Введение 3
1 Анализ литературы и интернет-источников 5
1.1 Понятие и особенности электронного учебника 5
1.2 Программные средства создания электронных учебников 12
1.3 Основные требования к электронному учебному пособию «Настройка
безопасности сети предприятия» 20
2 Описание электронного учебного пособия 32
2.1 Характеристика предприятия «Красное & Белое» 32
2.2 Анализ программных средств для создания электронных книг 34
2.2 Структура электронного учебного пособия 36
2.3 Создание электронного пособия с помощью инструмента SunRav
BookEditor 43
2.4 Правила пользования электронным учебным пособием с помощью
инструмента для чтения SunRav BookReader 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
Каждое коммерческое и государственное предприятие имеет дело с большими объемами информации, которая может ему навредить, если попадёт в руки злоумышленников или будет уничтожена, поэтому предприятия заинтересованы в сохранении информационной безопасности.
В случае возникновения необходимости обеспечения информационной безопасности компании, руководство компаний обычно прибегает к системным интеграторам. Они проводят комплексный анализ и разрабатывают проект по защите информации.
Для малых и многих средних предприятий весь проект по защите можно свести к двум пунктам:
• защита персональных компьютеров;
• комплекс из файерволла и интернет-шлюза который отгораживает сеть предприятия от сети Интернет и защищает компьютеры пользователей от внешнего проникновения.
Безопасность - комплексное понятие, включающее в себя технические аспекты надежности оборудования, программного обеспечения, качество питающей сети, уязвимость и прочее. Возможно отключить сеть от всемирной сети, установить систему RAID для обеспечения дисковой защиты, снабдить систему надежным UPS, но, например, в случае пожара или наводнения можно потерять базу данных, создававшуюся несколько лет. Поэтому при проектировании сети необходимо изначально учитывать все возможные угрозы, как субъективные, так и объективные.
Основная проблема, связанная с критериями оценки безопасности систем, заключалась в недостаточном понимании механизмов работы в сети. При объединении компьютеров к старым проблемам безопасности добавляются новые. Имеются средства связи, однако локальных сетей гораздо больше, нежели глобальных. Скорость передачи увеличилась, появилось большое количество линий общего пользования. Шифровальные блоки иногда отказываются работать. Существует излучение от проводки, проходящей по всему зданию. В конечном итоге появились многочисленные пользователи, имеющие доступ к системам.
Разработка электронного учебного пособия поможет решить вопрос недостатка учебных пособий и даст возможность сотруднику получить знания и умения в профессиональной области и ознакомиться с аспектами и особенностями при открытии новых магазинов.
Объектом является процесс обучения сотрудников настройке безопасности сети предприятия.
Предметом является теоретический и практический материал, а также должностные инструкции.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать электронное учебное пособие «Настройка безопасности сети предприятия».
Для достижения указанной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Проанализировать литературу и интернет-источники по информационной безопасности, а также техническую документацию.
2. Проанализировать литературу и интернет-источники по созданию электронных учебных пособий и средствам разработки.
3. Разработать структуру электронного учебного пособия, а также ряд практических работ и тестовых заданий для контроля знаний.
4. Реализовать структуру и интерфейс электронного учебного пособия для обучения сотрудников предприятия основам работы.
В результате выпускной квалификационной работы было создано электронное учебное пособие «Настройка безопасности сети предприятия».
Проведен анализ литературы и интернет-источников, который показал, что на сегодняшний день не обнаружено ресурсов, которые непосредственно могли бы быть использованы при обучении новых сотрудников.
Разработанное электронное учебное пособие позволит обучаемому получить основные сведения о деятельности компании аспектах и особенностях работы системного администратора при открытии новых магазинов. Предлагаемые практические работы позволят применить теоретические знания на практике и получить навыки настройки оборудования.
Благодаря использованию программного продукта SunRavBookoffice процесс обновления информации, содержащейся в электронном пособии становится более простым, что позволяет при необходимости быстро изменить содержание электронного пособия, например, при переходе на новое оборудование.
Практическая значимость проделанной работы заключается в упрощении процесса подготовки новых сотрудников и высвобождения рабочего времени наставников, поскольку перед началом работы сотрудник проходит обучение и получает все необходимые теоретические знания и практические навыки, таким образом наставнику не приходится тратить время на объяснения теоретических и практических аспектов.
На предприятии была проведена апробация электронного учебного пособия «Настройка безопасности сети предприятия», о чем имеется акт внедрения.
В результате проделанной работы были решены следующие задачи:
• проанализированы образовательные и профессиональные стандарты, а также литература и Интернет-источники по теме исследования;
• разработаны теоретический материал и лабораторные работы по протоколам VPN и PPtP;
• разработан контроль знаний в форме теста и практических контрольных работ;
• в среде bookoffice реализовано электронное учебное пособие «Настройка безопасности сети предприятия».
Таким образом, поставленные задачи можно считать полностью выполненными, а цель достигнутой.
1. Александров Г. Д. Проектирование защищенной корпоративной сети передачи данных [Текст] / Г. Д. Александров // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. — 2018. — Т. 12. — № 3. — С. 39-45.
2. Алексеев Д. М., Организация информационной безопасности в сетях предприятий на основе технологии VLC [Текст] / Д. М. Алексеев, С. А. Пливак, А. С. Шумилин // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 4-4. — С. 467-470.
