Введение 3
Глава I. Чувства и эмоции в лингвистическом представлении
и в языковом контексте 6
1.1. Понятия языковой и поэтической картины мира 6
1.2. Чувства и эмоции как объект описания лексической семантики 11
Глава II. Семантическая структура ситуации «Любовные переживания»
(на материале сборников «Четки» и «Белая стая» А.А. Ахматовой) 15
2.1. Структура ситуации: элементный состав 15
2.1.1. Субъекты как активные языковые участники 16
2.1.2. Чувства как содержательный центр ситуации 19
2.1.3. Инструменты как средство реализации чувства 24
2.1.4. Атрибуты как детали ситуации 24
2.1.5. Результативы как итог развития ситуации 27
2.1.6. Символы как знаки ситуации 27
2.1.7. Хронотоп как координаты ситуации 28
2.2. Динамика ситуации: состав пропозиций 31
2.2.1. Пропозиции физической сферы 31
2.2.2. Пропозиции эмоциональной сферы 34
2.2.3. Пропозиции ментальной сферы 36
2.2.4. Пропозиции социальной сферы 37
Глава III. Образные средства поэтического текста:
методическое использование 39
3.1. Пояснительная записка 39
3.2. План-конспект урока 41
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение 56
В поэтических произведениях А.А. Ахматовой тема любви является одной из ведущих. Произведения поэта, посвященные этой вечной теме, до сих пор привлекают широкую читательскую аудиторию глубиной своего содержания и талантливым воплощением.
Лингвистический интерес к изучению представлений о любви у А.А. Ахматовой обусловлен следующим. Поэт так же, как и любой другой человек, является носителем своего родного языка, а образы, ключевые идеи и понятия, отраженные в языковой системе, языковых единицах и текстах, не могут не влиять на личностное восприятие действительности. Поэтическая картина мира включает представления, которые содержатся в общей национальной языковой картине мира, в ярких и оригинальных формах проявляя эти представления. Это, в свою очередь, позволяет более точно понять содержание национального языкового сознания и со ставляющие его элементы.
Все вышесказанное определяет актуальность предпринятого исследования.
Интерес к представлениям о мире, отраженным в языке и текстах, в частности, в поэтических текстах А.А. Ахматовой, обусловил то, что методологической основой данной работы стала теория языковой картины мира. В этом отношении автор ВКР опирался на труды зарубежных и отечественных лингвистов, таких как В. фон Гумбольдт, И.Л. Вайсгербер, М. Хайдеггер, Н.Д. Арутюнова, Ю.Д. Апресян, В.И. Постовалова и др., внесших существенный вклад в ее развитие. Кроме того, одним из основных понятий работы является понятие поэтической картины мира, представления о которой развивали Ж.Н. Маслова, Н.С. Болотнова, Д.М. Дреева и др.
Объектом исследования определена семантика любви в поэтической картине мира А.А. Ахматовой, а предметом исследования - языковая ситуация «Любовные переживания», представленная в ранней лирике поэта.
Материалом для исследования послужили поэтические тексты сборников А.А. Ахматовой «Четки» и «Белая стая», включающие 135 стихотворений.
Цель исследования - определить семантическую структуру ситуации «Любовные переживания», отражающую авторскую индивидуальность поэта в начальный период его творчества.
Исходя из поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1) изучить проблематику теории языковой картины мира и языковой семантики и актуализировать ее с учетом объекта и предмета исследования;
2) сформировать языковую базу исследования;
3) исчислить компоненты, составляющие языковую ситуацию «Любовные переживания» в текстах А. Ахматовой; имеются в виду а) языковые участники, б) описывающие их поведение и состояние действия-пропозиции, - а также языковые формы их воплощения;
4) выявить семантические особенности описания любви А. Ахматовой, то есть особенности передачи эмоционального опыта через языковые средства;
5) продемонстрировать методические возможности применения языкового материала исследования.
Сформулированные таким образом цель и задачи исследования обусловливают особое внимание автора ВКР к лексическим единицам, используемым А.А. Ахматовой для передачи любовных переживаний. Такой подход - с акцентом на семантический аспект в целом и лексико-семантический аспект в частности - позволяет выявить контекстное значение лексем, а также их роль в формировании чувственного образа мира поэта. Имеются в виду, например, номинативы-эмотивы, которые входят в «словарь чувств» поэта, описывая различные эмоции и чувства.
С учетом этого основным методом анализа в данном случае становится метод семантического анализа, позволяющий разбирать не только значение отдельных лексем и словосочетаний, но и содержание целых высказываний.
В конечном счете, данный подход позволяет выявить особенности репрезентации эмоционального состояния лирического героя в текстах и расширить представление об индивидуальном стиле автора.
Кроме того, для решения поставленных задач и достижения цели выбраны следующие методы и методические приемы:
^ прием сплошной выборки;
^ прием медленного чтения;
> сравнительный метод;
^ описательный метод;....
Целью выпускной квалификационной работы был анализ семантической структуры языковой ситуации «Любвное переживание», которая отражает авторскую индивидуальность поэта А.А. Ахматовой в начальный период ее творчества, а также демонстрация методического применения материала исследовательской части в границах школьного предмета «русский язык».
