Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние психологических особенностей и факторов на формирование женского имиджа

Работа №146566

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: женщины в возрасте 25-35 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Определение и характеристика имиджа в психологии 6
1.2. Типология и классификация имиджа 11
1.3. Особенности влияния личностных свойств и самоотношения на формирование личности человека 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ИМИДЖ ЖЕНЩИНЫ 24
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования 24
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 28
Выводы по эмпирической главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Список литературы 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 47

Актуальность исследования. В современном цифровом обществе вопрос развития и формирования личности встает перед психологией, с другой стороны. Дело в том, что цифровизация общества, создание и реализация новых технологий оказывают особое влияние на способность человека выстраивать процесс социализации и самовыражения. Ценность личности заключается в том, что она способна сформировать свой уникальный образ во всех сферах жизни и за счет этого воссоздать определенный имидж [6]
В настоящий момент тенденции, которые выстраиваются на особенностях индивидуализации личности, вынуждают человека ориентироваться на внешнем виде, индивидуальных качествах и способностях и демонстрировать их обществу, к тому же особую роль играет контекст социальных ролей, которые исполняет человек в личной, профессиональной и социальной среде.
Рассматривая и детально определяя сущность понятия «имидж» можно сформировать понимание, что данный термин является междисциплинарным, его употребляют в психологии, социологии, политологии, литературе. Каждая научная область определяла понятие «имидж» исходя из собственных задач и целей. Анализируя различные учено-методические литературные источники, можно определить, что феномен имиджа выявляется в теории К. Роджерса «Я-Концепция». Г. Олпорт анализировал особенности формирования имиджа по средствам «Образа тела и образа себя», при это особый вклад сделал К. Юнг, который определил концепцию «Архетипов». В данных научных теориях и концепциях прослеживается определение имиджа как механизма формирования образов в индивидуальном и массовом сознании людей [9].
В современной научно-исследовательской деятельности вопрос влияния имиджа на психологические и личностные особенности различных социальных групп является интересным, но не присутствует социальный заказ со стороны общества.
Однако, существует ряд исследований, которые позволяют рассмотреть определенные компоненты, которые оказывают влияние на имидж человека, они прослеживаются в работах А.А. Бодалева, А.А. Венгера, А.А. Леонтьева и П.М. Якобсона. Большинство научно-исследовательских работ объединяются в понимании имиджа через образ тела человека.
В.И. Змановская определяет, что под имиджем можно считать это эмоционально окрашенный публичный образ кого-либо или чего-либо, принимающий форму устойчивого социального стереотипа. Змановская считает, что особую роль играет общество, как двигатель формирования имиджа человека. Однако, сложно согласиться с тем, что именно социум является единственным и неотъемлемым компонентом, поскольку имидж является результатом психического восприятия человеком самого себя и обработки информации, которую он получает от общества [14].
Е.А. Нефедова считает, что имидж формируется с учетом выстроенных личностных стереотипов людей и проявляется по средствам внутренних ощущений и представлений о самом себе [25]
Анализируя особенности формирования имиджа у женщин, то многие исследователи, как, например, С.Г. Колесов, утверждал, что для женского имиджа особую роль играет внешний вид, поскольку они выстраивают взаимосвязь влияния внешнего вида на целостное восприятие со стороны окружающих своего имиджа.
Исследовательская проблема данной работы заключается в том, что в современных исследованиях не подчёркивается особенности связи имиджа и личностных особенностей человека, отсутствие исследований формирует потребность в изучении данного феномена. Имидж – это способность человека выстраивать самостоятельную идентификацию, основываясь на тенденциях социума и личностных особенностях, именно поэтому необходимо продолжать исследования в данном направлении.
