Реферат
Введение 4
1 Теоретические основы проблемы изучения написаний слов с непроверяемыми
орфограммами 8
1.1 Содержание понятия «словарно-орфографическая работа» в методике
русского языка 8
1.2 Роль ведущей модальности восприятия в обучении русскому языку 14
1.3 Методические основы использования мнемотехнических приёмов при
изучении слов с непроверяемыми орфограммами 20
2 Методические основы использования мнемотехнических приёмов 25
2.1 Организация диагностики уровня сформированное™ орфографического
навыка 25
2.2 Использование мнемотехнических приемов при работе со словами с
непроверяемыми орфограммами 29
2.3 Результаты проведения опытно-экспериментальной работы 32
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение А 44
Приложение Б 49
Приложение В 60
Приложение Г 80
Приложение Д 81
Выпускная квалификационная работа по теме «Использование приемов мнемотехники в системе работы с непроверяемыми орфограммами в начальной школе» содержит 85 страниц текстового документа, 57 использованных источников, 5 приложений.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, ПРИЕМЫ МНЕМОТЕХНИКИ, МНЕМОТЕХНИКА, НЕПРОВЕРЯЕМАЯ ОРФОГРАММА, ОРФОГРАММА.
Целью исследования является выявление динамики совершенствования написания слов с непроверяемыми орфограммами при применении приемов мнемотехники.
Объект исследования: процесс изучения слов с непроверяемыми орфограммами в начальной школе.
Предмет исследования: использование приемов мнемотехники в системе работы с непроверяемыми орфограммами в начальной школе.
База исследования - МКОУ «Лакинская СОШ» д. Лакино.
Были разработаны специальные упражнения, основанные на
мнемотехнических приёмах.
В ходе внедрения приемов мнемотехники в образовательный процесс 3 класса по предмету «Русский язык», а также согласно исследованию ведущей модальности младших школьников, описанные в работе приемы мнемотехники продемонстрировали свою эффективность.
Предлагаемые в практической части выпускной квалификационной работы мнемотехнические приемы могут быть в дальнейшем использованы в рамках преподавания русского языка в начальной школе.
Анализ методической литературы показал, что, несмотря на базисность принципа сознательности в процессе овладения орфографией, важную роль в данном процессе играют различные методические приемы формирования умений и навыков, основывающиеся на чувственном восприятии обучающихся. Исследования психологов подтверждают тот факт, что сенсорные системы человека обеспечивают работу многих важных психических процессов, которые необходимы для формирования всех учебных навыков, в том числе и орфографических.
Известно, что процесс запоминания облегчается привлечением к восприятию различных анализаторов. Большое значение для орфографии имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Многообразные связи: зрительные, слуховые, речедвигательные, неразрывно связанные с пониманием значения слова, в своей совокупности создают те необходимые условия, без которых трудно добиться прочного усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные виды восприятия и быть достаточно разнообразными.
Следует отметить, что не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приемов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующие ассоциации. Поэтому при изучении слов с непроверяемым написанием не следует отказываться от традиционного способа запоминания, рассчитанного на механическое запоминание зрительного образа слова.
С целью проверки усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами был проведен констатирующий срез, результаты которого показали, что из 9 учащихся 33,3% (3 человека) имеют средний уровень орфографического навыка; 55,6% (5 человек) имеют низкий уровень освоения слов с непроверяемыми орфограммами; 11,1% (1 человек) имеет высокий уровень.
В связи с этим были разработаны специальные упражнения, основанные на мнемотехнических приемах.
Фрагменты уроков экспериментального обучения, разработанные с учетом темы исследования, были органично введены в контекст занятий, которые проводились согласно календарно-тематическому плану.
На основе сопоставления данных первого и второго контрольных срезов мы установили, что результаты формирующего эксперимента превосходят показатели констатирующего эксперимента: из 9 человек 44,4% (4 человека) имеют средний уровень орфографического навык; 55,6% (5 человек) имеют высокий уровень; низкого уровня развития орфографического навыка не наблюдается.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что работа, направленная на использование мнемотехнических приемов в процессе словарно-орфографической работы, является результативной и может быть использована учителями начальных классов на уроках русского языка.
1. Абраменкова, В. В. Краткий психологический словарь / В. В. Абраменкова, В. С. Аванесов, В. С. Агеев. - Москва : Политиздат, 1985. - 431 с.
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов. - Москва : Икар, 2009. - 448 с.
3. Акимова, Д. А. Формирование орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка / Д. А. Акимова, Н. Н. Веселова // Вестник научных конференций. - 2016. - №3. - С. 6-10.
4. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксенова. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 320 с.
5. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. - Москва : Просвещение, 2013. - 160 с.
6. Бабайцева, В. В. Принципы русской орфографии / В. В. Бабайцева // Русский язык в школе. - 2019. - № 3. - С. 33-39.
7. Бабкина, Е. А. Трудности формирования навыка написания
словарных слов у младших школьников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Е. А. Бабкина. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 12-1. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/trudnosti-formirovaniya-navyka-napisaniya- slovarnyh-slov-u-mladshih-shkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата
обращения: 15.04.2021)
8. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитов, Т. А. Ладыженская. - Москва : Издательский центр «Академия», 2011. - 368 с.
9. Блинов, Г. И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации / Г. И. Блинов. - Москва : Просвещение, 1987. - 208 с.
10. Бойченко, Г. Н. Психология и педагогика / Г. Н. Бойченко, Л. И. Кундозерова. - Москва : Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ", 2016. - 278 с.
11. Бренчугина - Романова, А. Н. Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка в условиях полиэтнической школы [Электронный ресурс] / А. Н. Бренчугина - Романова // Москва : Наука и школа
• 2016. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priemov- mnemotehniki-na-urokah-russkogo-yazyka-v-usloviyah-polietnicheskoy-shkoly (дата обращения: 28.04.2021)
12. Бура, Л. В. Образовательная мнемотехника: технологии эффективного усвоения информации. Учебно-методическое пособие / Л. В. Бура, Г. А. Чепурина. - Севастополь : РИБЕСТ, 2015. - 116 с.
13. Гарибян, С. А. Школа памяти (Суперактивизация памяти через возрождение эмоций) / С. А. Гарибян. - Москва : "Цицеро", 1992. - 64 с.
14. Грибанова Е. Т. Роль модальности восприятия в ситуации учебнопедагогического взаимодействия [Электронный ресурс] / Е. Т. Грибанова, Н. Г. Воронова // Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс». - 2018. - С. 46-50. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35361259 (дата обращения: 16.03.2021)
15. Давидович, С. Е. Учет ведущей модальности восприятия при изучении синтаксиса в школе [Электронный ресурс] / С. Е. Давидович // Екатеринбург : Актуальные проблемы филологии. - 2019. - №19. - С.59-66. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41166149....57