Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: история и традиции (Открытый Социально-Экономический Колледж)

Работа №146453

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы57
Год сдачи2024
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья . 7
1.2. Социальная реабилитация как технология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 16
1.3. Правовое регулирование социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 23
1.4. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в аспекте истории и традиций 27
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В CУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 37
2.1. Правовая основа социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском округе – Югре 37
2.2. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья на примере «КДНиЗП» при правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 42
Выводы по главе 2. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52

Детство и юность ребенка с ограниченными возможностями, становление его личности, его реабилитации и адаптации в социуме являются ключевыми для его судьбы, будущей жизни, формирования внутреннего мира и собственного «Я». От уровня адаптированности инвалида детства зависит и целый ряд общественных интересов. Следовательно, проблема социальной реабилитации и создания максимума возможностей для этой категории граждан стоит очень остро и требует безотлагательного решения.
Статья 7 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» [2]. Одной из основных задач социальной политики на современном этапе является выявление причин социального неравенства и разработка способов его преодоления. Проблемы, такие как инвалидность, бедность и сиротство, являются объектами исследования и практики социальной работы. Организация современного общества во многом противоречит интересам людей с инвалидностью. Есть символические барьеры, которые порой нелегко преодолеть, в отличие от физических препятствий. Для этого необходимо развивать культурные ценности, такие как толерантность, уважение человеческого достоинства, гуманизм и учитывать равенство прав.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особых условиях и поддержке для своего полноценного развития. Социальная реабилитация, которая включает в себя комплекс мероприятий по коррекции физических, психологических и социальных проблем, играет важную роль в

обеспечении равных возможностей этой категории детей и является неотъемлемой частью их интеграции в общество. Это процесс, направленный на максимальное развитие и обеспечение полноценной жизни каждого ребенка, независимо от его специфических потребностей. Исследование теоретических аспектов такой реабилитации помогает создать эффективные и инновационные подходы к ее проведению и осуществлению в каждом субъекте страны, а также разработать и реализовать соответствующие программы.
Изучение социальной реабилитации в аспекте истории и традиций позволяет лучше понять эволюцию законодательства в отношении прав детей с ограниченными возможностями здоровья и ее основные проблемные зоны, что поможет прогнозировать будущие изменения в законодательстве и вносить предложения по улучшению правового статуса данной группы людей. Знание о том, как развивались программы и проекты по социальной реабилитации в прошлом, помогает сегодняшним специалистам создавать более эффективные и адаптированные под современные потребности программы и проекты. История может служить важным источником вдохновения для новаторства и изменений.
Социальная реабилитация детей с ОВЗ является одним из главных приоритетов государственной политики в области социального обеспечения. Правовое обеспечение этой категории детей позволяет гарантировать им доступ к образованию, медицинским услугам, социальной поддержке и другим необходимым ресурсам для их полноценной жизни и развития. Законы и нормативные акты, определяющие права и обязанности в сфере социальной реабилитации, должны быть основаны на научных исследованиях и соответствовать международным стандартам. Но несмотря на существующее правовое регулирование, социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране все еще испытывает определенные проблемы. Недостаточное финансирование, отсутствие доступности услуг, отсутствие специалистов и другие факторы могут затруднять эффективную реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основной целью социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является создание равных возможностей для их полноценного участия в общественной жизни и достижения своего потенциала. Разнообразие истории и традиций в этой области позволяет нам лучше понять и уважать права и потребности этих детей. Осознание коллективной ответственности позволяет лучше осознать обязанности общества по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Это может служить источником мотивации для активного участия в создании более справедливого и инклюзивного общества для всех.
Объектом исследования являются нормативные-правовые акты, в которых закрепляется государственное и муниципальное регулирование социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом исследования является сущностные характеристики социальной реабилитаций детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках социального обеспечения РФ.
Цель исследования: рассмотрение, определение и анализ социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также источников ее правового закрепления.
Реализация цели исследования потребовала научной разработки и решения следующих основных задач:
1. Раскрыть общую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Охарактеризовать социальную реабилитацию как технологию социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3. Изучить правовое регулирование социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Описать социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья в аспекте истории и традиций.

