Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмотивы в творчестве Ф. М. Достоевского (с возможностью использования на уроках русского языка и литературы)

Работа №146491

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмотивности 5
1.1. Эмоции и их репрезентация в лингвистике 5
1.2. Эмотив, эмотивность и эмотиология 8
1.3. Языковая репрезентация категории эмотивности 10
1.4. Эмотивы в структуре речевого портрета персонажа 12
Глава 2. Творческая эволюция Ф. М. Достоевского 15
2.1. Ранний период творчества (1844 - 1849 гг.) 16
2.2. Период каторги и сибирский период творчества (1849 - 1859 гг.) 18
2.3. Поздний период творчества (1860 - 1880 гг.) 19
Глава 3. Анализ эмотивов в структуре главного героя романов
Ф. М. Достоевского 23
3.1. Эмотивы в романе «Бедные люди» 23
3. 2. Эмотивы в романе «Подросток» 26
Заключение 30
Библиографический список 33
Приложение 37

Эмотивы играют важную роль в психической жизни любого человека и, соответственно, в жизни любого общества, и потому данная тема неоднократно освещалась в трудах лингвистов и ученых-испытателей. Эмотивность на данном этапе недостаточно изучена, на что указывают работы В.И Шаховского, Н.А. Красавского, В.Ю. Апресян и др. Это объясняет интерес исследователей к соответствующей лексике и определяет актуальность и содержание данного исследования. Данным вопросом также занимаются С.М. Галкина-Федорук, С.В. Ионова, А.М. Ильинская.
«По И.П. Павлову, слова и психические состояния человека связаны следующим образом: слова - одна из форм высшей нервной деятельности, а эмоции - одно из её представлений» [Иванов, 2018, 413]. Поэтому отражение эмоций человека в слове имеет и психофизиологическое, и социальное обоснование, так как эмоции отражают через слово типизированные психические состояния человека, как компоненты реального мира в его языковой картине.
Актуальность данной работы заключается в том, что вопрос о роли эмотивов в языковом портрете персонажа художественного произведения ещё недостаточно изучен в языкознании и литературоведении.
Объектом нашей работы является эмотивность как языковая категория в художественном пространстве текстов Ф.М. Достоевского.
Предмет - эмотивность и её языковая репрезентация в речевых портретах главных персонажей романов Ф.М. Достоевского «Бедные люди», «Подросток».
Цель - выявить роль эмотивов в структуре речевых портретов персонажей. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать содержание и соотношение понятий эмотив, эмотивность, эмотиология.
2. Определить особенности эмотивности как языковой категории.
3. Выявить лексические средства репрезентации категории эмотивности.
4. Провести компонентный анализ лексических единиц, обозначающих эмоции.
5. Рассмотреть особенности построение речевого портрета персонажа в связи с употреблением эмотивов в рамках проведённого исследования.
6. Разработать урок русского языка.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в развитие теории эмотивности, поскольку полученные результаты представляются полезными для изучения эмоциональных концептов в речевом портрете персонажа художественного произведения.
Методологическая значимость работы состоит в создании разработки урока русского языка с использованием результатов проводимого нами исследования.
Основными методами исследования являются метод проблемного анализа научной литературы, метод реферирования, метод компонентного анализа, метод случайной выборки и метод контекстного анализа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящем исследовании были рассмотрены лексические средства
репрезентации эмоционального состояния в речевом портрете персонажей
романов Ф. М. Достоевского разного периода творчества «Бедные люди» и
«Подросток».
Целью данной работы было выявление роли эмотивов в структуре
речевого портрета персонажа.
Первый этап работы включал изучение литературы по данной тематике.
Были рассмотрены понятия эмотива, эмотивности, эмотиологии и
компонентного анализа.
Компонентный анализ был признан в данной работе одним из наиболее
универсальных способов лингвистического исследования.
Были выявлены следующие особенности эмотивности:
1. Эмотивность является стилевой чертой художественных текстов. По
своему назначению все художественные тексты принадлежат к эмотивному
типу текстов, что обусловлено местом эмотем в тематической структуре и
эмотивных задач в комплексе прагматических задач текста;
2. Эмотивность – языковая категория, поскольку эмоции могут
передаваться (выражаться, проявляться) в языке и языком;
30
3. Эмотивность речи выражает психическое состояние говорящего,
обуславливающее его эмоциональное отношение к предмету и ситуации
общения.
Следовательно, можно сделать следующие выводы. Эмоции
непосредственно взаимосвязаны с потребностями человека, лежащими в
основе мотивов его деятельности, необходимыми для освоения
действительности и удовлетворение актуальных потребностей. Следует
дифференцировать связь эмоций и языка со стороны чувственного
содержания языка и его способности выражать/называть эмоции и чувства.
Эмотивы – понятие лингвистическое, а эмоции и чувства –
экстралингвистические.
Вторым этапом работы стало исследование вопроса о речевом портрете
персонажа. В ходе исследования сопоставлялись различные точки зрения
лингвистов на данный вопрос. Под термином речевой портрет мы понимаем
воплощенную в речи языковую личность.
Анализ речевого портрета представляет собой характеристику разных
уровней реализации языковой личности, в том числе и уровень эмотивности.
На третьем этапе исследования мы обратились к периодизации творчества
Ф. М. Достоевского, дабы определить основные этапы его пути и отметить
выбранные нами произведения в хронологии произведений писателя.
Исходя из представленного анализа, мы можем сделать вывод о том, что
эмотивность составляет одну из важнейших сторон анализа речевого
портрета персонажа. Проследив связь эмотивности и речи персонажа романа,
мы сделали ряд заключений:
1. Стиль речи определяет использование тех или иных эмотивных форм;
2. Эмотивы, входящие в речевую характеристику персонажа,
свидетельствуют о его этнокультурных, возрастных, гендерных и
психологических особенностях.
3. По лексическому разнообразию эмотивов можно судить о богатом
лексиконе данной языковой личности.....


1. Danes Fr. Cognition and Emotion in the Discourse Interaction: A
Preliminary Survey of the Field / Danes Fr. – Berlin: XIV International
Congress of Linguists Organized under Auspices of CIPL. 1987. – 448 p. –
(Preprints / the Plenary Seasion Papers, XIV International Congress of
Linguists Organized under Auspices of CIPL; Berlin. 10–15 August 1987).
2. Арнольд И.В. Лексикография современного английского языка.
М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 1959. 352 с.
3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972, с. 82.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 313
5. Буренина Н.В. Диалог и эмотивная функция языка // Диалог о
диалоге: межвуз. сб. науч. тр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991.
С.28–35.
6. Васильев Л.М. Теоретические проблемы лингвистики
(внутреннее устройство языка как знаковой системы). Уфа: Изде Башк. Ун-та, 1994. 126 с.
33
7. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. – М.:
Русские словари, 1996. 416 с.
8. Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в
языке: сборник статей по языкознанию. М., 1958. 199 с.
9. Гончарова Т.В., Плеханова Л.П. Речевая культура личности:
практикум. М.: Флинта: Наука, 2012. 240 с.
10. Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1963, с. 156.
11. Достоевский Ф. М. Подросток. М.: Аст, 2017. 640 с.
12. Достоевский Ф.М. Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова.
– М.: Правда, 1981. 384 с.
13. Достоевский Ф.М. Игрок. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат,
2012. – 235 с.
14. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
15. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.,
2007. 317 с...40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