Введение 4
1 Теоретические основы разработки электронного учебного пособия 6
1.1 Анализ учебной литературы и интернет-источников по основам
информационной безопасности 6
1.1.1 Анализ литературы по информационной безопасности 6
1.1.2 Анализ интернет-источников по основам информационной
безопасности 8
1.2 Электронное учебное пособие как средство обучения 10
1.2.1 Общие понятия и определения 10
1.2.2 Требования к дизайну электронного учебного пособия 13
1.2.3 Лабораторный практикум в электронном учебном пособии 17
1.2.4 Психолого-педагогические требования 18
1.3 Выводы по главе 20
2 Описание электронного учебного пособия «Основы информационной
безопасности» 21
2.1 Анализ рабочей программы 21
2.2 Средства реализации электронных учебных пособий 24
2.2.1 Классификация средств реализации 24
2.2.2 Программные средства разработки электронного учебного пособия 28
2.3 Реализация электронного учебного пособия 34
2.3.1 Структура электронного учебного пособия 34
2.3.2 Интерфейс электронного учебного пособия 39
2.4 Внедрение электронного учебного пособия в учебный процесс 45
2.4.1 Рекомендации по работе с электронным учебным пособием 45
2.4.2 Требуемое программное и аппаратное обеспечение 46
2.5 Выводы по главе 47
Заключение 48
Список используемых источников 50
Приложение
В современном мире сложно представить жизнь человека без компьютера. Печатные издания ушли на покой, все больше информации представляется в электронном виде. Данная тенденция настигла и образовательную среду. В образовательных учреждениях библиотеки приобретают статус электронных, студенты работают с информацией на электронных носителях, контроль работ между студентом и преподавателем происходит в электронной информационной образовательной среде.
Таким образом, актуальна проблема представления информации обучающимся на занятиях в электронном виде. В учебных заведениях среднего профессионального и высшего образований такая проблема постепенно решается. Преподаватели ведут лекции с помощью интерактивных презентаций, предоставляют теоретический и практический материал в электронном виде или с помощью электронных учебных пособий и электронных образовательных ресурсов.
Электронное учебное пособие — программно-методический обучающий комплекс, предназначенный для самостоятельного изучения студентом учебного материала по определенным дисциплинам [17].
Электронное учебное пособие является инструментом дистанционного обучения.
В свою очередь преподаватель тратит меньше времени как на лекции, так и на практике на изложение материала.
Актуальность создания электронного учебного пособия по дисциплине «Основы информационной безопасности» оправдывается высокими темпами роста влияния информационных технологий на повседневную жизнь. Цель создания электронного обучающего пособия заключается в оказании научно-методической и практической поддержки студентам в процессе образования.
Главная задача: дать более полное представление об изучаемом разделе курса. И даже если обучаемый по каким-либо причинам не смог появиться на лекции, он всегда сможет наверстать упущенное дистанционно, изучить и понять необходимый учебный материал, а также ознакомиться с дополни-тельным контентом по той или иной теме.
Также в электронном учебном пособии даны практические задания, лабораторные работы и тесты для контроля знаний учащихся. При использовании электронных учебных пособий повышается успеваемость. Имеется легкий доступ ко всей нужной информации по теме.
Объект исследования — процесс обучения студентов среднего профессионального образования (СПО) направления 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)» специализации «Информационная безопасность автоматизированных систем» [21].
Предмет исследования — учебные материалы по теме «Основы информационной безопасности» для обучения студентов среднего профессионального образования направления 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)» специализации «Информационная безопасность автоматизированных систем»
Цель работы — разработать электронное учебное пособие «Основы информационной безопасности» для обучения студентов среднего профессионального образования направления 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)» специализации «Информационная безопасность автоматизированных систем»
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Проанализировать литературные и электронные источники по теме.
2. Подобрать и структурировать материал для пособия.
3. Реализовать электронное учебное пособие в электронном виде.
4. Внедрить электронное учебное пособие в учебный процесс.
Электронные учебные пособия позволяют преподнести учебный материал в удобном структурированном виде, развить обучение по той или иной теме разнообразными возможностями компьютерных технологий, делая процесс более интересным и привлекательным для студента.
Высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курсов, комплексность и интерактивность делают электронные учебные пособия полезными как для обучающего, так и для обучаемого.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы было выполнено следующее:
1. Проведен анализ рабочей программы дисциплины, литературных и интернет-источников, что позволило отобрать и структурировать необходимый для создания электронного учебного пособия материал.
2. Подобраны задания для лабораторного практикума, медиа материалы и средства контроля.
3. Рассмотрены существующие средства реализации электронного учебного пособия и выбрано средство наиболее полно раскрывающее концепцию продукта.
4. Проведен анализ и выбрано наиболее подходящее для электронного учебного пособия программное средство разработки.
5. Определена и разработана структура электронного учебного пособия.
6. Определена визуальная составляющая интерфейса электронного учебного пособия.
7. Разработано и спроектировано электронное учебное пособие «Основы информационной безопасности», включающее в себя все необходимые компоненты с учетом выявленных требований, а именно:
• стартовая страница;
• теоретические основы;
• практикум;
• глоссарий;
• полезные ссылки;
• контакты.
