МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ГИПСОМ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ У УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Введение……………………………………………………………............... 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков работы с
гипсом на кружковых занятиях в общеобразовательной
школе у учащихся шестых классов………………………….. 11
1.1 Содержание навыков работы с гипсом на кружке
декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной
школе……………………………………………………………... 11
1.2 Особенности формирования навыков работы с гипсом на
кружковых занятия в общеобразовательной школе…………... 24
Глава 2. Методические особенности формирования навыков
работы с гипсом у учащихся шестых классов
общеобразовательной школы………………………………… 35
2.1 Содержание занятий кружка декоративно-прикладного
искусства в процессе работы с гипсом в шестых классах
общеобразовательной школы…………………………………… 35
2.2 Методика формирования навыков работы с гипсом на
кружковых занятиях у учащихся шестых классов в
общеобразовательной школе…………………………………… 49
2.3 Использование мультимедийных средств на кружковых
занятиях декоративно-прикладным искусством…...………….. 57
Глава 3. Создание серии гипсовых розеток «Листья»………............. 61
3.1 Идейный замысел серии розеток из гипса «Листья»…….……. 61
3.2 Этапы создания серии розеток из гипса «Листья»……………. 64
Заключение……………………………………………………..................... 67
Библиографический список………………………………………………. 71
Актуальность. Занятия творчеством в настоящее время становятся всё более популярным средством развития личности. Создаются различные кружки, студии, организуются мастер-классы, проводятся индивидуальные занятия по музыке, театральному и режиссёрскому мастерству, фотографии, изобразительному и декоративно-прикладному искусствам. Это связано с тем, что родители, педагоги понимают всю значимость формирования всесторонне развитой и гармоничной личности, включающего наряду с гуманитарными и точными науками физическую культуру и искусство. Эта идея реализовывалась в воспитании и образовании отпрысков правителей и знати, а в общедоступном образовании нашла применение в прошлом веке. Сильные мира понимали, что достойный наследник если не во всём, то во многом должен превосходить окружение, чтобы благодаря своему уму, силе воли, духу, благородству быть успешным и прославить страну и род. Конечно, зачастую правитель не являлся безусловным примером великой личности, но именно всестороннее развитие качеств могло приблизить его к идеалу. В то время как образование стало общедоступным, сильнейшие педагоги, психологи, учёные, исследователи стали пропагандировать эту идею как один из основополагающих принципов педагогики, что находит поддержку и в современном образовании. Поэтому создание кружка декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе, где дети осваивают, в том числе, технику гипса, является одним из средств создания всесторонне развитой личности, которая, имея необходимые инструменты, развиваясь, имеет все шансы стать успешной в будущем. Организация кружка декоративно-прикладного искусства соответствует современным ФГОС, так как обеспечивает преемственность между средним и профессиональным образованием, помогая школьникам выявить определённую склонность и, как следствие, выбрать основной профессию в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства и подготовиться к более глубокому освоению связанной с ней деятельности;
готовит школьника к саморазвитию и непрерывному образованию, активизирует их учебно-познавательную деятельность. Кружок идеально подходит для создания условий, в которых учитываются индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенностей учеников, так как является достаточно гибкой и более свободной формой организации образовательного процесса. На кружке ученики активно и с интересом познают мир, учатся ценить труд и науки, понимать искусство, осваивают творчество в широком понимании слова и явления. Более тесное межличностное общение на кружке обеспечит формирование у детей уважения к другим людям, умения вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Кружок декоративно-прикладного искусства по работе с гипсом в общеобразовательной школе соответствует ФГОС и по многим другим параметрам, поэтому его создание отвечает запросам не только общества, но и государства, Правительства Российской Федерации. Создать кружок в общеобразовательной школе не составляет труда: достаточно предоставить руководству школы, её Методическому совету на рассмотрение программу и рецензию на неё. При наличии учебного кабинета, времени в расписании школы, когда он будет свободен, и заинтересованных учеников дирекция школы всегда пойдёт навстречу учителю, желающему дополнительно заниматься с детьми за рамками основной программы. Но какая программа подходит для кружка декоративно-прикладного искусства по работе с гипсом? Разумеется, каждый учитель изобразительного искусства в соответствие со своими компетенциями способен разработать комплекс занятий на год, который сформирует и разовьёт у учеников ряд качеств, знаний, умений и навыков. Особенно в настоящее время учителям школы доступен огромный объём информации по искусству, в том числе по работе с гипсом. Но вся эта информация не обобщена, не систематизирована, не адаптирована для конкретной возрастной категории учеников. Какого рода приёмы работы с гипсом могут освоить шестиклассники, какие приёмы наиболее успешно справятся с задачей знакомства и освоения техники гипса шестиклассниками на кружке декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе? Спрос на организацию кружка декоративно-прикладного искусства по работе с гипсом для шестых классов в общеобразовательной школе существует, но отсутствуют одобренные Министерством образования учебники, пособия, литература по методике работы с техникой гипса для данной возрастной категории школьников.