Объект исследования: имидж женщины.
Предмет исследования: психологические особенности формирования имиджа.
Цель исследования: определить влияние психологических особенностей и факторов на формирование женского имиджа.
Задачи исследования:
1. Изучить определение «имидж» в психологической литературе
2. Определить влияние самоотношения как структурной единицы формирования имиджа личности
3. Определить компоненты, влияющие на формирование имиджа женщин.
4. Проанализировать значимость влияния отношения к собственному телу на имидж женщины.
5. Определить сформированность самопрезентации как структурного компонента, влияющего на имидж женщины.
6. Определить характер формирования имиджа по средствам влияния самоотношения и отношения к собственному телу у женщин.
Гипотеза исследования: формирование имиджа женщины осуществляется на основе взаимосвязи с показателями самоотношения и отношения к собственному телу.
Методологические основы исследования опираются на научно-исследовательские работы таких авторов как: И.М. Алешина, П.А. Бакланова, А.А. Бодалева, А.А. Венгера, В.Г. Горчакова, Н.А. Глузмана, Е.А. Дагаевой, С.Н. Журавлевой, А.А. Леонтьева, Е.А. Нефедовой, М.В, Чапаева, П.М. Якобсона и др.
Методы исследования:
- методы исследования и диагностики: биографический метод, констатирующий эксперимент, анализ результатов деятельности.
- методы обработки и интерпретации данных: методы математической статистики (нахождение средних значений, среднеквадратичных отклонений, коэффициентов корреляции, связей между переменными, выявление уровней значимости).
Методики исследования:
1. Методика «Проверьте свой имидж» (А.Н. Панфилов).
2. Мультимодальный опросник отношения к собственному телу (MBSRQ) Т.Ф Кэша (в адаптации Л.Т. Баранской и С.С. Татауровой)
3. Шкала измерения тактик самопрезентации (С. Ли, Б. Куигли, М. Неслер, А. Корбертт, Дж. Тедеши).
4. Опросник самооотношения (ОСО) Столина-Пантилеева
Выборка: Исследование будет проводиться на репрезентативной выборке взрослого женского населения, в возрасте 25-35 лет.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что данное исследование станет значимым шагом в изучении формирования имиджа по средствам анализа психологических особенностей личности. Полученные результаты исследования можно применять в практической деятельности современных психологов-консультантов, опираться на них в последующих научно-исследовательских работах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Поставленная исследовательская проблема, которая была сформирована в начале эмпирической работы заключалась в том, чтобы определить, как происходит процесс формирования имиджа женщины в современных реалиях. Важно понимать, что в настоящий момент значимость индивидуализации личности позволяет более детально раскрыть особенности формирования имиджа. Безусловно, имидж – это составной процесс, который формируется как через личностные качества и способности человека, так и под влиянием общества и конкретной социальной группы.
В рамках данного исследования было определено, что имидж – это индивидуальнее проявление собственного мнения о самом себе и внутреннем состоянии с учетом социальных стереотипов. При этом формирование имиджа опирается на ряд значимых для человека личностных характеристик и социальных особенностях определенной группы. В основе формирования имиджа лежат личностные свойства личности и самоотношения личности к себе.
В ходе данного исследования было выявлено, что имидж представляет собой совокупность выстроенных личностных отношений человека к самому себе, его самооценка определенных действий и личностных параметров, его самоотношение к себе, к собственному телу. В конечном счете была определена структура имиджа, которая включает в себя самоотношение, самопрезентация, уклонение и аттракция. Аттракция и уклонение являются тактиками, которыми могут пользоваться женщины в процессе выстраивания своего имиджа.
Полученные результаты данного исследования позволяют сделать вывод, что были определены ряд основных параметров, которые оказывают влияние на формирование имиджа, ими стало самоотношение и параметры, которые входят в данный компонент. В результате эмпирического исследования было выявлено, что формирование имиджа женщины осуществляется на основе взаимосвязи с показателями самоотношения и отношения к собственному телу. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.



