Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ОРКСЭ «ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА» В ОТРАЖЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА 1990-2000-Х ГГ.

Работа №146500

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Трансформация российского общества 1990-2000-х 10
1.1. Влияние политического и социально-экономического факторов 1990­2000-х гг. на общество 10
1.2. Духовно-нравственные ориентиры общественного развития 24
1.2.1. Формирование общества массового потребления 24
1.2.2. Основные направления трансформации культуры 27
1.2.3. Влияние СМИ и телевидения 29
1.2.4. Состояние общества на рубеже тысячелетий 33
Глава 2. Отечественный кинематограф в период 1990-2000-х 36
2.1. Отражение сторон жизни общества 1990-х гг. в творчестве российских
режиссеров 36
2.1.1. Творчество А. О. Балабанова 36
2.1.2. Кинокартины А. Сидорова, В. Тодоровского, С. Бодрова-
старшего 51
Глава 3. Теоретические основы элективных курсов 60
3.1. Особенности элективных занятий как формы образовательного процес­са 60
3.2. Учебная программа элективного курса «Трансформация российского
общества» на примере отечественного кинематографа 1990-2000-х 65
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 76
Приложения 82

Актуальность исследования. Тема данной работы весьма актуальна, так как соответствует новым требованиям ИКС, а именно развитию культур­но-антропологического подхода. Это означает, что особое место уделяется роли личности в истории и жизни «рядовых граждан», сквозь судьбы кото­рых лучше всего могут быть показаны социальные и политические процессы.
В учебный процесс школ введены новые требования Историко­культурного стандарта [1], где важными пунктами обозначено - изучение ис­тории с точки зрения повседневности, поведения и эмоциональных реакций людей на события.
При этом с каждым годом все острее стоит проблема мотивации обуче­ния. Одним из способов ее решения может стать применение в учебном курсе визуальных источников, в том числе киноматериалов. Они будут служить ис­точником новых знаний, средством иллюстрации материала, помогут в его восприятии («Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать») и в развитии навыков критического мышления.
Визуальная история на основе кинематографа, фотографий и других источников дает ценную информацию о жизни, о повседневности, о настрое­ниях в обществе. Пожалуй, именно эта тема на уроках истории, как никакая другая, настойчиво требует использования визуальных источников. Только они позволяют увидеть те стороны процесса или явления, которые не транс­лируются никаким другим видом источников. Надо отметить, что для совре­менных детей и подростков визуальные виды искусства остаются наиболее близкими и понятными, а поэтому и весьма действенными в формировании их представлений как об истории в целом, так и о конкретных событиях прошлого, в нашем случае недавнего.
Одним из средств достижения перечисленных целей является проведе­ние в школе элективных занятий, которые организованы не только для углубления знаний учащихся, но и для знакомства с важнейшими достиже­ниями науки, формирования умения самостоятельно пополнять знания, ори­ентироваться в научной информации, для развития их разносторонних инте­ресов и способностей, сознательного отношения к учебе.
Также стоит отметить, что выбранная нами тема актуальна с точки зре­ния междисциплинарного подхода, поскольку полученные знания в ходе изучения данной темы обучающиеся смогут применять на уроках общество­знания, экономики и МХК.
Степень изученности темы. Сложный, драматический и насыщенный политическими, социально-экономическими и культурными катаклизмами период развития России 1990-2000-х вызывает большой интерес ученых. Трансформация современного российского общества широко изучается мно­гими областями наук, в число которых входят экономика, политология, со­циология, культурология, демография, психология и т.д. К сожалению, исто­рики очень отстают от других специалистов в исследовании этой темы, как и современной российской истории в целом. Имеются лишь работы небольшо­го формата, посвященные отдельным вопросам темы и не дающие общего представления о ней. Чтобы создать необходимую нам для учебных целей общую картину трансформации российского общества были изучены работы представителей разных специальностей.
Использованные в нашем исследовании работы можно разделить на две группы.
1. Научная литература, освещающая содержательную сторону темы, к которой относятся историческая, культурологическая, психологическая ли­тература, посвященная исследованиям трансформации российского обще­ства. Эти исследования нам нужны, чтобы составить полное и всестороннее представление о теме, необходимое для отбора материала занятий.
В нашем исследовании мы использовали учебное пособие профессора, доктора исторических наук Славиной Л.Н. «История современной России.
Часть 1. Российская Федерация в период радикальной трансформации (1990­е)» [29], в котором представлен системный анализ становления новой России в 1990-х гг., охватывающий все сферы российского общества и государства.
Работу известного российского историка Согрина В.В. «Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина» [31]. Написанная в жанре хорошо документированного, но живого исторического повествования, монография Согрина, в отличие от большинства изданий на эту тему, лишена политической ангажированности, отличается объективным и взвешенным научным подходом......