5. Рассмотреть правовую основу и опыт реализации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Методологическую основу исследования составили общенаучные (индукция, дедукция, синтез, анализ, сравнение, классификация) и частно-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой, метод толкования норм права), что обусловлен целью, задачами и спецификой темы исследования.
База исследования: КДНиЗП при правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках социально-правового обеспечения имеет высокую актуальность в современных условиях. В нашем обществе есть множество детей, страдающих различными формами ОВЗ, которые нуждаются в особых условиях и поддержке для полноценной социализации и развития. Однако, часто таким детям отказывают в равных возможностях и доступе к образованию, здравоохранению, культурной жизни и другим сферам общественной жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют различные категории, которые могут включать физические, интеллектуальные, умственные, сенсорные или поведенческие ограничения. К ним относятся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с умственной отсталостью, задержкой развития, дефицитом внимания и гиперактивностью (СДВГ), аутизмом, синдромом Дауна, шизофренией или другими психическими расстройствами; слабослышащие, глухие, с нарушениями речи, зрения и т.д. Дети могут проявлять поведенческие и эмоциональные проблемы, такие как агрессивность, повышенная тревожность, сдержанность или нарушение социальных навыков. Это могут быть дети с проблемами в поведении, раздражительностью, депрессией или тревожными расстройствами. Важно отметить, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья уникален и может иметь комбинацию различных характеристик. Однако, независимо от их ограничений, эти дети имеют право на полноценное участие в обществе и равные возможности в получении образования, здравоохранения и других социальных услугах.
Развитие социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в аспекте истории и традиций демонстрирует постепенное движение общества к созданию более равной и справедливой системы инклюзии. Начавшись с подхода, основанного на сегрегации и

исключении детей с особыми образовательными потребностями, люди смогли прогрессировать к модели, в которой все дети, независимо от своих способностей, талантов и особенностей, могут получить доступ к качественному образованию. Это был сложный и длительный процесс, включающий в себя общественные движения, научные исследования, изменения в законодательстве, но пришедший к осознанию важности инклюзивного образования для личностного развития каждого ребенка. Основным результатом этого процесса является признание необходимости адаптировать образовательные программы, преподавание и условия обучения, чтобы соответствовать потребностям всех детей. Данные положения олицетворяют постепенное изменение восприятия образования в обществе и стремление к более справедливой и равнодоступной образовательной и социальной системе. Это процесс, который требует участия всех заинтересованных сторон и разработки эффективных стратегий, но ведет к реализации потенциала каждого ребенка и созданию более инклюзивного общества.
Одной из основных задач социальной реабилитации является создание условий для максимальной реализации потенциала и возможностей каждого ребенка, независимо от его особенностей и ограничений. Она представляет собой комплекс мероприятий, которые включают медицинскую, психологическую, социальную-средовую, социально-бытовую помощь и направлена на улучшение физического состояния ребенка, его психологического благополучия, а также на активизацию его социальной активности и интеграцию в общество.
Существуют различные нормативно-правовые акты на международном и национальном уровне, которые определяют права и основные принципы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно законодательству, обязательно создание и развитие

специализированных учреждений и служб, занимающихся социальной реабилитацией таких детей.
Наблюдается тенденция в развитии правового регулирования социальной реабилитации детей с ОВЗ в субъекте Российской Федерации, а именно в Ханты-Мансийском автономном округе. С каждым годом права этой категории детей становятся более приоритетными, их потребности признаются и включаются в стратегии и программы развития. Это указывает на то, что общество становится более осознанным и намеренным в обеспечении равных возможностей для всех детей, независимо от их физических или интеллектуальных особенностей.
Создана эффективная система взаимодействия между полицией, исправительными учреждениями и учреждениями социальной сферы, которые занимаются реабилитацией и адаптацией несовершеннолетних правонарушителей с ограниченными возможностями здоровья. Комиссия по делам несовершеннолетних Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является одним из органов, ответственных за организацию социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, и предоставляет правовую, социально-правовую и другие виды помощи.
Исследование данной проблематики показало важность социально- правового обеспечения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и значимость законодательного закрепления данных процессов на различных уровнях для их более успешной и эффективной реализации. Изучены нормативные-правовые акты, в которых закрепляется государственное и муниципальное регулирование социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, рассмотрены сущностные характеристики социальной реабилитаций детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках социального обеспечения РФ. Таким образом, можно говорить о том, что цель и задачи исследовательской работы были достигнуты.



