. Венедиктов, П.П. Денисенко, Н.Б. Нейговзина, В.В. Пучкова, Т.Ю. Холодова, Г.А. Комаров, А.В. Беляков, Н.В. Герасименко, Е.Т. Соколова, С.С. Шевчук, А.А. Олейник, В.И. Акопов.
Методология исследования представляет использование сравнительно-правового, формально-юридического, статистического, а также логического методов исследования, при проведении анализа проблем охраны здоровья.
Научная новизна исследования заключается в проведении комплексного анализа содержания и реализации права на охрану здоровья с учетом проведения масштабных мероприятий по модернизации здравоохранения в России и изменившегося законодательного регулирования сферы охраны здоровья, а также определены современные гарантии обеспечения права на охрану здоровья.
Научная и практическая значимость работы состоит в изучении законов, и освоения навыка максимально точного ориентирования и грамотного применения в жизни.
Положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем:
− Эффективность реализации конституционного права на здоровье зависит от проводимой государством социальной политики, способствующей сохранению и укреплению такого важного общественного блага, как здоровье.
− Проблема осуществления права на здравоохранение связана с изменениями в правовом регламенте, требует более детального регулирования прав граждан на получение бесплатной и квалифицированной медицинской помощи и определяющими конкретный механизм осуществления этого права.
− Существует конфликт между укоренившейся в сознании граждан идеей о равном доступе ко всем видам медицинской помощи и ее реальным правовым обеспечением. Ограничение доступа к медицинской помощи связано с принятием Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Анализ базовой программы государственных гарантий свидетельствует об ограничении объема и видов медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно, что противоречит Конституции РФ.
− Появление посредника в лице страховых медицинских организаций между потребителем и производителем медицинских услуг призвано повысить экономическую эффективность системы здравоохранения. Однако более рационально возложить эти полномочия на территориальные фонды обязательного медицинского страхования, существующие в каждом субъекте Российской Федерации, что в конечном итоге должно снизить стоимость посреднических операций между государством и учреждениями здравоохранения.
Нормативной базой работы является Конституция РФ, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 30.07.2010, Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», иные федеральные законы и подзаконные акты.
Апробация результатов исследования прошла на следующих научных конференциях: XIV Всероссийская конференция «Зворыкинские чтения»; Всероссийская научно-практическая конференция «Государственное регулирование общественных отношений в регионе: социально-экономические, правовые и историко-культурные аспекты», г. Чебоксары.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования проанализировано современное законодательство Российской Федерации, а именно, анализировано содержание конституционного права граждан на охрану здоровья, анализированы базовые принципы реализации и система гарантий, обеспечивающих право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации, а также, обозначены основные проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья. Проведен статистический анализ застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования и выявлены особенности реализации права на охрану здоровья с учетом вступления в силу Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
Подводя итоги исследования, необходимо сделать несколько выводов:
Во-первых, конституционное право граждан на охрану здоровья можно определить как совокупность правомочий каждого человека, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также на создание государством условий, способствующих реализации социально-экономических прав, включая оказание бесплатной медицинской помощи физическим лицам и гражданам в рамках Программы государственных гарантий.
Во-вторых, разрабатываемая государством социально-экономическая политика в области здравоохранения находит свое отражение в современном медицинском законодательстве, что гарантирует ее реализацию. Реализация права на охрану здоровья сегодня во многом зависит от совершенствования законодательства в области здравоохранения, которое направлено на регулирование и установление правовых гарантий реализации права на охрану здоровья.
Сегодня только на федеральном уровне действует более двух десятков законов и несколько тысяч подзаконных актов в области здравоохранения. В Федеральных законах и подзаконных актах, относящиеся к разным отраслям, также содержат нормы, регулирующие здоровье граждан.
Правовое регулирование сферы здравоохранения в современном российском обществе сосредоточено на узких сферах отношений. В то же время подзаконные акты, принимаемые при разработке проектов федеральных законов, зачастую выходят за установленные законом рамки, активно их «дополняют», а иногда и необоснованно воспроизводят. Таким образом, основной проблемой действующего законодательного регулирования является разногласие по поводу законодательного регулирования отношений в сфере здравоохранения.
Законодательство о здравоохранении - одна из отраслей российского права, остро нуждающаяся в скорейшей систематизации для устранения дублирования актов и слабой сопряженности законов и подзаконных актов.
В-третьих, одной из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются граждане Рос-сийской Федерации при реализации своего права на медицинскую помощь, является невозможность получить необходимый объем бесплатно.
Согласно статье 41 Конституции РФ, никто и никогда не вправе брать деньги с граждан России за медицинскую помощь, если они обращаются в государственные или муниципальные учреждения здравоохранения. Однако медицинские услуги, такие как МРТ, КТ и др. в бюджетном государственном или муниципальном учреждении здравоохранения, оказываются платно пациентам в этом же учреждении.
Существует необходимость дальнейшей проработки правил оказания платных медицинских услуг медицинскими учреждениями. Среди изменений, которые могут быть отражены в будущем в постановлении Правительства Российской Федерации, особое внимание следует уделить перечню платных медицинских услуг, условиям их оказания и порядку ценообразования.



1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 14.04.2022).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Гарант (дата обращения: 03.03.2022).
3. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202011060001 (дата обращения: 03.03.2022).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 27.04.2022).
5. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.05.2022).
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.05.2022).
7. Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 09.08.2023) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.05.2022).
8. Постановление Правительства РФ от 15.11.2021 № 1940 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.05.2022).
9. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н (с изм. от 17.03.2022) «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2021 № 66015) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.05.2022).
10. Закон Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ (ред. от 07.08.2023) «Об административных правонарушениях во Владимирской области» // URL: https://docs.cntd.ru/document/965000859?section=text (дата обращения: 01.05.2022).
11. Алёшина И.В. Социальные стандарты в Российской Федерации - гарантии социальных прав человека. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2017. № 41 (175). С. 99-103. URL: https://moluch.ru/archive/175/45899/ (дата обращения: 20.04.2022).
12. Башуров В.Б. Региональные минимальные социальные стандарты: проблемы административно - правового регулирования / В. Б. Башуров // Право. Нормотворчество. закон : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Казань, 23 апреля 2019 года. Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2019. С. 11-18.
13. Дубовикова Л.А. Марченко В.П. Государственные минимальные социальные стандарты как инструмент регулирования положения отдельных категорий граждан // Политика и право : Ученые записки. Благовещенск : Амурский государственный университет, 2018. С. 175-182. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36857729 (дата обращения: 20.04.2022).
14. Жакупов Р.Е., Хасенов М.Х. О минимальных социальных стандартах и гарантиях // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2014. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-minimalnyh-sotsialnyh-standartah-i-garantiyah (дата обращения: 20.04.2022).
15. Киселев И.Н., Мишина Н.Н. Теоретико-правовые основы социальной защиты населения // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 11-1. С. 150-163. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42438883 (дата обращения: 16.03.2022).
16. Шведчикова Е.В. Понятие и сущность социальной защиты населения в Российской Федерации // Защита прав человека: теория и региональная практика : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Абакан, 07–08 октября 2021 года. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2021. С. 188-189. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47474175 (дата обращения: 17.03.2022).
17. Официальный сайт «Международная организация труда (МОТ)». URL: http://www.ilo.org (дата обращения: 17.03.2022).
18. Официальный сайт «Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: https://mintrud.gov.ru (дата обращения: 27.04.2022).
19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 (ред. от 23.06.2015) «О судебном решении» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.05.2022).
20. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.05.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