Реферат 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОДВИЖЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА 8
1.1. Продвижение: понятие, цель, функции 8
1.2. Методы продвижения образовательных услуг 18
2. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕСНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОДВИЖЕНИЯ
ЯЗЫКОВОЙ ШКОЛЫ «S’COOL BUS» 33
2.1. Анализ маркетинговой среды языковой школы 33
2.2. Программа продвижения языкового центра «S’coolBus» 49
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА ТЕМУ
«ПРОДВИЖЕНИЕ. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» 63
3.1. Педагогический контроль, его функции и виды 63
3.2. Разработка средств контроля знаний обучающихся. База тестовых
заданий по теме «Продвижение. Маркетинговые инструменты» 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Интервью с руководителем языкового центра 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Анкета для клиентов языкового центра 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 -Таблицы одномерного распределения 107
Актуальность темы исследования. В современных условиях насыщенного рынка, успешность маркетинговых коммуникаций является одной из главных гарантий ведения бизнеса. К управлению системой маркетинговых коммуникаций необходимо подходить системно. Сегодня для успеха предприятия на рынке требуется использование широкого спектра маркетинговых инструментов, которые будут учитывать специфику предлагаемой продукции, а также происходящие изменения в расстановке конкурентных сил на рынке, особенностях поведения потребителей и общих условий функционирования компании.
Традиционными объектами маркетинга являются товары и услуги, а также идеи. В числе других объектов - организации, территории, а также отдельные люди. В наиболее широком смысле объектом маркетинга становится любой объект, который предлагается на рынке для обмена на определенное количество каких-либо благ и на этих условиях пользуется спросом.
Маркетинг в сфере образования имеет дело со всеми упомянутыми категориями его объектов. Для обучающихся, как правило, немаловажен фактор территориального расположения школы, в этой связи актуален маркетинг территорий. Весьма весом общественный престиж, статус самого образовательного учреждения и репутация его преподавателей.
Не нуждается в обосновании актуальность маркетинга идей, как важнейших компонентов образовательного процесса. Безусловно, также, что в образовании широко применим и маркетинг товаров, куда входят не только товары, являющиеся для образования инвестиционными (учебное оборудование, аппаратура и т. п.), но и товары-продукты практической деятельности образовательного учреждения, его персонала и обучающихся.
Актуальность и практический аспект выбранной темы выпускной квалификационной работы связаны с усилением конкуренции, появлением федеральных и международных сетей в сфере образовательных услуг. Поскольку рынок образовательных услуг насыщен, у потенциальных потребителей возникают трудности при выборе необходимой школы или образовательного центра. В связи со сложившейся ситуацией, стремительно растет потребность в рекламе и PR. Для привлечения клиентов, сфере образования необходимо нарисовать убедительную и правдивую картину о высоком качестве предлагаемой услуги. Помимо методик образования, учебных планов, организации процесса образования на репутацию учреждения, без сомнения, влияет сложившейся имидж организации. Для того, чтобы донести до общественности и сформировать мнение об учреждении, необходимо использовать инструменты PR и рекламы, поэтому коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью данной сферы.
Степень научной разработанности. Данная тема исследования достаточно развита в современной литературе. Исследование рынка сферы образования, а также различные аспекты продвижения образовательных услуг, имеют место быть в работах отечественных и зарубежных авторов. Среди них следует отметить: С. Блэк, В.Г. Королько, А.Н. Мудров, А.Н. Чумиков и других. Теоретическую базу исследования составили работы по теории и практике маркетинга, рекламы и PR. Особое внимание было уделено работам Котлера Ф., Губарец М. А., Аникина А. А., Ламбен Ж. Ж., Панкратова Ф. Г.
Актуальность темы и степень ее разработанности обусловили объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объектом исследования является продвижение как элемент комплекса маркетинга.
Предмет исследования - продвижение услуг языкового центра.
Цель дипломной работы - исследование теоретических и практических аспектов продвижения услуг языкового центра.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие продвижение. Его цель, задачи и функции инструменты и технологии коммуникационного продвижения организации;
2. Рассмотреть основные методы продвижения образовательных услуг;
3. Провести анализ маркетинговой среды языкового центра «S’coolBus»;
4. Разработать программу продвижения языкового центра « S ’ coolBus»;
5. Разработать средства контроля знаний обучающихся в виде тестовых заданий на тему «Продвижение. Маркетинговые инструменты».
Эмпирическая база исследования. Основу составили данные опроса, которые были получены в результате маркетингового исследования в языковой школе «S'coolBus» и анализа данной информации.
Практическая значимость работы. Эмпирические результаты данного исследования и разработка программы продвижения может быть в дальнейшем использованы руководителем языкового центра для продвижения своих услуг на образовательном рынке г. Екатеринбург. А также материалы методической разработки тестовых заданий по теме «Продвижение. Маркетинговые инструменты» могут быть применимы в ходе контроля образовательного процесса.
Подводя итог выпускной квалификационной работы, можно сказать, что поставленная цель была достигнута. В теоретической части был проведен анализ литературы как отечественных, так и зарубежных авторов относительно понятия «продвижение». Существует достаточно большое количество точек зрения на данной понятие. Одна группа авторов понимает продвижение, как совокупность определенным образом классифицированных инструментов воздействия на покупателей, другая - как форму сообщений, направленных на целевую аудиторию. Продвижение представляет собой процесс коммуникации, который в свою очередь состоит из ряда взаимосвязанных элементов. Наиболее важный элемент данного процесса — это ответная реакция со стороны получателя.
