Введение 4
1 Анализ литературы по эксплуатации объектов сетевой инфраструктуры 6
1.1 Анализ литературных источников 6
1.1.1 Анализ основной литературы 6
1.1.2 Анализ дополнительной литературы 8
1.1.3 Анализ интернет-источников 10
1.2 Анализ нормативной и учебно-программной документации 12
1.3 Проектирование электронных учебных пособий 16
1.3.1 Понятия лабораторного практикума и электронного учебного пособия16
1.3.2 Особенности электронных учебных пособий 17
1.3.3 Общие требования по созданию электронного учебного пособия 19
2 Электронный практикум «Обеспечение комплексной защиты информации» 23
2.1 Педагогический адрес 23
2.2 Сравнительный анализ инструментов создания электронных пособий ... 23
2.3 Проект учебного пособия 28
2.4 Описание продукта 29
2.4.1 Общая характеристика 29
2.4.2 Панель навигации 36
2.4.3 Блоки контента 36
2.5 Инструкция по использованию электронного практикума 42
2.5.1 Инструкция для обучающегося 42
2.5.2 Инструкции по запуску электронного практикума 43
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложение А 48
Приложение Б
На сегодняшний день почти в каждом образовательном учреждении большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности обучающихся.
В учебном процессе активно используются различного рода программы (тестирующие, эмуляция, обучающие) по различным дисциплинам и в разных специальностях.
Практика показывает, что применение электронных учебных пособий позволяет повысить успеваемость по изучаемым дисциплинам. Большинство людей воспринимают лучше информацию зрительно. Разнообразные электронные учебные пособия дают возможность каждому обучающемуся независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, и даже осуществлять самоконтроль.
Почти каждым преподавателем ведется активный процесс по созданию электронных учебных пособий в самых разнообразных формах и их внедрения в учебный процесс.
Электронное пособие можно, например, определить, как совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в компьютерной сети.
Данная тема актуальна, потому что существует огромное количество средств, которыми может пользоваться преподаватель в своей работе, благодаря электронному практикуму преподаватель сможет систематизировать и упростить проведение лабораторных работ и учебных практик, таким образом:
Радиотехнический колледж им. А. С. Попова не исключение. В данном учебном заведении на высоком уровне реализуются специальности компьютерных направлений, но проблема современного, актуального, методического обеспечения для проведения лабораторных работ и учебных практик, является актуальной всегда.
Объектом выпускной квалификационной работы является — процесс обучения студентов среднего профессионального образования (СПО) по специальности 09.02.02 «Компьютерные сети».
Предметом выпускной квалификационной работы являются учебные материалы по профессиональному модулю «Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры».
Цель работы [Н2]— разработать электронный практикум для учебной практики УП.03.01 «Учебная практика по обеспечению комплексной защиты информации».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности электронных учебных пособий и практикумов, ознакомиться с требованиями, которые к ним предъявляют.
2. Проанализировать литературу и электронные источники по эксплуатации объектов сетевой инфраструктуры.
3. Создать электронный практикум, для учебной практики «Обеспечение комплексной защиты информации»: подобрать материал, разработать задания для входного и итогового контроля обучающихся. [Н3]
Во время выполнения выпускной квалификационной работы был разработан электронный практикум для учебной практики «Обеспечение комплексной защиты информации», включающий в себя блок лабораторных работ, теоретический блок для их выполнения и блок самоконтроля включающий в себя вводный и итоговый контроль. Данный электронный практикум апробирован и внедрен в учебный процесс образовательного учреждения Уральский радио-технический колледж [Н13]им. А. С. Попова для специальности «Компьютерные сети», что подвергается актом внедрения.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Изучить особенности электронных учебных пособий и практикумов, ознакомиться с требованиями, которые к ним предъявляют.
2. Проанализировать литературу и электронные источники по эксплуатации объектов сетевой инфраструктуры.
3. Создать электронный практикум, для учебной практики «Обеспечение комплексной защиты информации»: подобрать материал, разработать задания для входного и итогового контроля обучающихся.
Таким образом, все поставленные задачи решены. Цель достигнута.
1. Атака на протокол Spanning Tree [Электронный ресурс]. — Режим доступами] https://www.securitylab.ru/analytics/451090.php(дата обращения: 07.05.2018).
2. Балыкина Е. Н.[Н15] Сущностные характеристики электронных учебных изданий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.history.krsu.edu.kg(дата обращения: 21.12.2018).
3. Безопасность в сетях, построенных на Layer2-коммутаторах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://samag.ru/archive/article/1901[Н16](дата обращения: 10.05.2018).
