ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ 7
1.1. Этиология и патогенез ОРВИ 7
1.2. Клинические проявления ОРВИ 14
1.3. Осложнения ОРВИ 18
1.4. Диагностика ОРВИ 21
1.5. Лечение ОРВИ 24
1.6. Профилактика ОРВИ 27
1.7. Основные направления деятельности медицинской сестры при работе с больными ОРВИ 30
1.8. Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Программа исследования 39
2.2. Методы исследования 41
2.3. Выводы по главе 2 42
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
3.1. Оценка мнений больных исходно 43
3.2. Динамика мнения пациентов в условиях авторского внедрения 46
3.3. Исходное мнение медицинских сестер 56
3.4. Динамика мнения медицинских сестер в условиях авторского внедрения 60
3.5. Выводы по главе 3 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) представляют собой группу клинически и морфологически подобных острых воспалительных заболеваний органов дыхания, возбудителями которых являются пневмотропные вирусы. ОРВИ являются самой распространённой в мире группой заболеваний, к которой относятся – грипп, парагрип, респираторно-синцитиальная инфекция, риновирусная и аденовирусная инфекции и другие катаральные воспаления верхних дыхательных путей. В процессе развития вирусное заболевание может осложнять бактериальная инфекция [31].
Актуальность исследования определяется тем фактом, что ОРВИ – самая частая инфекция человека. Согласно статистике, в России абсолютное число заболеваний ОРВИ в год составляет около 30 миллионов случаев. В периоды пика заболеваемости ОРВИ диагностируют у 30% населения планеты. В структуре инфекционной заболеваемости ОРВИ достигают до 90% и выше. Ежегодный суммарный экономический ущерб от ОРВИ оценивается в 40 млрд. рублей, составляя около 80% ущерба от всех инфекционных болезней.
В среднем взрослый человек переносит от 2 до 4 ОРВИ в год, а ребенок – от 3 до 9 раз. Наиболее восприимчивы к заболеванию организационные коллективы: в детских дошкольных учреждениях особенно высока заболеваемость на 1-2 году посещения – на 10-15% выше, чем у неорганизованных детей, однако, в школе последние болеют чаще.
Важно отметить, что повторные эпизоды ОРВИ могут приводить к обострению хронических заболеваний дыхательной системы – бронхиальной астмы, хронического бронхита, хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). Кроме того, ОРВИ в некоторых случаях могут привести к летальному исходу при тяжелом течении как моно-, так и микстинфекции – с ОРВИ ежегодно связаны 3,9 млн. смертей в мире и 30–50% случаев внебольничных пневмоний [32].
Ключевую роль в снижении заболеваемости ОРВИ как взрослого, так и детского населения занимает профилактическая деятельность здравоохранения. В данном ключе как наиболее обширному звену системы здравоохранения принадлежит роль медицинской сестры, которые реализуют регламентированные нормативно-установленные лечебно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней [4].
Объект исследования: профилактическая деятельность медицинской сестры.
Предмет исследования: сестринская деятельность в профилактике ОРВИ в условиях поликлиники.
Цель исследования: разработать систему мер по оптимизации профилактической деятельности медицинской сестры в отношении ОРВИ.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы ОРВИ (этиологию, патогенез, клинические проявления, осложнения, диагностику и лечение ОРВИ).
2) Изучить меры специфической и неспецифической профилактики ОРВИ.
3) Изучить основные направления деятельности медицинской сестры при работе с больными ОРВИ.
4) Разработать информационную брошюру по основам лечения и профилактики ОРВИ.
5) Разработать анкеты для больных ОРВИ и медицинских сестер для оценки эффективности авторского внедрения.
6) Выяснить мнения больных ОРВИ о качестве работы с ними медицинских сестер до и после авторского внедрения.
7) Выяснить мнения медицинских сестер об эффективности их работы с больными ОРВИ до и после авторского внедрения.