1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. N 48/96
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» [Электронный ресурс] // [cайт]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml Дата обращения: 1.08.2023.
1. Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных // Представительство ООН в Российской Федерации, Информ. центр ООН в Москве, Региональная общественная орг. инвалидов "Перспектива". – Москва : Алекс, 2008.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) //
// КонсультантПлюс : [Сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/). Дата обращения: 1.08.2023
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // КонсультантПлюс: [Сайт].
– URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ Дата обращения 2.08.2023.
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/12116087/?ysclid=lm6ob3p2fn910182149
5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ // КонсультантПлюс : [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_156558/?ysclid=liqm5h0dro73355876 Дата обращения: 2.08.2023.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 №
363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» // [Электронный ресурс]. URL: http://pub lication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201904080016?ysclid=llzecrxzy 6301210523 Дата обращения: 2.08.2023.
7. Приказ Минтруда России № 545 от 30.06.2017 г. «Об утверждении методики оценки региональной системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей инвалидов» // [Электронный ресурс]. UR L: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/635?ysclid=lm6nm4pucj3250 28272 Дата обращения: 2.08.2023.
8. Постановление правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 25 мая 2018 г. n 162-п «О порядке организации проведения оценки системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Ханты-Мансийском автономном округе Югре» // [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/hant/1200710/?ysclid=lm6ni6yijq82209 8298 Дата обращения: 2.08.2023.
9. Постановление правительства ХМАО-Югры № 395-п от 31.10.2014 «О порядке и размере выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг ХМАО Югры» // [Электронный ресурс]. URL: https://depsr.admhmao.ru/ sotsialnoe-obsluzhivanie-naseleniya/informatsiya/prinyatye-normativnye- pravovye-akty-i-rasporyaditelnye-dokumenty-khanty-mansiyskogo- avtonomnogo-okru/1611045/o-poryadke-i-razmere-vyplaty-kompensatsii- postavshchiku-ili-postavshchikam-sotsialnykh-uslug-vklyuch/
10. Межведомственный Приказ от 28.08.2020 "О внесениии изменений в Приложение 1 к Межведомственному Приказу ХМАО – Югры от 13.06.2019 № 548-Р // [Электронный ресурс]. URL: https://depsr.admhmao.ru/reabilitatsiya-i-sotsialnaya-integratsiya-
invalidov/kompleksnaya-reabilitatsiya-i-abilitatsiya- invalidov/5437465/mezhvedomstvennyy-prikaz-o-vneseniii-zmeneniy-v- prilozhenie-1-k-mezhvedomstvennomu-prikazu-ot-13-06 Дата обращения: 3.08.2023.
11. Концепция развития комплексной реабилитации, абилитации и комплексного сопровождения инвалидов, детей-инвалидов, в том числе людей с ментальной инвалидностью в ХМАО – Югре // [Электронный ресурс]. URL:https://depsr.admhmao.ru/koordinatsionnye-i- soveshchatelnye-organy-/rabochaya-gruppy-po-upravleniyu-sistemoy- kompleksnoy-reabilitatsii-i-abilitatsii-invalidov-v-tom-chi/informatsiya-o- zasedaniyakh/aprel-2021-/5665035/kontseptsiya-razvitiya-kompleksnoy- reabilitatsii-abilitatsii-i-kompleksnogo-soprovozhdeniya-invalido/ Дата обращения: 3.08.2023.
12. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Принят Думой Ханты- Мансийского автономного округа – Югры 30 сентября 2005 года // [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&pre vDoc=187018319&backlink=1&&nd=187013379 Дата обращения: 3.08.2023.
II. Учебная и монографическая литература
13. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
14. Антонова, Л. В. Психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ / Л.В. Антонова [Текст] // Вестник науки и образования. – 2016. – №2. – С. 45- 48.
15. Барышева, А.Н. Реабилитация детей с ОВЗ в трудной жизненной ситуации / А.Н. Барышева [Текст] // Социальная педагогика. – 2014. –
№5. – С. 61-66.