4. Бирюков А. А. Информационная безопасность: защита и нападение. [Текст] / А. А. Бирюков. — Москва: «Пресс», 2017. — 536 с.
5. Глоссарий [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.glossaru.ru(дата обращения: 07.01.2019).
6. Елистратова Н. Н. Электронный учебник как дидактическое средство в педагогике высшей школы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6523(дата обращения: 22.12.2018).
7. Защищаем сеть L2 коммутаторами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habr.com/post/231491/(дата обращения: 29.05.2018).
8. Зимина О. В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика [Текст] / О. В. Зимина.[Н17]. — Москва: «МЭИ», 2003. — 335 с.
9. Касперский К. Техника сетевых атак. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. e-reading. club/chapter.php/99829/0/Kasperski_
_Tehnika_setevyh_atak.html (дата обращения: 02.01.2019).
10. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом. [Текст] / Г. И. Кругликова. — Москва: «Академия», 2012. — 375 с.
11. Лучшие хакерские программы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://codeby.net/luchshie-hakerskie-programmy/(дата обращения: 13.05.2018).
12. Мэйволд Э. Безопасность сетей. Самоучитель. [Текст] / Э. Мэйволд.
—Москва: «Пресс», 2013. — 528 c.
13. Олифер В. Г. Безопасность компьютерных сетей. [Текст] /
В. Г. Олифер, Н. А. Олифер. — Санкт-Петербург: Питер, 2017. — 500 с.
14. Олифер В. Г. Компьютерные сети принципы, технологии, протоколы.^] [Текст] / В. Г. Олифер, Н. А. Олифер. — Санкт-Петербург: Питер, 2017.—996 с.
15. О создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям [Электронный ресурс]: Приказ Минобразования РФ от 19 июня 1996 года №1646. — Режим доступа: http://www.lawmix.ru/pprf/125614(дата об-ращения 22.01.2019).[Н19]
16. Проблемы DHCP [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://xakep.ru/2003/01/04/17284/. (дата обращения: 12.05.2018).
17. Сетевая академия Cisco [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.netacad.com(дата обращения 24.12.18).
18. Уймин А. Г. Рабочая программа профессионального модуля «Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры» для студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети» [Текст] / А. Г. Уймин, УРТК им А.С. Попова, 2016.
19. Управляемый коммутатор уровня 2 SNR-S2965-8T-RPS [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ipboom.ru/catalog/kommutatory-dostupa- fastethernet/upravlyaemyy-kommutator-urovnya-2-snr-s2965-8t-rps(дата обращения: 03.05.2018).
20. Управляемый коммутатор уровня 2+ SNR-S2990G-24T [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.snrshop.kz/catalog/snr1/1907/. (дата об-ращения: 04.05.2018).
21. Электронные учебники: за и против [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://image.websib.ru/(дата обращения: 21.12.2018).
22. Attacking the Spanning Tree Protocol [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: http://www.ciscopress.com/articles/article.asp?p=1016582&seqNum=2.
(дата обращения: 08.05.2018).
23. Bpdu guard [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://telecombook.ru/archive/network/cisco/directory/46-bpdu-guard. (дата обращения: 23.05.2018).
24. CentOS [Электронный ресурс].— Режим доступа:
https://distrowatch.com/(дата обращения: 17.05.2018).
25. Dos атака на dhcp сервер. Dhcp starvation [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://blackdiver.net/it/linux/4031. (дата обращения: 27.05.2018)
26. LAN Switch Security [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tnu.edu.vn/sites/phuongpn/Bi%20ging%20chia%20s/Tailieu%20Network /LAN%20Switch%20Security.pdf. (дата обращения: 26.05.2018).
27. STP (Spanning Tree Protocol) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://russiancisco.blogspot.com/2012/03/stp-spanning-tree-protoco.html. (дата обращения: 06.05.2018).
28. Understanding, Preventing, and Defending against Layer 2 Attacks [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cisco.com/c/dam/ glob- al/en_ae/assets/exposaudi2009/assets/docs/layer2-attacks-and-mitigation-t.pdf (дата обращения: 05.05.2018).
29. Welcome to Scapy’s documentation! [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://scapy.readthedocs.io/en/latest/#. (дата обращения: 14.05.2018).
30. What is Switch spoofing attack and how to prevent Switch spoofing attack [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.omnisecu.com/ccna- security/what-is-switch-spoofing-attack-how-to-prevent-switch-spoofing-attack.php(дата обращения: 25.05.2018).
31. Yersinia [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tools.kali.org /vulnerability-analysis/yersinia. (дата обращения: 20.05.2018)