Введение 3
Глава 1. Трансформация российского общества 1990-2000-х 10
1.1. Влияние политического и социально-экономического факторов 19902000-х гг. на общество 10
1.2. Духовно-нравственные ориентиры общественного развития 24
1.2.1. Формирование общества массового потребления 24
1.2.2. Основные направления трансформации культуры 27
1.2.3. Влияние СМИ и телевидения 29
1.2.4. Состояние общества на рубеже тысячелетий 33
Глава 2. Отечественный кинематограф в период 1990-2000-х 36
2.1. Отражение сторон жизни общества 1990-х гг. в творчестве российских
режиссеров 36
2.1.1. Творчество А. О. Балабанова 36
2.1.2. Кинокартины А. Сидорова, В. Тодоровского, С. Бодрова-
старшего 51
Глава 3. Теоретические основы элективных курсов 60
3.1. Особенности элективных занятий как формы образовательного процесса 60
3.2. Учебная программа элективного курса «Трансформация российского
общества» на примере отечественного кинематографа 1990-2000-х 65
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 76
Приложения 82
Актуальность исследования. Тема данной работы весьма актуальна, так как соответствует новым требованиям ИКС, а именно развитию культурно-антропологического подхода. Это означает, что особое место уделяется роли личности в истории и жизни «рядовых граждан», сквозь судьбы которых лучше всего могут быть показаны социальные и политические процессы.
В учебный процесс школ введены новые требования Историкокультурного стандарта [1], где важными пунктами обозначено - изучение истории с точки зрения повседневности, поведения и эмоциональных реакций людей на события.
При этом с каждым годом все острее стоит проблема мотивации обучения. Одним из способов ее решения может стать применение в учебном курсе визуальных источников, в том числе киноматериалов. Они будут служить источником новых знаний, средством иллюстрации материала, помогут в его восприятии («Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать») и в развитии навыков критического мышления.
Визуальная история на основе кинематографа, фотографий и других источников дает ценную информацию о жизни, о повседневности, о настроениях в обществе. Пожалуй, именно эта тема на уроках истории, как никакая другая, настойчиво требует использования визуальных источников. Только они позволяют увидеть те стороны процесса или явления, которые не транслируются никаким другим видом источников. Надо отметить, что для современных детей и подростков визуальные виды искусства остаются наиболее близкими и понятными, а поэтому и весьма действенными в формировании их представлений как об истории в целом, так и о конкретных событиях прошлого, в нашем случае недавнего.
Одним из средств достижения перечисленных целей является проведение в школе элективных занятий, которые организованы не только для углубления знаний учащихся, но и для знакомства с важнейшими достижениями науки, формирования умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в научной информации, для развития их разносторонних интересов и способностей, сознательного отношения к учебе.
Также стоит отметить, что выбранная нами тема актуальна с точки зрения междисциплинарного подхода, поскольку полученные знания в ходе изучения данной темы обучающиеся смогут применять на уроках обществознания, экономики и МХК.
Степень изученности темы. Сложный, драматический и насыщенный политическими, социально-экономическими и культурными катаклизмами период развития России 1990-2000-х вызывает большой интерес ученых. Трансформация современного российского общества широко изучается многими областями наук, в число которых входят экономика, политология, социология, культурология, демография, психология и т.д. К сожалению, историки очень отстают от других специалистов в исследовании этой темы, как и современной российской истории в целом. Имеются лишь работы небольшого формата, посвященные отдельным вопросам темы и не дающие общего представления о ней. Чтобы создать необходимую нам для учебных целей общую картину трансформации российского общества были изучены работы представителей разных специальностей.
Использованные в нашем исследовании работы можно разделить на две группы.
1. Научная литература, освещающая содержательную сторону темы, к которой относятся историческая, культурологическая, психологическая литература, посвященная исследованиям трансформации российского общества. Эти исследования нам нужны, чтобы составить полное и всестороннее представление о теме, необходимое для отбора материала занятий.
В нашем исследовании мы использовали учебное пособие профессора, доктора исторических наук Славиной Л.Н. «История современной России.
Часть 1. Российская Федерация в период радикальной трансформации (1990е)» [29], в котором представлен системный анализ становления новой России в 1990-х гг., охватывающий все сферы российского общества и государства.
Работу известного российского историка Согрина В.В. «Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина» [31]. Написанная в жанре хорошо документированного, но живого исторического повествования, монография Согрина, в отличие от большинства изданий на эту тему, лишена политической ангажированности, отличается объективным и взвешенным научным подходом......
Трансформация российского общества в период 1990-2000-х гг. - одно из ключевых событий в истории России. Но в школьном курсе истории на ее изучение отводится крайне мало часов, при этом с каждым годом все острее стоит проблема мотивации обучения, заинтересованности современных школьников. По нашему мнению, одним из способов решения этой проблемы может стать применение в обучении такого актуального для школьников вида искусства как кино.
Для разработки методической стороны проблемы учителю необходимо владеть общей информацией о таком научном направлении как визуальная история, в рамках которой развивается изучение кинематографа как исторического источника.
Для достижения поставленной задачи нами был разработан элективный курс, актуальный также с точки зрения междисциплинарного подхода, поскольку полученные знания обучающиеся смогут применять не только на уроках истории, но также и на уроках обществознания, экономики и МХК.
В первой главе нами были рассмотрены факторы, повлиявшие на трансформацию российского общества 1990-2000-х. В этот непростой для общества период оно потеряло веру в успех преобразований в стране и в свои силы. В сознании масс усилились неотрадиционализм и изоляционизм, укреплялась идея «особого пути» России. Росли социальная и духовноэстетическая ностальгия по советской эпохе, антизападные и антиамериканские настроения.
Во второй главе были проанализированы отечественные кинофильмы российских режиссеров, таких как А. Балабанов, А. Сидоров, В. Тодоровский и С. Бодров-старший. В ходе анализа кинокартин, посвященных периоду 1990-2000-х, мы пришли к выводу, что в данных работах, наиболее точно отражающих процесс трансформации общества, акцентируя внимание на его особенностях. Так, в работах А. Балабанова - «Брат», «Брат-2», «Кочегар», «Жмурки» ярко показана тема бандитизма и криминализации общества, этой же теме посвящен телесериал режиссера А. Сидорова «Бригада» и кинокартина В. Тодоровского «Страна глухих».
Темы Первой и Второй Чеченских кампаний были раскрыты в кинофильмах «Кавказский пленник» С. Бодрова-старшего и «Война» А. Балабанова, где основными сюжетами стали проблемы плена и деятельности российских вооруженных сил на территории Чечни. Образ российских вооруженных сил скорее отрицательный, показаны все проблемы. Стоит отметить в картинах такие черты, как натуралистичность сюжетов, много жестокости, бесчеловечности.
В третьей главе исследования изложена информация о рабочей программе курса как основном документе образовательной организации, который определяет объем, содержание и последовательность изучения учебного курса. Также отображается нормативное основание рабочей программы, ее структура и источники. Кроме того, в данной главе предложены общие рекомендации по разработке рабочих программ элективных курсов, которые учитывались при создании нашей программы. Разработанная нами программа составлена в соответствии с государственными требованиями и содержит в себе все основные части.
Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что отечественные кинофильмы являются ценным источником для изучения темы трансформации российского общества 1990-2000-х гг.. Кинематограф позволяет проследить перемены в общественном сознании, дает понимание глубоких психологических последствий для целого поколения, пережившего «лихие 90-е».