ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ВОВЛЕЧЕНИЯ
ГРАЖДАН 8
1.1. Комфортная городская среда: показатели её формирования и способы оценки 8
1.2. Гражданское участие и его основные формы в Российской Федерации 15
1.3. Участие граждан в формировании комфортной городской среды: факторы и способы
вовлечения 29
1.4. Российская и международная практика вовлечения граждан в формирование
комфортной городской среды 40
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Г. НОРИЛЬСКА 48
2.1. Проблемы городских поселений Арктической зоны и особенности формирования
комфортной городской среды в них 48
2.2. Городская среда г. Норильска как опорного города Арктической зоны 52
2.3. Факторы участия местного населения г. Норильска в формировании комфортной
городской среды 56
2.4. Рекомендации по вовлечению граждан в формирование комфортной городской
среды в г. Норильске 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Несмотря на широкое распространение социальной рекламы о реализации национальных проектов, государственных программ в различных отраслях, граждане в основной массе слабо ориентируются в возможностях повышения качества, как личной жизни, так и жизни локальных сообществ, частью которых они являются (жители многоквартирного дома, микрорайона, района)» . Согласно Стратегии развития инициативного бюджетирования в РФ на 2023-2030 гг., в настоящее время в повышении уровня вовлеченности граждан в местное самоуправление и, в частности, бюджетный процесс, прежде всего нуждаются такие направления, как отрасли социальной сферы и территориального развития (в том числе комфортная городская среда). С 2017 года в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710) реализуются мероприятия по формированию комфортной городской среды в населенных пунктах Российской Федерации. В реализации данных мероприятий уже присутствуют отдельные элементы партисипаторных практик, однако потенциал вовлечения граждан в формирование комфортной городской среды остается существенным. Таким образом, проблема данного исследования заключается в низком уровне вовлеченности граждан в городах РФ в процесс формирования комфортной городской среды.
В 2021 году Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой РФ) утвердило Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды . Цель документа - облегчить процесс сбора мнений и отзывов и побуждать граждан участвовать в отборе проектов. Он описывает более 20 форматов работы с жителями по четырем уровням вовлечения: фокус-группы и глубинные интервью, лекции и экскурсии, воркшопы, инициативное бюджетирование, государственно-частное партнерство и др. Как утверждает Минстрой РФ, в настоящее время участие граждан необходимо для формирования комфортной городской среды (ФКГС), чтобы создаваемые и благоустраиваемые пространства были действительно востребованными среди местного населения.
Согласно опросу ВЦИОМ за 2023 год, наименьшее количество респондентов, довольных состоянием городской среды, проживает в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (50% населения данных округов) , именно поэтому наиболее актуально будет рассмотреть в качестве объекта исследования город на территории одного из данных ФО. Более того, согласно Докладу Министерства финансов о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях за 2023 год, инициативное бюджетирование как форма гражданского участия наименее развито также в этих федеральных округах .
В выпускной квалификационной работе рассмотрена специфика городской среды в городских поселениях Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), в состав которой входят регионы Сибирского и Дальневосточного ФО. Содействие развитию среды арктических поселений является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики: 89% населения российской Арктики — горожане, 90 городов и ПГТ расположены в АЗРФ, при этом более 50% жителей АЗРФ назвали в качестве возможной причины для смены места жительства низкое качество городской среды .
В качестве города Арктической зоны для выявления способов вовлечения граждан в ФКГС выбран Норильск — город краевого подчинения Красноярского края, отнесён к кластеру «холодные города» По показателю Индекса качества жизни Норильск имеет низкие оценки по таким показателям, как «общественная активность и права граждан» (34 балла при средних значениях по городам индекса и кластера 49), «проведение свободного времени» (33 балла при среднем значении по городам индекса 51 и по кластеру 41), «удовлетворенность» (24 балла при среднем значении по городам индекса 53 и по кластеру 43), «благоустройство» (25 баллов при среднем значении по городам индекса 55 и по кластеру 46) и «природно-экологические условия» (31 балл при среднем значении по городам кластера 41).
Целью выпускной квалификационной работы выступала разработка рекомендаций по вовлечению граждан в формирование комфортной городской среды Норильска как опорного города Арктической зоны РФ. В процессе выполнения исследовательской работы были выполнены поставленные ранее задачи.
В ходе работы, в первой главе были рассмотрены теоретические аспекты формирования комфортной городской среды и выявлены особенности вовлечения граждан в данный процесс. Так, было определено понятие «Комфортная городская среда», а также выявлены показатели её формирования: и рассмотрены способы оценки комфортности городской среды. Далее, было определено понятие «Гражданское участие» и его основные формы в Российской Федерации, выявлены факторы участия граждан в ФКГС, которые впоследствии были использованы для построения теоретической модели исследования и составления анкеты для жителей Норильска; и способы вовлечения населения в процесс. Наконец, были рассмотрены кейсы реализации форм вовлечения граждан в ФКГС из российской и международной практики.
