Актуальность темы исследования. Современное российское общество вынужденно большое внимание уделять вопросам образования, поскольку ин¬ститут образования является одним из самых массовых и выполняет функцию развития и воспроизводства общества, социализацию личностей внутри него. Выпускники являются наиболее активной социальной группой, высоко под¬верженной всякого рода внутриличностным конфликтам. В этой связи, принято говорить о жизненных стратегиях, которые представляют собой долгосрочные жизненные планы, детерминированные ценностями и нормами, посредством которых личность ориентируются в актуальном для нее социальном простран¬стве.
В условиях глобальных социальных перемен, когда процесс трансформа¬ции различных сфер жизни общества влияет как на макросоциальные явления, так и на жизнь каждого отдельного индивида, изменяя их ценности, нормы, культуру, исследование жизненных стратегий приобретает особое значение. Именно от преобладания в обществе той или иной жизненной стратегии у большинства индивидов зависит траектория развития общества в целом. Также исследовательский интерес к жизненным стратегиям обусловлен потребностью в осмыслении существующих в нашем обществе типов поведения современно¬го человека и соответствующих им жизненных стратегий. Расширение про¬странства для самореализации и появление большого числа альтернатив разви¬тия ставит выпускников перед необходимостью личного выбора жизненных ориентиров и путей их реализации.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование жизненных стратегий выпускников находится на стыке многих наук: психологии, филосо¬фии, а также социологии. В этом смысле данная проблема относится к числу сложных и многомерных.
Первое определение понятия «жизненная стратегия» было предложено Ш. Бюлер, в котором автор делает акцент на динамичность данного социально¬го явления, а также отношение данной категории к сфере личных интересов.
С развитием общества и научной мысли, понимание жизненной стратегии претерпевало трансформации. Психологический подход к изучению жизненных стратегий в конце 20 века применяли такие авторы, как К. А. Альбуханова- Славская, а также финский психолог Р. Пехунен. Оба автора считают, что жиз¬ненная стратегия реализуется индивидом в условиях актуального общества че¬рез выбор той или иной модели поведения. Р. Пехунен предлагает в своих рабо¬тах авторскую типологию жизненных стратегий, где основным критерием для стратификации является наличие тех или иных ее элементов в представлениях индивида.
Философский подход к изучению жизненных стратегий реализуется в ра¬ботах Л. А. Говердовского, а также Н. А. Шпак. Особенность этого подхода за¬ключается в детерминированности жизненных стратегий социокультурным окружением индивида, преобладанием в нем определенных ценностей.
Непосредственно в социологии понятие стратегичности человеческой жизни находит отражение в разных течениях социологической мысли. В фено¬менологической традиции применяется концепция субъективности и ин-терсубъективности жизненного поведения («жизненного мира») личности (П. Бергер, Т. Лукман, А. Щюц). Представителями деятельностно-активистского подхода к изучению жизненных стратегий являются Э. Гиденс и В. А. Ядов.
В отечественной социологии второй половины XX в. доминировал иной подход, в рамках которого жизненные стратегии индивида исследовались с по¬зиции их заданности функционированием социальных институтов. В частности, Г. А. Чередниченко и В. Н. Шубкин изучали проблему построения жизненных стратегий как процесс обретения занятия и статуса.
Исследователи А. Г. Здравомыслов, В. Т. Лисовский, М. Н. Руткевич осо¬бое место отводят проблеме смены ценностных ориентации студенческой мо¬лодежи в структуре жизненных стратегий.
Немаловажную роль в изучении проблематики жизненных стратегий в российской социологии играют работы Ю. М. Резника, где автор не раз подни¬мает данный вопрос. Российский социолог в своих работах дает авторское определение понятию «жизненная стратегия» и предлагает собственную типо¬логию данного социального явления. Кроме Ю. М. Резника, к вопросу о жиз¬ненных стратегиях обращается Н. И. Легостаева.
Объект исследования: студенчество как социальная группа
Предмет выпускной квалификационной работы: жизненные стратегии выпускников ВУЗов.
Цель исследования состоит в изучении жизненных стратегий выпускни-ков ВУЗов Екатеринбурга.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие, функции и типологию жизненных стра¬тегий.
2. Описать студенчество как социальную общность.
3. Проанализировать жизненные стратегии выпускников ВУЗов Ека-теринбурга.
Эмпирическая база исследования. Использовались данные социологиче-ских исследований студенчества как социальной группы, а также исследования, связанные с типологизацией жизненных стратегий различных социальных групп в российском обществе. Основу составляет исследование, направленное на изучение жизненных стратегий выпускников ВУЗов Екатеринберга, прове¬денное автором дипломной работы в городе Екатеринбурге в апреле-мае 2018 года. В качестве метода сбора первичной информации использовался анкетный опрос, в ходе которого было опрошено 200 молодых людей, обучающихся в че¬тырех екатеринбургских ВУЗах: студенты РГППУ, УрГПУ, УрФУ, УрГУПС. Обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета программ статистической обработки и анализа данных Vortex 10.0.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы. Ре-зультаты исследования можно использовать в качестве помощи молодым спе-циалистам в формировании профессиональной стратегии, а также для реабили¬тации российского института семьи, а также материалы исследования могут быть использованы для составления лекционных материалов по дисциплинам «Социальная психология», «Социальное проектирование и прогнозирование». Данные эмпирического исследования могут быть применены в исследованиях, посвященных углубленному изучению жизненных стратегий.
