Введение 3
1. Экскурсия как форма организации внеурочной деятельности
1.1. Роль и место экскурсии в школьном курсе географии 4
1.2. Виды экскурсий 15
1.3. Технология проведения экскурсий 21
2. Дивногорск как объект проведения экскурсии
2.1. История образования города Дивногорска 26
2.2. Географическая характеристика города Дивногорска 30
2.3 Достопримечательности города Дивногорска 37
3. Методика проведения экскурсии по городу Дивногорску для обучающихся 9 классов общеобразовательных учреждений
3.1. Организация экскурсии по городу Дивногорску 50
3.2. Методическая разработка экскурсии по городу Дивногорску 54
Заключение 62
Список использованных источников 63
Актуальность. В условиях реализации ФГОС одной из форм организации учебно-воспитательного процесса является школьная экскурсия, которая выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Возможность непосредственного знакомства с объектами, их свойствами и качеством способствует формированию познавательной и информационной и географической культуры учащихся. Образовательная экскурсия для школьников 9 класса позволяет совместить активное времяпрепровождение с более глубоким усвоением школьной программы, помогает подготовиться к сдаче экзаменов и расширить общий кругозор. Использование в образовательной деятельности краеведческого принципа помогает учащимся лучше понять особенности природы, экологии, хозяйства, и населения, подвести к осознанию того, что Красноярский край и отдельные его регионы являются неотъемлемой частью России. Географическая экскурсия прививает любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны. Проведение географической экскурсии способствует патриотическому воспитанию молодежи, так как позволяет создать единый образ территории, выявить его уникальные, неповторимые черты и обозначить важность сохранения ее культурного и природного наследия.
Цель: выявить роль экскурсии в организации обучения и внеурочной деятельности
Задачи
1. Рассмотреть теоретические аспекты школьной географической экскурсии.
2. Составить географическую характеристику города Дивногорска.
3. Разработать экскурсию по городу Дивногорску для обучающихся 9 класса. Объект: образовательный процесс по географии.
Предмет: экскурсия по городу Дивногорску как форма внеурочной
деятельности.
Методы: сравнительно-географический, картографический, анализ
литературных источников.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предписывает использование географических экскурсий в школьном курсе географии. Экскурсия позволяет учащимся более глубоко познакомиться с реальными природными и культурными объектами, а также с их взаимосвязью в реальном мире. Географическая экскурсия является одним из методов преподавания географии и предполагает выход за рамки школьного кабинета. Она может осуществляться как в рамках уроков, так и в качестве отдельного мероприятия. Вместе с тем, экскурсии должны быть организованы таким образом, чтобы они не заменили занятия в классе, а дополняли теоретические знания, полученные на уроках. Подготовка к экскурсии по городу позволила собрать и систематизировать фактический материал по достопримечательностям города Дивногорска.
Выводы:
1. Географическая экскурсия позволяет обучающимся познакомиться с живыми объектами природы и культуры, с их внешним видом, свойствами и особенностями; изучить природные явления и географические закономерности; углубить и расширить общие знания по географии; закрепить теоретические знания на практике; развивать наблюдательность, логическое и аналитическое мышление. Поэтому такой вид деятельности с обучающимися необходимо практиковать в образовательном процессе.
2. Город Дивногорск - город Трудовой славы» имеет достаточно много интересных объектов для проведения школьной географической экскурсии в 9 классе. Наиболее важным объектом для знакомства школьников является символ города Дивногорска - Красноярская гидроэнергетическая станция имени 50-летия СССР. Не менее интересно знакомство с памятниками и памятными местами, посвященных основанию города и строительству Красноярской ГЭС.
3. Географическая экскурсия в 9 классе позволяет обучающимся познакомиться с объектами хозяйственной деятельности, регионального развития и культуры г. Дивногорска, закрепить и расширить теоретические знания, а также развить определенные навыки и способности. Разработанная экскурсия может быть апробирована в преподавании школьного курса географии в 9 классе. Результаты могут быть использованы в качестве образовательной базы для уроков географии, где учащиеся могут поделиться своими впечатлениями и знаниями.
1. Батрак Л. В. Экскурсии на предприятия города как форма адаптации будущих специалистов / Л. В. Батрак, Д. Ю. Васильев, Г. П. Поховцева // Образование. Карьера. Общество. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. - Вып. 3 (42). - С. 43-47.
2. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии / И.И.Баринова, Л.И. Елховская, В. В. Николина // Под ред. И. И. Бариновой. М.: Просвещение, 1988. 152 с.
3. Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia. (дата
обращения 23.03.2023).
4. Газета «За рулем» [Электронный ресурс]. URL:
https://www.zr.ru/archive/zr/1963/05/gieroi-siemilietki (дата обращения
11.04.2023).
5. Геологическая библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://www.geokniga.org/ (дата обращения 23.03.2023)
6. Гладышева, О. О. Роль внеурочной деятельности в современном географическом образовании / О. О. Гладышева // Вестник научных конференций. - 2021. - № 4-3(68). - С. 40-42.
7. Голованева А. П. Краеведческое изучение городов своей области в школьной географии / А. П. Голованева, А. А. Бурлака, И. А. Шевченко // Географическая наука сквозь призму современности: сборник статей по материалам XII Межвузовской научнопрактической конференции студентов, Нижний Новгород, 24 апреля 2019 года / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2019. - С. 74-77.
8. Голованева А. П. Методика проведения географических краеведческих
экскурсии по городам Нижегородской области / А. П. Голованева, И. А. Шевченко, И. Е. Жуковская // Актуальные вопросы этнографии и этногеографии: сборник статей по материалам IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Нижний Новгород, 26 апреля 2019 года / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2019. - С. 23-28.
9. Городской округ город Дивногорск [Электронный ресурс]. URL : https://divnogorsk.gosuslugi.ru/ (дата обращения 11.02.2023)
10. Даринский А.В. Методика преподавания географии: учеб. пособ. для геогр. спец. пед. ин-тов. М.:Просвещение, 1975. - 368 с.
11. Дивногорский художественный музей [Электронный ресурс]. URL : http://divartmuseum.krn.muzkult.ru/news/60113404 (дата обращения 28.03.2023)
12. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение: Учебник/ Б.В. Емельянов. М: Советский спорт, 2004.- 216 с.
13. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник по туристским
специальностям / Б. В. Емельянов; Российская международная акад.
туризма. - Москва: Советский спорт, 2012. - 213 с.
14. Зыков В. П. Дивногорск: сборник научных трудов / В. П. Зыков. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1987. - 223 с.
15. Инструкция по организации и проведению в природной среде
мероприятий организованными группами с участием детей на территории Красноярского края. Красноярск 2021. [Электронный ресурс]. URL: //
https://krstur.ru (дата обращения 11.02.2023)....49