16. Бережная, О.В. Работа с родителями по формированию социально- бытовых умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья / О.В. Бережная, Н.А. Прядко [Текст] // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 3. – С. 23-25.
17. Берсенев, М. В. История и современное состояние эксклюзии в России (по данным исследования общественного мнения в г. Томске) / М.В. Берсенев [Текст] // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – №2. – С. 12-19.
18. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации [Текст] / Б. С. Бондаренко. – М.: Владос, 2009. – 300 с.
19. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями [Текст] / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: Академкнига, 2005. – 247 с.
20. Добровольский, Ю.А. Причины увеличения детей с ОВЗ / Ю. А. Добровольский, А. А. Токарев [Текст] // Теория и практика современной науки. – 2018. – №1. – С. 34-38.
21. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями [Текст] / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2002. –80 с.
22. Злобина, И. И. Помощь родителям детей с ОВЗ // И.И. Злобина [Текст] // Евразийский научный журнал. – 2020. – № 3. – С. 19-28.
23. Идеи Л.С. Выготского в инклюзивном образовательном пространстве (Посвящается 125-летию Л.С. Выготского). Краснодар, 15-16 апреля 2021 г. Сборник научных трудов международной научно- практической
конференции / под ред. Шумиловой Е.А., Соломатиной Г.Н., Яровой А.С. Краснодар: КубГУ. – 2021. – 426 с.
24. Кайгородова, В.И. Карта социальной реабилитации как форма отслеживания динамики коррекции и развития ребенка / В. И. Кайгородова [Текст] // Социальная педагогика. – 2014. – №5. – С. 67-79.
25. Кирилюк, О.М. Социальная реабилитация как способ социальной интеграции инвалидов в общество / О.М. Кирилюк [Текст] // Санкт- Петербургский государственный университет сервиса и экономики. – 2019. – Т.11. – № 1. – С. 72-78.
26. Козырева, О.А. Анализ дефиниции «Лицо с ограниченными возможностями здоровья» / О.А. Козырева [Текст] // The Newman in Foreign policy. – 2017. – №6. – С.89-94.
27. Максимова, Н.А. Инклюзивное образование в России: история, состояние и риски/ Н.А. Максимова [Текст] // Педагогическое образование в России. – 2018. – №6. – С. 89-90.
28. Маллаев, Д.М. Роль семьи в социализации личности детей с ограниченными возможностями развития [Текст] / Д.М. Маллаев. – М.: СМУР «Academa», 2008. – 180 с.
29. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] / А.Р. Маллер. – М.: Издательский центр
«Академии», 2010. – 208 с.

30. Московина, А.Г. Клинико-генетические основы детской дефектологии [Текст] / А.Г. Москвина. – М.: Владос, 2020. – 345 с.
31. Огольцова, Е.Г. История инклюзивной практики в странах Западной Европы / Е.Г. Окольцова [Текст] // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 4. – С. 29-37.
32. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / Под ред. Ж.М. Глозман. – М.: Генезис, 2017. – 289 с.
33. Сагоякова, Н.Ф. История становления инклюзивного образования за рубежом // Н.Ф. Сагоякова [Текст] // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. – 2018. – № 5. – С. 29-31.
34. Ситникова, В.В. Развитие инклюзивного образования в России: историко-теоретические основы / В. В. Ситникова [Текст] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 2. – С. 62-68.
35. Скуднова, Т. Д., Мировая практика инклюзивного образования: история и современность / Т.Д. Скуднова [Текст] // Вестник Адыгейского государственного университета. Педагогика и психология. – 2022. – №2.
– С. 34-35.

36. Соболева, Т. А. Организация тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ / Т. А. Соболева // Инновационная наука. – 2021. – №6. – С. 45-49.
37. Соловьева, Л.Г. Логопедия: 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО [Текст]. – М.: Юрайт, 2016. – 234 c.
38. Такенова, А.Е. Инклюзивное образование: история вопроса. Наука и реальность / А.Е. Такенова [Текст] // Science & Reality. – 2020. – № 5. – С. 38-40.
39. Технологии социальной реабилитации Ханты-Мансийского автономного округа-Югры бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа-Югры «Методический центр развития социального обслуживания» // [Электронный ресурс]. URL: https://filling- form.ru/turizm/4758/index.html?page=4 Дата обращения: 7.08.2023.

40. Технология социальной работы: учеб.для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К», 2018. – 478 с.

41. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебник [Текст] / М. В. Фирсов. – М.: Кнорус, 2016. – 115 с.
42. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие [Текст] / Е. И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 456 с.
43. Шевелева, Д.Е. Теория, состояние и практика инклюзивного образования в России и за рубежом: общее и различное / Д.Е. Шепелева [Текст] // Педагогика и психология образования. – 2019. – № 4. – С. 35- 39.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