ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ИЗУЧЕНИЮ
РЕКЛАМНЫХ ПОСТОВ В ДИСКУРСЕ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ 7
1.1. Определение дискурса в современной лингвистике 7
1.2. Дискурс о себе в кругу смежных понятий 9
1.2.1. Дискурс самопрезентации и стратегия самопрезентации 11
1.3. Интернет-дискурс и виртуальный дискурс 14
1.4. Рекламный дискурс как подвид институционального дискурса 16
1.4.1. Рекламный пост в Социальной Сети 20
1.5. Понятие «Гибридный дискурс» в лингвистических исследованиях 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМНОГО И САМОПРЕЗЕНТАЦИОННОГО ДИСКУРСОВ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ 26
2.1. Краткая характеристика практического материала 26
2.2. Вербально-невербальные средства актуализации рекламных постов 29
2.3. Вербально-невербальные средства актуализации самопрезентационных
постов 33
2.4. Гибридизация рекламного и самопрезентационного дискурсов в русскоязычной социальной сети «Инстаграм 36
2.4.1. Вербальные средства и их дискурсивные проявления 36
2.4.2. Невербальные средства и их дискурсивные проявления 44
2.5. Гибридизация рекламного и самопрезентационного дискурсов во
франкоязычной социальной сети «Инстаграм»» 47
2.5.1. Вербальные средства и их дискурсивные проявления 47
2.5.2. Невербальные средства и их дискурсивные проявления 51
2.6. Результаты анализа по выявлению характерных черт гибридизации
рекламного и самопрезентационного дискурсов в русскоязычной и франкоязычной социальной сети «Инстаграм» 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 69
Одной из важнейших потребностей человека говорящего является самопрезентация, актуализируемая в различных видах общения как вербальными, так и невербальными способами. Именно поэтому объектом множества исследований в рамках общей антропоцентрической направленности современных лингвистических работ является именно сам коммуникант.
Дискурс, основной целью которого является самопрезентация, притягивает внимание множества исследователей, в связи с чем на сегодняшний день существует достаточное количество смежных терминов для обозначения данного феномена («персональный», «личностноориентированный», «автореферентный», «имиджевый»,
«самоидентификационный»).
Кроме того, интерес современных исследователей к условиям самопрезентации человека говорящего связан с непрекращающимся ростом межличностного общения в Интернет-пространстве, в частности, в социальной сети Инстаграм. Благодаря возможностям онлайн-формата коммуникации возникает особая форма самопрезентации, в некоторой степени отличающаяся от подобного явления вне Сети.
Неотъемлемым атрибутом современной межличностной коммуникации является необходимость в продвижении услуг и товаров, как следствие, процесс и результаты создания рекламы привлекает к себе внимание исследователей различных областей знания. Так, рекламный дискурс становится объектом множества лингвистических исследований: изучается реклама как особый жанр, субжанры рекламы, текстовые составляющие рекламы.
Немалое внимание лингвистов направлено на классификацию типов дискурсов и наблюдению, которое подтверждает, что в процессе коммуникации происходит взаимопроникновение и трансформация дискурсов. Подобный процесс обозначается как гибридизация дискурсов.
Таким образом, актуальность работы определяется высоким исследовательским интересом к изучению лингвистических аспектов социальной сети, представляющей собой особый коммуникативный канал и высокоэффективный инструмент для самопрезентации. Кроме того, актуальность данной работы обусловлена возрастающим интересом к изучению рекламы и рекламных текстов, важностью процессов самопрезентации как одной из ведущих потребностей коммуниканта как в рамках традиционного, так и в пространстве Интернет-общения, а также явления гибридизации различных типов дискурса (политического, персонального, рекламного, научного и т.д.).
Объектом исследования являются компоненты рекламного дискурса в дискурсе самопрезентации во франкоязычных и русскоязычных аккаунтах социальной сети Инстаграм.
Предметом исследования являются лингвистические и нелингвистические средства, задействованные в рекламных постах в пространстве дискурса самопрезентации на примере франкоязычных и русскоязычных аккаунтов социальной сети Инстаграм.
Цель работы состоит в выявлении характерных черт гибридизации компонентов рекламного дискурса и дискурса самопрезентации во франкоязычных и русскоязычных аккаунтах социальной сети.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Обобщить понятие дискурса.
2. Выделить особенности дискурса самопрезентации.
3. Рассмотреть понятие рекламного дискурса.
Существует множество лингвистических исследований, посвященных изучению дискурса. Существует и множество определений этого многогранного понятия. В данном исследовании принимается следующее определение дискурса: сложное коммуникативное явление, включающее, как лингвистические, экстралингвистические факторы, так и
паралингвистическое сопровождение речи и выполняющее ритмическую, референтную, семантическую и эмоционально-оценочную функции.
