ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1 Теоретические основы исследования предметного портфолио как современного средства оценивания результатов обучения 8
1. 1. Сущность предметного портфолио 8
1.2. Нормативная база 16
1.3. Формирование УУД на уроках обществознания 26
ГЛАВА 2 Предметное портфолио по обществознанию для 6 класса 36
2.1. Наполнение предметного портфолио 36
2.2. Приемы и методы использования предметного портфолио на уроках
обществознания в 6 классе и во внеурочной деятельности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
В русле общего процесса модернизации российского образования стоит вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся. С одной стороны, это связано с тем, что педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности и всесторонности, так как многие функции оценки работают слабо или не реализуются совсем. С другой стороны, неразвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности — одна из причин отставания школьников в учении.
Отсутствие навыков самооценивания является также препятствием в формировании способности к самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в современном быстро меняющемся мире.
Между тем существует, но недостаточно адаптировано к учебному процессу такое эффективное средство обучения и контроля, как предметное портфолио ученика. Предметное портфолио позволяет изменить подходы к традиционной системе оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки, перенося педагогическое внимание с оценки на самооценку.
« Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить» - Роджер Левин. Невозможно не согласиться с тезисом ученого, так как на сегодняшний день проблема методов обучения учащихся представляется одной из самых сложных проблем современной дидактики.
Применение портфолио в рамках существующей системы обучения позволяет более полно реализовать все функции оценки: диагностическую, обучающую, организующую, воспитывающую — на основе системного подхода, который обеспечивает их оптимальное сочетание.
Диагностическая функция выражается в том, что оценка должна не только свидетельствовать об уровне овладения необходимыми знаниями и умениями, но и указывать на причины недочетов в подготовке школьника. Между тем информативность оценок, выставляемых в журнал, очень низка.
Ведение индивидуальных портфолио, являющихся коллекцией работ и результатов деятельности, позволит:
• отразить степень активности школьников при изучении разных тем, разделов или предметов;
• проследить индивидуальный прогресс ученика, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;
• глубже понять причины успехов и неудач в учебе, опираясь на анализ самоотчетов учащихся по изучаемым темам, разделам или предметам.
Портфолио расширяет потенциал обучающей функции педагогического контроля, предоставляя дополнительные возможности:
• выявления пробелов и дифференциации знания от незнания на защите портфолио, осуществляемой, например, по следующим критериям: аккуратность и логичность изложения материала в портфолио; наличие всех запланированных по курсу работ; отражение собственных позиций ученика (самоанализ по теме); оригинальность творческой работы; процесс решения проблемы; компетентность ответов на вопросы товарищей по изученной теме;
• обеспечения обратной связи от ученика к учителю при затрудненном оценивании индивидуальных достижений школьника в коллективных методах работы (метод проектов, обучение в сотрудничестве и т.д.);
• мотивации к необходимости и полезности контроля прежде всего для самого учащегося, поскольку, соединяясь в результате регулярного выставления самооценок с самоконтролем, он помогает ученику совершенствовать знания, делает их более ясными и систематизированными, содействует развитию памяти и мышления.
На фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций, не смотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности, испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой - от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
В выпускной квалификационной работе в конечном итоге мы получили разработанный вариант предметного портфолио по обществознанию для 6го класса, как современное средства оценивания результатов обучения, поэтому основная цель была достигнута.
В связи с кратким обзором степени изученности, мы представили определение предметного портфолио, а так же установили потенциал и возможности его использования в образовательном процессе, оценили на сколько портфолио отвечает требованием нормативно-правовой базы современного российского образования, а также какие УУД можно на нем отрабатывать.
Проанализировав рекомендованный министерством просвещения учебник по обществознанию для 6 классов, под редакцией Л.Н.Боголюбова, выявили его плюсы и минусы, поэтому создавая предметное портфолио можно объединять различные задания, проекты, памятки, в нем будут учитываться психологические трудности, испытываемые школьником в процессе учебы, индивидуальные и возрастных особенностей ребенка.
Идея учебного портфолио становится сегодня всё более популярной, всё больше школ применяют его в своей практике. Предметное портфолио наиболее актуально в средней и старшей школе, где в рамках предпрофильной подготовки формируется портфолио достижений учащегося, куда включаются важные показатели учебной и внеучебной деятельности. Это помогает школьнику осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.
Ведь основной целью является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Итогом подобной стратегии является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.
Итогом работы учащегося является система технологических компетенций и компетенций личностного роста, которые являются в самоанализе презентационных работ по изученным и освоенным дисциплинам. Предметное портфолио показывает рефлексивные способности ребенка и степень его мотивации в изучении предметов за рамками образовательного минимума.
Портфолио дает возможность делать, что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои собственные возможности. А учителю удается раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка.
Подводя итог, мы может сказать, что предметное портфолио это одна из инновационных технологий в оценивании, которое соответствует запросам ФГОС и выполняет следующие требования данного стандарта: поддержка высокой учебной мотивации школьников; поощрение ученической активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения; формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
В данной работе был проведен анализ по созданию предметного портфолио, так же было показано, что именно через учебное портфолио, можно проследить его эффективность в школьной программе. В процессе анализа портфолио, выяснилось, что появляется новое фиксирования индивидуальных достижений школьника. Показателем прогресса в работе над портфолио считается глубокий и осмысленный самоанализ и рефлексия собственной деятельности.
Предметное портфолио формирует умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, а самостоятельное создание авторских документов — это процесс творческий, ориентированный на воображение, поиск и открытие. Это и есть путь к успеху.
1. Обществознание. 6 класс.Учеб. для общеобразоват.оОрганизаций. / под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение,2016.-
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N
1897//http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=11025
Учебная и научная литература
1. Абасов З. А. Формирование субъектной позиции ученика в обучении // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 5. - С. 11.
2. Александрова О.А. Образование: доступность или качество — последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 83—93
3. Антюхов А.В., Фомин Н.В. Инновационные подходы к уровневой подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования: учеб.метод.пособие.-Брянск: «Курсив», 2009.-212с.
4. Вагин А.Л. Методика обучения истории в школе. — М., 1972.-354 с.
5. Голоднова Л. В. Технология портфолио - формальный и неформальный подход // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №5. С.9-21.
6. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Портфолио в системе педагогической
диагностики // Школьные технологии. 2005. № 2.
7. Горелова Т. И. Портфолио - альтернативный способ оценивания результатов обучения // Управление начальной школой. 2009. № 6. С.17.
8. В.К. Загвоздкин Портфолио в учебном процессе // Вопросы образования. 2004. №2.
9. Зачесова Е.В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся // Новые ценности образования - 2006 - №3 - с.74-82.
10. Зотикова Н. В. Личностные предпосылки субъектности младших
школьников: автореф. канд. психол. наук: 19.00.13. - М., 2002.
- 16 с.
11. Кирьянова Е. А. Портфолио (портфель учебных достижений): становление
аутентичного способа оценивания // Научно- методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.
ru/2016/76155. htm.
12. Т.Г. Новикова, М.А Пинская, А.С. Прутченков, Е.Е. Федотова Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. 2004. №3.
13. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника - «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 112 с.
14. Найденова, Н.Н. Роль международных сравнительных исследований в развитии стандартизации в разных странах (начальное образование) [Текст] /И.С. Найденова, Н.Н. Найденова // Основные направления развития стандартизации общего образования за рубежом: Монография, Новое время. - Москва. - 2014.- С. 74-88.
15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.....33