8) Выдвинуть практические рекомендации на основании оценки эффективности авторского внедрения.
Методы исследования:
1) Библиографический метод (научно-теоретический анализ медицинской литературы по теме исследования).
2) Социологический метод (анкетирование).
3) Математический метод (обработка данных, полученных в результате анкетирования).
4) Метод сравнения (сравнение данных, полученных в результате анкетирования до и после авторского внедрения).
5) Метод анализа и синтеза (логический анализ и синтез полученных теоретических и практических данных).
Гипотеза исследования: предполагалось, что в условиях авторского внедрения будет повышена эффективность профилактической деятельности медицинских сестер.
Новизна исследования связана с авторским внедрением, позволяющем повысить качество работы медицинских сестер по профилактике ОРВИ.
Теоретическая значимость исследования. Результаты проведенного теоретического анализа могут быть использованы в учебном процессе медицинских сестер.
Практическая значимость исследования связана повышением эффективности сестринского процесса в отношении профилактики ОРВИ, что возможно осуществить в любом лечебном учреждении без специальной адаптации авторского внедрения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа выполнена на 83 страницах машинописного текста и состоит из введения, основной части, состоящей из 3-х глав, заключения и списка литературы, включающего 34 источников. Работа иллюстрирована 6 таблицами, 12 рисунками, 27 диаграммами и 4 приложениями.
Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности, насколько это представляется возможным в рамках дипломной работы разработаны рекомендации и предложения по оптимизации профилактической деятельности медицинской сестры в отношении ОРВИ.
В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1) Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) – это наиболее часто встречающаяся инфекции респираторного тракта, характеризующиеся катаральным воспалением верхних дыхательных путей и лихорадкой с нарушением общего состояния разной степени выраженности. ОРВИ вызываются широким спектром вирусов 6 семейств (Orthomyxoviridae, Coronaviridae, Paramyxoviridae, Picornaviridae, Parvoviridae, Adenoviridae), однако заболевания объединяется схожестью патогенеза развития и отчасти схожестью клинической картины, складывающейся из сочетания синдрома интоксикации, синдрома общевоспалительных явлений, катарально-респираторного синдрома, редко лимфопролиферативного синдрома. Осложнения ОРВИ подразделяются на специфические, обусловленные наличием вирусной инфекции, и вторичные, вызванные активизацией вторичной микрофлоры (чаще бактериальной). Диагноз ОРВИ выставляет на основании характерных жалоб, анамнеза, данных физикального обследования, а также результатов лабораторно-инструментальных методов исследования, проводимых по показаниям. Лечение больных ОРВИ может проводится в амбулаторных или в стационарных условиях при наличии показаний к госпитализации. Лечебные мероприятия включают назначение средств этиотропного, патогенетического и симптоматического лечения, а также соблюдение режима двигательной активности, диетических мероприятий и водного режима.
2) Профилактические мероприятия при ОРВИ имеют специфическую и не специфическую направленность. Специфическая вакцинопрофилактика ОРВИ не разработана, однако для повешения инсулинорезистентности населения рекомендуется вакцинация против гриппа и новой коронавирусной инфекции. Неспецифическая профилактика при ОРВИ направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию ОРВИ.
3) В отношении ОРВИ сестринская деятельность занимает неотъемлемую роль – медицинская сестра реализует уход за больными в различных условиях их пребывания (на дому, в поликлинике, в стационаре), способствуя их скорейшему выздоровления, а также осуществляет меры специфической и неспецифической профилактики ОРВИ.
4) В рамках исследования разработана авторская методика, заключающаяся предоставлении медицинским сестрам и пациентам разработанной информационной брошюра, освещающей такие вопросы, как определение и клинические проявления ОРВИ, основы специфической и неспецифической профилактики ОРВИ, основы лечения ОРВИ, основы легочной реабилитации при ОРВИ с вариантами выполнения дыхательной гимнастики.
