Формирование мотивации у младших школьников на уроках литературного чтения (Государственный Гуманитарно-Технологический Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МОУ СОШ № 1» (г. Электросталь).
Выборка: 20 обучающихся 2–го класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 6
1.1. Понятие «мотивация» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Возрастная характеристика детей младшего школьного возраста 12
1.3. Особенности мотивационной сферы младших школьников на уроках литературного чтения 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 26
2.1. Диагностика уровня мотивации младших школьников 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3. Программа по формированию и развитию мотивации младших школьников на уроках литературного чтения 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
База исследования: МОУ СОШ № 1» (г. Электросталь).
Выборка: 20 обучающихся 2–го класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 6
1.1. Понятие «мотивация» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Возрастная характеристика детей младшего школьного возраста 12
1.3. Особенности мотивационной сферы младших школьников на уроках литературного чтения 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 26
2.1. Диагностика уровня мотивации младших школьников 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3. Программа по формированию и развитию мотивации младших школьников на уроках литературного чтения 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Актуальность. Современная образовательная среда ставит перед педагогами множество задач, одной из которых является формирование мотивации у младших школьников на уроках литературного чтения. Способность к чтению и пониманию текста является одним из важнейших компонентов успешного обучения, а интерес и мотивация к чтению открывает перед ребенком бесконечные горизонты знаний и интеллектуального развития.
В настоящее время наблюдается снижение интереса детей к чтению литературы. Причины данного явления многообразны и включают в себя как внешние, так и внутренние факторы, такие как недостаточное внимание взрослых к чтению, низкая мотивация со стороны родителей, а также отсутствие интерактивных методов работы на уроках литературного чтения. Одним из важных факторов, способствующих снижению интереса детей к чтению, является широкое использование новых цифровых технологий. Решение этой проблемы требует разработки новых методологий развития образовательного стремления среди учащихся начальной школы, адаптированных к их особенностям в сфере медиа и технологий. Следовательно, вопрос формирования учебной мотивации у младших школьников остается актуальным и требует дополнительного изучения.
Проблема формирования мотивации школьников определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе сделать мотивацию устойчивым личностным образованием ученика. На начальном этапе обучения важно создать для обучающихся все условия для приобретения навыков осмысленного чтения – ведь работа с текстом будет присутствовать на каждом этапе обучения – будь то школа, колледж или высшее учебное заведение.
Объект исследования: процесс развития учебной мотивации младших школьников.
Предмет исследования: развитие позитивной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: изучить и проанализировать методы формирования учебной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «мотивация» в психолого-педагогической литературе;
2. Представить возрастную характеристику детей младшего школьного возраста;
3. Рассмотреть особенности мотивационной сферы младших школьников;
4. Провести диагностику мотивационноq сферы младших школьников и интерпретировать результаты;
5. Разработать и предложить программу по формированию и развитию мотивации младших школьников на уроках литературного чтения.
Теоретико- методологической базой исследования явились труды ученых: В области учебной мотивации: В. Давыдова, Д. Эльконина, А. Леонтьева, С. Максименко. Онтогенетические аспекты этой проблемы: М. Алексеевой, А. Андреевой, Ю. Бабанського, Л. Божович, Г. Вайсмана, И. Добровиновой, С. И. Кона, А. Марковой, В. Моргуна. Взаимообусловленность внешних и внутренних факторов развития личности и ее мотивационной сферы рассматривали: Б. Ананьев, Ш. Чхартишвили; Источники мотивации: А. Ковалева, Ю. Кулюткина, В. Мерлий, Г. Сухобской. Взаимосвязь мотивации и успеваемости в учебно-воспитательной деятельности школьников: Н. Битяновой, В. Гулеватого, М. Дригус, Ю. Орлова, О. Поливановой, Г. Ротара, П. Якобсон и др.
Методы и методики исследования: поиск, анализ и синтез изучаемой литературы, сравнение, диагностика направленности мотивации изучения предмета Дубовицкая Т.Д., Опросник «Учебная мотивация школьников» (модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)
Экспериментальная база. Исследование проводилось в Муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа (далее МОУ СОШ) № 1» г. Электросталь, выборка среди обучающихся 2–го класса, в количестве 20 человека.
