Введение 2
1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей 6
1.1. Понятие о скоростно-силовых способностях 6
1.2. Физиологическая характеристика скоростно-силовых качеств 10
1.3. Периоды развития скоростно-силовых качеств 13
2. Скоростно-силовая подготовка обучающихся 19
2.1. Физические (двигательные) качества: структура, компоненты и 19
особенности развития
2.2. Скоростно-силовые качества, средства и методы их развития у 21
школьников
2.3. Скоростно-силовые упражнения в физическом воспитании 23
обучающихся
2.4 Психолого-педагогическая характеристика младшего 25
подросткового возраста
2.5. Особенности развития физических (двигательных) качеств у 27
обучающихся 5 классов младшего подросткового возраста в онтогенезе
2.6. Особенности методики развития скоростно-силовых 30
способностей у обучающихся младшего подросткового возраста
3. Организация и методика исследования 36
3.1. Организация педагогического исследования 36
3.2. Результаты исследования 42
Выводы 45
Заключение 46
Библиографический список 50
В школьном возрасте можно заниматься любым видом спорта, но этот возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать силу, в том числе скоростно-силовые способности. Приоритет остаётся за теми видами спортивных занятий, которые максимально компенсируют «двигательный голод», снимают стресс, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают иммунитет.
Исправление осанки, приобретение лёгкости в движениях, уверенности в себе - это минимум, что могут дать скоростно-силовые упражнения. Активизация кардио-респираторной системы приводит к общему ускорению метаболизма. Все органы начинают работать лучше.
Правильно организованные занятия способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что особенно актуально для формирующегося организма.
С помощью скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жировой ткани, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, фигуру, а также поднять уровень таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость.
В настоящее время реформирование системы физического воспитания в школе требует поиска и научного обоснования высокоэффективных средств и методов физической подготовк. В соответствии с новыми социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в общеобразовательной школе является содействие всестороннему, гармоническому развитию личности. Установка на всестороннее развитие обучающихся предполагает овладение ими основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма.
Вместе с тем, практика физического воспитания школьников свидетельствует о том, что общая динамика двигательной и особенно скоростно-силовой подготовленности обучающихся 5 классов и подростков за последние годы не только не улучшается, но и имеет тенденцию к снижению. Общий уровень развития физических качеств явно недостаточен как для дальнейшей спортивной деятельности, так и для успешной будущей трудовой деятельности в различных областях современного предпринимательства и производства, а так же к службе в армии [24]. Это вызывает необходимость поиска новых форм, средств и методов физического воспитания обучающихся общеобразовательной школы, приведении их в соответствие с требованиями современной жизни.
Поэтому научные исследования, направленные на совершенствование состояния здоровья детского населения, на подготовку школьников к умственному и физическому труду, защите Родины приобретают особую актуальность.
Тема данной работы актуальна в связи с тем, что в ней сделана попытка обобщить имеющийся опыт по проблеме развития скоростно-силовых качеств обучающихся в условиях общеобразовательной школы.
Цель данной работы: изучить педагогические условия развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры у обучающихся 5 класса.
Объект исследования: учебный процесс на уроках физкультуры в 5-6-х классах.
Предмет исследования: педагогические условия развития скоростносиловых качеств обучающихся 5 класса на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Выявить характерные особенности проявления скоростно-силовых качеств у обучающихся.
2. Установить возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств обучающихся 10-12 лет.
3. Определить наиболее эффективные методы и средства развития скоростно-силовых качеств обучающихся 10-12 лет.
Гипотеза: внедрение в урок физической культуры специальных
игровых упражнений существенно повышает интерес обучающихся 10-12 лет к урокам физической культуры, к скоростно-силовой подготовке как части общефизической подготовки, вследствие чего, повышается уровень развития скоростно-силовых качеств у школьников.
Традиционный «сидячий» образ жизни сегодняшнего школьника характеризуется сниженной физической активностью, поэтому формирование установки на занятия физической культуры является важным аспектом воспитания обучающихся Наиболее эффективным временем для формирования физической активности является школьный период.
В данной работе были рассмотрены: особенности развития скоростносиловых качеств у обучающихся; основные факторы, влияющие на их развитие; описали методы скоростно-силовой подготовки обучающихся; дали общую характеристику особенностей психофизического развития обучающихся 10-12 лет; предложили набор игр, которые можно использовать для развития скоростно-силовых качеств у обучающихся младшего подросткового возраста на уроках физкультуры.
В младшем подростковом возрасте значение имеет эмоциональная привлекательность физических нагрузок, поэтому в спортивной физиологии обычно рекомендуется использовать игровую деятельность. Именно в игре командное и предметное взаимодействие способствует оптимальному развитию физических и психологических качеств ребенка.
Организация игр, направленных на воспитание скоростно-силовых качеств не требует специальных условий. В играх, способствующих их развитию, занимающиеся преодолевают собственный вес, вес отягощения, сопротивление противника. В таких играх используются предметы: набивные мячи, гантели, скамейки и т.д. или партнёр по тренировке. Для проведения игр с преодолением собственного веса используются: гимнастическая стенка, брусья, вертикальный канат. Нередко такие игры не требуют инвентаря и связанны с перемещением по площадке в упоре лёжа, в упоре сзади, с выпрыгиванием. Эмоциональная окраска подобных испытаний заставляет участников игр проявить максимальные усилия для достижения как личной, так и командной победы.....
1. Алексеев А. Освоение технических движений /А. Алексеев.- М.: Академия, 2015. -150с.
2. Аникина Т.А. Избранные главы по возрастной физиологии /Т.А. Аникина, Л.Г. Ковтун и др. - Казань, 2004. - 180 с.
3. Антипов А.В. Формирование специальных скоростно-силовых
способностей 12-14 летних обучающихся в период полового созревания: диссертация на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук / Москва, 2012.
4. Богданова И. Развиваем двигательные качества // Спорт в школе. - 1997. - № 15. - С.- 15.
5. Борисенко Г. Используя соревновательный и игровой методы / Г. Борисенко, Р. Хусанов // Физическая культура в школе. 2010. - № 5. - С. 28 - 29.
6. Бугаев К.Е., Шепило И.Н. Возрастная физиология. Учебное пособие.- Ростов, 1999.
7. Веркеева Л.В. Применение игрового метода на уроках физической культуры.// Вестник Академии знаний. - 2015. - № 12 (1). - С. 74-82.
8. Вертель А.В. Скоростно-силовые способности спортсменов-
волейболистов и методика их развития на начальном этапе обучения / А.В. Вертель // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. -2005. № 8.- С. 3-14.
9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 2009.- 253 с.
10. Гуджаловский А.А, Проблемы теории спортивного отбора // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 2. - С.24-25.
11. Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшем школьном возрасте. - М.: Владос, 2015. - 264 с.
12. Гужаловский А.А. Развитие двигательных способностей у детей. М.,
1999. - С. 47-48.
13. Данько, Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности. / Ю.И. Данько. //Детская спортивная медицина. - М.: Медицина, 2010.
• С. 12-15.
14. Детская спортивная медицина: Учебник./ Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 2011.
15. Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры: Курс лекций.
• Екатеринбург, 2014. - 191 с....44