Введение 5
ГЛАВА 1. РОЛЬ МЕРОПРИЯТИЙ КСО КОМПАНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
БРЕНДОВ БЫСТРОЙ МОДЫ 9
1.1. Корпоративная социальная ответственность компаний и тенденции в
поведении российских потребителей 9
1.2. Определение понятия «быстрая мода» 13
1.3. Особенности восприятия потребителями информации о КСО компаний
быстрой моды 15
1.4. Значение КСО компаний быстрой моды при оценке потребителями бренда и
принятии решения о покупке 18
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ВЛИЯНИЯ КСО КОМПАНИЙ БЫСТРОЙ
МОДЫ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 25
2.1. Деятельность компаний в сфере КСО на российском рынке быстрой моды .25
2.1.1. Обзор российского рынка быстрой моды 25
2.1.2. Направления деятельности компаний быстрой моды в сфере КСО 26
2.2. Гипотезы и модель исследования 31
2.3. Качественное исследование о восприятии потребителями КСО компаний
быстрой моды 34
2.3.1. Методология качественного исследования 34
2.3.2. Анализ мнений потребителей о мероприятиях компаний в сфере КСО ..36
2.4. Методология количественного исследования 43
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 52
3.1. Описание выборки 52
3.2. Статистическая проверка гипотез 61
3.3. Выводы и практические рекомендации 71
3.4. Ограничения и направления дальнейших исследований 76
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Приложения
В настоящее время все большее значение обретает ответственное потребление, а также возрастает интерес покупателей к социальной ответственности бизнеса. Так, согласно исследованию международной компании IPSOS, в России около половины населения утверждает, что покупка товаров у социально-ответственной компании вызывает у них положительные эмоции . Более того, 71% российских потребителей выражает свою готовность отказаться от приобретения товаров у компаний, для которых прибыль важнее заботы о людях. В ответ на данные изменения компании уделяют внимание поддержке социально-ответственных инициатив, используя тематику КСО также и в брендинге в целях получения определенных преимуществ .
Принимая во внимание особенности компаний быстрой моды, бизнес-модель которых противоречит идеям устойчивого развития, изучение влияния социально-ответственной деятельности данных компаний на поведение потребителей представляется особенно актуальным. Ввиду широко известных прецедентов в отрасли, связанных с таким понятием как «гринвошинг», наблюдается неоднозначная реакция потребителей на социально-ответственные мероприятия компаний быстрой моды. При этом в случае положительной оценки корпоративной социальной деятельности, покупатели не всегда выражают намерение совершить покупку. Однако в то же время ряд исследований подтверждает, что построение идентичности бренда быстрой моды с использованием идей социальной ответственности может стать источником дифференциации, что особенно важно на рассматриваемом рынке .
Таким образом, с одной стороны, возрастает значимость социальной ответственности для российских покупателей, в связи с чем компании выделяют ресурсы на развитие социально-ответственных инициатив. С другой стороны, в контексте рынка быстрой моды прослеживается неоднозначная реакция потребителей на социальную ответственность компаний, вследствие чего влияние мероприятий корпоративной социальной ответственности является неопределенным.
Главная проблема данного исследования заключается в том, что внедрение компаниями социально-ответственной деятельности не всегда приводит к созданию определенных выгод для самого бренда, например, выражающихся в намерении потребителей выбирать данный бренд для совершения покупки, и, более того, корпоративная социальная деятельность может привести к обратному эффекту в случае сомнений потребителей в ее правдоподобности. Следовательно, компаниям необходимо понимать, влияет ли корпоративная социальная ответственность на поведение потребителей для определения целесообразности инвестирования в поддержку мероприятий КСО. При условии положительного влияния, важно определить, какими факторами оно обусловлено и на что важно обращать внимание при информировании потребителей о корпоративной социальной ответственности посредством маркетинговых коммуникаций.
Объект исследования: российские потребители одежды брендов быстрой моды.