Теоретическая значимость изучения формирования мотивации у младших школьников на уроках литературного чтения заключается в ее вкладе в область образования и литературы.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в определении стратегий, направленных на формирование у младших школьников мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроках литературного чтения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время наблюдается снижение интереса детей к чтению литературы. Причины данного явления многообразны и включают в себя как внешние, так и внутренние факторы, такие как недостаточное внимание взрослых к чтению, низкая мотивация со стороны родителей, а также отсутствие интерактивных методов работы на уроках литературного чтения. Одним из важных факторов, способствующих снижению интереса детей к чтению, является широкое использование новых цифровых технологий. Решение этой проблемы требует разработки новых методологий развития образовательного стремления среди учащихся начальной школы, адаптированных к их особенностям в сфере медиа и технологий. Следовательно, вопрос формирования учебной мотивации у младших школьников остается актуальным и требует дополнительного изучения.
Проблема формирования мотивации школьников определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе сделать мотивацию устойчивым личностным образованием ученика. На начальном этапе обучения важно создать для обучающихся все условия для приобретения навыков осмысленного чтения – ведь работа с текстом будет присутствовать на каждом этапе обучения – будь то школа, колледж или высшее учебное заведение.
Объект исследования: процесс развития учебной мотивации младших школьников.
Предмет исследования: развитие позитивной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: изучить и проанализировать методы формирования учебной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «мотивация» в психолого-педагогической литературе;
2. Представить возрастную характеристику детей младшего школьного возраста;
3. Рассмотреть особенности мотивационной сферы младших школьников;
4. Провести диагностику мотивационноq сферы младших школьников и интерпретировать результаты;
5. Разработать и предложить программу по формированию и развитию мотивации младших школьников на уроках литературного чтения.
Теоретико- методологической базой исследования явились труды ученых: В области учебной мотивации: В. Давыдова, Д. Эльконина, А. Леонтьева, С. Максименко. Онтогенетические аспекты этой проблемы: М. Алексеевой, А. Андреевой, Ю. Бабанського, Л. Божович, Г. Вайсмана, И. Добровиновой, С. И. Кона, А. Марковой, В. Моргуна. Взаимообусловленность внешних и внутренних факторов развития личности и ее мотивационной сферы рассматривали: Б. Ананьев, Ш. Чхартишвили; Источники мотивации: А. Ковалева, Ю. Кулюткина, В. Мерлий, Г. Сухобской. Взаимосвязь мотивации и успеваемости в учебно-воспитательной деятельности школьников: Н. Битяновой, В. Гулеватого, М. Дригус, Ю. Орлова, О. Поливановой, Г. Ротара, П. Якобсон и др.
Методы и методики исследования: поиск, анализ и синтез изучаемой литературы, сравнение, диагностика направленности мотивации изучения предмета Дубовицкая Т.Д., Опросник «Учебная мотивация школьников» (модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)
Экспериментальная база. Исследование проводилось в Муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа (далее МОУ СОШ) № 1» г. Электросталь, выборка среди обучающихся 2–го класса, в количестве 20 человека.
Теоретическая значимость изучения формирования мотивации у младших школьников на уроках литературного чтения заключается в ее вкладе в область образования и литературы.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в определении стратегий, направленных на формирование у младших школьников мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроках литературного чтения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подводя итоги исследования можно сделать ряд определенных выводов:
Понятие «мотивация» в психолого-педагогической литературе относится к внутренним и внешним факторам, которые влияют на активность, направленность и усилия человека в достижении целей. Мотивация играет важную роль в образовательном процессе, так как она стимулирует учеников к учебной деятельности и помогает им преодолевать трудности.
Также мы выяснили, что возрастная характеристика детей младшего школьного возраста связана с особенностями их развития и психологическими особенностями. В этом возрасте дети начинают формировать свою мотивационную сферу, которая включает интересы, потребности, цели и ожидания. Особенности мотивационной сферы младших школьников на уроках литературного чтения могут быть различными. Некоторые дети могут проявлять большой интерес к чтению и литературе, что стимулирует их активное участие в уроке. Другие дети могут испытывать трудности с чтением или не проявлять особого интереса, что требует дополнительной мотивации и поддержки со стороны педагога.
Необходимо подчеркнуть, что особенно важно создавать условия, которые будут способствовать мотивации детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. Это может включать использование интересных и понятных текстов, взаимодействие с различными жанрами литературы, игровые элементы, сотрудничество и поддержку со стороны педагога. Такие подходы помогут ученикам развивать положительную мотивацию к чтению и литературе, что будет способствовать их успешному обучению.