В первой главе рассмотрены такие понятия, как «языковая картина мира» и «художественный концепт». В контексте данных понятий следует рассматривать структуру «поэтической картины мира» и ее отдельных элементов и ситуаций, отражающую глобальную реальность в сознании художника. Необходимо учитывать эстетическое видение мира самого автора, независимо от конкретного текстового воплощения. Во второй главе проанализированы 2 поэтических сборника ранней лирики А.А. Ахматовой «Четки» и «Белая стая» на предмет исследования структуру языковой ситуации любовного переживания.
При анализе поэтических сборников мы учитывали родовую специфику лирики в содержательном аспекте. Именно поэтому было важно выявить субъективно осмысленную модель «Ситуации любовных переживаний», какой она представлена в текстах поэта - в индивидуальной поэтической картине мира.
В процессе семантиче ского анализа определено, что структуру Ситуации любовных переживаний образуют языковые участники 6 типов. Главное место в данной структуре занимают Любимая и Любимый, ключевое содержание отношений которых определено как Любовь, воплощаемая во множестве чувств - часто драматического и трагического характера: грусть, страх, тоска, гнев и т.д. Развитие чувства детализируется за счет описания атрибутов любви: губ, глаз, рук и др., - и ее символов: цветов и башмачка, а также ее результатов: слов, письма - мудрости, памяти и т.д.
Вся Ситуация разворачивается в определенном хронотопе, определяемом координатами времени (локативы), пространства (темпоративы) и природой стихий (вода, луна солнце и т.д.).
Кроме того, определено, что динамику данной Ситуации представляют самые различные пропозиции - языковые аналоги различного рода состояний, действий, движений и т.п.; выявлено, что «Любовное переживание» в текстах поэта представлено событийными пропозициями 14 типов. Наиболее частотными в границах поэтического описания Ситуации любовных переживаний оказываются эмоциональная (психическая) и физическая сферы русской языковой картины мира - события же ментальной и социальной природы отведены на периферию Ситуации. Физические действия и движения становятся обширной базой соответствующих описаний, выраженной в одноименных пропозициях и глагольной лексике. Семантическим же центром Ситуации следует признать пропозиции эмоциональных состояний / чувств: любовь и детализирующее ее множество конкретных переживаний. Эти языковые особенности позволяют говорить о том, что любовное переживание осмыслено в поэтической картине мира А. Ахматовой через динамическую природу физического мира.
Еще одной особенностью языкового представления Ситуации любовных переживаний является умеренное использование ярких образов, тропов и фигур. Анализ пропозиций показал большой образный потенциал лишь у одного языкового участника - атрибута сердце.
Все перечисленное в совокупности позволяет нам сделать вывод о том, что семантиче ское воплощение Ситуации любовных переживаний в поэтической картине мира ранней лирики А. Ахматовой, характеризуется как сложно устроенное, включающее множество элементов и пропозиций, но одновременно реалистичное, сдержанное, лишенное избыточной образности и экспрессивности.
В третьей главе автор ВКР представляет план-конспект урока для 7 класса на тему «Лексические средства выразительности» (на материале поэзии А.А. Ахматовой). Данный материал помогает развивать коммуникативную и языковую компетенции, на которые в современном процессе образования обращается особое внимание.
1. Апресян В.Ю. Языковая картина мира и системная лексикография. М.: Языки славянских культур, 2006. 910 с.
2. Апресян Ю.Д. Исследования по семантике и лексикографии. Т. 1: Парадигматика. М.: Языки славянских культур, 2009. 568 с.
3. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: синонимические средства языка. М.: Наука, 1974. 366 с.
4. Арутюнова Н.Д. Специфика несвободной сочетаемости имен чувств. Предложение и его смысл. М.: Наука, 1976. 384 с.
5. Болотнова Н.С. Ассоциативное поле художественного текста как отражение поэтической картины мира автора. Вестник ТГПУ, 2014. С. 20-25.
6. Болотнова Н.С. Когнитивное направление в лингвистическом изучении
художественного текста // Поэтическая картина мира: слово и концепт в лирике серебряного века: Материалы VII Всероссийского
научно-практического семинара. Томск, 2004. С. 7-19.
7. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня / Н. С. Болотнова; Под ред. С. В. Сыпченко; Том. гос. пед. ин-т. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. 309 с.
8. Брутян Г. А. Язык и картина мира. Философские науки, 1973. С. 108-110.
9. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. Пер. с нем., вступ. ст. и коммент. О. А. Радченко. Изд-во МГУ, 1993. 232 с.
10. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. 416 с.
11. Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества. М.: Прогресс, 1984.
12. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.
13. Дреева Д.М. Поэтическая картина мира и феномен свободных ритмов в немецкоязычной поэзии XVIII-XXI вв.: генезис, становление, языковые особенности : автореф. дис. .. д-ра филол. наук. М.: Наука, 2012. 47 с.
14. Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005. 544 с.
15. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 262 с....32