Введение 5
1 Теоретический обзор разработки обучающих материалов 7
1.1 Общие понятия информационной безопасности 7
1.2 Использование мультимедийных ресурсов в процессе обучения 9
1.3 Требования, предъявляемые к обучающим видеороликам 12
1.4 Анализ программ для создания видеороликов 15
1.4.1 Анализ программ для редактирования видеороликов 15
1.4.2 Анализ программ записи с экрана монитора 17
1.5 Анализ рабочей программы дисциплины «Применение программно¬
аппаратных средств обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах» 18
1.6 Анализ интернет источников по теме «Основы информационной
безопасности» 25
1.7 Педагогический адрес 26
2 Разработка обучающих видеоматериалов по теме «Основы
информационной безопасности» 28
2.1 Разработка содержания обучающих видеороликов по теме «Основы
информационной безопасности» 28
2.1.1 Цель и назначение обучающих видеороликов 28
2.1.2 Жизненный цикл обучающих видеороликов 29
2.1.3 Общее описание структуры и содержания видеокурса 30
2.1.4 Сценарий видеоролика 31
2.2 Разработка курса обучающих видеороликов по теме «Основы информационной безопасности» 36
2.2.1 Этапы работы над видеороликами 36
2.2.2 Создание видеороликов с помощью программного продукта
CamStudio 38
2.2.3 Монтаж видеозаписей с помощью программного продукта Adobe
Premiere Pro 41
2.2.4 Размещение видеороликов на Google сайт 46
2.3 Методические рекомендации по использовании обучающих видеороликов 48
2.4 Апробация обучающихся видеороликов в учебном процессе 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют.
Педагогическая наука накопила достаточно богатый арсенал различных методов обучения. Их подвергают классификации, группируют в разные группы по разным принципам: решение дидактических задач, восприятие информации и т.п. Эти можно сочетать и комбинировать в различные модели обучения, преследуя цель — активизации когнитивной деятельности учащихся.
В достижение этой цели преподаватель может использовать педагогические методы, такие как: поисковые, словесные, эмпирические, репродуктивные, наглядные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы. Каждый из таких методов имеет свойства быть не только информативным, но и обладать мотивационным воздействием. Исходя из этого положения, каждый из методов обладает стимулирующим и мотивационным характером.
Как теоретической наукой, так и практическими педагогами накоплен достаточно большой опыт, позволяющий с успехом реализовать учебно-познавательную деятельность на всех этапах обучения и дисциплинах. Но деятельность педагога не может протекать успешно, если он использует на занятиях лишь один метод, пренебрегая другими.
Дисциплина «Применение программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах» является сложной для понимания студента. У педагога уходит много времени для объяснения материала. Внедрение мультимедийного сопровождения в виде видеокурса позволит доступнее объяснить материал студентам, тем самым повысить успеваемость. В настоящее время в открытом доступе нет подходящего видеокурса, который можно продемонстрировать студентам. Видеокурс, содержащий в себе видеоролики, в которых раскрыта суть наиболее сложных тем для понимания.
Цель выпускной квалификационной работы — разработать курс обучающих видеороликов по теме «Основы информационной безопасности» и разместить их на электронном ресурсе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач, а именно:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы разработки мультимедийного сопровождения темы «Основы информационной безопасности».
2. Проанализировать возможности использования и принципы разработки видеоматериалов.
3. Проанализировать рабочую программу дисциплины «Применение программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах» с целью определения содержания видеороликов.
4. Осуществить выбор необходимого программного обеспечения для разработки обучающих видеоматериалов.
5. Определить структуру видеокурса и разработать сценарии видеороликов.
6. Реализовать обучающие видеоролики по теме «Основы информационной безопасности» с использованием современных программных продуктов и разместить их в сети интернет.
Внедрение мультимедийных технологий в образование является одной из ключевых моментов в информатизации образования. В настоящее время мультимедийные технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий [16].
Обеспечивают новые комплексные способы представления, структурирования, хранения, передачи и обработки образовательной информации, позволяют перейти к более эффективным формам организации учебной, самостоятельной, исследовательской деятельности студентов, обеспечивают на качественно новом уровне методическое и технологическое сопровождение образовательного процесса. Комплекс аппаратных и программных средств мультимедиа в обучении позволяет студенту работать в интерактивном режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео), организованными в виде единой информационной среды. Мультимедийные техно-логии выступают в качестве средства структурирования и представления учебного материала для самообразования и самоподготовки обучающихся, позволяют расширить и интенсифицировать самостоятельную деятельность студентов.
Интерактивная подача информации дает студенту возможность лучше запомнить данную информацию и возможность повторного просмотра.
В рамках выпускной квалификационной работы был разработан обучающий видеокурс для по теме «Основы информационной безопасности» На первом этапе выполнения выпускной квалификационной работы были про-анализированы видеокурсы и выявлены потребность в создании видеокурса по дисциплине «Применение программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах».