Таким образом, проблема данного исследования будет звучать следующим образом: каковы методические особенности формирования навыков работы с гипсом на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству у шестых классов общеобразовательной школы?
Решение данной проблемы и составляет цель исследования: разработка методики формирования навыков работы с гипсом на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству у шестых классов общеобразовательной школы.
Объектом исследования являются навыки работы с гипсом учеников шестого класса общеобразовательной школы.
Предметом исследования является процесс формирования навыков работы с гипсом на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству у шестых классов общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: методика формирования навыков работы с гипсом на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству у шестых классов общеобразовательной школы будет эффективна, если:
1. Будет определено содержание навыков работы с гипсом на кружковых занятиях в общеобразовательной школе.
2. Будут выявлены методические особенности формирования навыков работы с гипсом на кружковых занятия в общеобразовательной школе.
3. Будет разработано содержание занятий по формированию навыков работы с гипсом учеников шестого класса общеобразовательной
школы на кружковых занятиях.
Задачи исследования:
1. Выявить в специальной научной, методической, психологической литературе содержание навыков работы с гипсом.
2. Выяснить в научной, методической, педагогической литературе методические особенности формирования навыков работы с гипсом на кружковых занятия в общеобразовательной школе.
3. Разработать методическую серию занятий по формированию навыков работы с гипсом в шестом классе общеобразовательной школы на кружковых занятиях.
Методологической базой исследования являются работы в области технологии работы с гипсом П.П. Будникова, А.М. Шепелева, Л. Хаметовой, Н.Я. Сенаторова, А.П. Коршуновой, Н.Е. Муштаевой, Д. Бройдо, В.В. Патлах, С.Д. Сухаревой, А.Р. Ахмедова, Т.М. Михайленко, И.А. Ковалька, К. Хессенберг, труды в области теории обучения И.П. Подласого, П.И. Пидкасистого, В.В. Воронова, Л.В. Занкова (принципы обучения); авторов концепций обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина (содержательное обучение), П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной (поэтапное формирование умственных действий), Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, В. Оконя (проблемное обучение), авторов классификаций методов обучения Е.И. Перовского и Д.О. Лордкипанидзе, И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, Ю.К. Бабанского; психологические труды, освещающие вопросы навыков и их формирования А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Е.И. Рогова, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплова, Н.А. Бернштейн, Р.С. Немова, Л.С. Выготского, Ф.Н. Гоноболина; в области методики преподавания изобразительного, декоративного и народного искусства и творчества в общеобразовательной школе В.С. Кузина, Т.Я. Шпикаловой, Б.М. Неменского, Э.И. Кубышкиной, Т.С.Комаровой, Е.Е. Рожковой, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Б.П. Юсова, А.Е. Терентьева.
Методы исследования:
- анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент (который включает констатирующий, поисковый, формирующий этапы);
- анализ и экспертная оценка результатов изобразительной деятельности учащихся общеобразовательной школы на кружке декоративно-прикладного искусства;
- анкетирование.
