Введение 4
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые аспекты трудоустройства студентов с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Социальный портрет студента с ограниченными возможностями
здоровья 8
1.2. Нормативно-правовое регулирование трудоустройства студентов с
ограниченными возможностями здоровья 14
1.3. Трудоустройство студентов с ограниченными возможностями
здоровья: российский и зарубежный опыт 20
Глава 2. Анализ проблем трудоустройства студентов с ограниченными возможностями здоровья в ргппу 26
2.1. Анализ деятельности ргппу по трудоустройству студентов с
ограниченными возможностями здоровья 26
2.2. Анализ результатов исследования по выявлению проблем трудоустройства студентов с ограниченными возможностями здоровья в
РГППУ 31
Заключение 38
Список источников и литературы 41
Приложения 47
Тема инвалидности остается широко обсуждаемой в России и мире. Одними из ключевых проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья являются низкий уровень социальной защиты, несоответствие социальной инфраструктуры потребностям данной группы, ее слабая защищенность в других областях жизнедеятельности (рынок труда, сфера образования и др.) .
Последние годы в Российской Федерации наблюдается расширение мер, направленных на улучшение положения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в связи с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов. Была разработана государственная программа «Доступная среда», принят Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 1 декабря 2014 г. N 419. Данные нововведения расширяют возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в сфере образования и труда. В первой сфере был взят курс на развитие инклюзивного образования - представители данной группы имеют возможность обучаться наравне с другими на всех ступенях, в том числе в системе высшего и среднего профессионального образования.
В период получения высшего или среднего профессионального образования, для студентов становится важным вопрос трудоустройства. В этот момент они могут испытывать связанные с этим трудности и нуждаться в помощи с их преодолением. Студентам с ограниченными возможностями здоровья также может потребоваться помощь в трудоустройстве, поскольку, помимо всего прочего, они остаются частью социально незащищенной группы, несмотря на развитие законодательства и распространение мер, направленных на закрепление и защиту их прав и возможностей. В число проблем, связанных с трудоустройством, с которыми сталкиваются студенты с ограниченными возможностями здоровья входят отсутствие подходящих для них рабочих мест и подходящей работы, физическая недоступность некоторых предприятий и организаций для трудоустройства, сохранение стереотипов среди работодателей принять таких кандидатов на работу, внутренние психологические барьеры. Помощь в решении проблем трудоустройства студентов с ограниченными возможностями здоровья важна в контексте их самореализации, профессиональных достижений, материального вознаграждения, поскольку одним из показателей социально¬экономического благополучия государства является уровень занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья . По этим причинам тема трудоустройства студентов с ограниченными возможностями здоровья является актуальной.
Решением проблем трудоустройства студентов непосредственное участие принимают образовательные организации. В целях содействия трудоустройству студентам, в их составе работают подразделения (имеют разные названия, например, Центр карьеры), которые помогают своим студентам и выпускникам в поиске работы и построении карьерной траектории. В РГППУ для содействия трудоустройству студентов был основан сектор практик и адаптации к рынку труда...
Трудоустройство студентов с ограниченными возможностями здоровья остается актуальной темой на данный момент, являясь одним из показателей социально-экономического благополучия государства. В последние годы расширяется законодательство в отношении реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения условий жизнедеятельности. В частности, были приняты меры, обеспечивающие доступ к образованию разного уровня, а также направленные на успешное трудоустройство. В образовательных организациях стала реализовываться программа инклюзивного образования. Лица с ограниченными возможностями здоровья получили возможность получать образование наравне со всеми, в том числе и высшее.
Трудоустройству студентов с ограниченными возможностями здоровья могут препятствовать разные факторы. На минимизацию этих факторов и содействие успешному трудоустройству направлена деятельность самих образовательных организаций и других организаций, работающих с данной категорией.
Одним из аспектов успешного обучения студентов и дальнейшего трудоустройства является их социальная адаптация в вузе. Для этого необходимо организовать качественное и своевременное психологическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья, способствующее их адаптации и гармоничному развитию личности. Это также необходимо для построения гармоничных отношений с окружающими, формирования положительного образа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и устранения стереотипов о них, как одной из проблем, препятствующих их трудоустройству.
Российский опыт трудоустройства студентов с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Как правило, наибольший вклад в его развитие вносят образовательные организации, в частности ведущие вузы страны - МГТУ им. Баумана посредством работы Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) (ГУИМЦ) и МГППУ посредством работы сектора мониторинговых исследований. Не менее интересен опыт самозанятости студентов с ограниченными возможностями здоровья, который позволяет им реализовать себя и иметь доход от своей деятельности.
В работе была рассмотрена деятельность Российского государственного профессионально-педагогического университета по трудоустройству студентов с ограниченными возможностями здоровья. В связи с реализацией программы инклюзивного образования, возможность получить высшее образование обрело больше студентов. В целях обеспечения условий для успешного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшего трудоустройства, в РГППУ действуют образованные для этого подразделения.