Предмет исследования: влияние воспринимаемой корпоративной социальной ответственности компаний на процесс формирования намерения потребителей совершить покупку на российском рынке быстрой моды.
Цель работы: выявить взаимосвязь воспринимаемой корпоративной социальной ответственности компаний и намерения потребителей совершить покупку на российском рынке быстрой моды.
Принимая во внимание изменения в поведении потребителей, а именно их возрастающий интерес к ответственному потреблению и социальной ответственности бизнеса, компании на российском рынке внедряют инициативы в сфере корпоративной социальной ответственности для удовлетворения ожиданий заинтересованных сторон и обеспечения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Однако для компаний быстрой моды вопрос о влиянии мероприятий в сфере КСО является неоднозначным ввиду негативного воздействия их бизнес-модели на экологию и общество, а также наличия широко известных прецедентов в индустрии, связанных с использованием крупными компаниями «зеленого камуфляжа». В результате чего потребители могут воспринимать социально-ответственные инициативы скептически. Более того, согласно исследованиям, наличие социально-ответственных инициатив не всегда приводит к намерению приобрести товар у брендов быстрой моды, вследствие чего инвестирование компаниями ресурсов в развитие данных инициатив может быть нецелесообразно. Так, данная работа была направлена на выявление взаимосвязи восприятия КСО и намерения потребителей совершить покупку на российском рынке быстрой моды, а также на определение ключевых факторов, влияющих на восприятие КСО потребителями.
Для учета специфики исследуемого рынка, были рассмотрены особенности восприятия российскими потребителями инициатив компаний быстрой моды в сфере КСО и процесса принятия решения о покупке. В результате анализа научных исследований были выделены следующие значимые релевантные факторы при формировании намерения совершить покупку, на которые может повлиять восприятие КСО: имидж бренда, отношение к бренду и воспринимаемое качество брендового товара. Далее была рассмотрена деятельность компаний быстрой моды в сфере КСО на российском рынке. Было определено, что компании внедряют инициативы КСО с целями привлечения нового сегмента покупателей, формирования лояльности, улучшения имиджа бренда и отношения к нему; основными направлениями в сфере КСО являются следующие: экологические инициативы (использование экологически-безопасных материалов, внедрение методов производства, направленных на снижение потребления ресурсов, организация сбора вещей, поддержка ответственного потребления, внедрение экологичных решений в упаковку товара), инициативы, связанные с ответственным ведением бизнеса и социальные инициативы (поддержка благотворительности, поддержка идей равенства). Однако некоторые компании предоставляют информацию потребителям о наличии данных инициатив преимущественно в специальных разделах на сайте брендов.
На основе анализа вторичных источников были выдвинуты гипотезы и составлена эмпирическая модель, включающая взаимосвязи между следующими факторами: восприятие КСО, имидж бренда, отношение к бренду, воспринимаемое качество брендового товара, воспринимаемая убедительность КСО и соответствие КСО бренду; были выдвинуты гипотезы исследования и построена эмпирическая модель. Фактор «Воспринимаемая убедительность КСО» был уточнен по результатам этнографического исследования следующими аспектами: воспринимаемые мотивы КСО, достоверность информации о КСО и вклад КСО. Более того, было выявлено, что потребители могут иметь неполное представление о наличии и значимости определенных социально-ответственных инициатив, проводимых компаниями в рамках брендов. На основе этого было принято решение использовать экспериментальный дизайн в количественном исследовании, включив экспериментальную группу, которой предоставлялась информация о корпоративной социальной ответственности бренда, и контрольную, в которой респонденты опирались исключительно на собственные знания.
1. Аналитики InfoLine спрогнозировали значительный рост российского рынка
мужской одежды [Электронный ресурс] // Интерфакс. - 2023. - URL:
https://www.interfax.ru/business/926483, свободный (дата обращения 19.03.2024).
2. Безуглова, М. С. Маркетинг 3.0: интеграция целей социальной ответственности
в корпоративную стратегию и брендинг // Бренд-менеджмент. - 2018. - № 3. - С. 166-177. - URL: https://grebennikon.ru/article-glou.html (дата обращения
15.02.2024).