Практической базой исследования стали 6-е классы МБОУ «Гимназия № 18 города Старого Оскола» (констатирующий эксперимент), МОУ «Тавровская СОШ им. А.Г. Ачкасова Белгородского района Белгородской области» (поисковый эксперимент), а также МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа №2 Белгородского района Белгородской области» (формирующий эксперимент).
Практическая значимость состоит в разработке методической серии заданий для формирования навыков работы с гипсом в общеобразовательной школе, которая может быть применена на кружковых занятиях в шестых классах общеобразовательной школы.
Структура работы
Работа состоит из оглавления, введения, трёх глав теоретической части, заключения, библиографического списка, приложений.
В настоящем введении рассматривается актуальность организации кружка декоративно-прикладного искусства в 6-ых классах общеобразовательной школы, где дети смогут сформировать навыки работы с таким материалом, как гипс; определяется основная проблем их ведения - отсутствие методики обучения технологии работы с этим материалом для конкретной возрастной группы; ставится цель исследования, выделяются объект и предмет, формулируются пути решения в виде гипотезы и вытекающие из неё задачи, которые следует решить в ходе исследования;
обозначается методологическая база со списком ведущих исследователей, затрагивающих данную тему; определяются методы исследования, практическая значимость и структура работы.
В первой части первой главы рассматриваются теоретические аспекты навыков работы с гипсом на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству в школе: определяется понятие навыков, рассматривается их обобщённая классификация; на основе особенностей технологии изготовления изделий из гипса ручным способом выделяется содержание навыков при работе с этим материалом (обозначаются конкретные двигательные, интеллектуальные и перцептивные навыки, необходимые ученику шестого класса общеобразовательной школы, чтобы работать с гипсом на кружке декоративно-прикладного искусства). Во второй части первой главы рассматриваются такие вопросы как взаимосвязь формирования навыков у учеников общеобразовательной школы с задатками, способностями, темпераментом, особенностями протекания психических процессов - памяти, внимания, мышления, воображения, одарённостью, потребностями, а также основные принципы формирования навыков, условия, особенности их формирования.
Во второй главе описывается экспериментальная часть исследования, состоящая из трёх этапов. На первом этапе (констатирующий эксперимент) мы определили состояние методики формирования навыка работы с гипсом в общеобразовательной школе, определили уровень знаний по работе с гипсом, провели ряд наблюдений на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству в нескольких шестых классах, на которых обращали внимание на методику обучения и уровень использования учащимися знаний на практике (свидетельство усвоения нового материала). Также нами был систематизирован, адаптирован и обобщён материал по работе с гипсом и разработана процедура уровневого замера формирования навыков работы с гипсом. На втором этапе исследования (поисковый эксперимент) мы провели ряд кружковых занятий (в 6-ых классах общеобразовательной школе по работе с гипсом), для которых были подготовлены теоретический материал по гипсу, наглядные пособия, устные и практические задания для проверки качества знаний. В результате работы на данном этапе были отобраны и выявлены наиболее эффективные задания, упражнения формирования навыка работы с гипсом. На третьем этапе мы провели занятия в общеобразовательной школе с целью формирования прочных знаний, умений, навыков по работе с гипсом. На этих занятиях мы использовали задания и упражнения, которые отличились наибольшей степенью эффективности в течение поискового эксперимента, имея возможность несколько их скорректировать. На данном этапе мы также провели анализ полученных в ходе исследования результатов, подвели итоги и определили дальнейший фронт работы по теме исследования.
В третьей главе выпускной квалификационной работы представлены результаты творческой деятельности, итогом которой является серия декоративных гипсовых розеток «Листья». Основными задачами было найти удачное силуэтное и пластическое решение, а также такое пространственное положение листьев на плинтах, чтобы розетки служили моделями для изучения особенностей натуры и их передачи на плоскости листа в процессе работы с натуры учениками или студентами в учреждениях с художественно¬изобразительной направленностью.