Также рассмотрены понятия «маркетинг услуг» и «услуга», в частности «образовательная услуга». Маркетинг услуг является перспективным развивающимся направление, которое изучает потребительский спрос, конкурентные рынки, конкурентоспособность самих услуг и доведению их до потребителя. Отличия в продвижении образовательных услуг определяются характеристиками самих услуг и особенностями образовательных услуг. Прежде всего это невещественность, значительная протяженность во времени, одновременное производство и потребление, активное интеллектнуальное участие потребителя услуги и невозможность денежного измерения. Характеристики образовательных услуг определяют особенности продвижения услуг по изучению иностранного языка: точечная выборка целевой аудитории, использование реальных фотографий и живых эмоций, простые понятные тексты в рекламных сообщения, информационные поводы для встречи с целевой аудиторией и знакомство с педагогическим составом. Поэтому приобретая данную услугу, существует вероятность того, что клиент будет не удовлетворен, что вызывает определенные затруднения при планировании и реализации программы продвижения. Из этого следует, что необходимо предпринять следующий ряд действий:
- информировать общественность о качестве предоставляемых услуг,
чтобы развеять сомнения клиента;
- поддерживать репутацию;
- формировать предпочтения у потребителя;
- поддерживать узнаваемость.
Также рассмотрены основные маркетинговые инструменты продвижения, которых существует достаточно большое количество. Задача маркетолога уметь сочетать между собой данные инструменты и методы для достижения наиболее эффективного результата.
Для маркетингового исследования и разработки программы продвижения была выбрана языковая школа «S’coolBus». При анализе рынка языковых школ г. Екатеринбурга, было отмечено, что на сегодняшний день наблюдается тенденция роста такого рода компаний, а также существуют организации, которые существуют достаточно долго время на рынке, имеют положительную репутацию и вызывают доверие у целевой аудитории, но имеют ряд схожих слабых сторон и недостатков.
Опираясь на полученные данные при проведение маркетингового исследования среди клиентов школы были выявлены наиболее эффективные инструменты продвижения: корпоративный сайт, социальные сети и Интернет- реклама. Также были выявлены основные коммуникационные проблемы такие как: низкая осведомленность целевой аудитории о внутришкольной
деятельности и мероприятиях в связи с недостаточным освещением в сети Интернет.
В контексте разработки программы продвижения, больший интерес был проявлен к Интернет продвижению языковой школы «S’coolBus», а также взаимодействию с потенциальными клиентами в социальных сетях, таких как ВК и Instagram, помимо данных мероприятий в языковом центре будут проходить «Дни открытых дверей» также для создания информационного повода общения с целевыми клиентами.
Мы считаем, что предложенная программа продвижения поможет не только решить существующие коммуникационные проблемы школы, но и поспособствует укреплению репутации компании и повысит узнаваемость в целом.
Данная тема имеет перспективы развития, так как почти каждый год появляются новые методы, способы и инструменты продвижения товаров и услуг. Каждый инструмент дает тот или иной эффект. Результат от маркетинговых мероприятий есть всегда. Нужно уметь правильно оценить данных результат и сделать выводы. Необходимо правильно ставить цель, которой хочет достигнуть компания, а от этого отталкиваться при разработке программы продвижения.
1. Аникина А. А. Маркетинговые коммуникации при минимальных затратах / А. А. Аникина // Маркетинг услуг. 2012. № 4. С. 292-301.
2. Афоничкина А. И. Основы менеджмента: учебник / А. И. Афоничкина и др. Санкт-Петербург: Питер, 2018. 338 с.
3. Батова Т. Н. Экономика промышленного предприятия: учебное пособие / Т. Н. Батова. Санкт-Петербург: ГУИТМО, 2010. 248 с.
4. Безпалова А. Г. Изучение и анализ понятия «продвижение» применительно к консалтинговым услугам в условиях сложно-экономической инфраструктуры локальных рынков / А. Г. Безпалова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 7-1. С. 102-107.
5. Веснин В. Р. Менеджмент в вопросах и ответах: учебное пособие / В. Р. Веснин. Москва: Проспект, 2015. 174 с.
6. Голубков Е. П. Маркетинг: словарь-справочник / Е. П. Голубков. Москва: Дело, 2001. 102 с.
7. Губарец М. А. Продвижение и позиционирование в маркетинге, или как продвинуть любой товар: учебно-практическое пособие / М. А. Губарец. Москва: Дашков и Ко, 2016. 224 с.
8. Давыдова О. В. Создание тестов и тестовых заданий по учебным дисциплинам социально-гуманитарного цикла высшего профессионального образования: учебное пособие / О. В. Давыдова. Москва: НИУ ВШЭ, 2012. 57 с.
9. Дятлова К. Д. Тестовый контроль по биологии: разработка тестов и анализ результатов тестирования: учебно- методическое пособие / К. Д. Нижний Новгород: НГУ, 2012. 55 с.
10. Еграшин А. В. Интернет-маркетинг: мифическое существо,
пожирающее реальные средства / А. В Еграшин // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 76-80.
11. Жунусакунова А. Д. Разновидности заданий в тестовой форме / А. Д. Жунусакунова // Актуальные вопросы современной педагогики. Уфа: Лето. 2012. № 2. С. 1-4.
12. Карпова С. В. Рекламное дело: учебник / С. В. Карпова. Москва: Юрайт, 2013. 431 с.
13. Кожушко О. А. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования: учебное пособие / О. А. Кожушко и др. Новосибирск: РИЦ НГУ, 2015. 327 с.
14. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: учебник / Ф. Котлер. Санкт- Петербург: Питер, 2015. 800 с.
15. Кумова С. В. Практический маркетинг: учебное пособие / С. В. Кумова. Саратов: СГТУ, 2012. 72 с...43