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Трансформация российского общества в период 1990-2000-х гг. - одно из ключевых событий в истории России. Но в школьном курсе истории на ее изучение отводится крайне мало часов, при этом с каждым годом все острее стоит проблема мотивации обучения, заинтересованности современных школьников. По нашему мнению, одним из способов решения этой проблемы может стать применение в обучении такого актуального для школьников ви­да искусства как кино.
Для разработки методической стороны проблемы учителю необходимо владеть общей информацией о таком научном направлении как визуальная история, в рамках которой развивается изучение кинематографа как истори­ческого источника.
Для достижения поставленной задачи нами был разработан элективный курс, актуальный также с точки зрения междисциплинарного подхода, по­скольку полученные знания обучающиеся смогут применять не только на уроках истории, но также и на уроках обществознания, экономики и МХК.
В первой главе нами были рассмотрены факторы, повлиявшие на трансформацию российского общества 1990-2000-х. В этот непростой для общества период оно потеряло веру в успех преобразований в стране и в свои силы. В сознании масс усилились неотрадиционализм и изоляционизм, укреплялась идея «особого пути» России. Росли социальная и духовно­эстетическая ностальгия по советской эпохе, антизападные и антиамерикан­ские настроения.
Во второй главе были проанализированы отечественные кинофильмы российских режиссеров, таких как А. Балабанов, А. Сидоров, В. Тодоровский и С. Бодров-старший. В ходе анализа кинокартин, посвященных периоду 1990-2000-х, мы пришли к выводу, что в данных работах, наиболее точно от­ражающих процесс трансформации общества, акцентируя внимание на его особенностях. Так, в работах А. Балабанова - «Брат», «Брат-2», «Кочегар», «Жмурки» ярко показана тема бандитизма и криминализации общества, этой же теме посвящен телесериал режиссера А. Сидорова «Бригада» и кинокар­тина В. Тодоровского «Страна глухих».
Темы Первой и Второй Чеченских кампаний были раскрыты в кино­фильмах «Кавказский пленник» С. Бодрова-старшего и «Война» А. Балаба­нова, где основными сюжетами стали проблемы плена и деятельности рос­сийских вооруженных сил на территории Чечни. Образ российских воору­женных сил скорее отрицательный, показаны все проблемы. Стоит отметить в картинах такие черты, как натуралистичность сюжетов, много жестокости, бесчеловечности.
В третьей главе исследования изложена информация о рабочей про­грамме курса как основном документе образовательной организации, кото­рый определяет объем, содержание и последовательность изучения учебного курса. Также отображается нормативное основание рабочей программы, ее структура и источники. Кроме того, в данной главе предложены общие реко­мендации по разработке рабочих программ элективных курсов, которые учи­тывались при создании нашей программы. Разработанная нами программа составлена в соответствии с государственными требованиями и содержит в себе все основные части.
Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что отече­ственные кинофильмы являются ценным источником для изучения темы трансформации российского общества 1990-2000-х гг.. Кинематограф позво­ляет проследить перемены в общественном сознании, дает понимание глубо­ких психологических последствий для целого поколения, пережившего «ли­хие 90-е».


1. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс]. - URL:http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/HcTopHKO- культурный-стандарт^Г (Дата обращения: 12. 09.2020)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт сред­него общего образования [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/ (12.09.2020)
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование. Министерство образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. -
URL:http://www.ed. gov.ru/obedu/noc/rub/standart/p2/1288/ (Дата обращения: 01.02.2021)
СМИ
4. Документальный фильм «Алексей Балабанов. Найти своих и
успокоиться» [Электронный ресурс]. -
URL: https://www.youtube.com/watch?v=VHGiguvq2YE&list=WL&index= 14 (Дата обращения: 07.03.2021)
5. Живая история. «Брат. Десять лет спустя» [Электронный ресурс].
• URL: https: //www.youtube.com/watch?v=y 1 RucU3LITM&list=WL&index=22 (Дата обращения: 24.04.2021)
6. Закрытый показ кинокартины «Груз 200» [Электронный ресурс].
• URL:https://www.youtube.com/watch?v=ZFfqxRZRicI&list=WL&index=24 (Дата обращения: 24.04.2021)
7. Интервью Балабанова, Сельянова, Бодрова 1997 г. [Электронный
ресурс]. -
URL: https://www.youtube.com/watch?v=OD1LbGthmh4&list=WL&index=23 (Да та обращения: 12.04.2021)
8. Экстренный выпуск новостей от 23.10.2002 г.[Электронный ре­сурс]. - URL: https: //www.youtube.com/watch?v=LhOupDpQi-w (Дата обраще­ния: 21.03.2021)
9. Выпуска новостей от 06.02.2004 г.[Электронный ресурс]. - URL: https: //www.youtube.com/watch?v=EpDEKvAD3 Q (Дата обращения: 21.03.2021)
10. Выпуск новостей от 01.09.2004 г.[Электронный ресурс]. -
URL: https: //www.youtube.com/watch?v=A7I5pkOMQT s (Дата обращения:
21.03.2021)
Учебники
11. Волобуев О.В., Карпачёв С.П., Романов П.Н. «История России: начало XX - начало XXI в. 10 кл: учебник». - М: «Дрофа», 2016. - 367 с.
12. Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М. Ю., Семененко И.С., Токарева А.Я., Хаустов В.Н., Хлевнюк О.В., Шестаков В.А. «История Рос­сии. 10 класс. Учеб. пособие в 3 ч. Ч. 3.» под. ред. А.В. Торкунова. - М.: «Просвещение», 2016. - 176 с.
13. Никонов В.А., Девятов С.В. «История России. 1914 г. - начало XXI в.: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.2» под. науч. ред. С.П. Карпова. - М.: «Русское слово», 2019. - 226 с.
Художественные фильмы
14. Кинофильм «Брат» (1997, реж. А.О. Балабанов) [Электронный ресурс]. - URL: https: //www. kinopoisk.ru/film/41519/ (Дата обращения: 24.09.2020)
15. Кинофильм «Брат-2» (2000, реж. А.О. Балабанов) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kinopoisk.ru/film/41520/ (Дата обращения: 24.09.2020)....22


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