8. Отобран и структурирован теоретический материал, снабженный иллюстрациями, который представлен в теоретическом разделе пособия.
7. Внедрены лабораторные работы, медиа материалы и средства контроля.
8. Электронное учебное пособие реализовано в электронном виде и разработано таким образом, чтобы функционировать в любом современном браузере.
9. Электронное учебное пособие имеет минимальные системные требования для аппаратной конфигурации персонального компьютера, при соблюдении которых успешно функционирует.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Белова Е. Б. Основы информационной безопасности [Текст]: учебное пособие / Е. Б. Белова, В. П. Лось, Р. В. Мещерякова. — Москва: Телеком, 2011. — 544 с.
2. Бирюков А. А. Информационная безопасность: защита и нападение [Текст] / А. А. Бирюков. — Москва: ДМК Пресс, 2013. — 474 с.
3. Блог системного администратора [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://blog.bissquit.com/(дата обращения: 10.12.2018).
4. Бурцева Л. П. Методика профессионального обучения [Текст]: учебное пособие / Л. П. Бурцева. — Москва: ФЛИНТА Наука, 2015. — 157 с.
5. Варфоломеев А. А. Основы информационной безопасности [Текст]: учебное пособие / А. А. Варфоломеев. — Москва: Горячая линия, 2008. — 412 с.
6. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Текст]. — Введ. 01.07.2008. — Москва: Стандартинформ, 2007. — 20 с.
7. ГОСТ Р 55751-2013. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики [Текст]. — Введ. 01.01.2015. — Москва: Стандартинформ, 2014. — 20 с.
8. Значимость создания электронного учебного пособия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://schoolcollection.edu.ru/catalog/(дата обращения: 10.12.2018).
9. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. informio.ru/publications/id1210/(дата обращения: 10.12.2018).
10. Крат Ю. Г. Основы информационной безопасности [Текст]: учебное пособие / Ю. Г. Крат, И. Г. Шрамкова. — Хабаровск: ДВГУПС, 2008. — 112 с.
11. Нестеров С. А. Информационная безопасность и защита информации [Текст]: учебное пособие / С. А. Нестеров. — Санкт-Петербург: Поли- техн. ун-т, 2009. — 126 с.
12. Педагогические программные средства. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://didacts.ru/termin/pedagogicheskie-programmnye-sredstva/(дата обращения: 10.12.2018).
13. Положение об электронных образовательных ресурсах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.int-edu.ru/sites/default/ files/userfiles/Documents/e-resursy1/ (дата обращения: 11.12.2018).
14. Портал по системам безопасности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://geoline-tech.com/top-20-sites-about-information-security/(дата обращения: 09.12.2018).
15. Рабочая программа профессионального модуля «Основы информационной безопасности». Для студентов СПО специальности 10.02.03 — Ин-формационная безопасность автоматизированных систем [Текст] / Е. А. Шакуто [и др.]. — Екатеринбург: КЭМ Института ИПО, ФГАОУ ВО РГППУ, 2017. — 11 с.
16. Разработка электронного пособия [Электронный ресурс]. — Режим доступа — https://sites.google.com/site/razrabotkaelektronnogoposobia/home/(дата обращения: 29.10.2018).
17. Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]. — под ред. Кузьминова Я., Фрумина И. — Москва: ГУ ВШЭ, 2008. — 39 с.
18. Стандарты и технологии разработки электронного учебного пособия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://electrobook.narod.ru/ index.html/ (дата обращения: 10.12.2018).
19. Сайт для тех, кто изучает веб-технологии и создает сайты [Элек-тронный ресурс]. — Режим доступа: https://html5book.ru/(дата обращения: 09.12.2018).
20. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.03 Информационная безопасность автоматизированных систем [Текст]: утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28 июля 2014 г., №806 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — Москва: Титул, 2014 г. — 52 с.
21. Электронный образовательный ресурс — Мега Энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://megabook.ru/article/Электронный%20образовательный%20ресурс/ (дата обращения: 11.12.2018).
22. Электронный образовательный ресурс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fb.ru/article/265619/obrazovatelnyiy-elektronnyiy-resurs/(дата обращения: 10.09.2018).
23. Ясинский В. Б. Каким должен быть электронный учебник в формате HTML [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/uchebnik-v-formate-html/(дата обращения: 10.12.2018).
24. Webnode. Create your site [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://webnode.ru/(дата обращения: 11.12.2018).
25. Youtube канал пользователя Kaspersky Lab Russia [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtu.be/channel/KasperskyChannelRU/(дата обращения: 10.09.2018).
26. Youtube канал пользователя Vikas Shingh [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/vikasshing/(дата обращения 10.12.2018).
27. Youtube канал пользователя Вебинары. Корпорация Российский учебник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/ user/UCjocXkHPhrvs5AaAYqhvAaw/ (дата обращения: 10.12.2018).
28. Youtube канал пользователя Компьютерная школа Hillen [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/user/ HillelITSchool/ (дата обращения: 10.09.2018).
29. Youtube канал пользователя Системное администрирование, безопасность, сети [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. youtube.com/user/UCkufieG4LoGkHNOGrgMx3Vg/(дата обращения: 10.11.2018).
30. Youtube канал пользователя overbafer1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/user/overbafer1/featured/(дата обращения: 15.11.2018).