В заключении обобщены результаты всего исследования, сделаны общие выводы и подведены итоги данной выпускной квалификационной работы.
Всего в выпускной квалификационной работе 77 страниц и 61 номер библиографического списка.
Приложения содержат краткое описание заданий формирующего эксперимента, фотографии детских работ, выполненных в ходе формирующего эксперимента, фотографии творческих поисков, фотографии последовательности выполнения изделий из гипса, фотографии творческой части - серии гипсовых розеток «Листья».
Формирование навыков делает личность человека более эффективной, так как сформированные автоматические действия позволяют ученику справляться с деятельностью, которая не требует постоянного контроля сознания, высвобождая время для творческой деятельности, поиска идей и замыслов. Кроме того, значительно сокращается время между идеей и её реализацией, что позволит индивиду найти свой путь в искусстве гораздо раньше, чем если бы каждая реализация очередного проекта, построенной в воображении модели технологически и алгоритмически напоминала бы всякий раз «изобретение велосипеда». Такой подход с формированием навыков в определённой технике (гипсе) на кружковых занятиях также позволяет реализовать современный ФГОС, решая такие общие для всех предметов задачи, принципы, как:
1) предметность, включающей освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
2) помощь в становлении личности, ориентирующейся в разнообразном мире профессий (в том числе творческих);
3) формирование личности, понимающей значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;
4) освоение учениками на кружке метапредметных, межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), формирование способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике (например, многие знания, умения навыки работы с гипсом важны также при занятии изобразительным искусством, работы в сфере архитектуры, дизайна, а также во многих других областях, если речь вести о развитии интеллектуальных навыков сравнения, анализа, обобщения, необходимых и при занятии декоративно-прикладным творчеством);
5) формирование самостоятельности при планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, при построении индивидуальной образовательной траектории;
6) формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений;
7) освоение научной терминологии, ключевых понятий, методов и приёмов.
8) задачи в области изобразительного искусства (декоративно-прикладное искусство в общеобразовательной школе изучается в рамках этого предмета);
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира;
10) формирование знаний, умений, навыков творческой деятельности эстетического характера;
11) помощь в осознании значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
12) развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им,
13) формирование умения чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
14) развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
15) формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой
цивилизации, их сохранению и приумножению и др.
В данном исследовании мы подтвердили нашу гипотезу, доказав эффективность нашей методики, выявили содержание навыков работы с гипсом, отметили особенности, условия формирования этих навыков и разработали и реализовали серию заданий и упражнений по формированию навыков работы с гипсом на кружке декоративно-прикладного искусства. Кружок является достаточно динамичной формой реализации образовательного процесса, так как не столь формален, как урок, поэтому позволяет ученику раскрепоститься и проявить весь свой потенциал, который может не быть реализован из-за недостатка учебного основного времени на предмет «Изобразительное искусство» (1-2 часа в неделю). Кружок также позволяет преподавателю отнестись творчески к самому образовательному процессу, будь то выбор приёмов и способов обработки материала или методы решения образовательных задач, используя самый разнообразный арсенал, который только может использовать учитель в рамках образовательной области «искусство».
Выполнение серии гипсовых розеток и поиски творческой части расширило наше представление о творчестве и искусстве, помогло нам и в педагогической деятельности, так как работа с материалом, исследование достоинств и недостатков техники позволяет помочь детям избежать многих ошибок и сформировать чёткие и эффективные профессиональные навыки работы творческой деятельности.
В итоге, основными результатами по данной выпускной квалификационной работе в целом мы считаем:
1. Выявление содержания навыков работы с гипсом у учеников шестых классов на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства общеобразовательной школы (интеллектуальные, двигательные, перцептивные).
2. Обобщение достоинств и недостатков техники гипса, правил, условий и принципов работы с ним.
3. Выяснение методических особенностей (условий, принципов, методов) формирования навыков работы с гипсом в шестом классе общеобразовательной школы на кружковых занятиях.
