Введение 3
Глава I. Теоретический анализ основания выявления взаимосвязи личностных особенностей и саморегуляции подростков 7
§1.1. Саморегуляция как психолого-педагогический феномен 7
§1.2. Особенности личностного развития подростков 18
§1.3. Личностные детерминанты саморегуляции подростков 31
Выводы по главе I 36
Глава II. Изучение взаимосвязи личностных особенностей и саморегуляции подростков 38
§2.1. Организация и методы исследования 38
§2.2. Анализ личностных характеристик подростков с разным уровнем саморегуляции 43
§2.3. Рекомендации педагогам-психологам по развитию саморегуляции подростков с учетом личностных особенностей 65
Выводы по главе II 71
Заключение 74
Библиографический список 77
Приложения 86
Актуальность исследования
На современном этапе развития образовательной системы Российской Федерации проблема формирования саморегуляции приобретает особенную актуальность, поскольку у современного школьника по положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) должна быть сформирована способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества, умение организовывать свой труд и отдых [1].
Для достижения выделенных образовательных результатов необходима разработка психолого-педагогических условий для формирования способности к саморегуляции. Саморегуляция позволяет произвольно управлять своей деятельностью: планировать ее, ставить перед собой цели и выбирать адекватные методы их достижения, осуществлять выбор решения, контроль и оценку результатов своих действий. Если для взрослого человека данный процесс является в большей степени освоенным, то в подростковом возрасте школьники плохо умеют управлять своей деятельностью - забывчивы, вспыльчивы, эмоциональны, спонтанны в действиях и т.п.
В психолого-педагогической литературе саморегуляция
рассматривается как один из факторов успешности учебной деятельности, особенно при рассмотрении ученика как полноправного субъекта педагогического взаимодействия (А.К. Абульханова-Славская, Г.И. Ангушев,
A. Бандура, A.M. Вейн, Б.В. Зейгарник, О.А. Конопкин, Н.Ф. Круглова,
B. И. Моросанова, В.Н. Новосельцев, А.К. Осницкий, А.О. Прохоров, У.В. Ульенкова, Р. Фрэнкин, и др.). Ряд ученых полагает, что данный фактор является ключевым в успешности деятельности и жизни в целом (Н.Ф. Круглова, О.А. Черкашина, и др.). Вопросами изучения саморегуляции как общей способности к учению занимались такие исследователи как У.В. Ульенкова, Н.Л. Росина и др.
Развитие идей по проблеме саморегуляции в отечественной психологии происходило в контексте общей структуры и динамики человеческой активности (В.М. Бехтерев, Л.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Н.С.Лейтес, А.В. Запорожец, Л.Ф. Алексеева и др.). Саморегуляция традиционно рассматривалась в русле субъектно-деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Ошанин и др.). Структурнофункциональный подход, разрабатываемый О.А. Конопкиным, позволил выделить и исследовать основные звенья системы саморегуляции и реализующие их регуляторные процессы, и на этой основе создать модель системы саморегуляции произвольной активности человека.
В последние годы активно развиваются взгляды на саморегуляцию с позиций индивидуально-стилевого подхода (О. А. Конопкин,
В.И. Моросанова, P.P. Сагиев и др.), где ключевым понятием является стиль саморегуляции. Выделяются индивидуальные особенности саморегуляции: особенности планирования целей, особенности моделирования, особенности программирования, особенности контроля, оценивания и коррекции своей активности, - и их соотношение с личностными качествами (осознанность, инициативность, ответственность, автономность и пр.).
Несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме саморегуляции, работ, направленных на выявление связи саморегуляции и личностных особенностей подростков недостаточно, а между тем, личностные особенности каждого человека неразрывны с умением организовывать и планировать деятельность индивида, ставить цель и искать пути к ее достижению, различными личностными механизмами, при этом при разработке психолого-педагогических условий развития саморегуляции необходимо учитывать индивидуальные особенности личности.
Таким образом, можно выделить противоречия, которые определяют актуальность исследования....
Настоящая работа была посвящена проблеме саморегуляции подростков и рассмотрение ее особенностей с учетом личностных черт.
