Введение …………………………………………………………… 3
1. Педагогические инновации …………5
2. Современные инновационные технологии в педагогике ……. 15
3. Инновационная деятельность как педагогическая проблема … 24
Заключение ………………………………………………………… 34
Список использованных источников …36
В педагогической науке под инновационной деятельностью понимается целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (отражении) собственного практического опыта путем сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения лучших результатов, получения новых знаний, достижения качественно разные педагогические практики.
К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, систем управления и т. д.
Профессиональная деятельность педагога является неполной, если она построена лишь как воспроизведение ранее освоенных приемов работы, если она не использует объективно существующие возможности достижения высших образовательных результатов, если не способствует личностному развитию самого педагога. Без творчества нет мастера-учителя.
Основная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переход от репродуктивной деятельности к самостоятельному поиску методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и средств их обучения, развития и образование.
Управление инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом лидерства является поддержка учителя различными способами, как образовательными (педагогическое обучение, консультации, семинары и т.п.), так и материальными (различные формы доплат, премий и т.п.).
За каждой инновацией предполагается наличие инновационной педагогической деятельности конкретного педагога. Поэтому необходимо создавать условия для педагогического творчества, совершенствовать формы и методы обучения и воспитания, обеспечивать вариативность в выборе содержания.
Участие педагога в инновационной деятельности является спорным. С одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, получить новый педагогический опыт, а с другой стороны, новаторство – деятельность, связанная с преодолением ряда типичных трудностей, которые ставят перед педагогом. кризис профессионального развития.
Объектом исследования курсовой работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования – инновационные педагогические технологии, как составная часть объекта исследования.
К цели же курсовой работы относится выявление видов, сложностей, методов внедрения инновационных технологий.
Гипотеза:
Педагогическая деятельность будет иметь инновационную направленность, если:
- педагогом понимается сущность инновационной деятельности;
-осуществляется целенаправленная и системная работа по внедрению инновационных проектов;
- внедрение инновационных проектов даёт видимый результат.
Сегодня в нашей стране развивается наука о педагогических инновациях. Выделение этой науки в самостоятельную отрасль началось с социально-педагогического движения, с возникновением противоречия между существующей необходимостью быстрого развития школы и неспособностью педагогов реализовать ее. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим усилилась потребность в новых знаниях, в понимании новых терминов, таких как «инновация», «новое», «инновационный процесс» и т.д.
Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям и развитиям. Это происходит главным образом потому, что общество всегда предъявляет новые требования к квалифицированным работникам. Научно-технический прогресс способствует тому, что педагогика находит более действенные и действенные пути превращения простого человека в социально значимую личность.
Одной из тенденций развития инновационных технологий является также включение в процесс обучения не только когнитивной, но и эмоциональной и личностной сфер человека.
Следствием постоянного развития и совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т.е. технологии, посредством которых происходит процесс интеграции новых идей в образование.
Однако внедрение таких технологий связано с рядом трудностей (финансовые возможности, консерватизм некоторых чиновников в сфере образования, недостаточное технологическое развитие). Более того, несмотря на очевидную потребность в инновациях, их все равно следует внедрять с осторожностью. В противном случае неосторожные инновации могут привести к кризису системы образования.
Подготовка учителя к инновации эффективна, если она разворачивается в соответствующих формах обучения и решает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию инновации и формирование умений действовать по-новому.
Внедрение инновационных проектов в школах помогает учить и воспитывать учащихся в духе времени. Это помогает подготовить детей к дальнейшим трудностям, связанным с их уровнем образования, каждому учителю приходится идти в ногу со временем, чтобы не отставать от своих учеников. Поэтому он должен постоянно искать новые и интересные способы обучения.
Хотя использование информационных технологий в процессе обучения является во всех отношениях трудоемким процессом, однако оно оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Учитель имеет право выбирать свою технологию и методы работы, но каждый должен работать на благо развития ученика.
Использование современных технологий делает обучение более осмысленным и увлекательным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, помогает открыть для себя интересный и увлекательный мир предмета.
Высокие достижения учителя в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную деятельность, создавая что-то значительное, новое и замечательное, педагог сам растет, потому что «в творческих, смелых произведениях человека он является важнейшим источником его роста». С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность учителя, чем меньше поле его деятельности, тем меньше развивается его личность.
Тем не менее важно понимать, что педагогические инновации являются неотъемлемой частью развития педагогики и необходимы для совершенствования системы образования.
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань, 2010 – С. 440 – 441.
2. Балыхин Г.А. Профессиональное образование №4 2016: Периодическое издание / Г.А. Балыхин – Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу – С. 14 –15.
3. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977.
4. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. – 2016. – № 4. – С. 61 – 65.
5. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. – 2018. – № 2. – С. 9 – 15.
6. Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. – Киев, 1974. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989.
7. Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива. – М., 1984. – С. 77.
8. Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. – М., 1987.
9. Казаков В.Г. Профессиональное образование №1 2016: Периодическое издание / В.Г. Казаков – Новое время – новые технологии профессиональной подготовки – С. 12.
10. Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. – 2018. – № 316. – С. 174 – 177.
11. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
12. Костюк Н.И. Профессиональное образование №4 2014 // Периодическое издание / Н.И. Костюк – Новые принципы организации начального профессионального образования – С. 30.
13. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики. М., Просвещение, 1982.
14. Лазарев Б.П. Педагогика №4, 2014: Периодическое издание / В.С Лазарев, Б.П Мартиросян. – Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия – С. 12 – 14.
15. Ларина В.Д. Профессиональное образование №7 2016: Периодическое издание / В.Д. Ларина – Модель инновационной деятельности учреждения профобразования – С. 5.
16. Лихачев Б.Т. Лекции по педагогике. М.,1995.
17. Мельникова Е.Ю. Профессиональное образование №9 2016: Периодическое издание / Е.Ю. Мельникова – Высшему образованию столицы – инновационный режим развития – С. 12.
18. Пидкасистый И.И. Педагогика: Учебное пособие / И.И. Пидкасистый. – Москва: Российское педагогическое агенство, 1995 – С. 49 – 54.
19. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс / И.П. Подласый. – Москва,2010. – книга 1. – С. 210 – 212.
20. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М., 1999
21. Постникова Е.А. Реализация индивидуального подхода в заданиях для самостоятельной работы по природоведению// Начальная школа – 1992. – №7 – 8.
22. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 1. – С. 14.
23. Рябов В.В. Профессиональное образование №1 2016: Периодическое издание / В.В. Рябов – Инновационно-экспериментальная деятельность МГПУ в системе московского образования – С. 12 – 13.
24. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 1. – С. 42 – 49.
25. Скаткина М.Н., Лернер И.Я. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина, И.Я. Лернера. – М., 1975.
26. Стефановская Т.А. Педагогика: Наук и искусство. М., 1998. – С. 258 –281.
27. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998
28. Ушинский К.Д. Педагогические идеи. – М.: 1971.
29. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.
30. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998. – 243 с.