3. Александрова Н. В. Подготовка будущих учителей гуманитарных специальностей к применению и созданию электронных образовательных ресурсов: дис... канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. В. Александрова. — Нижний Тагил, 2015. — 187 с.
4. Бабикова И. А. Электронный учебник как инструмент управления адаптацией персонала [Текст] / И. А. Бабикова, Н. А. Александрова // Молодежь и наука. — 2017. — № 3. — С. 68.
5. Бужинская Н. В. Обзор программных средств создания электронных учебников [Текст] / Н. В. Бужинская, И. Б. Макаров // Международный журнал экспериментального образования. — 2016. — № 4-1. — С. 29-32 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.expeducation.ru/- ru/article/view?id=9733(дата обращения: 12.01.2019).
6. Баранкова И. И. Подход к проектированию сети предприятия в защищенном исполнении / И. И. Баранкова, У. В. Михайлова, Г. И. Лукьянов // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. — 2018. — № 1 (27). — С. 24-28.
7. Великанова С. С. Дистанционный курс «кадровое делопроизводство и архивы документов по личному составу»: электронный учебно¬методический комплекс [Текст] / С. С. Великанова // Навигатор в мире науки и образования. — 2017. — № 2 (35). — С. 49.
8. Воронова А. Г. Взаимосвязанное обеспечение информационной и экономической безопасности предприятия [Текст] / А. Г. Воронова // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. — 2017. — № 1-2 (3). — С. 153-158.
9. Гузенкова Е. А. Применение средств защиты при взаимодействии мобильных устройств с корпоративной средой предприятия [Текст] / Е. А. Гузенкова // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. —2017.— № 1 (23). — С. 10-13.
10. Гребнева Д. М. Использование информационных технологий в образовании как фактор формирования учебной успешности учащихся [Текст] / Д. М. Гребнева // Проблемы и перспективы развития образования в России.
—2016. — № 12. — С. 121-126.
11. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. Г. Захарова. — 3-е издание. — Москва: Академия, 2017. — 192 с.
12. Зимина О. В. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: Теория, методика, практика [Текст] / О. В. Зимина. — Москва: МЭИ, 2003. — 167 с.
13. Киселева М. М. Рекламно-техническое описание «электронный учебно-методический комплекс «теория менеджмента: организационное поведение» [Текст] / М. М. Киселева // Навигатор в мире науки и образования.
—2017. — № 3 (36). — С. 97.
14. Котлубовская Т. В. Разработка электронного гипертекстового учеб-ника по дисциплине «аналоговые измерительные устройства» в программной среде «Articulate Storyline» [Текст] / Т. В. Котлубовская, В. С. Скорых // Ползуновский альманах. — 2016. — № 2. — С. 174-178.
15. Кобзарь В. А. Угрозы системе безопасности: как им противостоять? [Текст] / В. А. Кобзарь // Алгоритм безопасности. — 2017. — № 4. — С. 20-21.
16. Мешкова Е. В. Разработка политики безопасности локально-вычислительной сети предприятия, обеспечивающей надежную передачу данных [Текст] / Е. В. Мешкова // E-Scio. — 2017. — № 1 (4). — С. 72-75.
17. Кузина Е. И. Электронный образовательный ресурс «учет расчетных отношений» [Текст] / Е. И. Кузина // Навигатор в мире науки и образования. — 2017. — № 2 (35). — С. 94.
18. Рачковская Л. А. Организация самостоятельной работы курсантов по иностранному языку с применением электронного учебника [Текст] / Л. А. Рачковская // Карельский научный журнал. — 2018. — Т. 7. — № 1 (22).—С. 57-60.
19. Хамидуллин М. Р. Обеспечение безопасности сети предприятия [Текст] / М. Р. Хамидуллин, А. В. Артёмов // Вестник современных исследований. — 2018. — № 6.3 (21). — С. 592-594.
20. Овсянникова Е. С. Организационно-правовое обеспечение АИС [Текст] / Е. С. Овсянникова // Инновационное развитие. — 2018. — № 3 (20).—С. 22-23.
21. Петриченко Г. С. Разработка методики выбора маршрутизаторов, для построения корпоративной сети предприятия [Текст] / Г. С. Петриченко, О. А. Кузнецова, Д.Г. Петриченко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. — 2017. — № 2 (251). — С. 147-152.
22. Чекалкин А. А. Повышение квалификации профессорско- преподавательского персонала политехнического университета в сфере электронного обучения [Текст] / А. А. Чекалкин, Е. Ю. Макарова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. —
2018. — № 27. — С. 104-127.
23. Шагиева А. К. Особенности разработки электронного учебника для мобильных устройств на ОС Android [Электронный ресурс] / А. К. Шагиева // Современная педагогика. — 2017. — № 1. — Режим доступа: http://pedagogi- ka.snauka.ru/-2017/01/6629(дата обращения: 15.01.2019).
24. Шабалин А. М. Организация комплекса мер по обеспечению безопасной работы ipv6-сети предприятия средствами современного коммутационного оборудования (на примере сетевой атаки на основной шлюз) [Текст] / А. М. Шабалин // Динамика систем, механизмов и машин. — 2017. — Т. 5. — № 4. — С. 40-46.