Также был проанализированы рабочая программа и учебно-тематический план дисциплины «Применение программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах» и выявлены наиболее сложные темы для понимания студентами. На основании проведенного анализа были сформулированы темы будущих видеороликов и определено их содержательное наполнение. Была определена последовательность и разработаны сценарии видеороликов по теме «Основы информационной безопасности» дисциплины «Применение программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах».
После составления сценария, были отснятые видеоролики как с помощью видеокамеры, так и с помощью скринкаста. В ходе монтажа были собраны все полученные материалы: видео, скринкаст, фотографии, музыка и титры. Добавлены видеоэффекты и видеопереходы. На выходе получились полноценные видеоролики, которые содержат важную информацию.
1. Бабаева Н. М. Видео-лекции как фактор оптимизации процесса усвоения знаний студентами [Текст]: Современное образование: содержание, технологии, качество / Н. М. Бабаева. — Москва: Флинта, 2009. — 147 с.
2. Галатенко В. А. Основы информационной безопасности: [Текст] / В. А. Галатенко. — Москва: Национальный Открытый Университет «ИНТУ- ИТ», 2006. — 208 с.
3. Григорьев С. Г. Мультимедиа в образовании [Текст] / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. — Москва: Педагогика, 2008. — 229 с.
4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И. Г. Захарова. — Москва: Академия, 2005. — 192 с.
5. Зюко А. Г. Теория видеомонтажа [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Зюко, Д. Д. Кловский, В. И. Коржик, и др. — Москва: Видео и монтаж, 2013. — 432 с.
6. Инфоурок. Библиотека материалов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/programma-pm-primenenie-programmnoap- sredstv-obespecheniya-ib-v-as-2925833.html(дата обращения: 11.12.2018).
7. Как сделать хороший скринкаст [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://te-st.ru/2012/09/12/screencasting-review/(дата обращения: 26.12.2018).
8. Классификация угроз информационной безопасности [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://csaa.ru/klassifikacija-ugroz-informacionnoj-bezopasnosti/ (дата обращения: 14.12.2018).
9. Компьютерная школа Hillel [Электронный ресурс]. — Режим до-ступа:https://ithillel.ua/ (дата обращения: 17.12.2018).
10. Материал по информатике по теме «Видеомонтаж» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://videouroki.net/razrabotki/material-po-informatike-po-teme-videomontazh.html (Дата обращения 03.01.2019)
11. Носкова Т. Н. Аудиовизуальные технологии в образовании [Текст] / Т. Н. Носкова. — Санкт-Петербург: СПбГУКиТ, 2004. — 197 с.
12. Нуруллаев М. М. Моделирование информационных процессов в интегрированных системах безопасности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/203/49823/(дата обращения: 03.01.2019).
13. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео — Editing: television, cinema, video [Текст]: учебник / А. Г. Соколов. — Mосква: ИД «625», 2001. — 207 с.
14. Соловьева Л. В. Компьютерные технологии для учителя [Текст] / Л. В. Соловьева. — Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2003. — 470 с.
15. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-
obedinenii/library/2017/01/02/metodicheskaya-rabota (дата обращения: 09.12.2018).
16. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-
tekhnologii/library/2013/11/17/multimedia-tekhnologii-v-sovremennom-0 (дата обращения: 10.02.2019).
17. Спиридонов О. В. Создание уроков в Camtasia Studio [Текст] / О. В. Спиридонов — Москва: Национальный Открытый Университет «ИН- ТУИТ», 2016. — 262 с.
18. Урок «Антивирусные программы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://informatika.edusite.ru/lezione8_24.htm(дата обращения: 09.12.2018).
19. Уроки кино [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://urokikino.ru/film-continuity/(дата обращения: 09.12.2018).
20. Электронная библиотека студента [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bibliofond.ru/(дата обращения: 17.12.2018).
21. Яворских Е. А. Видео на персональном компьютере [Текст]: само-учитель / Е. А. Яворских. — Санкт-Петербург: Питер, 2011. — 141 с.
22. Adobe Premiere Pro [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lexxs.us/777-adobe-premiere-pro-cc-2019-130238-by-m0nkrus.html(дата обращения: 20.12.2018).
23. Movavi Video Editor Plus [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://cybermc.rU/resources/movavi-video-editor-plus.8/ (дата обращения: 20.12.2018).
24. Studbooks.net[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https ://studbooks.net/ 1200993/sotsiologiya/zarubezhnyy_opyt_informatizatsii_sistem_obrazovaniya (дата обращения: 17.12.2018).
25. UbuntuGeeks [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ubuntugeeks.com/questions/1063408/difference-between-cyber-security- and-information-security(дата обращения: 14.12.2018).
26. Videouroki.net[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://videouroki. net/razrabotki/informatsionnaya-bezopasnost-4. html (дата об-ращения: 17.12.2018).