Исследование, проведенное в одном из таких подразделений, показало, что студенты с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в РГППУ настроены на трудоустройство, имеют трудности в этом и готовы принять помощь, однако не обращаются за ней в университет. Можно предположить, что подразделения, оказывающие содействие в трудоустройстве, непопулярны в кругу студентов с ограниченными возможностями здоровья и они предпочитают использовать другие средства и способы поиска работы. Также исследование показало, что не все работодатели готовы принять на работу студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Учитывая возможности, которые имеет РГППУ в содействии трудоустройству студентов с ограниченными возможностями здоровья, предложение принять меры по популяризации его деятельности в этой сфере среди данной группы студентов считается целесообразным. Тем самым университет может сделать свой вклад в решение проблем трудоустройства студентов с ограниченными возможностями здоровья.
1. Алиева П.Р., Мирзабалаева Ф.И. Проблемы создания достойной трудовой среды в трудоизбыточном регионе для людей с ограниченными возможностями. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sozdaniya- dostoynoy-trudovoy-sredy-v-trudoizbytochnom-regione-dlya-lyudey-s- ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 23.04.2018).
2. Аржаных Е.В., Гуркина О.А., Терехова А.М. Кадровая работа с выпускниками с ограниченными возможностями здоровья в вузах и колледжах города Москвы. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kadrovaya- rabota-s-vypusknikami-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-vuzah- i-kolledzhah-goroda-moskvy (дата обращения: 11.05.2018).
3. Аржаных Е.В., Гуркина О.А., Терехова А.М. Трудоустройство
выпускников с ограниченными возможностями здоровья. URL: http s:// cyberleninka.ru/article/n/trudoustroystvo-vypusknikovs-
ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 11.05.2018).
4. Бикбулатова А.А.Солдатов А.А.Невская. М.В. создание центров
содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в высших учебных заведениях. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sozdanie-tsentrov-
sodeystviya-trudoustroystvu-invalidov-i-lits-s-ovz-v-vysshih-uchebnyh- zavedeniyah (дата обращения: 24.04.2018).
5. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде как фактор социальной адаптации к условиям вуза. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnyy-portret-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami- zdorovya-v-studencheskoy-srede-kak-faktor-sotsialnoy-adaptatsii-k-usloviyam (дата обращения: 02.05.2018).
6. Головко Э.А. Психологическое сопровождение студентов с
ограниченными возможностями здоровья на этапе первичной
професииональной социализации. URL: https://cyberleninka.rU/article/n /psihologicheskoe-soprovozhdenie-studentov-s-ogranichennymi- vozmozhnostyami-zdorovya-na-etape-pervichnoy-profesiionalnoy (дата
обращения: 02.05.2018).
7. Гудожникова О.Б. Профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в томском техникуме социальных технологий. URL: https://cyberleninka.ru/article/n /professionalnoe-obrazovanie-obuchayuschihsya-s-ogranichennymi- vozmozhnostyami-zdorovya-v-tomskom-tehnikume-sotsialnyh-tehnologiy (дата обращения: 11.05.2018).
8. Демьянова А.В. Меры государственной поддержки занятости
инвалидов в России. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/
2016/0695/analit03.php (дата обращения: 23.04.2018).
9. Дронишинец Н.П., Филатова И.А. Современные тенденции в
трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями в Японии. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-
trudoustroystve-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-v-yaponii (дата обращения: 10.05.2018).
10. Заблоцкая О.А. Прием и сопровождение студентов с
ограниченными возможностями здоровья во французских университетах. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priem-i-soprovozhdenie-studentov-s-
ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-vo-frantsuzskih-universitetah (дата обращения: 10.05.2018).
11. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2018). URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_60/ (дата обращения: 08.05.2018).
12. Колесникова Г.Ю., Чебарыкова С.В., Адаптивные возможности студентов с нарушением двигательной сферы в условиях реализации инклюзивного подхода в образовании. URL: https://cyberleninka.ru/article/n /adaptivnye-vozmozhnosti-studentov-s-narusheniem-dvigatelnoy-sfery-v- usloviyah-realizatsii-inklyuzivnogo-podhoda-v-obrazovanii (дата обращения: 02.05.2018).
13. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106
генеральной ассамблеи от 13 декабря 2006 года).
URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 24.04.2018).
14. Крюк К. «Не надо ставить мне рамки»: Я с детства живу без
одной руки. URL: http://www.wonderzine.com/wonderzine/
life/experience/222947-hand (дата обращения: 11.05.2018).
15. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2018 годы (утв. Правительством РФ 23 мая 2016 г. N 3467п-П8). URL: http://base.garant.ru/71422384/#ixzz5Hk8VyUv3 (дата обращения: 10.05.2018)...33