В современной лингвистике выделяют различные виды дискурса, основываясь на множестве факторов, в том числе целях, условиях и функциях коммуникации, стратегиях, тактиках и интенциях участвующих коммуникантов. Дискурс, в котором реализуется потребность субъекта коммуникации представить себя окружающим, хотя и является не самодостаточным и наслаивающимся на другие типы дискурса, тем не менее вызывает высокий исследовательский интерес. Этому явлению присвоены различные определения: самоидентификационный, личностно
ориентированный, автореферентный, самопрезентационный, персональный дискурс. Независимо от названия данного типа дискурса в его пространстве реализуется ключевая функция (стратегия) - самопрезентация.
В сравнении с традиционным форматом общения Интернет- коммуникация представляет больше возможностей не только для самопрезентации, самореализации, самоактуализации, но и для рекламы, продвижения товара или услуги. Особой популярностью среди множества интернет-платформ пользуется социальная сеть Инстаграм, где основным является невербальный компонент, в то время как вербальное сопровождение его дополняет.
Рекламный дискурс является объектом множества научных изысканий, перспективным направлением исследования становится вопрос о взаимодействии и слиянии рекламного дискурса с другими видами дискурсов. Подобный процесс в трудах по лингвистике обозначен термином «гибридизация».
В данном исследовании выдвинута гипотеза о том, что вербальноневербальные компоненты обычного самопрезентационного поста личного блога будут актуализированы и в рекламном посте этого же блога.
Методом сплошной выборки было проанализировано 200 постов (100 постов на русском языке, 100 постов на французском языке) в Инстаграм французских и русских блогеров: Yanissa (@yanissaxoxo), Lena Situations (@lenamahfouf), Maya (@mayadorable), Gaelle Garcia Diaz (@gaelle), Елена Темникова (@lenatemnikovaofficial), Анастасия Ивлеева (@_agentgirl_), Мария Миногарова (@minogarova), Ида Галич (@galichida).
Теоретический анализ характеристик самопрезентационного и рекламного дискурсов свидетельствует о том, что изначально это разные форматы коммуникации, которые обладают различными функциями и целями, а также используют несколько иные стратегии и тактики. Анализ взаимодействия рекламного и самопрезентационного дискурсов в рамках персонального блога выявил совпадение некоторых компонентов, которые при этом могут по-разному актуализироваться. Данные компоненты можно распределить следующим образом:
1) Элементы, свойственные только дискурсу самопрезентации:
a) повествование;
b) особый стиль общения (личный, идентифицирующий);
2) Одинаковые (универсальные) элементы для обоих дискурсов:
a) интерактив (вопрос/императив);
b) морфологические компоненты;
c) стилистические компоненты;
d) эмодзи;
3) Элементы, свойственные только дискурсу рекламы:
a) упоминание бренда;
a) описание, характеристики товара;
b) наличие субжанра «конкурс» или «розыгрыш».
Основные выводы проведенного исследования:
1. Процент индивидуальности (самопрезентационности) при
взаимодействии двух различных типов дискурса преобладает над процентом рекламной составляющей. Но в зависимости от языковой принадлежности блогера показатель может варьироваться.....
1. Агуреева Е.В. Лексические особенности языка социальной сети «Инстаграм» // Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки, 2019/12/11; 68(8), С. 17-18.
2. Акопьянц А.С. Этическая культура рекламы // Идеи и идеалы, 2012. №1. С. 122-130.
3. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 136-137.
4. Бабаян В.Н. Различные подходы к определению понятия «Дискурс» и его основные характеристики // Верхневолжский филологический вестник, 2017. С. 76-79.
5. Баженова Е.А., Протопопова О.В. Язык и стиль рекламы // Стилистический энциклопедический словарь, 2003. 637 с.
6. Бардашевич Я.А. Особенности жанра интернет-блога [Электронный ресурс], 2011. URL: http://rae.ru/forum2011/18/738 (дата обращения 19.04.2021).
7. Бразговская Е.Е. Когнитивный потенциал автореференции: самоописания в прозе Станислава Лема // Вестник Пермского университета. Серия «Российская и зарубежная филология», 2013. №22. С.94-102.
8. Волошина С.В. Коммуникативная стратегия самопрезентации в автобиографическом дискурсе // Вестник ИрГТУ, 2014. №9 (92). 263с.
9. Воронцова Ю.А. Язык рекламных текстов // Инновационная наука, 2016. №5-3 (17).
10. Гранева И.Ю. О референтном и нереферентном употреблении
местоимения мы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского [Электронный ресурс] 2008. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-referentnom-i-nereferentnom-upotreblenii- mestoimeniya-my (дата обращения 11.03.2021).
11. Данилова С.А. Типология дискурса // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки, 2015. №1. С. 345-349.
12. Дахалаева Е.Ч. Автореферентные жанры интернет-дискурса // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, 2013. С. 24-29.
13. Денисова Н.В. Рекламные тексты в научно-образовательной сфере (к проблеме междискурсивных взаимодействий) // Вестник ТГУ, 2007. № 302. С. 10-13.
14. Денисова Н.В. Рекламные жанры научно-образовательного дискурса: дисс. ... канд. филол. наук, Казань, 2008. 177 с.
15. Желудкова Е.Г. Роль стереотипов в дискурсе самопрезентации во французских объявлениях о знакомстве // Вестник Кемеровского государственного университета, 2013. №2. С. 50-55....79