3. Более половины пользователей Lamoda выбрали устойчивую моду в 2023 году
[Электронный ресурс] // Добро.журнал. - 2024. - URL:
https://dobro.press/novosti/bolee-poloviny-polzovatelei-lamoda-vybrali- ustoichivuu-modu-v-2023-godu, свободный (дата обращения 19.03.2024).
4. Быстрая мода [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. -
URL: https://sovman.ru/articletop/upravleniye-deyatelnostyu/upravleniye-
kulturoy/menedzhment-v-industrii-mody/bystraya-moda/, свободный (дата обращения 16.02.2024).
5. В 2023 г продажи одежды в России выросли на 7,6% и достигли 1,8 млрд шт.
[Электронный ресурс] // РБК. - 2024. - URL:
https://marketing.rbc.ru/articles/14657/, свободный (дата обращения 19.03.2024).
6. Глава Melon Fashion Group — о том, может ли в России появиться своя Zara
[Электронный ресурс] / РБК. - 2023. - URL:
https://style.rbc.ru/amp/news/651a70719a79476d8abe50af, свободный (дата обращения 23.04.2024).
7. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. - Руководство по социальной ответственности. - С. 3.
8. Давыденко, Е. А. Особенности выстраивания коммуникаций российскими брендами одежды в контексте импортозамещения / Е. А. Давыденко, А. В. Григорян // Маркетинговые коммуникации. - 2023. - № 1. - С.2-9. - URL: https://grebennikon.ru/article-lc6y.html (дата обращения 19.03.2024).
9. Зачем сегодня бизнесу корпоративная социальная ответственность
[Электронный ресурс] // РБК Тренды. - URL:
https://trends.rbc.ru/trends/social/cmrm/65366b389a794712cbd84414, свободный
(дата обращения: 15.02.2024).
10. Измерение устойчивого поведения потребителей / О. У. Юлдашева [и др.]// Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2019. - № 3. - С.170-178. URL: https://grebennikon.ru/article-t59y.html (дата обращения: 14.02.2024).
11. Исследование «Яндекса»: fashion-покупатель начинает с поиска в интернете и
любит бренды [Электронный ресурс] // Retail.ru. - 2023. - URL:
https://www.retail.ru/tovar_na_polku/issledovanie-yandeksa-fashion-pokupatel- nachinaet-s-poiska-v-internete-i-lyubit-brendy/, свободный (дата обращения 19.03.2024).
12. Как «Глория Джинс» захватывает рынок после ухода H&M и Zara [Электронный ресурс] / Forbes. - 2023. - URL: https://www.forbes.ru/biznes/495178-kajfuu-ot- etoj-sdelki-kak-gloria-dzins-zahvatyvaet-rynok-posle-uhoda-h-and-m-i-zara, свободный (дата обращения 23.04.2024).
13. Какую одежду и обувь предлагает российский fashion-рынок в 2023 году
[Электронный ресурс] // Retail.ru. - 2023. - URL:
https://www.retail.ru/tovar_na_polku/kakuyu-odezhdu-i-obuv-predlagaet- rossiyskiy-fashion-rynok-v-2023-godu/, свободный (дата обращения 19.03.2024).
14. Каюмова, Р. Ф. Быстрая мода: за и против / Р. Ф. Каюмова, А. А. Первушина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 1. - С.19-22.
15. Котлер, Ф. Маркетинг, менеджмент: пер. с англ. / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - 12¬е изд. Спб.: Питер, 2007. - 814 с.
16. «Мы молодежный бренд, а молодость — это не возраст, это стиль жизни и
мышления» [Электронный ресурс] / Forbes. - 2023. - URL:
https://www.forbes.ru/spetsproekt/492962-my-molodeznyj-brend-a-molodost-eto- ne-vozrast-eto-stil-zizni-i-myslenia?erid=4CQwVszH9pUiLSm4T2z, свободный (дата обращения 23.04.2024).