5) Для оценки эффективности авторской методики разработаны анкеты для больных ОРВИ и медицинских сестер, осуществляющих с работу с ними.
6) Оценка мнений пациентов продемонстрировала высокую эффективность авторского внедрения, заключающегося в оптимизации сестринского процесса путем предоставления больным ОРВИ информационных брошюр. В ходе анализа результатов анкетирования пациентов установлено, что использование медицинскими сестрами наглядных информационных материалов в виде памяток, брошюр значительно повышает удовлетворенность больных работой медицинской сестры.
7) Оценка мнений медицинских сестер также продемонстрировала эффективность авторского внедрения. Медицинские сестры также отмечают важность использования наглядных информационных материалов в виде памяток, брошюр при работе с больными. Благодаря практическому анализу работы медицинской сестры с больными ОРВИ стало ясно, что предоставление информации больным медицинской сестрой не только в устной, но и письменной форме позволяет значительно повысить уровень понимания и усвояемость информации больными.
8) Ввиду эффективности разработанного авторского внедрения рекомендуется внедрение печатных информационных материалов в практическую деятельность медицинских сестер. Также для оценки мнений пациентов и медицинских сестер и оценки эффективности внедряемых авторских методик рекомендуются использовать авторские анкеты.
Подводя итог, разработанная система мер по оптимизации сестринского процесса в отношении ОРВИ продемонстрировала свою эффективность. По данным анализа анкетирования пациентов и медицинских сестер важно внедрять авторские методики в сестринский процесс работы.
Таким образом, цель и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена.
1. Профессиональный стандарт. Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра / медицинский брат) (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2020 года №475н) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1571.
2. Акопов А. Л. Справочник по пульмонологии / Акопов А. Л. , Амосов В. И. , Баранова О. П. и др. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 928 с.
3. Атоева М. А. и др. Острые Респираторные Вирусные Инфекции В Период Пандемии //Central Asian Journal of Medical and Natural Science. – 2023. – Т. 4. – №. 2. – С. 184-189.
4. Брико Н.И. Эпидемиология: Учебник: В 2 т. Т. 1 / Н.И. Брико, Л.П. Зуева, В.И. Покровский, В.П. Сергиев, В.В. Шкарин. — М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2021. — 832 с.: ил.
5. Воробьев А.А. Быков А. С. и др. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии //Медицинское информационное агентство. – 2022. – 272 с.
6. Геппе Н. А., Малахов А. Б., Кондюрина Е. Г. Обоснование выбора противовирусной терапии ОРВИ в педиатрии (мета-анализ клинических исследований эффективности имидазолилэтанамида пентандиовой кислоты у детей разных возрастных групп) //Вопросы практической педиатрии. – 2020. – Т. 15. – №. 3. – С. 106-115.
7. Зелинская Д. И. Сестринский уход за новорожденными в амбулаторных условиях : учебное пособие / Д. И. Зелинская, Е. С. Кешишян, Р. Н. Терлецкая. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 176 с.
8. Касимовская Н. А. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению : учебник / под ред. Н. А. Касимовской. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 304 с.
9. Киселева О. И. Грипп: эпидемиология, диагностика, лечение, профилактика [Текст]: учебник / под ред.: О. И. Киселева, Л. М. Цыбаловой, В. И. Покровского. –Москва: МИА, 2023. – 496 с.
10. Комар В.И. Инфекционные болезни и сестринское дело: учебник / В.И. Комар. – 2-е изд., испр. – Минск: «Вышейшая школа», 2021. – 400 с.
11. Крюков А.И. Симптоматическая терапия при острых респираторных заболеваниях. «Справочник поликлинического врача» [Текст]: медицинский справочник / А.И. Крюков, А.Б Туровский. - Т. 4, № 4, 2024. – 125 с.
12. Кузьменко, Л.Г. Детские инфекционные болезни. [Текст] /Л.Г. Кузьменко, Д.Ю. Овсянников, Н. М. Киселева -М.: Изд. Центр «Академия», 2021. – 350 с.