1.Алешина И.М. Корпоративный имидж / И.М. Алешина. – Москва: Тандем, 2019. – 119 с.
2.Астрецов, Д.А. Методологические подходы к изучению самоотношения в психологии / Д.А. Астрецов // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2015. – №1. – С. 62-78.
3.Бакланов П.А. Этика и психология профессиональной деятельности гражданского служащего в схемах / П.А. Бакланов, В.И. Савинков. – Москва: Юрайт, 2019. – 148 с.
4.Белугина, Е. В. Внешний облик как культурно-исторический феномен / Е.В. Белугина // Российский психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 58 –65.
5.Белугина, Е.В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни: дис. ... канд. психол. Наук / Е.В. Белугина // Ростов. – 2003. – 199 с.
6.Глузман Н. А. Формирование профессионального имиджа социального педагога // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 9. С. 52–69. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-52-69
7.Глузман Н. А. Профессиональное образование в инновационном обществе // Гуманитарные науки. 2016. № 3 (35). С. 11–18.
8.Горчакова В.Г. Имиджелогия / В.Г. Горчакова. – Москва: Юнити-Дана, 2019. – 335 с.
9.Гусев М.К. Определение понятия «имидж» и его взаимосвязь с понятиями «позиционирование» и «репутация» // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. − 2018. − № 2 (22). − С. 5-11.
10.Дагаева Е.А. Методология изучения имиджа как социально-психологического феномена // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 1–11.
11.Дробышевская, Н. Ю. Понятие самоотношения в современной психологии / Н. Ю. Дробышевская // Молодой ученый. – 2021. — С. 12–16.
12.Ерохина, Е.А. Образ тела и отношение к своему телу у подростков: семейные и социокультурные факторы влияния (по материалам зарубежных исследований) / Е.А. Ерохина, Е.В. Филиппова // Современная зарубежная психология. –2019. – Т. 8. – № 4. – С. 57–68.
13.Зинченко, В.П. Психология телесности между душой и телом / В.П. Зинченко, С.Т. Леви. – М.: АСТ МОСКВА. – 2007. – 731 с.
14.Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. СПб: Речь, 2005
15.Каминская, Н.А. Исследования образа физического «Я» в различных психологических школах / Н.А. Каминская, А.М. Айламазян // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 45–55.
16.Кузнецова В.В. Имидж и образ в цифровом политическом медиадискурсе: сопоставление смежных понятий // Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: проблемы и перспективы реализации в современной цифровой среде. − 2019. − № 1 (2) − С. 185-203.
17.Кон, И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание / И.С. Кон – М.: 1984. – 335 с.
18.Лабунская, В.А. Теоретико-эмпирический анализ влияния социально-психологических факторов на оценки, самооценки молодыми людьми внешнего облика // В.А. Лабунская, И.И. Дроздова. – Текст: непосредственный // Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14. – № 2. – С. 202–226.
19.Лабунская, В.А. Самооценка внешнего облика на различных этапах жизненного пути / В.А. Лабунская // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. – 2012. – С. 331–338.
20.Лабунская, В.А. Тренды изучения отношения к внешнему облику с позиций прикладной социальной психологии / В.А. Лабунская // Социальная психология и общество. – 2021. – № 3. – С. 128–150.
21.Лейбин, В. М. Психоанализ: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб: 2008 – 592 с.
22.Лесин, А.М. Определение личностной значимости и содержания ценностей / А.М. Лесин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2020. – №4(31). – C. 445–455.
23.Мацько В.В., Мамаева В.Ю. Эволюция понятия имидж. Цифровой имидж. // Наука и образование: проблемы и тенденции развития. − 2016. − № 1 (4). − С. 104-111.
24.Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб: 2008. – С. 109–110.
25.Овчинникова А.М. Основы имиджелогии: Конспект лекций / А.М. Овчинникова, Н.В. Шульга; Омский гос. ун-т путей сообщения. – 2019. – 55 с.
26.Панфилова А. П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
27.Пантелеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантелеев. – Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 100 c.
28.Петрова Е.А. Имидж и его изучение в современной науке // Экономика и предпринимательство. 2007. № 1 (1). С. 31–43.
29.Пирогланов Ш.Ш., Попова А.В., Грициенко Д.А. Педагогическое формирование социальной ответственности обучающихся в вузах в контексте новой парадигмы воспитательной работы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 298–301
30.Психология личности в трудах зарубежных психологов / сост. А.А. Реан // СПб.: 2000. – 320 с.
31.Психологические исследования внешности и образа тела: коллективная монография / отв. редактор А.Г. Фаустова; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. – Рязань: ОТСиОП, 2022. – 223 с.
32.Спичева Д.И. Феномен имиджа в современных научных исследованиях // Connect-Универсум 2009. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pr.tsu.ru/articles/139 (дата обращения 30.05.14).
33.Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе // Психология самосознания. – Самара: 2013. – 672 с.
34.Сотникова М.С., Руденко А.В. Самооценка профессионального имиджа у будущих педагогов-психологов // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 170–179. https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.25.
35.Сушкова, Е.В. Становление понятия «образ тела» в психологической науке / Е.В. Сушкова // История российской психологии в лицах. – 2018. – №6. – С. 131–136.
36.Терентьева Е.А. Личность студента-психолога как субъект имиджформирующей деятельности // Личность как субъект управленческой деятельности. Пятигорск, 2019а. С. 249–255
37.Тобоева, З.А. Подходы к определению и структуре имиджа / З.А. Тобоева // E-Scio . – Пятигорск. – 2019. – С. 1-12. – ISBN 2658-6924
38.Тхостов, А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Хвостов // Смысл. – М.: 2002. – 252 с.
39.Тхостов, А.Ш. Феномен телесности в контексте современного научного знания: обзор литературы / А.Ш. Тхостов, А.В. Лукин // Психические расстройства в общей медицине. – 2015. – № 1. – С. 34–39.
40.Хохлова С.Н. О соотношении понятий имидж и образ / С.Н. Хохлова // Интеллектуальный потенциал XXI века. − 2019. − № 6. − С. 120
41.Чапаева, М. В. Проектирование имиджа: учебное пособие / М. В. Чапаева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. – 2013. – 139 с.
42.Чирков А.Н. Систематизация подходов к определению понятия имидж организации // Nauka-Rastudent.ru. − 2018. − № 1. − С. 5-11
43.Шалыгина, О.В. «Телоцентрированность» современной культуры и ее последствия для психического здоровья детей, подростков и молодежи / О.В. Шалыгина, А.Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – № 4 (88). – С. 36–68.
44.Шишковская, А.В. Дефиниции «Я-телесного» в психологических исследованиях / А.В. Шишковская // Психология телесности: теоретические и практические исследования. – 2011. – С. 33–38.
45.Яковлева, Н.В. Искажения в восприятии человеком собственного тела после выполнения подвижных заданий в виртуальной реальности / Н.В. Яковлева, А.В. Варламов // Психология. Педагогика. Образование. – 2021. – № 2. – С. 130–146.
46.Boulding K.E. The Image: Knowledge in Life and Society. – Michigan: University of Michigan Press, 1956. – 147 p

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