4. Выяснение основных направлений работы с гипсом в общеобразовательной школе в рамках предмета «Изобразительное искусство» и кружка декоративно-прикладного искусства.
5. Выявление параметров и на основе них формулирование критериев для определения уровня формирования навыков работы с гипсом в шестых классах общеобразовательной школы.
6. Разработка серии заданий (на основе своих творческих поисков) для формирования навыков работы с гипсом у шестиклассников в условиях кружка декоративно-прикадного искусства в общеобразовательной школе.
7. Выполнение серии гипсовых розеток «Листья».
Таким образом, была доказана гипотеза и решены задачи исследования, а также выполнена творческая часть. Однако, несмотря на достаточно подробное рассмотрение вопроса в теоретической и методической части работы, мы считаем, что методические особенности (принципы, методы, условия) формирования навыков творческой деятельности могут быть ещё более тщательно систематизированы и обобщены, поэтому в дальнейшей нашей педагогической и самостоятельной исследовательской деятельности мы ставим перед собой задачу усовершенствование этой части методики работы с гипсом.
1. Бернштейн Н.А. Природа навыка и тренировки. // Хрестоматия по курсу «Психология памяти»/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.
- М.: ЧеРо, 2001. - 858 с.
2. Бройдо Д. Руководство по гипсовой формовке художественной скульптуры / Д. Бройдо. - Л., М.: Искусство, 1937. - 258 с.
3. Будников П.П. Гипс, его исследование и применение / П.П. Будников. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., Л.: Гос. изд-во строит. лит.,
1943. - 372 с.
4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей / В.В. Воронов. - 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 190 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В б-ти т. Т.З. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
6. Гальперин П.Я. Проблемы формирования знаний и умений школьников и новые методы обучения в школе // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1992. - С. 230-242.
7. Гипсовая лепнина, лепка из гипса. Технология производства
гипсовой лепнины. URL: http: //www.mstone.ru/tech/506/
8. Гоноболин Ф.Н. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ /. Ф. Н. Гоноболин ; под ред. Н. Ф. Добрынина. - М.: Просвещение,
1973. - 240 с.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. -
М.: Академия, 2004. - 288 с.
10. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. - М.: 1960. - 312 с.
11. Изобразительное искусство в школе: из опыта работы / Е.Е. Рожкова. М.: Просвещение, 1976. - 120 с.
12. Изобразительное искусство. 6 класс: учеб. для общеобр. учреждений / Под ред.Т.Я. Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2008
13. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 2 кл.: Таблицы с методическими рекомендациями / Т.Я. Шпикалова, Н.М. Сокольникова и др. - М.: Мозаика-Синтез, 1997
14. Ковалёк И.А. Изготовление плоских, рельефных моделей и пресс¬форм: методические рекомендации / И.А. Ковалёк. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. - 33 с.
15. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать / Т.С. Комарова. -
М.: Столетие, 1998. - 141 с.
16. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.- Р./нД.: Феникс, 1998: - 512 с. URL: http://psychology.academic.ru/1275/навык
17. Кубышкина Э.И. Методика преподавания изобразительного искусства в IV-VI классах малокомплектной школы: Пособие для учителя /
Э.И. Кубышкина, Т.Я Шпикалова., Н.М Сокольникова. - М.: НИИШ, 1983. - 79 с.
18. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспективы / Т.В.Кудрявцев. - М.: Знание, 1991
19. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие / В.С. Кузин. - М.: АГАР, 1998. - 334 с.
20. Лепка в доме и квартире. URL:
http://www.lepkadoma.com/lepka.htm
21. Лепнина в оформлении интерьера квартиры. URL: http://www.lepkagips.ru/articles/1-articles/57-lepnina-v-oformlenii-interera
22. Лернер И.Я. Методы обучения. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х Т.-Т 1./ И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - 608 с.
23. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - М.: Знание,
1974. - 64 с.