Во второй главе были выявлены проблемы и особенности городских поселений Арктической зоны и способы повышения комфортности городской среды в них, затем были более конкретно описаны особенности городской среды Норильска как опорного города АЗРФ. На основе собранной информации были разработаны вопросы для глубинного интервью с экспертом и часть вопросов для анкетирования респондентов. Так, было проведено эмпирическое исследование с целью выявления факторов участия местного населения г. Норильска в формировании комфортной городской среды. По результатам факторного и регрессионного анализа были сделаны выводы в отношении выдвинутых на начальных этапах исследования гипотезах, в результате чего на основе проведенного анализа были разработаны рекомендации по вовлечению горожан Норильска в формирование комфортной городской среды.
Таким образом, была достигнута цель выпускной квалификационной работы - сформулированы рекомендации по вовлечению жителей Норильска в формирование комфортной городской среды, а именно: информирование норильчан об инициативах граждан, которые были реализованы на практике; сотрудничество «Норникеля» с ППМИ Красноярского края в целях обучения местного населения Норильска ; вовлечение норильчан в территориальное общественное самоуправление (ТОС); создание единой платформы для краудсорсинга идей городского развития Норильска; организация волонтерских активностей по поддержанию порядка на территории Норильска и борьбы с вандализмом.
1. Авеева Б. М., Кальдинова Г. П. 2021. Проблемы и трудности реализации национального проекта «Формирование комфортной городской среды» в городе Элисте. Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. № 2 (43). С. 54-60.
2. Багаева А. А., Восконянц Г. А. 2019. Политический абсентеизм как актуальная проблема политической системы общества. В сб.: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Межвузовского научно-практического семинара. С. 36-40.
3. Бахтигареева Э. Н. 2021. Социальное, гражданское, общественное и политическое участие: к проблеме научной трактовки понятий. Скиф. Вопросы студенческой науки. № 10 (62). С. 171-175.
4. Беляева Л. О., Стрелец К. И. 2023. Оценка комфортности городской среды. Русский журнал строительных наук технологий. Т. 9, №1. С. 33-47.
5. Болтенко П. С., Соколов Д. Е. 2022. Участие населения в формировании комфортной городской среды. В сб.: Инновационное развитие регионов: потенциал науки и современного образования. Материалы V Национальной научно-практической конференции с международным участием, приуроченной ко Дню российской науки. Астрахань. С. 230-234.
6. Булах Е. В., Цой В. Г. 2022. Основные формы непосредственного осуществления местного самоуправления в Российской Федерации: специфика практики ТОС. Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. Т. 16. № 2. С. 11-16.
7. Вагин В. В. 2016. Актуальные вызовы и проблемы развития инициативного бюджетирования. Финансовый журнал / Financial journal №3, с. 9-25.
8. Верпатова О. Ю. 2023. Доверие населения к органам местного самоуправления как фактор вовлеченности граждан в развитие территорий. В сборнике: Государство. Политика. Социум. Материалы всероссийского симпозиума по комплексному развитию территорий. В 2-х частях. Науч. редакторы Е. В. Попов, Т. Е. Зерчанинова. Екатеринбург. С. 124-128.
9. Гаврилова Н. В. 2018. Практики партисипаторного бюджетирования в европейских странах. Право и управление. XXI век. № 2. С. 79-87.
10. Гаврилова Н. В. 2019. Партисипаторное бюджетирование в Португалии: перспективы развития. Право и управление. XXI век. № 1. С. 61-68.
11. Гизей Л. А. 2019. Основные проблемы реализации публичных слушаний в Российской Федерации. Форум молодых ученых. № 5 (33). С. 481-484.
12. Голубева А. А., Бакалец Д. А., Гиленко Е. В. 2021. Факторы участия граждан в инициативном бюджетировании на уровне местного самоуправления (на примере Южно - Приморского муниципального округа Санкт-Петербурга). Государство и граждане в электронной среде. № 5. С. 76-91.
13. Грицан О. Е. Губина О. В. Седлецкая М. В. Чернова И. А. 2023. Общественные пространства северных городов. Особенности развития. Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. №3 (15). URL: https://arctic2035.ru/n15-p4
14. Губайдуллин И. С., Суфянова Е. З. 2019. Публичные слушания как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. Colloquium-Journal. № 5-6 (29). С. 11-12.
15. Зайцев К. А. 2023. Основные принципы создания комфортной городской среды проживания. В сб.: Образование. Наука. Производство. Сборник докладов XV Международного молодежного форума. Белгород. С. 47-52.
16. Зиньков Е. Н., Акулов Е. Ю. 2020. О некоторых формах участия граждан в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации. Евразийский юридический журнал. № 7 (146). С. 184-185.