17. Новая стратегия развития бренда Befree: амбициозная цель и шаги для ее
достижения [Электронный ресурс] // New Retail. - URL: https://new-
retail.ru/marketing/novaya_strategiya_razvitiya_brenda_befree_ambitsioznaya_tsel_i _shagi_dlya_ee_dostizheniya/, свободный (дата обращения: 15.02.2024).
18. Ответственное потребление [Электронный ресурс] // Институт исследований развивающихся рынков бизнес-школы СКОЛКОВО (IEMS). - 2017. - URL: https://iems.skolkovo.ru/downloads/documents/SKOLKOVO_IEMS/Research_Repor ts/SKOLKOVO_IEMS_Resea rch_2017-06-08_ru.pdf, свободный (дата обращения 14.02.2024).
19. Ответственное потребление все чаще определяет выбор покупателей в России [Электронный ресурс] // Procter & Gamble - 2019. - URL: https://tass.ru/press- relizy/7401689, свободный (дата обращения 15.02.2024).
20. «Перешли на дешевые вещи». 60% россиян сократили траты на одежду и обувь
[Электронный ресурс] // РБК. - 2023. - URL:
https://www.rbc.ru/life/news/63c0f86b9a794746d2f21c1c, свободный (дата
обращения 28.04.2024)
21. Продажи fashion-ритейлеров в России в 2023 году снизились на 4-6%
[Электронный ресурс] // PROfashion.ru. - 2024. - URL:
https://profashion.ru/business/retail/prodazhi-fashion-riteylerov-v-rossii-v-2023- godu-snizilis-na-4-6/, свободный (дата обращения 19.03.2024).
22. «Происходит серьезный розничный передел». Глава «Мэлон Фэшн Груп» о трансформации фэшн-бизнеса в России [Электронный ресурс] / Фонтанка.ру. - 2023. - URL: https://www.fontanka.ru/2023/08/31/72658805/, свободный (дата обращения 23.04.2024).
23. Пять трендов потребительского поведения в 2023 году: что учесть бизнесу
[Электронный ресурс] // РБК Тренды. - URL:
https://trends.rbc.ru/trends/social/6437c2be9a7947664c7c3819?page=tag&nick=ratio nal_consumption, свободный (дата обращения: 14.02.2024).
24. Рамазанова, Ф. Д. Бренды и тренды. Концепция устойчивого развития в модной
индустрии // Бренд менеджмент. — 2023. — № 1. — С.30-38. - URL:
https://grebennikon.ru/article-zw7f.html (дата обращения 15.02.2024).
25. Рост цен в России в годовом выражении ускорился до 14,5% [Электронный ресурс] // Forbes. - URL: https://www.forbes.ru/finansy/460093-rost-cen-v-rossii- v-godovom-vyrazenii-uskorilsa-do-14-5, свободный (дата обращения 15.02.2024).
26. СДЭК: россияне пересмотрели отношение к тратам на одежду [Электронный ресурс] // Retail.ru. - 2022. - URL: https://www.retail.ru/news/sdek-rossiyane- peresmotreli-otnoshenie-k-tratam-na-odezhdu-23-marta-2022-214993/, свободный (дата обращения 18.03.2024).
27. Социальная ответственность бизнеса: мониторинг [Электронный ресурс] //
ВЦИОМ Новости. - 2023. - URL. - https://wciom.ru/analytical-
reviews/analiticheskii-obzor/socialnaja-otvetstvennost-biznesa-monitoring, свободный (дата обращения 17.02.2024).
28. Социальная хартия российского бизнеса // Российский союз промышленников и предпринимателей. - Москва, 2008.
29. Старов, С. А. Управление брендами: учебник. - 4-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-таб, 2021. - 557 с. - ISB 978-5-288-06100-4.
30. Трафик сайта [Электронный ресурс] // Similarweb. - URL: https://www.similarweb.com/ru/, свободный (дата обращения 21.03.2024).
31. Устойчивое развитие [Электронный ресурс