24. Литова З.А. Как строить работу кружка / З.А. Литова // Школа и производство. - 2001. - № 2. - С. 57-58.
25. Лордкипанидзе Д.О. Принципы, организация и методы обучения / Д. О. Лордкипанидзе. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1957. - 172 с.
26. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с
27. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 392 с.
28. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
29. Менделевия В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / В.Д. Менделевия. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с
30. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс/ Б.М. Неменский, И.Б. Полякова. - М.: Просвещение, 2009.
31. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5¬8 классы. / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. - М.: Просвещение, 2015. - 176 c.
32. Неменский Б.М. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. С краткими методическими рекомендациями. / Б.М. Нменский. - М.: Просвещение, 2006. - 44 с.
33. Немов Р.С. Психология: учеб пособие. для учащихся педучилищ, студентов педагогических институтов и работников системы подготовки повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2001. - 346 с.
34. Оконь В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. - М.: Просвещение, 1968. - 208 с.
35. Основы художественного ремесла. Практическое пособие для руководителей школ, кружков / под ред. В.А. Борадулина. - М.: Просвещение, 1979. - 344 с.
36. Патлах В.В. Энциклопедия технологий и методик / В.В. Патлах.
1993-2007. URL: http://patlah.ru/etm/etm-
01/teh%20gips/rabota%20gips/rabota%20gips.htm
37. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский и др.; под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
38. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2014. - 624 с.
39. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М. Владос, 2007. - 463 с.
40. Практическая психология: учебник / М.К. Тутушкина, В.А. Артемьева, С.А. Волков, и др. Под ред. М.К. Тутушкиной - 4-е изд., перераб., доп. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001. - 368 с.
41. Психология одаренности: от теории к практике. Под редакцией Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 1999. - 128 с.
42. Психология человека: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов / И.А. Домашенко, Т.А. Ратанова. - М.: МГОПУ. АНОО НОУ, 1999. - 272 с.
43. Ремонт и строительство. Лепнина в интерьере. URL: http://www.remstroi.biz/text/text189_lepnina.html
44. Рогов Е.И. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е.И. Рогов. - М.: Владос,1998. - 448 с.
45. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учеб. пособие для студентов ХГФ / Н.Н. Ростовцев. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 1998. - 256 с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2005. - 712 с.
47. Саторин И. Развитие способностей и достижение результата / И. Саторин. URL: http://progressman.ru/2009/09/skill/
48. Сенаторов Н.Я. Лепные работы. Четвертое издание, переработанное и дополненное / Н.Я. Сенаторов, А.П. Коршунова, Н.Е. Муштаева. - М.: Высшая школа, 1993 - 236 с.
49. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч / Н.М. Сокольникова. Обнинск, 1996.
50. Сухарева С.Д., Ахмедов А.Р., Михайленко Т.М., Сухарева Ж.В. Чудо-гипс // Юный ученый. - 2016. - №4. - С. 70-76.
51. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности у учащихся // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология. 1983. - № 3. - 96 с.
52. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: Просвещение, 1961. - 309 с.
53. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей /. - М.: Просвещение, 1981. - 175 с.
54. Хаметова Л. Гипс. Техника. Приёмы. Изделия. Под. ред. Т. Деревянко. -М.: АСТ-Пресс, 2013 г. - 96 с.
55. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Библиотека учителя изобразительного искусства / А.С. Хворостов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. Просвещение. 1988г. - 176 с.
56. Хессенберг К. Скульптура для начинающих / К. Хессенберг. -М.: Арт-родник, 2006. - 128 с.
57. Шепелев А.М. Лепка в доме и квартире / А.М. Шепелев. - М.: Стройиздат, 1995. - 408 с.
58. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. / М., 1979. - 192 с.
59. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.htm#
60. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей / Б.П. Юсов. - Магнитогорск: Изд-во Магнитог. гос. ун-та, 2002 - 282 с.
61. Ярошевский М.Г. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, А.В. Брушлинский - М.: Академия, 2002. - 512 с.