13. Лазарева Н. Б. Российские клинические рекомендации" Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) у взрослых"(2021): Что нового для практического врача? //Медицинский совет. – 2023. – Т. 17. – №. 4. – С. 116-123.
14. Ларина В.Н. Острые респираторные вирусные инфекции / под ред. В. Н. Лариной. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 112 с.
15. Леонова, О.А. Сестринский процесс в детском инфекционном отделении. [Текст] / О.А. Леонова, А.В. Пьяных / Медицинская сестра, 2020. - 48-51 с.
16. Лиознов Д. А. Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях : учебное пособие / Д. А. Лиознов, Т. В. Антонова, М. М. Антонов [и др. ]. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 464 с.
17. Мартынова А. И. Рациональная фармакотерапия. Справочник терапевта : руководство для практикующих врачей / под ред. А. И. Мартынова, В. Н. Лариной. - 2-изд. - Москва : Литтерра, 2022. - 1120 с.
18. Нечаев В. М. Лечение пациентов терапевтического профиля : учебник / В. М. Нечаев, Л. С. Фролькис, Л. Ю. Игнатюк [и др.]. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 880 с.
19. Николаева С. В. и др. Эволюция острых респираторных вирусных инфекций сочетанной этиологии у детей //РМЖ. – 2020. – Т. 28. – №. 12. – С. 66-70.
20. Селькова, Е. П. ОРВИ и грипп: В помощь практикующему врачу. [Текст] / Е. П. Селькова, О. В. Калюжин. – Москва: МИА, 2021. – 224 с.
21. Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход: учебное пособие / Т.П. Обуховец. – М.: КНОРУС, 2023. – 680 с.
22. Островская, И. В. Теория сестринского дела : учебник / И. В. Островская, Н. В. Широкова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 288 с.
23. Покровский В.И. Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 1008 с.
24. Порунова Н. Н. Участие медсестры ДОУ в профилактике инфекционных заболеваний // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 1.; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20861 (проверено 21.04.24).
25. Тимченко В. Н. Диагностика, дифференциальная диагностика и лечение детских инфекций /В. Н. Тимченко, В. В. Леванович, И. Б. Михайлов.-Спецлит. – 2020. – 467 с.
26. Учайкин В. Ф. Инфекционные болезни у детей : учебник / под. ред Учайкина В. Ф. , Шамшевой О. В. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 920 с.
27. Чучалин А. Г. Респираторная медицина : руководство : в 3 т. / под ред. А. Г. Чучалина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Литтерра, 2023. – 640 с. : ил.
28. Шабалова Н.П. Педиатрия: учебник для мед. вузов / под ред. Н.П. Шабалова. – 7-е изд., испр. и доп. – СПб.: Спец-Лит, 2022. – 943 с.
29. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни: национальное руководство / под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 1104 с.
30. Справочник медицинской сестры [Текст]: медицинский справочник. Москва: Издательство Эксмо, 2022. - 608с.
31. Клинические рекомендации " Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) у детей" (утв. Министерством здравоохранения РФ, 2022 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://library.mededtech.ru/rest/documents/KP25 (проверено 21.04.24).
32. Клинические рекомендации " Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) у взрослых" (утв. Министерством здравоохранения РФ, 2021 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://library.mededtech.ru/rest/documents/KP724 (проверено 21.04.24).
33. Haleon - HealthPartner Logo [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.haleonhealthpartner.com/ru-ru/respiratory-health/conditions/cold-flu/signs/ (проверено 21.04.24).
34. Вирусная пневмония [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kt-spb.ru/medical-articles/virusnaya-pnevmoniya/ (проверено 21.04.24).
35. Acute Respiratory Tract Infections: Therapy Options for Adults and Children [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.my-cme.de/review/acute-respiratory-tract-infections-adults-children/index.html#!page=course/start/ (проверено 02.05.24).