Жизненная стратегия определяет поведение индивидов и представляет собой систему жизненных ориентиров на длительный период. Жизненная стра¬тегия имеет свою уникальную структуру и включает в себя следующие элемен¬ты: образ жизни (как эмоционально окрашенная картина жизни), смысл жизни, который выражает сущностное предназначение человеческой жизни, жизнен¬ные ценности, а также нормы. В структуре жизненных стратегий жизненные цели определяют конкретные пути и способы достижения желаемого (или воз¬можного в данных условиях) состояния жизни на ближайшую или долговре¬менную перспективу. Жизненные стратегии также выполняют ряд функций, среди которых наиболее важными являются: ориентировочная, аксиологиче¬ская, мотивационная, регулятивная, прогностическая и проективная.
Исследование жизненных стратегий выпускников находится на стыке многих наук: психологии, философии, а также социологии. В этом смысле дан¬ная проблема относится к числу сложных и многомерных. Для рассмотрения проблемы с разных ракурсов нами было описано несколько дисциплинарных подходов к изучению жизненных стратегий: психологический, философский и социологический. В ходе исследования, нами было выделено несколько осо¬бенностей социологического подхода к изучению жизненных стратегий. При проведении эмпирико-социологического анализа данного социального явления нами был использован структурно-функциональный подход, который позволил описать жизненные стратегии выпускников через их структурные элементы.
Не смотря на то, что многие исследователи считают тему жизненных стратегий не достаточно разработанной в социологии, при изучении жизненных стратегий нами было рассмотрено несколько авторских определений и типоло¬гий этой категории и оценены возможности их применения к реалиям совре¬менного общества.
По результатам исследования, жизненные стратегии выпускников ВУЗов строятся из нескольких элементов: жизненное планирование, стратегия поведе- 62
ния в коллективе, профессиональная, территориальная, семейная стратегии и карьерные ожидания выпускников, а также жизненные цели и ценности. Нам удалось выявить структуру жизненных стратегий выпускников, и описать ее структурные элементы в зависимости от других показателей.
Нам видится, что студенчество является подвижной (в плане социальной мобильности) социально-демографической группой, представляющей собой большие массы молодежи, способные и желающие трансформировать совре-менное общество по тем векторам, которые отвечают их актуальным потребно¬стям. Выпускники ВУЗов, как часть студенчества, представляют наиболее за¬интересованную группу молодежи в изменении рынка труда и общества вооб¬ще так, чтобы образ выпускника был желаемым для работодателя, чтобы пре¬стижность слоя интеллигенции росла и позволяла им достигать тех целей, ко¬торые выпускники ставят пред собой.
Цель и задачи исследования были выполнены, посредством эмпирико-социологического анализа и обзора литературы по проблематике исследования. Результаты исследования можно использовать в качестве помощи молодым специалистам в формировании профессиональной стратегии, а также для реа¬билитации российского института семьи.
Перспективы развития данной темы мы видим в более подробном изуче¬нии жизненных стратегий выпускников и их структурных элементов. Для даль¬нейшего выстраивания вспомогательных инструментов формирования жизнен¬ных стратегий у студентов ВУЗов со стороны работников последних, поскольку выпускники являются той социальной группой, которая составляет основу для ближайшего будущего российского общества.
1. Абульханова - Славская К. А. Стратегия жизни: книга / К. А. Альбу- ханова - Славская. Москва: Мысль, 1991. 299 с.
2. Акулич М. М. Жизненные стратегии современной молодежи / М. М. Акулич, В. В. Пить // Вестник Тюменского государственного университета. Со¬циально-экономические и правовые исследования. 2011. № 8. C. 25-30
3. Алиев Ш. И. Понятие и типы жизненных стратегий / Ш. И. Алиев // Известия ДГПУ. 2012. № 1. С. 20-28
4. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование: курс лекций / И. В. Бестужев-Лада. Москва: Педагогическое общество России, 2002. 392 с.
5. Вишневский Ю. Р. Социальный облик студенчества 90-х годов / Ю. Р. Вишневский, Л. Я. Рубина // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 56-59
6. Власенко А. С. Некоторые вопросы воспитания студенчества / А. С. Власенко. Москва: Наука, 2001. 322 с.
7. Волокитина А. А. Жизненные стратегии молодежи в условиях про¬фессионального выбора / А. А. Волокитина // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4. С. 216-221
8. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации / Э. Гидденс. Москва: Академический проект, 2005. 528 с.
9. Говердовский Л. А. Объем понятия «Жизненная стратегия лично-сти» / Л. А. Говердовский // Вестник Майкопского государственного техноло-гического университета. 2011. № 1. С. 5-11
10. Илаева Р. А. Сущность жизненной стратегии и её типологии / Р. А. Илаева, Н. Н. Савина // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 7-15
11. Ковалева А. И Социология молодёжи: теоретические вопросы / А. И. Ковалева. Москва: Социум, 1999. 351 с.
12. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, откло-нения, социализационная траектория / А. И. Ковалева // Социологические ис-следования. 2003. № 1. С. 109-115
13. Комиссарова И. Г. Инструментарий определения типических черт современного студенчества / И. Г. Комиссарова // Вестник НГПУ. 2011. № 2. С. 46-55
14. Кузьмина Л. М. Модели жизненной стратегии молодой семьи (по итогам социологического исследования) / Л. М. Кузьмина // Научные ведомо-сти БелГУ. 2011. № 8 (103). С. 54-60
15. Легостаева Н. И. Жизненные стратегии "дневной" и "ночной" мо-лодежи Санкт-Петербурга / Н. И. Легостаева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 2 (114). С. 92-99...42