Во второй главе была проведена диагностика уровня мотивации младших школьников на уроках литературного чтения. Результаты исследования показали, что 17% учащихся имеют самый высокий уровень мотивации, 25% - высокий уровень, 46% - средний уровень, а 12% испытывают низкий уровень мотивации. Большинство младших школьников (71%) имеют высокий или средний уровень мотивации, что является положительным фактором для их образовательного развития. Относительно небольшое количество учащихся (12%) испытывает низкий уровень мотивации и может иметь трудности в обучении.
Анализ данных также показывает, что внутренняя мотивация к уроку литературного чтения преобладает среди младших школьников 55%, в то время как внешняя мотивация составляет 45%. Это говорит о том, что большинство детей испытывает интерес и удовлетворение от самого процесса чтения и изучения литературы, а внешние факторы меньше влияют на их мотивацию.
Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что для повышения мотивации и развития интереса к литературе у младших школьников нами была представлена программа по формированию и развитию мотивации на уроках литературного чтения, которая помогает развивать навыки чтения и понимания текста через игровую деятельность, создание собственных историй и драматическое чтение. Учащиеся могут обсуждать прочитанные произведения, выражать свои мысли и чувства, а также создавать свой литературный журнал. В результате, программа способствует развитию интереса к чтению, улучшению навыков работы с текстами, развитию аналитического мышления, творческого потенциала и эмоциональной сферы учащихся.
Понятие «мотивация» в психолого-педагогической литературе относится к внутренним и внешним факторам, которые влияют на активность, направленность и усилия человека в достижении целей. Мотивация играет важную роль в образовательном процессе, так как она стимулирует учеников к учебной деятельности и помогает им преодолевать трудности.
Также мы выяснили, что возрастная характеристика детей младшего школьного возраста связана с особенностями их развития и психологическими особенностями. В этом возрасте дети начинают формировать свою мотивационную сферу, которая включает интересы, потребности, цели и ожидания. Особенности мотивационной сферы младших школьников на уроках литературного чтения могут быть различными. Некоторые дети могут проявлять большой интерес к чтению и литературе, что стимулирует их активное участие в уроке. Другие дети могут испытывать трудности с чтением или не проявлять особого интереса, что требует дополнительной мотивации и поддержки со стороны педагога.
Необходимо подчеркнуть, что особенно важно создавать условия, которые будут способствовать мотивации детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. Это может включать использование интересных и понятных текстов, взаимодействие с различными жанрами литературы, игровые элементы, сотрудничество и поддержку со стороны педагога. Такие подходы помогут ученикам развивать положительную мотивацию к чтению и литературе, что будет способствовать их успешному обучению.
Во второй главе была проведена диагностика уровня мотивации младших школьников на уроках литературного чтения. Результаты исследования показали, что 17% учащихся имеют самый высокий уровень мотивации, 25% - высокий уровень, 46% - средний уровень, а 12% испытывают низкий уровень мотивации. Большинство младших школьников (71%) имеют высокий или средний уровень мотивации, что является положительным фактором для их образовательного развития. Относительно небольшое количество учащихся (12%) испытывает низкий уровень мотивации и может иметь трудности в обучении.
Анализ данных также показывает, что внутренняя мотивация к уроку литературного чтения преобладает среди младших школьников 55%, в то время как внешняя мотивация составляет 45%. Это говорит о том, что большинство детей испытывает интерес и удовлетворение от самого процесса чтения и изучения литературы, а внешние факторы меньше влияют на их мотивацию.
Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что для повышения мотивации и развития интереса к литературе у младших школьников нами была представлена программа по формированию и развитию мотивации на уроках литературного чтения, которая помогает развивать навыки чтения и понимания текста через игровую деятельность, создание собственных историй и драматическое чтение. Учащиеся могут обсуждать прочитанные произведения, выражать свои мысли и чувства, а также создавать свой литературный журнал. В результате, программа способствует развитию интереса к чтению, улучшению навыков работы с текстами, развитию аналитического мышления, творческого потенциала и эмоциональной сферы учащихся.
Подобные работы
- Формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка (на материале учебно-научных текстов)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Патриотическое воспитание во внеклассной работе с младшими школьниками
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Патриотическое воспитание обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях (Нижневартовский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - «ТВОРЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА» КАК ИНСТРУМЕНТ В РАСШИРЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА МАТЕРИАЛЕ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМУЛА ТВОРЧЕСТВА: ИНИЦИАТИВА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ, СОТРУДНИЧЕСТВО»)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