Проведенный теоретический анализ концепций, раскрывающих различные аспекты проблемы взаимосвязи саморегуляции и личностных особенностей показал, что в понимании саморегуляции можно выделить несколько подходов: многомерно-функциональный поход,
рассматривающий совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс достижения результата, на основе психофизиологических предпосылок, с участием сопутствующих личностных качеств, побудительных и процессуальных характеристик; структурно-функциональный подход, в котором саморегуляция рассматривается как целостная информационно открытая система, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев, основанием для выделения которых являются присущие им специфические (частные, компонентные) регуляторные функции; личностно-типологический подход, в котором считают уровень сформированности симптомокомплекса качеств личности, как субъекта деятельности может быть основой для типологизации активности личности по признаку «эффективной самостоятельности» в осуществлении ими деятельности.
Данные подходы были рассмотрены нами как теоретические основания для разработки проблемы. На основании данных положений при анализе особенностей саморегуляции подростков необходимо учитывать возрастные, индивидуально-типические особенности детей подросткового возраста.
Среди личностных особенностей школьников в подростковом возрасте можно отметить: переходный период от детства к взрослости, «чувство взрослости», потребность и стремление к общению со сверстниками, эмоциональная неустойчивость, возрастание познавательной активности и любознательности, развитие способности к рефлексии, индивидуальности, осмысления себя и своей жизни, самоопределение.
Для выявления специфики саморегуляции подростков с учетом личностных особенностей было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление специфики саморегуляционных процессов, которые определяют возможности осознанного обеспечения активности с учетом личностных особенностей.
В процессе исследования мы обнаружили взаимосвязь личностных особенностей и саморегуляции подростков взаимосвязи, так низкому уровню саморегуляции характерна эмоциональная неустойчивость, импульсивность, экспрессивность, обособленность и экстраверсия. Для подростков, проявляющих высокий уровень саморегуляции, характерна интроверсия, эмоциональная устойчивость, автономность, практичность и самоконтроль.
Также на основе анализа результатов мы определили, что для подростков с низким уровнем саморегуляции характерны низкие значения по всем личностным показателям, но при этом по любознательности у них высокие значения. По свойствам равнодушие выделены низкие по сравнению с другими группами характеристики, характерны низкие значения по шкале расслабленность и реалистичность. Для подростков со средним уровнем саморегуляции характерны усредненные значения по всем показателям, однако немного выше чем все остальные, находятся показатели по параметрам теплота и эмоциональная комфортность. Также для подростков со средним уровнем саморегуляции характерны низкие значения по категории непонимание других людей. Подростки с высоким уровнем саморегуляции характеризуются высокими значениями по всем показателям, кроме любознательности. У подростков с высоким уровнем саморегуляции были выявлены особенно высокие результаты по категории напряженность и артистичность.
На основании полученных результатов нами были разработаны рекомендации для психолога и педагогов, направленную на развитие процессов саморегуляции подростков.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации / URL: ййр://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 01.09.2015).
2. Абазов И.В. Актуальные проблемы психологии личности [Интернет-
ресурс] // Саморегуляция субъекта учебной деятельности. Минск, 2010 / URL: http://psihologia.biz/akmeologiya-razvitiya-psihologiya/aktualnyie-
problemyi-psihologii.html (дата обращения: 18.10.2015).
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 2000. 299 с.
4. Арлычев А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб., 1992. С.16-19.
5. Артишевская Т.М. Формирование учебной мотивации подростков при изучении гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе: автореф. дис.... канд. пед. наук. Челябинск, 2003. 22 с.
6. Бадмаева Д.Г. Саморегуляция активности личности в стрессовых ситуациях: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск 2004. 11 с.
7. Бадмаева Н.Ц. Мотивационная основа развития общих умственных способностей: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2006. 110 с.
8. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М., Семья и школа, 1995. 224 с.
9. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. 271 с.
10. Божович Л.И. Формирование воли в подростковом возрасте // Проблемы формирования личности. М., 1995. С. 343-347.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. 351 с.
12. Бочарова Е.Е. Структурная организация саморегуляции в зависимости от уровня субъективного благополучия личности // Известия Саратовского ун-та. Т.11. №1. 2011. С. 64-69.
13. Быков А.В., Шульга Т.Н. Становление волевой регуляции в онтогенезе. М.: Изд-во УРАО, 1999. 168 с.
14. Вагапова Н.А. Структурные особенности психологического механизма
самоуправления деятельностью (на примере учебной и
профессиональной деятельности): дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1998. 164 с.
15. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: МГУ, 1991. 144 с....94