Работа сделана на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья . 7
1.2. Социальная реабилитация как технология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 16
1.3. Правовое регулирование социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 23
1.4. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в аспекте истории и традиций 27
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В CУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 37
2.1. Правовая основа социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском округе – Югре 37
2.2. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья на примере «КДНиЗП» при правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 42
Выводы по главе 2. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
Детство и юность ребенка с ограниченными возможностями, становление его личности, его реабилитации и адаптации в социуме являются ключевыми для его судьбы, будущей жизни, формирования внутреннего мира и собственного «Я». От уровня адаптированности инвалида детства зависит и целый ряд общественных интересов. Следовательно, проблема социальной реабилитации и создания максимума возможностей для этой категории граждан стоит очень остро и требует безотлагательного решения.
Статья 7 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» [2]. Одной из основных задач социальной политики на современном этапе является выявление причин социального неравенства и разработка способов его преодоления. Проблемы, такие как инвалидность, бедность и сиротство, являются объектами исследования и практики социальной работы. Организация современного общества во многом противоречит интересам людей с инвалидностью. Есть символические барьеры, которые порой нелегко преодолеть, в отличие от физических препятствий. Для этого необходимо развивать культурные ценности, такие как толерантность, уважение человеческого достоинства, гуманизм и учитывать равенство прав.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особых условиях и поддержке для своего полноценного развития. Социальная реабилитация, которая включает в себя комплекс мероприятий по коррекции физических, психологических и социальных проблем, играет важную роль в
обеспечении равных возможностей этой категории детей и является неотъемлемой частью их интеграции в общество. Это процесс, направленный на максимальное развитие и обеспечение полноценной жизни каждого ребенка, независимо от его специфических потребностей. Исследование теоретических аспектов такой реабилитации помогает создать эффективные и инновационные подходы к ее проведению и осуществлению в каждом субъекте страны, а также разработать и реализовать соответствующие программы.
Изучение социальной реабилитации в аспекте истории и традиций позволяет лучше понять эволюцию законодательства в отношении прав детей с ограниченными возможностями здоровья и ее основные проблемные зоны, что поможет прогнозировать будущие изменения в законодательстве и вносить предложения по улучшению правового статуса данной группы людей. Знание о том, как развивались программы и проекты по социальной реабилитации в прошлом, помогает сегодняшним специалистам создавать более эффективные и адаптированные под современные потребности программы и проекты. История может служить важным источником вдохновения для новаторства и изменений.
Социальная реабилитация детей с ОВЗ является одним из главных приоритетов государственной политики в области социального обеспечения. Правовое обеспечение этой категории детей позволяет гарантировать им доступ к образованию, медицинским услугам, социальной поддержке и другим необходимым ресурсам для их полноценной жизни и развития. Законы и нормативные акты, определяющие права и обязанности в сфере социальной реабилитации, должны быть основаны на научных исследованиях и соответствовать международным стандартам. Но несмотря на существующее правовое регулирование, социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране все еще испытывает определенные проблемы. Недостаточное финансирование, отсутствие доступности услуг, отсутствие специалистов и другие факторы могут затруднять эффективную реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной целью социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является создание равных возможностей для их полноценного участия в общественной жизни и достижения своего потенциала. Разнообразие истории и традиций в этой области позволяет нам лучше понять и уважать права и потребности этих детей. Осознание коллективной ответственности позволяет лучше осознать обязанности общества по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Это может служить источником мотивации для активного участия в создании более справедливого и инклюзивного общества для всех.
Объектом исследования являются нормативные-правовые акты, в которых закрепляется государственное и муниципальное регулирование социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом исследования является сущностные характеристики социальной реабилитаций детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках социального обеспечения РФ.
Цель исследования: рассмотрение, определение и анализ социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также источников ее правового закрепления.
Реализация цели исследования потребовала научной разработки и решения следующих основных задач:
1. Раскрыть общую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Охарактеризовать социальную реабилитацию как технологию социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3. Изучить правовое регулирование социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Описать социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья в аспекте истории и традиций.
5. Рассмотреть правовую основу и опыт реализации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Методологическую основу исследования составили общенаучные (индукция, дедукция, синтез, анализ, сравнение, классификация) и частно-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой, метод толкования норм права), что обусловлен целью, задачами и спецификой темы исследования.
