Введение 3
Глава 1. Педагогические и методические условия организации элективных курсов по биологии 6
1.1. Элективный курс по биологии: предназначение, определение,
разновидности 6
1.2. Условия формирования предметных и метапредметных результатов
при обучении биологии 15
1.3. Методические условия разработки и реализации элективных
курсов по биологии 23
Глава 2. Методические условия формирования предметных и метапредметных результатов на элективном курсе «Размножение млекопитающих» на материалах МБОУ Новоангарская СОШ 32
2.1. Анализ элективных курсов по биологии 32
2.2. Методические рекомендации по разработке элективного курса
«Размножение млекопитающих» 38
2.3. Анализ образовательных результаов, формируемых на элективном
курсе «Размножение млекопитающих» 49
Выводы 56
Список литературы 63
Приложение 67
Проблема профориентации, безусловно, является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Кроме этого одной из основных проблем профориентационной работы является преодоление или сведение к минимуму возникающих противоречий, которые существуют между объективными потребностями общества в достаточной и сбалансированной кадровой структуре и сложившимися за долгие годы субъективными профессиональными желаниями и стремлениями молодёжи, которая не может или не хочет подстраиваться по реалии текущего дня. В таких случаях неизбежно возникают перекосы в спросе и предложении профессий на рынке труда, необоснованно завышенный выпуск специалистов определённых специальностей, несостоятельные рейтинги престижности профессий и многие другие.
Таким образом, развитая и имеющая поддержку от государства системная профориентация должна решать все возникающие вопросы и существенно способствовать на распределение людских ресурсов, определение оптимальных профессий по способностям, успешно заниматься адаптацией трудовых ресурсов к полученной специальности и заниматься трудовым воспитанием подрастающего поколения.
Элективный курс по биологии «Размножение млекопитающих» знакомит обучающихся с особенностями строения и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них. Он направлен на формирование интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о мире. В рамках данного курса запланирована работа на пришкольном участке для применения полученных знаний в теории и практике. Широкое использование опытных работ в учебном процессе повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует познавательной активности обучающихся.
Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на элективных курсах активизирует слабых учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.
Объект исследования: образовательный процесс по биологии.
Предмет исследования: методические условия разработки и реализации элективного курса для старшеклассников в условиях профильного обучения.
Цель работы: выявить методические условия разработки и реализации элективных курсов в условиях ФГОС ОО.
Цель работы обусловило постановку и решение следующих задач:
1. Изучить педагогические и методические условия организации элективных курсов по биологии;
2. Рассмотреть условия формирования предметных и метапредметных результатов при обучении биологии;
3. Выявить методические условия формирования предметных и метапредметных результатов на элективном курсе «Размножение млекопитающих» на материалах МБОУ Новоангарская СОШ.
Гипотеза: формирование предметных и метапредметных результатов обучающихся в процессе элективного курса по биологии будет эффективным, если:
• создавать условия для реализации научно-исследовательской деятельности обучающихся;
• применять различные техники и методы для формирования метапредметных результатов обучающихся.....
1. В ходе теоретической части выпускной квалификационной работы на основании данных литературы и интернет-источников было установлено, что Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования. В отличие от факультативных курсов, элективные курсы - обязательны для старшеклассников. Они ориентируют учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
2. Ориентация на метапредметные результаты предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, совместное использование навыков, создавая условия для своего личностного роста. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана. Важнейшим условияе формирования предметных и метапредметных результатов является общешкольная система мониторинга.
3. По результатам анализа практики МБОУ Новоангарская СОШ и проведения элективного курса «Размножение животных» установлена положительная динамика предметных знаний обучающихся и уровня сформированности метапредметных и личностных результатов. Элективный курс «Размножение млекопитающих» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности, а также носит практикоориентированный характер....
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», - приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, с изм., внесенными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69).
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74).
3. Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 05.07.17 № 1510 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2017-2018 учебный год»
4. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 20132020 годы [Электронный ресурс]. URL:
http://минобрнауки.рф/документы/2474 (дата обращения: 18.12.2019).
5. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. - М.: Эксмо,
2016. - 128 с.
6. Александрова, Г.В. Совершенствование общеучебных умений в системе интегрированных уроков. Автореф. ... канд. пед. наук / Г.В. Александрова. - М., 2018. - 23с.
7. Ансимова, Н.П. Психология постановки учебных целей в совместной деятельности учителя и учеников. Автореф. дисс. ... доктора психол. наук. / Н.П. Ансимова. - М., 2017. - 51 с.
8. Байбородова Л.В., Серебренников, Л.Н. Проектная деятельность
школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей
общеобразоват. организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175с. - (Работаем по новым стандартам).
9. Байбородова, Л.В., Белкина, В.В., Харисова, И.Г.
Психологопедагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования: учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, А.В.
Золотаревой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2017. - 416 с.
10. Воронцов, Н.Н. Биология. Общая биология. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений: Базовый уровень / Н.Н. Воронцов. - М.: Просв., 2012. - 304 с.
11. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство
формирования ключевых компетентностей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1390/ (дата обращения: 02.11.2019).
12. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2016. - 205 с.
13. Гнездилов, Г. В. Возрастная психология и психология развития: учеб.пособие / Г. В. Гнездилова, А. Б. Курдюмов, Е. А. Кокарева ; под ред. Р. В. Ершова. - М.: Изд-во СГУ, 2017. - 203 с.
14. Дейша-Сионицкая, М.А. Общая и санитарная микробиология с техникой микробиологических исследований: Учебное пособие / М.А. Дейша-Сионицкая. - СПб.: Лань, 2016. - 588 c.
15. Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012. С. 173-179. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1617/ (дата обращения: 20.03.2018)....