База исследования: КДНиЗП при правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Исследование социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках социально-правового обеспечения имеет высокую актуальность в современных условиях. В нашем обществе есть множество детей, страдающих различными формами ОВЗ, которые нуждаются в особых условиях и поддержке для полноценной социализации и развития. Однако, часто таким детям отказывают в равных возможностях и доступе к образованию, здравоохранению, культурной жизни и другим сферам общественной жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют различные категории, которые могут включать физические, интеллектуальные, умственные, сенсорные или поведенческие ограничения. К ним относятся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с умственной отсталостью, задержкой развития, дефицитом внимания и гиперактивностью (СДВГ), аутизмом, синдромом Дауна, шизофренией или другими психическими расстройствами; слабослышащие, глухие, с нарушениями речи, зрения и т.д. Дети могут проявлять поведенческие и эмоциональные проблемы, такие как агрессивность, повышенная тревожность, сдержанность или нарушение социальных навыков. Это могут быть дети с проблемами в поведении, раздражительностью, депрессией или тревожными расстройствами. Важно отметить, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья уникален и может иметь комбинацию различных характеристик. Однако, независимо от их ограничений, эти дети имеют право на полноценное участие в обществе и равные возможности в получении образования, здравоохранения и других социальных услугах.
Развитие социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в аспекте истории и традиций демонстрирует постепенное движение общества к созданию более равной и справедливой системы инклюзии. Начавшись с подхода, основанного на сегрегации и
исключении детей с особыми образовательными потребностями, люди смогли прогрессировать к модели, в которой все дети, независимо от своих способностей, талантов и особенностей, могут получить доступ к качественному образованию. Это был сложный и длительный процесс, включающий в себя общественные движения, научные исследования, изменения в законодательстве, но пришедший к осознанию важности инклюзивного образования для личностного развития каждого ребенка. Основным результатом этого процесса является признание необходимости адаптировать образовательные программы, преподавание и условия обучения, чтобы соответствовать потребностям всех детей. Данные положения олицетворяют постепенное изменение восприятия образования в обществе и стремление к более справедливой и равнодоступной образовательной и социальной системе. Это процесс, который требует участия всех заинтересованных сторон и разработки эффективных стратегий, но ведет к реализации потенциала каждого ребенка и созданию более инклюзивного общества.
Одной из основных задач социальной реабилитации является создание условий для максимальной реализации потенциала и возможностей каждого ребенка, независимо от его особенностей и ограничений. Она представляет собой комплекс мероприятий, которые включают медицинскую, психологическую, социальную-средовую, социально-бытовую помощь и направлена на улучшение физического состояния ребенка, его психологического благополучия, а также на активизацию его социальной активности и интеграцию в общество.
Существуют различные нормативно-правовые акты на международном и национальном уровне, которые определяют права и основные принципы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно законодательству, обязательно создание и развитие
специализированных учреждений и служб, занимающихся социальной реабилитацией таких детей.
Наблюдается тенденция в развитии правового регулирования социальной реабилитации детей с ОВЗ в субъекте Российской Федерации, а именно в Ханты-Мансийском автономном округе. С каждым годом права этой категории детей становятся более приоритетными, их потребности признаются и включаются в стратегии и программы развития. Это указывает на то, что общество становится более осознанным и намеренным в обеспечении равных возможностей для всех детей, независимо от их физических или интеллектуальных особенностей.
Создана эффективная система взаимодействия между полицией, исправительными учреждениями и учреждениями социальной сферы, которые занимаются реабилитацией и адаптацией несовершеннолетних правонарушителей с ограниченными возможностями здоровья. Комиссия по делам несовершеннолетних Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является одним из органов, ответственных за организацию социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, и предоставляет правовую, социально-правовую и другие виды помощи.
Исследование данной проблематики показало важность социально- правового обеспечения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и значимость законодательного закрепления данных процессов на различных уровнях для их более успешной и эффективной реализации. Изучены нормативные-правовые акты, в которых закрепляется государственное и муниципальное регулирование социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, рассмотрены сущностные характеристики социальной реабилитаций детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках социального обеспечения РФ. Таким образом, можно говорить о том, что цель и задачи исследовательской работы были достигнуты.
1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. N 48/96
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» [Электронный ресурс] // [cайт]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml Дата обращения: 1.08.2023.
1. Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных // Представительство ООН в Российской Федерации, Информ. центр ООН в Москве, Региональная общественная орг. инвалидов "Перспектива". – Москва : Алекс, 2008.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) //
// КонсультантПлюс : [Сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/). Дата обращения: 1.08.2023
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // КонсультантПлюс: [Сайт].
– URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ Дата обращения 2.08.2023.
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/12116087/?ysclid=lm6ob3p2fn910182149
5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ // КонсультантПлюс : [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_156558/?ysclid=liqm5h0dro73355876 Дата обращения: 2.08.2023.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 №
363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» // [Электронный ресурс]. URL: http://pub lication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201904080016?ysclid=llzecrxzy 6301210523 Дата обращения: 2.08.2023.
7. Приказ Минтруда России № 545 от 30.06.2017 г. «Об утверждении методики оценки региональной системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей инвалидов» // [Электронный ресурс]. UR L: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/635?ysclid=lm6nm4pucj3250 28272 Дата обращения: 2.08.2023.
8. Постановление правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 25 мая 2018 г. n 162-п «О порядке организации проведения оценки системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Ханты-Мансийском автономном округе Югре» // [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/hant/1200710/?ysclid=lm6ni6yijq82209 8298 Дата обращения: 2.08.2023.
9. Постановление правительства ХМАО-Югры № 395-п от 31.10.2014 «О порядке и размере выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг ХМАО Югры» // [Электронный ресурс]. URL: https://depsr.admhmao.ru/ sotsialnoe-obsluzhivanie-naseleniya/informatsiya/prinyatye-normativnye- pravovye-akty-i-rasporyaditelnye-dokumenty-khanty-mansiyskogo- avtonomnogo-okru/1611045/o-poryadke-i-razmere-vyplaty-kompensatsii- postavshchiku-ili-postavshchikam-sotsialnykh-uslug-vklyuch/
10. Межведомственный Приказ от 28.08.2020 "О внесениии изменений в Приложение 1 к Межведомственному Приказу ХМАО – Югры от 13.06.2019 № 548-Р // [Электронный ресурс]. URL: https://depsr.admhmao.ru/reabilitatsiya-i-sotsialnaya-integratsiya-
invalidov/kompleksnaya-reabilitatsiya-i-abilitatsiya- invalidov/5437465/mezhvedomstvennyy-prikaz-o-vneseniii-zmeneniy-v- prilozhenie-1-k-mezhvedomstvennomu-prikazu-ot-13-06 Дата обращения: 3.08.2023.
11. Концепция развития комплексной реабилитации, абилитации и комплексного сопровождения инвалидов, детей-инвалидов, в том числе людей с ментальной инвалидностью в ХМАО – Югре // [Электронный ресурс]. URL:https://depsr.admhmao.ru/koordinatsionnye-i- soveshchatelnye-organy-/rabochaya-gruppy-po-upravleniyu-sistemoy- kompleksnoy-reabilitatsii-i-abilitatsii-invalidov-v-tom-chi/informatsiya-o- zasedaniyakh/aprel-2021-/5665035/kontseptsiya-razvitiya-kompleksnoy- reabilitatsii-abilitatsii-i-kompleksnogo-soprovozhdeniya-invalido/ Дата обращения: 3.08.2023.
12. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Принят Думой Ханты- Мансийского автономного округа – Югры 30 сентября 2005 года // [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&pre vDoc=187018319&backlink=1&&nd=187013379 Дата обращения: 3.08.2023.
II. Учебная и монографическая литература
13. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
14. Антонова, Л. В. Психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ / Л.В. Антонова [Текст] // Вестник науки и образования. – 2016. – №2. – С. 45- 48.
15. Барышева, А.Н. Реабилитация детей с ОВЗ в трудной жизненной ситуации / А.Н. Барышева [Текст] // Социальная педагогика. – 2014. –
№5. – С. 61-66.
16. Бережная, О.В. Работа с родителями по формированию социально- бытовых умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья / О.В. Бережная, Н.А. Прядко [Текст] // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 3. – С. 23-25.
17. Берсенев, М. В. История и современное состояние эксклюзии в России (по данным исследования общественного мнения в г. Томске) / М.В. Берсенев [Текст] // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – №2. – С. 12-19.
18. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации [Текст] / Б. С. Бондаренко. – М.: Владос, 2009. – 300 с.
19. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями [Текст] / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: Академкнига, 2005. – 247 с.
20. Добровольский, Ю.А. Причины увеличения детей с ОВЗ / Ю. А. Добровольский, А. А. Токарев [Текст] // Теория и практика современной науки. – 2018. – №1. – С. 34-38.
21. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями [Текст] / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2002. –80 с.
22. Злобина, И. И. Помощь родителям детей с ОВЗ // И.И. Злобина [Текст] // Евразийский научный журнал. – 2020. – № 3. – С. 19-28.
23. Идеи Л.С. Выготского в инклюзивном образовательном пространстве (Посвящается 125-летию Л.С. Выготского). Краснодар, 15-16 апреля 2021 г. Сборник научных трудов международной научно- практической
конференции / под ред. Шумиловой Е.А., Соломатиной Г.Н., Яровой А.С. Краснодар: КубГУ. – 2021. – 426 с.
24. Кайгородова, В.И. Карта социальной реабилитации как форма отслеживания динамики коррекции и развития ребенка / В. И. Кайгородова [Текст] // Социальная педагогика. – 2014. – №5. – С. 67-79.
25. Кирилюк, О.М. Социальная реабилитация как способ социальной интеграции инвалидов в общество / О.М. Кирилюк [Текст] // Санкт- Петербургский государственный университет сервиса и экономики. – 2019. – Т.11. – № 1. – С. 72-78.
26. Козырева, О.А. Анализ дефиниции «Лицо с ограниченными возможностями здоровья» / О.А. Козырева [Текст] // The Newman in Foreign policy. – 2017. – №6. – С.89-94.
27. Максимова, Н.А. Инклюзивное образование в России: история, состояние и риски/ Н.А. Максимова [Текст] // Педагогическое образование в России. – 2018. – №6. – С. 89-90.
28. Маллаев, Д.М. Роль семьи в социализации личности детей с ограниченными возможностями развития [Текст] / Д.М. Маллаев. – М.: СМУР «Academa», 2008. – 180 с.
29. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] / А.Р. Маллер. – М.: Издательский центр
«Академии», 2010. – 208 с.
30. Московина, А.Г. Клинико-генетические основы детской дефектологии [Текст] / А.Г. Москвина. – М.: Владос, 2020. – 345 с.
31. Огольцова, Е.Г. История инклюзивной практики в странах Западной Европы / Е.Г. Окольцова [Текст] // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 4. – С. 29-37.
32. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / Под ред. Ж.М. Глозман. – М.: Генезис, 2017. – 289 с.
33. Сагоякова, Н.Ф. История становления инклюзивного образования за рубежом // Н.Ф. Сагоякова [Текст] // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. – 2018. – № 5. – С. 29-31.
34. Ситникова, В.В. Развитие инклюзивного образования в России: историко-теоретические основы / В. В. Ситникова [Текст] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 2. – С. 62-68.
35. Скуднова, Т. Д., Мировая практика инклюзивного образования: история и современность / Т.Д. Скуднова [Текст] // Вестник Адыгейского государственного университета. Педагогика и психология. – 2022. – №2.
– С. 34-35.
36. Соболева, Т. А. Организация тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ / Т. А. Соболева // Инновационная наука. – 2021. – №6. – С. 45-49.
37. Соловьева, Л.Г. Логопедия: 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО [Текст]. – М.: Юрайт, 2016. – 234 c.
38. Такенова, А.Е. Инклюзивное образование: история вопроса. Наука и реальность / А.Е. Такенова [Текст] // Science & Reality. – 2020. – № 5. – С. 38-40.
39. Технологии социальной реабилитации Ханты-Мансийского автономного округа-Югры бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа-Югры «Методический центр развития социального обслуживания» // [Электронный ресурс]. URL: https://filling- form.ru/turizm/4758/index.html?page=4 Дата обращения: 7.08.2023.
40. Технология социальной работы: учеб.для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К», 2018. – 478 с.
41. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учебник [Текст] / М. В. Фирсов. – М.: Кнорус, 2016. – 115 с.
42. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие [Текст] / Е. И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 456 с.
43. Шевелева, Д.Е. Теория, состояние и практика инклюзивного образования в России и за рубежом: общее и различное / Д.Е. Шепелева [Текст] // Педагогика и психология образования. – 2019. – № 4. – С. 35- 39.